Цель урока: расширить знания и
представления учащихся об основных элементах и
явлениях атмосферы Земли; обучить приемам
закаливания.
Методическое обеспечение: А.А.
Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. Учебник.
5-й класс; игра «Вокруг света на воздушном шаре»;
пакеты с заданиями для групп; регистрационная
карта работы групп; набор пословиц и поговорок
(для оформления кабинета); таблички для названий
групп; таблица «Приемы воздушного закаливания»;
альбомный лист для каждого учащегося.
Уровни усвоения
Представления
|
Отношение |
Стратегия
поведения |
Актуализировать
представления школьников о воздействии
температуры окружающей (внешней) среды на
организм человека |
Формировать
позитивное отношение к различным способам
снижения рисков, связанных с неблагоприятными
воздействиями температуры окружающей (внешней)
среды на организм человека |
Обучить основным
приемам воздушного закаливания в целях
укрепления своего здоровья |
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
Актуализация знаний о воздушной
оболочке Земли.
На доске и в тетрадях записывается
тема урока и проводится упражнение «Ассоциации».
Упражнение «Ассоциации»
Каждому предлагается назвать
ассоциации, которые возникают у него со
словосочетанием «Воздушная одежда (оболочка)
Земли». После этого внимание детей обращается на
ассоциации, связанные с температурой (тепло,
холод). Используя пословицы и поговорки,
расположенные на стене вокруг доски, учитель
проводит краткое обсуждение этих ассоциаций,
объясняет значение тепла и холода для человека.
Русские пословицы и поговорки о
тепле и холоде:
Береги нос в большой мороз.
Пар костей не ломит.
В зимний холод всякий молод.
Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Хоть и холодно, да не голодно.
Что мне золото, светило бы солнышко.
Худо лето, когда солнца нету.
II. Основная часть
Изучение основных элементов и явлений
атмосферы Земли.
В ходе мини-дискуссии о тепле и холоде, их
значении преподаватель ненавязчиво ставит перед
учащимися ряд проблемных вопросов, связанных с
воздушной оболочкой Земли. Причем они задаются с
таким предполагаемым содержанием ответа, чтобы
ребята почувствовали недостаток знаний о
воздухе, атмосфере и т.д.
Таким образом, реализуется мотивационный
компонент урока и у детей возникает потребность
в устранении пробелов в знаниях по данной теме.
Основные тезисы высказываний школьников учитель
записывает на доске.
После этого преподаватель объявляет о
предстоящем путешествии, в ходе которого у детей
будет возможность не только продемонстрировать
свой кругозор и способности, но и пополнить багаж
знаний об атмосфере Земли.
Игра «Вокруг света на воздушном
шаре»
Условия игры:
Класс делится на группы по 5 человек – это экипаж
воздушного шара. Сформированный экипаж
придумывает название своего летательного
аппарата, подписывает его на табличке,
расположенной на столе. Учитель фиксирует
названия в регистрационной таблице вместе с
нумерацией групп. Далее экипаж распределяет
«специальности» (по желанию или жребию):
атмосферолог – изучает общие
особенности атмосферы Земли;
гидрометеоролог – изучает облака и
осадки;
штурман – изучает вопросы,
связанные с возникновением ветра и грозы;
метеоролог – изучает основную
информацию о погоде и климате;
специалист по здоровью – изучает
вопросы, связанные с воздействием температуры
окружающей (внешней) среды на организм человека.
После проведения каждого этапа игры
выступает «специалист», изучающий то задание из
всего пакета материалов, которое касается
предметной области его профессии.
Этапы игры – перелеты воздушного
путешествия:
Перелет 1. «Атмосфера».
Перелет 2. «Облака».
Перелет 3. «Ветер».
Перелет 4. «Погода и климат».
Перелет 5. «Температура».
На проведение каждого этапа отводятся
4 минуты (3 минуты – на выполнение задания, 1
минута– на выступление специалиста).
Пакет заданий для групп (выдается каждой
группе).
Перелет 1. «Атмосфера».
Прочитай текст учебника (стр. 72, абзацы
1 и 2). Нарисуй картину, на которой должны быть
изображены все особенности атмосферы Земли. Будь
готов о них рассказать.
Перелет 2. «Облака».
Прочитай текст учебника (стр. 72, абзацы
3 и 4). Составь схему «Образование облаков»,
посмотри в окно и определи вид облаков на
сегодняшний день. Будь готов рассказать о них.
Перелет 3. «Ветер».
Прочитай текст учебника (стр. 72–73,
абзацы 5, 6 и 7). Составь краткую статью для газеты о
ветре, его образовании, грозах и молниях (ведь по
прибытии журналисты будут брать у вас интервью).
Будь готов прочитать свою заметку.
Перелет 4. «Погода и климат».
Прочитай текст учебника (стр. 73, от 8-го
абзаца и до конца). Ответь на вопросы и запиши
ответы в тетрадь:
– Погода – это… (определение).
– Климат – это… (определение).
– Найди отличия погоды от климата.
– Чем характеризуется погода (перечисли ее
элементы)?
– Какой из элементов погоды оказывает
наибольшее влияние на организм человека?
Перелет 5. «Температура».
Внимательно прочти текст, просмотри
еще раз высказывания ребят про тепло и холод,
записанные на доске. Предложи один способ защиты
своего организма от неблагоприятного
воздействия на него температуры.
Влияние
температуры окружающей среды на организм
человека
Температура окружающей (внешней)
среды имеет огромное значение для организма
человека, его здоровья, а также оказывает на него
сильное влияние. Это влияние проявляется в
сложном процессе теплообмена организма с
окружающей средой. И в самом деле, если какое-то
время побыть на холоде, то отдельные участки кожи
тоже станут холодными (разве у тебя не мерзнут
нос, руки, щеки зимой?). Это происходит потому, что
под воздействием низких температур кровеносные
сосуды сужаются и это уменьшает приток крови к
коже. Еще через какое-то время начинаешь
чувствовать озноб, так как организм теряет тепло,
температура тела падает и хочется спать
(гипотермия). А когда температура тела опускается
ниже 26–270С (для этого нужно пробыть на
холоде несколько часов при условии
малоподвижности), начинают угасать жизненные
функции. Бывают даже холодовые травмы –
обморожения, когда низкие температуры
воздействуют на определенный участок тела (чаще
всего лицо, руки, ноги).
Конечно, с полной уверенностью можно утверждать,
что ты любишь лето. И не только из-за каникул, но и
потому, что летом тепло. Но высокие температуры
тоже оказывают значительное влияние на твой
организм.
Почему? Потому что в организме нарушается
процесс терморегуляции, т.е. образования и отдачи
тепла. А если еще вдобавок воздух влажен и
неподвижен, а на тебе надета одежда из
непроницаемых для водяных паров тканей (это
материалы на основе искусственных волокон –
крепы, трикотаж, лайкра, искусственная кожа,
синтетические ткани и т.п.), то это еще больше
способствует нарушению терморегуляции. И тогда
повышается температура тела, увеличивается
частота пульса (с повышением температуры тела на
1оС – на 10 ударов в минуту), дыхание
учащается из-за усиленной работы сердца.
Все эти признаки говорят о перегревании
организма. А если пробыть на жаре долго (ты ведь
наверняка любишь понежиться на солнышке), то это
может привести к тепловому удару. Тогда кожа
становится сухой и горячей, мышцы – слабыми,
замедляется биение сердца, возможны потеря
сознания и судороги.
Ну а когда утром пасмурно и прохладно, а к обеду
уже светит яркое солнце и стоит жара, то такой
резкий перепад температур за короткое время тоже
не останется «не замеченным» твоим организмом. А
вот к периодическим колебаниям температуры в
течение суток организм приспособился очень
хорошо. Например, активность зависит от
температуры тела, и ночью, когда ты спишь, она
самая низкая (34–35оС), а к утру возрастает и
достигает своего максимума приблизительно к 18
часам (около 36–37оС), поэтому уровень
бодрствования днем выше и тебе легче заниматься
повседневными делами.
Так как же происходят все эти процессы? Все дело в
том, что человеческий организм имеет свои органы,
системы и функции, отвечающие за терморегуляцию.
Все они, конечно же, контролируются головным
мозгом, а точнее, его сенсорной корой (она
отвечает за чувствительность всего тела). Для
того чтобы регулировать температуру тела,
нервная система выполняет соматосенсорную
функцию и имеет огромное количество нервных
окончаний с рецепторами, которые подходят к
верхнему слою кожи. Холодовых рецепторов у
нашего организма 250 тысяч, а тепловых – 30 тысяч.
Еще организм имеет терморегулирующую функцию,
т.е. при изменении температуры внешней среды
автоматически включаются его приспособительные
реакции – это изменения крови и работа потовых
желез. Всего потовых желез у нас 3–4 млн. Они
похожи на маленькие клубочки, где образуется пот
(кстати, он совсем не имеет запаха; пот
приобретает запах, когда начинают разлагаться
находящиеся в нем бактерии), а от этих клубочков к
поверхности кожи отходят потовые каналы, которые
заканчиваются порами. Вот к таким «клубочкам» и
подходят рецепторы нервных окончаний,
отвечающие за чувствительность к температуре
внешней среды. Больше всего потовых желез на лбу,
ладонях, ступнях, под мышками. А вот на губах их
совсем нет.
А еще холодный или теплый воздух оказывает
влияние на твои волосы. Когда они на холоде, то
сжимаются из-за ухудшения кровообращения кожи,
становятся ломкими и сухими. Это одна из причин
ношения нами зимой головных уборов. Нахождение
волос под воздействием теплого воздуха
способствует их расширению, тогда увеличивается
салоотделение и волосы быстро загрязняются.
Поэтому летом нам приходится чаще мыть голову.
И наконец следует отметить, что на наш организм
имеют еще непосредственное влияние сами
солнечные лучи (ведь ты же любишь позагорать
после купания?). Хотя это тоже небезопасно, и
находиться под солнцем без вреда для здоровья
можно не более 50 раз в год, да и то порциями по 10–15
минут. Так что и загорать тоже нужно уметь. |
Начинаем играть
Группам раздается «балласт» – по 10
кружочков зеленого цвета. В ходе игры они должны
избавиться от него. Чем меньше остается у группы
«балласта», тем легче ей «долететь» до хорошей
оценки («4» или «5»). Ведущий забирает один или два
кружочка в том случае, если выступление
специалиста группы конкретно, лаконично и
правильно. «Сброшенный балласт» прикрепляется в
соответствующую графу регистрационной таблицы в
зависимости от этапа игры и выступающей группы (см.
табл. 1).
После установочной консультации каждая группа
получает пакет с заданиями и распределяет их
среди членов экипажа в соответствии с выбранными
специальностями (по одному заданию).
Таблица 1
Регистрационная таблица работы групп
Этап игры |
1-я группа |
2-я группа |
3-я группа |
и т.д. |
Перелет 1.
«Атмосфера» |
|
|
|
|
Перелет 2.
«Облака» |
|
|
|
|
Перелет 3.
«Ветер» |
|
|
|
|
Перелет 4.
«Погода и климат» |
|
|
|
|
Перелет 5.
«Температура» |
|
|
|
|
Проводится первый этап игры –
перелет 1. «Атмосфера». Учащиеся выполняют свои
задания в течение регламентированного времени (3
минуты), затем от каждой группы выступают
атмосферологи, прикрепляя картину в отведенном
для этого месте и комментируя свое произведение.
После выступления ведущий распределяет
количество «выброса балласта» в соответствии с
имеющимися критериями выступлений ребят.
«Балласт» заносится в регистрационную таблицу.
Затем полет продолжается, и для того, чтобы вновь
«подняться» в воздух, необходимо передать свое
задание по часовой стрелке, т.е. соседу слева, а
самому взять задание у соседа справа.
Примечание. При выполнении всех
последующих заданий, кроме перелета 5
«Температура», учащиеся не готовят выступление,
так как оно было подготовлено при выполнении
первого перелета. Такая схема игры предусмотрена
для того, чтобы каждый имел возможность не только
работать на группу, но и проработать всю тему
целиком, а не только ее часть (за которую он
отвечает).
Проведение 2-го, 3-го и 4-го этапов игры
осуществляется по такому же алгоритму.
Проведение 5-го этапа игры – перелет 5
«Температура» – проводится также по алгоритму,
но до выступления специалистов по здоровью
группам дается дополнительное время – 2
минуты – для того, чтобы:
обсудить все предлагаемые способы снижения
рисков, связанных с неблагоприятным
воздействием температуры окружающей (внешней)
среды на организм человека;
выделить наиболее важные из них, по мнению всей
группы, записать их крупными буквами на листе
бумаги;
выразить свое мнение относительно информации,
изложенной в тексте задания 5.
Выступающий специалист озвучивает решение
группы и прикрепляет лист бумаги с предложениями
от нее к доске.
III. Заключительная часть
Учитель кратко комментирует
предложенные группами приемы, делая акцент на
том, что применение тех или иных из них должно
носить систематический характер, а их отбор –
опираться на индивидуальные особенности своего
тела и его функционирования. Все это в
совокупности должно обеспечить выработку
защитных реакций и повышение устойчивости
организма к неблагоприятным воздействиям
температуры окружающей (внешней) среды. Такая
система приемов условно называется воздушным
закаливанием.
Затем в ходе общего обсуждения
отбираются наиболее приемлемые и эффективные
приемы воздушного закаливания (заполняется
таблица 2).
Таблица 2
Приемы воздушного закаливания
Приемы |
Я делаю так
всегда |
Я делаю так
иногда |
Я так не делаю |
Не считаю это
важным для себя |
Умеренное
загорание.
Ношение головного убора зимой.
Соблюдение естественных ритмов организма.
Систематическая мышечная деятельность.
Укрепление нервной системы.
Уход за кожей.
И т. д. |
|
|
|
|
IV. Итог урока
Детям предлагается подумать и
определить свое отношение к выделенным приемам,
а также оценить степень и эффективность их
применения для укрепления своего организма.
Полученные результаты заносятся в таблицу.
Учащиеся самостоятельно делают выводы,
заслушивается мнение некоторых ребят.
V. Домашнее задание
Повторить текст учебника. Выполнить
задания учебника рубрики «Подумайте». Обсудить
с членами семьи степень, правильность и
эффективность использования приемов воздушного
закаливания. Узнать отношение родителей, их
готовность поддержать и принять
непосредственное участие в изменении стратегии
поведения по данному аспекту.