Смысл – в интеграции
В ходе экспериментальной работы
коллектив центра убедился в том, что без
формирования персональных ресурсов здоровья,
обучения здоровью и включения каждого ребенка в
процесс укрепления и сохранения собственного
здоровья эту проблему решить невозможно.
Смысл экспериментального поиска заключается в
укреплении здоровья школьников на основе
интеграции образовательного и оздоровительного
процессов в условиях стационара. Коллектив
центра объединяет лечебно-оздоровительную и
учебно-воспитательную работу в непрерывный
процесс медико-социальной и
психолого-педагогической реабилитации.
Составляющие комплекса
Медицинский аспект – это
максимальное использование средств
безмедикаментозного лечения: диетотерапии,
климатотерапии, физиобальнеолечения,
светоцветотерапии, музыкотерапии, массажа,
лечебной физкультуры и множества других средств
и методов современной медицины; обучение детей и
подростков основам сохранения, восстановления и
укрепления здоровья по программе «Школа
здоровья»; разъяснение ребенку и его родителям
сути заболевания, психического состояния, причин
затруднений в освоении школьных программ,
обеспечение учащихся рекомендациями и
методиками самостоятельного укрепления своего
здоровья, предупреждение рецидивов.
Психологический аспект – сеансы
психотерапии, аутотренинг саморегуляции,
занятия кружка «Школа общения», проигрывание
ситуаций страхов и обид, беседы о влиянии эмоций
и оптимистического отношения к жизни на здоровье
человека.
Педагогический аспект нацелен на
закрепление у детей нравственных качеств
личности, способности разобраться в самом себе,
реально оценивать свои поступки и возможности;
на развитие чувства эмпатии и взаимной
поддержки. Непрерывность педагогического
воздействия на ребенка обеспечивается тесным
сотрудничеством учителей и воспитателей.
Воспитатели большое внимание уделяют созданию в
группах необходимого уюта и такой атмосферы
общения, которая помогает поддержанию хорошего
настроения, духовному подъему детей, развитию
интересов, потребности делать добрые дела,
укреплению психического здоровья.
Обучение детей здоровью осуществляется с первых
минут их пребывания в центре. И начинается оно с
соблюдения режима дня, сбалансированного
питания, выполнения санитарно-гигиенических
норм (температурный режим, освещенность,
влажность, проветривание и др.); формирования у
детей навыков самообслуживания, создания
комфорта и уюта в среде обитания; профилактики
ОРЗ, переутомления, близорукости, заболеваний
опорно-двигательного аппарата и мышечной
системы, обострений хронических заболеваний.
Режим дня
Залогом успеха в работе по
восстановлению физического и духовного здоровья
детей является разумно организованный
распорядок дня. При его разработке мы исходим из
медицинских требований и
психолого-педагогической целесообразности,
учитываем индивидуальный вегетативный статус
(ИВС) и биоритмологические характеристики детей.
В режим дня, помимо традиционных элементов,
включены две адаптационные гимнастики (утром
после подъема и днем после дневного сна),
воздушные перемены, лечебные процедуры,
траволечение в фитобаре, дозированные прогулки
перед сном и после обеда, музыкотерапия (в момент
просыпания, перед сном и во время учебных занятий
и занятий кружков и студий).
Благодаря чередованию разнообразных видов
деятельности, подвижных, коррекционных игр и
развлечений, достаточному по продолжительности
полноценному отдыху детей на свежем воздухе
учащиеся не испытывают переутомления.
Особое внимание в режиме дня уделяется повышению
двигательной активности – это и физические
упражнения на свежем воздухе (игры, праздники,
соревнования), и занятия в спортивных секциях, и
ЛФК.
Все дети обязательно занимаются
физкультурно-оздоровительной деятельностью, 2–3
часа в день посвящают активным подвижным
занятиям.
Работа по обучению здоровью начинается
воспитателями и врачами-педиатрами в группах и
продолжается на занятиях «Школы здоровья» и
«Школы общения». Знания, полученные на занятиях
«Школы здоровья», о вредных привычках, личной
гигиене, пользе правильного питания и др.
закрепляются в процессе совместного проживания
детей в группе, в ходе коллективных творческих
дел.
Дети обеспечены рациональным, сбалансированным
питанием – вся еда готовится из качественных
продуктов и содержит все необходимые для
растущего организма витамины и микроэлементы.
Организация досуга детей – очень важная
составляющая в процессе формирования здорового
образа жизни. Здесь основной задачей становится
создание положительного психологического фона в
группе и доброжелательной, комфортной во всех
отношениях атмосферы, располагающей к
открытости и творчеству; а также обеспечение
участия каждого ребенка в групповых делах.
Работа с детьми по сохранению здоровья и
формированию здорового образа жизни
продолжается на уроках и занятиях по валеологии.
Понять самого себя
Следующий шаг в обучении здоровью –
знакомство ребенка с самим собой. С помощью
занятий кружка «Познай себя», индивидуальных
занятий с педагогом-психологом помогаем ребенку
понять себя и свое состояние, реально оценить
свои способности, развиваем чувство
собственного достоинства. Психологи проводят
коррекционную работу по формированию у детей и
подростков адекватной самооценки, развитию
способности к самопознанию, уверенности в себе,
по снижению агрессии и тревожности,
урегулированию взаимоотношений со сверстниками,
развитию навыков самоконтроля.
Обучение здоровому образу жизни невозможно без
формирования коммуникативных навыков,
помогающих налаживать отношения, разрешать
конфликты, справляться с нежелательными или
опасными формами поведения. На занятиях «Школы
общения» дети расширяют знания о себе,
овладевают приемами и способами взаимодействия
в коллективе, умением находить выход из
конфликтных ситуаций, выслушивать и принимать
чужое мнение. Детям дается возможность увидеть и
почувствовать значение бесконфликтного
взаимодействия. У ребят формируются такие
личностные качества, как эмпатия, толерантность,
ответственность за свои поступки.
Заботы психологической службы
Сохранение и укрепление
психологического здоровья детей – тоже
немаловажная часть реабилитационного процесса.
Под психологическим здоровьем мы подразумеваем
проявления личности в целом: насколько ребенок
уверен в себе, насколько он может согласовывать
свои интересы с интересами окружающих.
Психологически здоровому человеку присущи
саморегуляция, поддержание активного
динамического баланса между организмом и
окружающей средой во всех ситуациях.
В начале каждой смены психологическая служба
центра проводит диагностику
психоэмоционального состояния детей на наличие
тревожности, стресса.
Как известно, нарушения в общении, конфликтность
и обособленность – признаки слабой адаптации
ребенка к окружающему миру, которая может быть
причиной серьезных эмоционально-личностных
проблем в будущем.
Занятия проводятся индивидуально, в
мини-группах, в кружке «Школа общения». Детям
предлагаются специальные упражнения для снятия
психоэмоционального напряжения, снижения уровня
тревожности, агрессивности.
Для того чтобы отследить результат, ребята
определяют цвет своего настроения в начале и в
конце занятия. Как правило, уходят темные краски,
цвет становится светлее, ярче. Ребята сами
отмечают внутреннее ощущение спокойствия,
уравновешенности.
К концу смены у 85–87% детей, находившихся в
состоянии стресса, наблюдается положительная
динамика психоэмоционального состояния,
снижается агрессивность, повышаются
психологическая устойчивость, адекватность
восприятия себя и окружающих.
Родители тех детей, которые приезжают повторно,
отмечают, что ребенок стал самостоятельнее,
легче идет на контакт в общении, появилось больше
понимания в семье. Результаты положительного
пребывания детей в центре отмечаются и по
прошествии сравнительно большого срока.
Ребенок включен в процесс
Обязательным условием эффективности
проводимой работы по пропаганде ЗОЖ является
включение в этот процесс самого ребенка. Каким
образом мы этого добиваемся?
Во-первых, ребенок ежедневно под руководством
воспитателя заполняет маршрутный лист, отмечает
на графике количество набранных им баллов и
строит график успешности реабилитации своего
здоровья.
Во-вторых, активная деятельность школьников
поощряется морально и материально: валютой
центра «Успех» – успешками, награждением
грамотами, дипломами, благодарственными
письмами, значками, поздравлениями по радио,
вручением на линейке переходящих сувениров.
В-третьих, организация отдыха в центре в составе
полного школьного класса позволяет добиться
неплохих результатов в профилактике заболеваний
и укреплении здоровья учащихся.
В результате экспериментальной работы мы пришли
к выводу, что оздоравливать детей классами более
эффективно:
– срок адаптации у детей к новым
условиям сокращается, так как нет необходимости
в адаптации друг к другу;
– правилам здорового образа жизни обучается
полный класс, и, вернувшись в школу, весь класс во
главе с классным руководителем (при активном
участии родителей) старается придерживаться
этих принципов;
– учителя, получив рекомендации по
здоровьесберегающим технологиям, используют их
на своих уроках.
Итоги
За время пребывания в центре уровень
здоровья детей повышается, так как, проживая в
центре, они строго соблюдают режим дня, для них
ограничено время просмотра телевизора и занятий
на компьютере, сокращено время подготовки
домашних заданий. Ребята максимально находятся
на свежем воздухе, участвуют в подвижных играх,
соревнованиях, эстафетах, а дневной сон
поддерживает общее оздоровление организма. В
связи с этим отмечается положительная динамика
показателей медицинской реабилитации.
Такая форма оздоровления детских коллективов
поддержана родительской общественностью и
педагогами школ города Тюмени.