|
Издаем газетуТема проекта: «За здоровый образ жизни»В практике преподавания русского
языка и литературы в профессиональном училище
широко используются возможности
проектно-исследовательской технологии во
внеурочной деятельности. Технология проектов,
или метод проектов, позволяет эффективно
формировать коммуникативные навыки, а также
решать задачи формирования и развития
интеллектуальных умений критического и
творческого мышления, что наиболее полно решает
проблемы формирования коммуникативных навыков в
процессе обучения русскому языку и литературе в
образовательных учреждениях с техническим
профилем. Коллективный проект. В 2007 году была проделана большая работа группой № 3 в рамках проведения Года русского языка, учащиеся провели анкетирование «Для чего мы учим русский язык?» во всем училище. Преобладающие методы. В своей работе я использую творческие, исследовательские и информационные проекты. Творческие проекты реализуются в публикациях учащихся на страницах периодической печати, в создании учебного фильма и книги стихов, в конкурсных сочинениях. Основные методы работы – «мозговой штурм», метод творческой группы «редакции» или «художественной мастерской». Информационные проекты направлены на сбор необходимой для учебных и внеучебных занятий информации. Это – сотрудничество с библиотеками района, «приучение» работать с книгой или с электронными источниками. Итог – презентация сообщения на уроке или на классном часе. В процессе исследовательской работы
учащиеся целенаправленно подбирают текстовый
материал и его оформляют. Межпредметные и надпредметные проекты чаще всего реализуются во внеурочной деятельности. Пример – интегрированный факультативный курс с основами журналистики «За здоровый образ жизни», где учащиеся приобретают теоретические знания и практические умения, реализуют их в подготовке проекта. Итог работы – презентация газеты «Здоровый образ жизни». Организация работы над проектом: 1. Формирование проблемы, требующей
решения. Иногда экскурсия в музей, беседа на
уроке, на классном часе определят нерешенную
проблему. Задача преподавателя – создать
мотивацию к решению этой проблемы. Применение проектной технологии позволяет: – выходить за рамки общепринятых
программ во многих образовательных областях; Технология учебного проектирования
обеспечивает развитие творческих,
исследовательских способностей учащихся. Программа интегрированного с основами
журналистики курса
|
№ занятия |
Тема занятия. Теоретические сведения |
Форма проведения занятия |
Деятельность учащихся |
1 |
Вводное занятие. Мероприятия, отмечаемые Всемирной организацией здравоохранения: День здоровья, День донора, День борьбы со СПИДом, День борьбы с курением и т.д. Основы журналистики. Сущность и задачи редактирования |
Лекция. Деловая игра. Распределение ролей в команде; главный редактор, редактор отдела новостей, репортеры, фотограф, дизайнер, коммерческий директор |
Определение своей роли в создании газеты. Обсуждение тем будущих статей для рубрик «Основы здорового образа жизни», «Рок против наркотиков». Планирование периодических репортажей о работе «агитбригады Гиппократа» |
2 |
Идейное содержание газеты «За здоровый образ жизни». Речь и текст. Структура текста. Особенности публицистического текста. Рубрики. Заголовки рубрик |
Сообщения учащихся на тему «Образ жизни и здоровье». Дома готовим материал для интервью с медработниками училища по теме «Функциональные расстройства, состояние предболезни». Формулируем вопросы |
Конспект, сравнение, сопоставление, наблюдение над языком текстов. Редактирование текстов. Обсуждение заголовков к рубрикам. Конкурс статей в рубрику «Образ жизни и здоровье» |
3 |
Поговорим о рациональном питании» (лечебные диеты и их характеристики). Понятие о средствах художественной изобразительности, их роль в тексте |
Лабораторная работа. Запись чужой речи. Готовим интервью |
Составляем таблицы «Средства художественной изобразительности». Редактирование текста. Введение в текст средств выразительности языка |
4 |
Основные принципы организации умственного труда. Оперативно-исследовательские жанры (интервью, репортаж, отчет) |
Творческие мастерские. Выход в аудиторию с замыслом «Интервью на заданную тему» |
Творческие работы учащихся (групповые и индивидуальные) на темы: «Общественная и личная гигиена», «Основы закаливания» |
5 |
Оздоровительная система занятий физкультурой. Посещение детской спортивной школы. Исследовательско-новостные жанры (корреспонденция, комментарий, рецензия); исследовательские (статья, письмо, обозрение); исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет) |
Лекция. Практикум. «Репортаж с места событий». Домашнее задание. Работа в библиотеке. Подбор теоретического материала по выбранной теме |
Пишем открытое письмо современнику. Взаимопрезентация |
6 |
Методики отказа от курения и алкоголизма. Язык и реклама. Конкурс антирекламы наркотиков |
Лекция. Исследование. Использование на практике лингвистических приемов (или языковой манипуляции): а) оценочное понимание; б) «языковой капкан»; в) пресуппозиция; г) массированное употребление; д) «почерк мастера» |
Создание рекламы. В процессе работы учащиеся должны соблюдать требования к информативным сообщениям: оперативность; релевантность; фактическую точность; декодируемость; краткость информации |
7 |
Создаем макет газеты «За здоровый образ жизни». Цветовое оформление, шрифт, рамки. Выбор постоянных рубрик в газете; заголовки к статьям, наличие иллюстраций, расположение материалов и иллюстраций по страницам газеты |
Практикум |
Работа учащихся в выбранной роли. Каждый создает вариант своей газеты. Взаимное обсуждение. Выбираем лучший макет газеты |
8 |
Практикум. Обсуждение представленного в газету материала. Способы представления информационных статей |
Лабораторная работа. Составление памятки «Как написать статью»: 1. Продумайте форму подачи материала. 2. Составьте план. 3. Пишите проще. 4. Избегайте стандартной и очевидной тематики. 5. Точность, краткость, корректность – наш девиз. Работа над статьей |
Пишем статью |
9 |
Лекция медицинского работника училища «Средства и системы оздоровления» |
Круглый стол |
Опыт общения, свобода самовыражения. Комментарии к работам учащихся. |
10 |
Презентация газеты. Подведение итогов. Лучшая статья. Встреча с представителем местной газеты |
Практическая работа. Конкурс на лучшую публикацию в рубриках: «Вред курения», «Профилактика наркозависимости», «Решение проблемы патологии влечений», «Экология и здоровье» |
Презентация готового номера газеты |
Для реализации этих целей необходимо:
1) углублять теоретические знания
учащихся о тексте, совершенствовать умения и
навыки воспринимать научный, деловой,
публицистический и художественный текст;
2) повысить уровень речевого развития и навыки
практического использования языка в различных
сферах деятельности;
3) воспитать интерес к исследовательской
работе о способах достижения высокого уровня
здоровья и психологической стойкости, а также
желание следовать им в повседневной жизни.
Особенность содержания курса
состоит в том, что он опирается на данные таких
разделов филологических наук, как стилистика
русского языка, культура речи, и науки о
правильном и здоровом образе жизни –
валеологии.
Программа курса предполагает дальнейшее
развитие у учащихся самостоятельного мышления,
повышение речевой и письменной грамотности,
приобретение навыков работы журналиста. Они
должны научиться:
1) пользоваться справочной литературой
и словарями;
2) соблюдать нормы русского литературного языка и
понимать эстетическую функцию языка;
3) использовать в работе тексты различных жанров;
4) письменно оформлять информацию;
5) готовить примерный макет газеты.
Критерием успешности станет
создание творческой работы определенного жанра
по выбранной теме для одной из рубрик: «Вред
курения», «Профилактика наркозависимости»,
«Решение проблемы патологии влечений»,
«Психология здоровья», «Экология и здоровье».
Итог деятельности – презентация газеты
«Здоровый образ жизни».
Учебник. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10–11-х классов образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.