Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2009

Учительская

Благополучие детей зависит от учителей

Нас, взрослых, не может не волновать здоровье подрастающего поколения. Исследования врачей, учителей, экологов и других специалистов выявляют определенный уровень и типичные виды заболеваний детей. Чтобы снизить риск их появления или развития, руководители образования стремятся грамотно построить учебный процесс

Насущная проблема

Проблема здоровьесбережения школьников находится в центре внимания коллектива Старооскольского городского института усовершенствования учителей в течение семи лет. Здесь проводятся курсы подготовки преподавателей, через опытно-экспериментальную деятельность отрабатываются модели различных подходов к сохранению здоровья учащихся в условиях образовательного учреждения. Проведенные исследования и данные диспансеризации вызывают необходимость подойти к вопросу более серьезно. Прежде всего рассмотреть понятие «здоровье человека», а также изучить и обеспечить научно обоснованный подход к здоровью учителя. Ведь именно оно оказывает решающее влияние на состояние детей и учебный процесс в целом.
Часто, говоря о здоровье, мы имеем в виду отсутствие болезней, хотя оно включает в себя не только физическое, но и психическое и социальное благополучие человека. В современном мире его главной составляющей также является умение приспосабливаться к меняющимся жизненным условиям. Кроме того, необходимо обратить внимание на общественную значимость профессиональной деятельности и ее влияние на здоровьесбережение.
Таким образом, происходит процесс формирования равновесия между врожденным потенциалом организма и умением адаптироваться к внешней среде.
Само здоровье является непременным условием успешного решения задач, целей и планов человека как в личном, так и в профессиональном отношении. Оно необходимо для самореализации, развития физического, творческого и духовного потенциала человека.
Всемирная организация здравоохранения предлагает использовать понятие «психическое здоровье», под которым подразумевает наличие ресурса, позволяющего преодолевать стрессы и затруднения и обеспечивающего гармоничное взаимодействие человека и окружающего мира. Благосостояние людей зависит прежде всего от их образа жизни.

Спонсор публикации статьи многопрофильный медицинский центр "Медицентр". Отделение для взрослых, отделение педиатрии, отделение профпатологии, вызов врача на дом, а также стоматология в медицинском центре в Санкт-Петербурге. Оказание услуг высокого качества, современное материально-техническое обеспечение, доступные цены. Узнать подробную информацию о центре и предоставляемых услугах, цены, контакты и записаться на приём Вы сможете тут.

Основными задачами здоровьесбережения являются:

1) сохранение, укрепление и развитие здоровья;
2) повышение уровня психологической и коммуникативной культуры;
3) определение направлений самореализации личности;
4) раскрытие творческого и духовного потенциала.

Опасная профессия

Профессия учителя относится к одному из видов деятельности, приводящему к стрессовым ситуациям, которые превышают реально возможный психический потенциал человека. По данным НИИ медицины труда, около 60% педагогов склонны к неврозам. У этой группы явно отмечаются субъективные факторы напряженности в процессе работы во всех ее проявлениях: взаимодействии с учениками, коллегами, руководством и пр.
Следствием повышенного напряжения часто становятся резкая смена настроения, усталость, безразличие, грубость. Эмоциональная несдержанность вызывает у преподавателя чувство вины, что в конце концов приводит к разочарованию в себе. Медиками зафиксировано, что профессиональными заболеваниями учителей все чаще становятся гипертония, астма и язва желудка.
Не меньшей угрозой, чем стрессы, для преподавателей являются и такие проблемы, как гиподинамия, неправильное питание, информационное переутомление, ненормированный рабочий день.
Проведенные учеными исследования показывают, что нагрузки педагогов многократно превышают предельно допустимые значения. По степени напряженности стрессы, которые регулярно происходят у учителей, больше, чем у представителей других профессий. К тому же они бывают не только длительными, но и затяжными и представляющими угрозу и для преподавателей, и для детей.
Физическое и психическое благополучие педагога – необходимое условие здоровья учеников.
Педагоги, удерживающие негатив в себе, как правило, приходят к заболеваниям нервной системы и в конечном счете к профессиональной непригодности.
Мы должны задуматься о психогигиене – системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление благополучия учителей, а значит, и школьников.
Педагог – вечная и востребованная профессия, до недавней поры одна из наименее оплачиваемых. Возможность получения больших денег долгое время (а иногда и сейчас) реально существовала за счет увеличения рабочего времени. Часто учитель, имеющий отпуск летом, не располагает средствами на лечение.
Малоподвижный образ жизни, повышенное напряжение на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, необходимость быть всегда «в форме», отсутствие эмоциональной разрядки, взаимодействие со многими людьми оказывают прямое влияние на ухудшение здоровья.
Физические и нервно-психические нагрузки часто приводят к профессиональной деформации личности. Под этим подразумеваются психологические изменения, оказывающие негативное влияние на структуру личности и профессиональную деятельность специалиста.
При начинающейся деформации у преподавателя отмечаются затруднения уже при выполнении несложных функций: забывание каких-то моментов, проблемы с памятью. Далее наблюдается снижение интереса к работе, раздражительность, «замыкание в себе», резкое сокращение потребности в общении. Непосредственно за этим наступает личностное выгорание. Происходит полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное опустошение, бессилие, появляется желание уединиться.
Ученые отмечают несколько типов профессиональной деформации.
У педагога может произойти должностная деформация: появление нетерпимости к чужому мнению, непризнание собственных ошибок, негативная реакция на критику, неспособность к самокритике.
Такой учитель пассивно приспосабливается к конкретным условиям работы, в результате чего у него формируется высокий уровень конформизма и он безоговорочно принимает предложенные модели поведения.
В более сложных формах деформации у преподавателя изменяются качества личности. Проявляются властность, нетерпимость, низкая эмоциональность, жесткость, неумение адаптироваться в коллективе, осваивать инновационные технологии и подходы в педагогической деятельности.

К основным причинам деформации личности учителя в современных условиях можно отнести:

1) несоответствие реальных возможностей и его функциональных обязанностей;
2) отсутствие объективной оценки его труда, материального стимулирования достижений в сопоставлении с коллегами;
3) длительное отсутствие стабильности в образовании;
4) необходимость постоянного пересмотра содержания, форм и методов обучения;
5) мобильность в постоянном обновлении знаний и технологий, в их передаче учащимся;
6) ужесточение требований к опосредованию качества работы и контролю знаний детей;
7) осознание особой ответственности за судьбы учеников и их готовность к жизнедеятельности в современном социуме;
8) признание понятия «конкурентоспособность» как объективной данности в современной школе.

Мы перечислили лишь часть причин, приводящих к деформации личности эмоционально неустойчивого педагога. При более полном определении уже можно вести речь о синдроме профессионального выгорания, которое является защитным механизмом, позволяющим учителю экономно расходовать свои энергетические ресурсы и предупреждать многие заболевания.
Психологи установили, что выгорание передается подобно инфекции: подверженные синдрому часто становятся пессимистами и, взаимодействуя с коллегами, могут привнести соответствующую ауру в коллектив, и тогда «зараза» распространится и поставит под угрозу деятельность целого образовательного учреждения.

Светлана Земцова