Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2009

Учительская

Идти навстречу друг другу

Методические рекомендации для учителей*

Существуют две группы так называемых «болезнетворных» факторов современного образования: объективные и субъективные. Первые связаны построением педагогического процесса, определяемого различными нормативными документами (планами, программами, организацией учебного дня, формами и методиками обучения и т.п.). Субъективные – с системой отношений двух типов: «я – я» (отношение субъекта к себе: ученика к себе, учителя к себе) и «я – другой» («учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – родитель» и т.д.) Наиболее значимыми для сохранения здоровья школьников являются отношения между преподавателем, учеником и родителями. Существует множество конфликтных ситуаций, связанных с оценкой знаний, объемом домашних заданий, отношением детей к учебе и пр. Цель данных методических указаний – помочь педагогам и учащимся изменить систему личностных взаимоотношений между собой

_____________

* Мы не можем привести здесь всю работу автора из-за большого объема. Вот, на наш взгляд, самое интересное. Редакция.

Принципы воспитания здоровьетворящего поведения: взаимообозрение (cм. ниже); одобрение; согласие; позитивная речевая установка; личностное обращение; взаиморазвитие; безусловная любовь.
Каждый из них направлен на воспитание у учителей и детей привычки к взаимоотношениям, признаком которых является готовность «идти навстречу друг другу», то есть заботиться, щадить, прощать слабости и недостатки, быть терпимыми.

1. Принцип взаимообозрения

При общении между собеседниками должен быть установлен обязательный зрительный контакт. Психологический и педагогический опыт говорит о том, что человек, находящийся в нормальном состоянии, не может оскорбить другого, сказать ему грубость, глядя прямо в глаза.
Способность смотреть во время разговора в глаза собеседнику является показателем искренности, доверия и отсутствия внутренней агрессивности. Можно понаблюдать за поведением, позами и взглядами людей, скандалящих в очередях, общественном транспорте, или конфликтующих супругов. Видно, что они адресуют свои высказывания в никуда, говорят чаще всего, отвернувшись друг от друга, образно говоря, «в затылок» тому, с кем ругаются. Не случайно психологи утверждают: если взрослые хотят, чтобы дети их слушали, слышали и выполняли их просьбы и указания, то им нужно высказываться, первоначально установив с ребенком визуальный контакт и уже дополнительно – телесный. То есть надо смотреть ему в глаза и, например, взять его за руку или положить свою руку ему на плечо. Если же взрослый говорит с ребенком маленького роста, то для большей эффективности нужно принять такую позу, чтобы глаза обоих располагались на одном уровне. Для этого можно присесть или пригнуться либо сесть на стулья друг против друга и т.п.
А теперь обратимся к школе. Как сидят дети по отношению друг к другу на протяжении десяти лет обучения? Что они видят перед собой? Переднюю стенку класса (чаще всего заполненную отвлекающей внимание, не требующейся в данный момент информацией), доску, глаза учителя, бросающего редкие взгляды то на того, то на другого ученика, и затылки впереди сидящих ребят. Как в этих условиях учить комфортному, позитивному общению? Принцип взаимообозрения требует такого расположения детей в аудитории, чтобы каждый из них всегда мог видеть глаза любого из присутствующих. Так, по нашему мнению, должно протекать не менее 80% учебного времени. Исключение составляют занятия, на которых активно используется доска.
Проректор Липецкого государственного педагогического института О.А. Казанский считает: «Педагогическое общение на уроке – это сложная творческая деятельность. Учитель должен учитывать те отношения, взаимосвязи, взаимодействия, которые складываются между ним и учащимися, особенности способов педагогического воздействия, психологический климат, интеллектуальный фон деятельности (при котором знания – основные ценности), уровень познавательных интересов и потребностей учеников и т.п.».

И тогда урок – это:

– точность и ясность, зачем «я» (на личностном уровне, а не только на профессиональном) прихожу в данный класс, в это время, к данным детям; что мне надо от учеников этого класса; чего они ждут от меня как педагога и личности;
– радость открытия, ценность процесса познания, а не проверка памяти и посещаемости;
– многообразие видов и методов деятельности, а не штампованный путь от домашнего задания к новому материалу и наоборот;
– организация успеха, а не поиск виновных, ленивых и деление ребят на успевающих и отстающих;
– атмосфера доброжелательности, уважения, доверия, а не подозрения, вины, скованности и пугливости;
– взаимопонимание и сотрудничество, когда не только учитель заинтересован в успехе детей, но и они заинтересованы в успехе преподавателя.

Педагогическое мастерство учителя зависит от его способности к самоанализу. Не случайно педагоги-практики говорят о том, что учитель начинается после урока. Необходимо еще не один раз «вернуться на свой урок» и «прокрутить» в обратном порядке его «киноленту», чтобы ясно и точно ответить на вопрос: что я сделал и зачем? Но для этого необходимо уметь анализировать урок как педагогическую ситуацию.
Учитель должен знать варианты эффективного размещения детей в различных ситуациях общения. Олег Казанский предлагает шесть вариантов размещения, или, как он их называет, рассадки учеников в классе.
Первый вариант – авторитарная рассадка: учащиеся располагаются друг за другом в два или три ряда (рис. 1). Такое размещение необходимо для создания обстановки сообщения информации. Это традиционный урок: все видят только преподавателя и спины находящихся впереди товарищей. Чтобы увидеть друг друга, надо повернуться, а «вертеться на уроке нельзя». Такая рассадка вряд ли позволяет обсуждать и размышлять, и поэтому главное здесь – слушать учителя. Позиция педагога в этой ситуации – «лидер» (заштрихованный квадрат означает положение учителя).

Рис. 1

Второй вариант – демократическая рассадка, или творческий полукруг (рис. 2): участники размещаются полукругом либо по периметру класса, что и обеспечивает обозрение друг друга. Педагог находится перед лицом всех детей в начале полукруга. Эта рассадка помогает познакомиться с индивидуальностью каждого, дает возможность ребятам почувствовать себя в коллективе, а также создает отношение творческой взаимосвязи, единство общения и деятельности. Позиция учителя – руководитель.

Рис. 2

Третий вариант – «круглый стол»: дети рассаживаются по кругу лицом к центру (рис. 3). При таком размещении пространство общения замыкается, число участников ограничено, облегчаются контакт и обмен информацией. «Круглый стол» позволяет пережить радость совместных открытий. В этом пространстве могут проходить беседы, совместные обсуждения, «мозговые штурмы», а также поэтические и музыкальные вечера. Позиция преподавателя – нейтралитет (как все).

Рис. 3

Четвертый вариант – дискуссионная, или конкурирующая, рассадка: участники располагаются в две шеренги лицом друг к другу, а учитель – перед ними посередине (рис. 4). При таком размещении можно выявлять групповые мнения, точки зрения. Оно подходит для проведения дискуссий, диспутов, совещаний. Позиция педагога – арбитр.

Рис. 4

Пятый вариант – лучевая (состязательная) рассадка: учащиеся размещаются с двух сторон помещения наискосок друг за другом по направлению к центру (рис. 5). При этой рассадке предусматривается диалог преподавателей, имеющих разные подходы к содержанию учебного материала, а также создание каждым учителем своей «зоны». Позиция учителя – наставник, советник.

Рис. 5

И, наконец, шестой вариант – групповая (коллективно-творческая) рассадка: школьники располагаются маленькими группами, сидя в небольших кругах по всему пространству помещения (рис. 6). При таком размещении организуется работа по группам для создания общего, целостного результата, а также проводятся коллективные дела. Позиция преподавателя – организатор, генератор идей.

Рис. 6

Оптимальные пространственные условия сами по себе не обеспечивают результата, но повышают эффективность общения, делают возможным переход к его более высокому уровню, уменьшают психологическую дистанцию, способствуют появлению «эффекта доверия».

2. Принцип одобрения

Принцип обеспечивает удовлетворение одной из главных потребностей людей – чувства собственного достоинства. Для этого главным в воспитании должно быть обнаружение положительных качеств и их поощрение. На практике же мы часто видим, что воспитание организуется как борьба с недостатками.
Мы не говорим о том, что недостатки – это хорошо; не утверждаем, что их надо одобрять. Но и говорить человеку о его несовершенстве открыто и публично нецелесообразно. Каждый имеет опыт того, как больно задевает, а порой даже глубоко ранит сделанное замечание. Психологи заметили, что иногда такая «рана» не заживает до конца дней или приводит к возникновению комплекса неполноценности.
Гораздо эффективнее воспитывать ребенка с позиции разумной похвалы: во-первых, нужно одобрять не свойства его личности, а трудовые усилия, соблюдая при этом меру, чтобы не культивировать в нем тщеславность; во-вторых, пользу принесет только разумная похвала.
Например, ребенок в первый раз помыл пол. Вполне возможно, что он сделал это не так, как следует. Мудрость воспитания состоит в том, чтобы в данной ситуации хвалить не за качество результата, а за само действие: за то, что он выполнил просьбу или проявил инициативу. А хвалить за качество работы следует только в том случае, если она действительно хорошо выполнена.
Нельзя забывать, что детство дается человеку для дозревания, что ребята имеют право на соответствующее поведение: пошалить, забыть слова учителя или родителей, нечаянно что-то разлить, разбить, рассыпать и пр. И такое поведение не повод, чтобы унижать их достоинство, указывать на неумелость, давать негативные оценки их рукам или голове и т.д.
И еще одно важное замечание: после проведения контрольной принято планировать работу над ошибками. Получается, что ребята контрольную еще не написали, но учитель уже запланировал их ошибки. Нужно планировать не работу над ошибками, а анализ результатов контрольной, и начинать его правильнее с достижений, а о недостатках (ошибках) можно говорить как о цели дальнейшей работы, то есть о том, что еще требует закрепления, тренировки, упражнения.

3. Принцип согласия

Этот принцип требует от человека полного отказа от споров и доказательств своей правоты в любой ситуации. Он может показаться абсурдным для тех, кто привык во что бы то ни стало отстаивать собственную точку зрения. Но ведь каждый человек уникален. А значит, имеет право на свою позицию и личное мнение. Суть бесконфликтных взаимоотношений между людьми не в том, чтобы доказать оппоненту его неправоту, а в том, чтобы согласовать разные взгляды, и в результате прийти к решению, полностью удовлетворяющему обе стороны. Внедрение принципа в педагогический процесс способствует формированию у учащихся готовности к согласию не только с окружающими людьми, но и с окружающим миром в целом.

4. Принцип позитивной речевой установки

Педагог должен строить свою речь в позитиве: давая какую-либо рекомендацию или указание, следует говорить не о том, как не нужно поступать, а о том, что и как надо делать. Взрослые часто говорят детям: «Не кричи!». Лучше сказать: «Говори тише, спокойнее» – то есть следует реже употреблять глаголы с частицей «не». Это одна из распространенных рекомендаций психологов, ибо частица «не» подсознанием не воспринимается. Поэтому зачастую команду «не делай» ребята слышат как «делай».
И еще – учителю следует отказаться от слов военизированного характера, например: «вооружить знаниями», «разбиться на пары», «разбить спортплощадку (лагерь, детскую площадку и т.п.)», «добиться цели» и других фраз и выражений, в которых заключен смысл разрушительного действия. Гораздо правильнее сказать: «дать знания», «построить детскую площадку», «организовать лагерь», «достичь цели», «объединиться в пары» и т.д.

5. Принцип личностного обращения

Обращаться к учащимся нужно только по имени. Результат будет более эффективным, если при этом смотреть ребенку в глаза, когда это возможно.
Детей необходимо специально учить вступать в контакт. Надо следить за тем, чтобы и они называли друг друга по имени. Для этого существует множество способов: создание игровых ситуаций, организация различных коллективных дел и общения в учебном процессе и многое другое.

6. Принцип взаиморазвития

Его суть можно выразить формулой: «Развитие окружающих меня людей является условием моего развития. Я развиваюсь, когда помогаю развиваться другому». Можно провести аналогию с ситуацией, когда один что-либо объясняет другому: известно, что лучше понимает тот, кто объясняет. Недаром древняя мудрость гласит: «Хочешь что-либо знать – заведи себе ученика». Отсюда следует, что интенсивнее развивается тот, кто создает условия для развития других.
На уроках полезно организовывать взаимообъяснение. Оно особенно целесообразно при проверке домашнего задания. Например, учащиеся, сидящие за одной партой, могут объяснить по очереди друг другу, как они его выполняли.
Пусть рассказывают друг другу правила, формулы, таблицу умножения и пр.
Эффективность данного подхода в том, что тот, кто говорит, не боится ошибиться, так как рассказывает своему товарищу и не ожидает оценки, а тот, кто проверяет, имеет возможность лишний раз увидеть, прочитать образец. При этом нужно напоминать детям о доброжелательности по отношению друг к другу. Можно изобрести еще множество подобных приемов.

7. Принцип безусловной любви

Каждый человек хочет быть любимым. Многие детские болезни часто определяются желанием ребят вызвать к себе любовь родителей, обратить на себя их внимание. Любить – прежде всего давать, а не получать.
Отдавать, по мнению Э.Фромма, много радостнее, чем получать, – не потому, что это лишение, а потому, что, отдавая, человек ощущает, что живет. Но самое важное – отдавать не материальные, а человеческие ценности, делиться собственными радостями и печалями, интересами, мыслями, знаниями – всеми проявлениями своей жизни... Отдавая, человек непременно привносит что-то в жизнь другого, и это «что-то» так или иначе к нему возвращается.
Эта мысль блестяще выражена К.Марксом: «Если считать человека человеком, а его отношение к миру – человеческим, то за любовь можно платить только любовью, за доверие – только доверием».
Но прежде всего учителю необходимо любить себя.
Однако наблюдения за педагогами позволяют высказать мысль о том, что мало кто из них действительно себя любит, а отсюда и проблемы во взаимоотношениях с учащимися.
Эффективность рассмотренных принципов возможна только при одновременной их реализации и зависит от искреннего желания учителей, детей и родителей изменить ситуацию в образовательном учреждении в лучшую сторону, а это повлечет за собой позитивные изменения и всех остальных сторон жизни.

Статья подготовлена при поддержке веб студии «Мой мастер». Наличие качественного и стильного сайта обеспечит ваше дело постоянными клиентами и отличной саморекламой. Заказать создание сайта или же раскрутку уже имеющегося, вы сможете на сайте www.My-Master.Net.Ua. Перейдя по ссылке: « SEO оптимизация», вы получите, не потратив много времени, более подробную информацию о ценах и акциях, действующих на данный момент. В веб студии «Мой мастер» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Список литературы

1. Амосов Н.М. Преодоление старости. – М.: Будь здоров!, 1996. – С. 190.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Молодая гвардия, 1978. – С. 192.
3. Изард К. Психология эмоций. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – С. 454.
4. Изард К. Эмоции человека. Пер. с англ. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – С. 440.
5. Казанский О.А. Педагогика как любовь. – М.: РПА, 1996. – С. 134.
6. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. – Р/Д: Изд. Ростовского педагогического института, 1992. – С. 60.
7. Лободин В.Т. Путь к единству. Здоровье и духовность. – Т. 1. Ч. 1. – СПб.: АО «Комплект», 1994. – С. 389.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник. Пер. с англ. и нем. / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – С. 368.
9. Фромм Э. Искусство любить //Душа человека. Перевод. – М.: Республика, 1992. – 109–177 с.
10. Хэй Л. Исцели себя сам. – М., 1996. – С. 416.
11. Циттель С.А. Организация педагогического общения в учебно-воспитательном процессе, или «Здравствуйте». Учебн.-метод. пособие. – Магнитогорск, 1998. – С. 116.
12. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. – СПб.: Талисман, 1995. – С. 288.

Татьяна Орехова