Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2009

Вне урока

Издаем газету

Тема проекта: «За здоровый образ жизни»

В практике преподавания русского языка и литературы в профессиональном училище широко используются возможности проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности. Технология проектов, или метод проектов, позволяет эффективно формировать коммуникативные навыки, а также решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений критического и творческого мышления, что наиболее полно решает проблемы формирования коммуникативных навыков в процессе обучения русскому языку и литературе в образовательных учреждениях с техническим профилем.
Под проектным методом я понимаю не только систему совместных с учащимися действий по разработке проекта, но и создание основ проектного обучения, которое рассматриваю как развивающее, базирующееся на последовательном выполнении комплексных задач проекта. Информационные паузы используются для усвоения базовых теоретических знаний.
Проектное обучение наиболее полно способствует формированию всех предусмотренных Госстандартом общего образования компетенций с учетом индивидуальных возможностей учащихся профессионального училища. Например, языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культурологической. В своей работе я использую несколько типов проектов. Творческие проекты чаще всего индивидуальны, они эффективнее с точки зрения организации поисковой деятельности учащегося, учитывают круг его личных интересов. Хорошо зарекомендовали себя парные проекты. В настоящее время учащиеся работают над проектом «Поезд будущего». Здесь синтетически взаимосвязаны спецпредмет «Электровоз», литературное творчество, художественная фантастика, компьютерная графика… «В этом году я впервые поведу поезд. На каких поездах я буду работать? Может быть, меня ждут бесколесные поезда на воздушной подушке? Или поезда на магнитном подвешивании? А может быть, откажутся от двигателя вообще, выкачают воздух в трубе с одной стороны и накачают с другой – и мчимся мы с машинистом по трубе! Это в будущем для меня, и для моих друзей, и для наших потомков, что придут трудиться на стальные магистрали», – раскрывает тему один учащийся, а другой свое представление поезда будущего оформляет в виде рисунка или схемы.

Коллективный проект. В 2007 году была проделана большая работа группой № 3 в рамках проведения Года русского языка, учащиеся провели анкетирование «Для чего мы учим русский язык?» во всем училище.

Преобладающие методы.

В своей работе я использую творческие, исследовательские и информационные проекты.

Творческие проекты реализуются в публикациях учащихся на страницах периодической печати, в создании учебного фильма и книги стихов, в конкурсных сочинениях. Основные методы работы – «мозговой штурм», метод творческой группы «редакции» или «художественной мастерской».

Информационные проекты направлены на сбор необходимой для учебных и внеучебных занятий информации. Это – сотрудничество с библиотеками района, «приучение» работать с книгой или с электронными источниками.

Итог – презентация сообщения на уроке или на классном часе.

В процессе исследовательской работы учащиеся целенаправленно подбирают текстовый материал и его оформляют.
Все материалы, отправляемые на конкурсы, в редакции газет и журналов, выполняются с использованием современных технологий.

Межпредметные и надпредметные проекты чаще всего реализуются во внеурочной деятельности. Пример – интегрированный факультативный курс с основами журналистики «За здоровый образ жизни», где учащиеся приобретают теоретические знания и практические умения, реализуют их в подготовке проекта. Итог работы – презентация газеты «Здоровый образ жизни».

Организация работы над проектом:

1. Формирование проблемы, требующей решения. Иногда экскурсия в музей, беседа на уроке, на классном часе определят нерешенную проблему. Задача преподавателя – создать мотивацию к решению этой проблемы.
2. Организация творческих групп.
3. Планирование работы над проектом. Определяем источники сбора информации, способы ее анализа, критерии оценки работы, обязанности при коллективной работе. Поиск и сбор информации.
4. Анализ информации обсуждаем совместно.
5. Оформление и представление проекта. Это может быть открытый урок с приглашением журналистов, поэтов, машинистов из локомотивного депо и др. Интересные работы мы представляем в библиотеки района. Видеофильм, слайды, фотовыставка, интернет-страницы, стенгазеты – продукты проектной деятельности моих учащихся.
6. Анализ и оценка результатов работы. Самоанализ и оценка товарищами, преподавателем.

Применение проектной технологии позволяет:

– выходить за рамки общепринятых программ во многих образовательных областях;
– учитывать специфику интересов учащихся, соответствовать их стилю усвоения знаний;
– интегрировать знания, полученные в разных образовательных областях;
– применять академические знания в прикладной сфере;
– глубоко вникать в сущность изучаемой темы;
– осознать значимость своего труда, повышать собственную самооценку (осуществляется мечта увидеть свою статью опубликованной и пр.);
– сформулировать социальный опыт обучающегося: умение выделять главное, решать социальные и профессиональные проблемы;
– расширить социальные контакты. Вот пример: Андрей Х. опубликовал свое первое стихотворение в газете, познакомился с самодеятельными поэтами, появился интересный круг общения.

Технология учебного проектирования обеспечивает развитие творческих, исследовательских способностей учащихся.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Самым сложным для учителя в технологии метода проектов является именно выполнение роли независимого консультанта. В моей практике учебные проекты планируются по два-три на учебный год (подготовка к конкурсам исследовательских и творческих работ), что касается учебных предметов, то таких работ очень много, это могут быть конкурс стихотворений, инсценировка литературного произведения, презентация газеты к предметной неделе с прохождением всех этапов организации работы над проектом.
Наиболее интересными оказываются проекты, идеи которых были предложены учащимися и вытекали из их потребностей. Такими оказались исследовательские проекты «Поезд будущего», «Моя рабочая династия», «Улицы старой Уфы», «Словарь говора моей деревни». Информационные и коммуникационные технологии выступают здесь основным инструментом работы, а приобретение опыта их использования в нетипичной ситуации – смыслом проекта. В данных проектах велика роль исследовательской составляющей.
Метод проектов открывает широкие возможности использования различных форм их реализации: пресс-конференция, экспериментальная лаборатория, издательское дело, экономическая игра, аналитико-статистическое бюро, студия анимационных проектов, методическая мастерская и т.п.
В рамках перечисленных форм работы с учащимися по технологии проектов широкое поле деятельности предоставлено и для учителя русского языка и литературы. Анализ работы по данной технологии показывает, что учебным результатом выступают опыт приобретения проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт, а не практическая польза от реализации проекта.

Программа интегрированного с основами журналистики курса
«За здоровый образ жизни»
(I курс, 10 часов)

Цели этого интегрированного факультативного курса – продолжение работы по развитию речи учащихся, использование возможностей юного человека для реализации его творческих способностей в коллективной проектной деятельности. Учащиеся работают над информационными и творческими проектами: оформляют интернет-странички о здоровом образе жизни, пишут тематические памятки, выпускают номер стенгазеты «За здоровый образ жизни». В ходе самостоятельной работы над подбором материала в газету учащиеся знакомятся с основами философских и медицинских знаний, в которых с различных точек зрения обобщается большой исторический и современный материал о здоровом образе жизни. Знакомясь с разными стилями и жанрами словесной культуры, они могут, пробуя себя, раскрыть многогранность своих способностей, найти присущую только им или близкую им форму самовыражения.
Курс должен помочь учащимся адаптироваться в современном мире, овладеть способами взаимодействия через создание средства массовой информации.

Учебно-тематический план курса

№ занятия

Тема занятия. Теоретические сведения

Форма проведения занятия

Деятельность учащихся

1

Вводное занятие.

Мероприятия, отмечаемые Всемирной организацией здравоохранения: День здоровья, День донора, День борьбы со СПИДом, День борьбы с курением и т.д.

Основы журналистики. Сущность и задачи редактирования

Лекция.

Деловая игра. Распределение ролей в команде; главный редактор, редактор отдела новостей, репортеры, фотограф, дизайнер, коммерческий директор

Определение своей роли в создании газеты. Обсуждение тем будущих статей для рубрик «Основы здорового образа жизни», «Рок против наркотиков». Планирование периодических репортажей о работе «агитбригады Гиппократа»

2

Идейное содержание газеты «За здоровый образ жизни».

Речь и текст. Структура текста. Особенности публицистического текста. Рубрики. Заголовки рубрик

Сообщения учащихся на тему «Образ жизни и здоровье».

Дома готовим материал для интервью с медработниками училища по теме «Функциональные расстройства, состояние предболезни». Формулируем вопросы

Конспект, сравнение, сопоставление, наблюдение над языком текстов. Редактирование текстов.

Обсуждение заголовков к рубрикам. Конкурс статей в рубрику «Образ жизни и здоровье»

3

Поговорим о рациональном питании» (лечебные диеты и их характеристики). Понятие о средствах художественной изобразительности, их роль в тексте

Лабораторная работа. Запись чужой речи. Готовим интервью

Составляем таблицы «Средства художественной изобразительности».

Редактирование текста. Введение в текст средств выразительности языка

4

Основные принципы организации

умственного труда.
Жанры журналистики. Оперативно-новостные жанры (заметка).

Оперативно-исследовательские жанры (интервью, репортаж, отчет)

Творческие мастерские. Выход в аудиторию с замыслом «Интервью на заданную тему»

Творческие работы учащихся (групповые и индивидуальные) на темы: «Общественная и личная гигиена», «Основы закаливания»

5

Оздоровительная система занятий физкультурой. Посещение детской спортивной школы.

Исследовательско-новостные жанры (корреспонденция, комментарий, рецензия);

исследовательские (статья, письмо, обозрение); исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет)

Лекция. Практикум. «Репортаж с места событий».

Домашнее задание. Работа в библиотеке. Подбор теоретического материала по выбранной теме

Пишем открытое

письмо современнику.

Взаимопрезентация

6

Методики отказа от курения и алкоголизма.

Язык и реклама. Конкурс антирекламы наркотиков

Лекция. Исследование. Использование на практике лингвистических приемов (или языковой манипуляции):

а) оценочное понимание;

б) «языковой капкан»;

в) пресуппозиция;

г) массированное употребление;

д) «почерк мастера»

Создание рекламы. В процессе работы учащиеся должны соблюдать требования к информативным сообщениям:

оперативность;

релевантность;

фактическую точность;

декодируемость;

краткость информации

7

Создаем макет газеты «За здоровый образ жизни».

Цветовое оформление, шрифт, рамки. Выбор постоянных рубрик в газете; заголовки к статьям, наличие иллюстраций, расположение материалов и иллюстраций по страницам газеты

Практикум

Работа учащихся в выбранной роли. Каждый создает вариант своей газеты. Взаимное обсуждение. Выбираем лучший макет газеты

8

Практикум. Обсуждение представленного в газету материала. Способы представления информационных статей

Лабораторная работа.

Составление памятки «Как написать статью»:

1. Продумайте форму подачи материала.

2. Составьте план.

3. Пишите проще.

4. Избегайте стандартной и очевидной тематики.

5. Точность, краткость, корректность – наш девиз.

Работа над статьей

Пишем статью

9

Лекция медицинского работника училища «Средства и системы оздоровления»

Круглый стол

Опыт общения, свобода самовыражения.

Комментарии к работам учащихся.

10

Презентация газеты. Подведение итогов. Лучшая статья. Встреча с представителем местной газеты

Практическая работа. Конкурс на лучшую публикацию в рубриках: «Вред курения», «Профилактика наркозависимости», «Решение проблемы патологии влечений», «Экология и здоровье»

Презентация готового номера газеты

Для реализации этих целей необходимо:

1) углублять теоретические знания учащихся о тексте, совершенствовать умения и навыки воспринимать научный, деловой, публицистический и художественный текст;
2) повысить уровень речевого развития и навыки практического использования языка в различных сферах деятельности;
3) воспитать интерес к исследовательской работе о способах достижения высокого уровня здоровья и психологической стойкости, а также желание следовать им в повседневной жизни.

Особенность содержания курса состоит в том, что он опирается на данные таких разделов филологических наук, как стилистика русского языка, культура речи, и науки о правильном и здоровом образе жизни – валеологии.
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у учащихся самостоятельного мышления, повышение речевой и письменной грамотности, приобретение навыков работы журналиста. Они должны научиться:

1) пользоваться справочной литературой и словарями;
2) соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;
3) использовать в работе тексты различных жанров;
4) письменно оформлять информацию;
5) готовить примерный макет газеты.

Критерием успешности станет создание творческой работы определенного жанра по выбранной теме для одной из рубрик: «Вред курения», «Профилактика наркозависимости», «Решение проблемы патологии влечений», «Психология здоровья», «Экология и здоровье».
Итог деятельности – презентация газеты «Здоровый образ жизни».

Учебник. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10–11-х классов образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

Ольга Прядильникова