Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2009

Нам пишут

В центр – всем классом!

15 лет коллектив центра психолого-педагогической  и медицинской   реабилитации  и коррекции «Успех»   города Тюмени ищет пути и способы поддержания  и укрепления здоровья школьников

Смысл – в интеграции

В ходе экспериментальной работы коллектив центра убедился в том, что без формирования персональных ресурсов здоровья, обучения здоровью и включения каждого ребенка в процесс укрепления и сохранения собственного здоровья эту проблему решить невозможно.
Смысл экспериментального поиска заключается в укреплении здоровья школьников на основе интеграции образовательного и оздоровительного процессов в условиях стационара. Коллектив центра объединяет лечебно-оздоровительную и учебно-воспитательную работу в непрерывный процесс медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации.

Составляющие комплекса

Медицинский аспект – это максимальное использование средств безмедикаментозного лечения: диетотерапии, климатотерапии, физиобальнеолечения, светоцветотерапии, музыкотерапии, массажа, лечебной физкультуры и множества других средств и методов современной медицины; обучение детей и подростков основам сохранения, восстановления и укрепления здоровья по программе «Школа здоровья»; разъяснение ребенку и его родителям сути заболевания, психического состояния, причин затруднений в освоении школьных программ, обеспечение учащихся рекомендациями и методиками самостоятельного укрепления своего здоровья, предупреждение рецидивов.
Психологический аспект – сеансы психотерапии, аутотренинг саморегуляции, занятия кружка «Школа общения», проигрывание ситуаций страхов и обид, беседы о влиянии эмоций и оптимистического отношения к жизни на здоровье человека.
Педагогический аспект нацелен на закрепление у детей нравственных качеств личности, способности разобраться в самом себе, реально оценивать свои поступки и возможности; на развитие чувства эмпатии и взаимной поддержки. Непрерывность педагогического воздействия на ребенка обеспечивается тесным сотрудничеством учителей и воспитателей. Воспитатели большое внимание уделяют созданию в группах необходимого уюта и такой атмосферы общения, которая помогает поддержанию хорошего настроения, духовному подъему детей, развитию интересов, потребности делать добрые дела, укреплению психического здоровья.
Обучение детей здоровью осуществляется с первых минут их пребывания в центре. И начинается оно с соблюдения режима дня, сбалансированного питания, выполнения санитарно-гигиенических норм (температурный режим, освещенность, влажность, проветривание и др.); формирования у детей навыков самообслуживания, создания комфорта и уюта в среде обитания; профилактики ОРЗ, переутомления, близорукости, заболеваний опорно-двигательного аппарата и мышечной системы, обострений хронических заболеваний.

Режим дня

Залогом успеха в работе по восстановлению физического и духовного здоровья детей является разумно организованный распорядок дня. При его разработке мы исходим из медицинских требований и психолого-педагогической целесообразности, учитываем индивидуальный вегетативный статус (ИВС) и биоритмологические характеристики детей. В режим дня, помимо традиционных элементов, включены две адаптационные гимнастики (утром после подъема и днем после дневного сна), воздушные перемены, лечебные процедуры, траволечение в фитобаре, дозированные прогулки перед сном и после обеда, музыкотерапия (в момент просыпания, перед сном и во время учебных занятий и занятий кружков и студий).
Благодаря чередованию разнообразных видов деятельности, подвижных, коррекционных игр и развлечений, достаточному по продолжительности полноценному отдыху детей на свежем воздухе учащиеся не испытывают переутомления.
Особое внимание в режиме дня уделяется повышению двигательной активности – это и физические упражнения на свежем воздухе (игры, праздники, соревнования), и занятия в спортивных секциях, и ЛФК.
Все дети обязательно занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью, 2–3 часа в день посвящают активным подвижным занятиям.
Работа по обучению здоровью начинается воспитателями и врачами-педиатрами в группах и продолжается на занятиях «Школы здоровья» и «Школы общения». Знания, полученные на занятиях «Школы здоровья», о вредных привычках, личной гигиене, пользе правильного питания и др. закрепляются в процессе совместного проживания детей в группе, в ходе коллективных творческих дел.
Дети обеспечены рациональным, сбалансированным питанием – вся еда готовится из качественных продуктов и содержит все необходимые для растущего организма витамины и микроэлементы.
Организация досуга детей – очень важная составляющая в процессе формирования здорового образа жизни. Здесь основной задачей становится создание положительного психологического фона в группе и доброжелательной, комфортной во всех отношениях атмосферы, располагающей к открытости и творчеству; а также обеспечение участия каждого ребенка в групповых делах.
Работа с детьми по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни продолжается на уроках и занятиях по валеологии.

Понять самого себя

Следующий шаг в обучении здоровью – знакомство ребенка с самим собой. С помощью занятий кружка «Познай себя», индивидуальных занятий с педагогом-психологом помогаем ребенку понять себя и свое состояние, реально оценить свои способности, развиваем чувство собственного достоинства. Психологи проводят коррекционную работу по формированию у детей и подростков адекватной самооценки, развитию способности к самопознанию, уверенности в себе, по снижению агрессии и тревожности, урегулированию взаимоотношений со сверстниками, развитию навыков самоконтроля.
Обучение здоровому образу жизни невозможно без формирования коммуникативных навыков, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, справляться с нежелательными или опасными формами поведения. На занятиях «Школы общения» дети расширяют знания о себе, овладевают приемами и способами взаимодействия в коллективе, умением находить выход из конфликтных ситуаций, выслушивать и принимать чужое мнение. Детям дается возможность увидеть и почувствовать значение бесконфликтного взаимодействия. У ребят формируются такие личностные качества, как эмпатия, толерантность, ответственность за свои поступки.

Заботы психологической службы

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей – тоже немаловажная часть реабилитационного процесса. Под психологическим здоровьем мы подразумеваем проявления личности в целом: насколько ребенок уверен в себе, насколько он может согласовывать свои интересы с интересами окружающих. Психологически здоровому человеку присущи саморегуляция, поддержание активного динамического баланса между организмом и окружающей средой во всех ситуациях.
В начале каждой смены психологическая служба центра проводит диагностику психоэмоционального состояния детей на наличие тревожности, стресса.
Как известно, нарушения в общении, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, которая может быть причиной серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.
Занятия проводятся индивидуально, в мини-группах, в кружке «Школа общения». Детям предлагаются специальные упражнения для снятия психоэмоционального напряжения, снижения уровня тревожности, агрессивности.
Для того чтобы отследить результат, ребята определяют цвет своего настроения в начале и в конце занятия. Как правило, уходят темные краски, цвет становится светлее, ярче. Ребята сами отмечают внутреннее ощущение спокойствия, уравновешенности.
К концу смены у 85–87% детей, находившихся в состоянии стресса, наблюдается положительная динамика психоэмоционального состояния, снижается агрессивность, повышаются психологическая устойчивость, адекватность восприятия себя и окружающих.
Родители тех детей, которые приезжают повторно, отмечают, что ребенок стал самостоятельнее, легче идет на контакт в общении, появилось больше понимания в семье. Результаты положительного пребывания детей в центре отмечаются и по прошествии сравнительно большого срока.

Ребенок включен в процесс

Обязательным условием эффективности проводимой работы по пропаганде ЗОЖ является включение в этот процесс самого ребенка. Каким образом мы этого добиваемся?
Во-первых, ребенок ежедневно под руководством воспитателя заполняет маршрутный лист, отмечает на графике количество набранных им баллов и строит график успешности реабилитации своего здоровья.
Во-вторых, активная деятельность школьников поощряется морально и материально: валютой центра «Успех» – успешками, награждением грамотами, дипломами, благодарственными письмами, значками, поздравлениями по радио, вручением на линейке переходящих сувениров.
В-третьих, организация отдыха в центре в составе полного школьного класса позволяет добиться неплохих результатов в профилактике заболеваний и укреплении здоровья учащихся.
В результате экспериментальной работы мы пришли к выводу, что оздоравливать детей классами более эффективно:

– срок адаптации у детей к новым условиям сокращается, так как нет необходимости в адаптации друг к другу;
– правилам здорового образа жизни обучается полный класс, и, вернувшись в школу, весь класс во главе с классным руководителем (при активном участии родителей) старается придерживаться этих принципов;
– учителя, получив рекомендации по здоровьесберегающим технологиям, используют их на своих уроках.

Итоги

За время пребывания в центре уровень здоровья детей повышается, так как, проживая в центре, они строго соблюдают режим дня, для них ограничено время просмотра телевизора и занятий на компьютере, сокращено время подготовки домашних заданий. Ребята максимально находятся на свежем воздухе, участвуют в подвижных играх, соревнованиях, эстафетах, а дневной сон поддерживает общее оздоровление организма. В связи с этим отмечается положительная динамика показателей медицинской реабилитации.
Такая форма оздоровления детских коллективов поддержана родительской общественностью и педагогами школ города Тюмени.

Елена Немцова