Когда несколько лет назад я
вступила в должность заместителя директора по
учебно-воспитательной работе, то начала
знакомиться с методикой преподавания каждого
педагога. Я обнаружила, что у одних учителей
время урока проходит быстро, дети после занятия
имеют позитивный настрой и чувство
удовлетворения, а у других время тянется
бесконечно, все ждут звонка, а после урока
чувствуют себя измученными и уставшими.
Часто на таких занятиях возникали проблемы с
дисциплиной, отмечались эмоциональные срывы
учителя, что в результате приводило к ухудшению
здоровья и преподавателя, и ученика, да и
качество знаний школьников на этих уроках было
невысоким.
Естественно, передо мной встал вопрос: как должен
быть организован учебный процесс, чтобы были
здоровы и учитель, и ученик? Как повысить
эффективность учебного процесса в комфортных
для педагога и детей условиях, в которых могли бы
проявиться все способности личности?
Конечно, личностные качества самого
преподавателя, уровень психологической
культуры, его темперамент оказывали на процесс
урока существенное влияние, но, как оказалось, и
технологии, применяемые учителем, играли
огромную роль.
Изменить поведение педагога
Чтобы изменить ситуацию к лучшему, мне
пришлось проанализировать разнообразные
педагогические технологии, ориентированные на
формирование и охрану здоровья ученика и
педагога, сделать сравнительный анализ
результативности профессиональной деятельности
преподавателей школы в условиях использования
разных образовательных технологий (активной,
рецептивной и пассивной деятельности учителя и
учащихся на уроке – по методике кандидата
педагогических наук А.С. Границкой).
Статья опубликована при поддержке компании "BezpekaTV". Современные системы безопасности - видеонаблюдение, контроль доступа, охранная сигнализация, системы озвучивания и оповещения. Компания также предоставляет услуги по реализации современного высокотехнологичного оборудования, выполнению монтажных работ "под ключ", техническому обслуживанию и внесению конструктивных и технологических изменений в смонтированные системы. Гарантия качества, только проверенные производители, доступные цены. Узнать подробную информацию о товарах и предоставляемых услугах Вы сможете, перейдя по ссылке: https://bezpekactv.com.ua/.
Самой эффективной с этих позиций была выделена
технология «Чтение и письмо для развития
критического мышления» (ЧПКМ). Мотивация
учащихся здесь достигается путем привлечения их
к самостоятельному целеполаганию, рефлексии,
увеличению времени их активной деятельности
через организацию коллективной, парной и
индивидуальной самостоятельной работы на уроке,
в результате чего снижается напряжение учителя,
меняются его функции и стиль поведения.
Преподаватель становится управляющим
творческого процесса.
На практике процессы профессионального развития
педагога проходят стихийно, без необходимого
методического и психологического обеспечения.
Это и послужило предпосылкой в поисках наиболее
эффективного способа методического и
психологического воздействия на личность
учителя с целью переориентации его на работу по
здоровьесберегающей технологии.
Результатом многолетних исследований доктора
психологических наук Л.М. Митиной стала модель
конструктивного изменения поведения педагога.
Именно она и была взята для использования и
отработки в рамках экспериментальной работы (см.
схему).
Любой эксперимент нельзя провести, не подготовив
соответствующую почву.
На стадии подготовки до начала активного
включения в процесс инновационных изменений в
школе была проведена оценка уровня творческого
потенциала педагогического коллектива, которая
показала: высокий уровень мотивации, связанной с
потребностью достижения высоких
профессиональных результатов, средний –
социально-психологической самоаттестации,
исходный – определения владения учителем
следующими педагогическими компетенциями по
методике МОРО:
1) получение информации о запросах
ученика и его продвижении в обучении;
2) демонстрация знания предмета, письменного и
устного объяснения материала;
3) организация времени урока, пространства
класса, учебных пособий и технических средств;
4) общение, взаимодействие с учениками на уроке;
5) демонстрация соответствующих методов
обучения;
6) создание на уроке творческой атмосферы;
7) поддержание на уроке приемлемого поведения
учеников.
Из семи выделенных компетенций у
педагогов школы оказалась наименее развитой
способность вести диалог с учениками и создавать
на уроке творческую атмосферу. Сравнительный
анализ уровня развития профессиональных качеств
у молодых учителей и преподавателей со стажем
более 10 лет показал, что уровень компетенций
первых почти по всем показателям приближается к
минимально необходимому, а по показателю
поддержания на уроке приемлемого поведения
учеников – ниже минимального. Что касается
преподавателей, имеющих стаж педагогической
работы более 10 лет, то их уровень владения почти
всеми компетенциями превышает минимально
необходимый. У учителей с большим стажем
показатели по поддержанию на уроке творческой
атмосферы находятся на минимальном уровне и
ниже, что говорит о наличии эффекта «выгорания».
Получив такие результаты, заручившись
поддержкой Нижегородского института развития
образования, научного руководителя,
завлабораторией НИРО «Проблемы здоровья в
образовании», доцента, доктора педагогических
наук О.С. Гладышевой, преподаватели начали
активнее интересоваться инновационными
методиками. Практическая работа с учителями,
проводимая нами, на стадии осознания являлась
комплексной. Она включала и обучение технологии
ЧПКМ через традиционные формы работы, такие, как
семинары, тренинги, педсоветы, конкурсы
педагогического мастерства, и проведение
различных видов тренингов, психотехник, деловых
игр, круглых столов, открытых уроков, дискуссий.
На занятиях и во внеурочной деятельности
внимание учителя стало фиксироваться не только
на соблюдении дисциплины и успешности
выполнения учащимися заданий, но и на
психофизиологическом состоянии школьников:
выглядят они возбужденными или уставшими,
тревожными или деловитыми, враждебными или
дружелюбными.
Проведя, таким образом, экспресс-диагностику,
преподаватель мог провести коррекцию
собственных действий: изменить темпоритм урока,
разрядить напряжение шуткой, дать творческое
задание, организовать групповую работу класса.
Первые результаты
По окончании основного этапа на стадии
переоценки и принятия мы провели
сопоставительный анализ: как изменились от
одного этапа к другому уровни профессиональных
компетенций учителей, функции педагога на уроке,
появился ли новый стиль поведения
преподавателей и учащихся. Вот некоторые
выдержки из анкет учителей:
– «…как учитель я стараюсь руководить учебным
процессом, а не быть источником знаний…»;
– «…организовал учитель детей своих – и сам
присел отдохнуть, дух перевести…»;
– «…технология делает процесс общения с детьми
более живым, дети более открыты, легче
высказывают свои мысли, даже те проблемные
ученики, которые на уроках прячутся за чужие
спины…»;
– «…огонек в глазах, заинтересованность,
желание сказать… Здорово, если учитель все это
видит на уроке. Не правда ли? Но сколько сил,
раздумий, времени нужно, чтобы добиться этого?
Оказывается, не так уж и много!»;
– «…сначала я удивилась: какая связь между
здоровьем и проведением уроков по какой-либо
технологии? На практике убедилась, что связь
существует. Готовя урок по данной технологии,
приходится затрачивать больше времени на
подготовку, но меньше нервов и сил при проведении
урока».
А вот мнения учащихся:
– «…на уроках все говорили то, что знают, учителю
можно было задать вопросы и высказать свое
мнение»;
– «…мне нравятся уроки, потому что нет никакой
зубрежки»;
– «…я первый раз отвечал, и меня все слушали»;
– «…на уроках можно было обсуждать проблемы, а
не сидеть в страхе, что тебя спросят, а ты
забудешь, что хотел сказать»;
– «…я чувствовал себя нормально, и знания,
которые мы извлекли сами, почему-то не
забываются, в отличие от знаний, которые нам
преподносил учитель».
Диагностика педагогов экспериментальной группы
по методике МОРО проводилась 2 раза в год – на
начало учебного года и на конец. Другие
диагностики – на первом и завершающем этапах
эксперимента.
Большие перемены
Пройдены этапы эксперимента. Какие же
результаты получены? Что удалось, какие
трудности остались? В своих оценках будем
полагаться на цифры и факты. За время
эксперимента число педагогов, владеющих
здоровьесберегающей технологией, увеличилось до
65%. В учебный процесс активно стали внедряться
компьютерные технологии. Учитель-информатор
стал вытесняться учителем-управленцем, а на
занятиях с использованием компьютерных
технологий он нередко выступал в роли ученика
своих продвинутых питомцев. Взаимоотношения
между педагогами и детьми перешли на уровень
сотрудничества и сотворчества. Изменился
характер отношений и между самими учителями:
нормой стали взаимопосещения уроков, обмен
опытом, педагогическими находками, стал исчезать
дискомфорт во время проверок и контроля.
У всех участников эксперимента, повысился
уровень владения педагогическими компетенциями.
У учителей с небольшим стажем работы
педагогическая копилка пополнилась информацией
о запросах учеников, их творческом потенциале и
интеллектуальном росте, а также обогатилась
учебно-методическими и воспитательными
приемами, помогающими молодым специалистам
достигать взаимопонимания с детьми.
У учителей со стажем работы более 10 лет прогресс
в педагогических компетенциях наблюдался в
сфере взаимоотношений с учеником на уроке, в
умении мастерски применять широкий спектр
соответствующих методов обучения.
Проведенная социально-психологическая
самоаттестация педагогического и ученических
коллективов выявила их развитие по всем
показателям, однако повышение уровня первого не
привело к желаемым изменениям последних. В то же
время стало заметно желание ребят приобщиться к
духовным ценностям: категориям истины, добра и
красоты.
Сравнительный анализ результатов контрольных
работ за время эксперимента показал
формирование и развитие ученических
компетенций. Школьники могут самостоятельно
применять информацию в ранее рассмотренных
типовых ситуациях, способны использовать
приобретенные знания и умения, обобщенные приемы
в нетипичных ситуациях, осуществляя адекватный
перенос ЗУНов в новые ситуации.
Готовность учащихся обобщать и
систематизировать знания и применять их на
практике свидетельствует о достаточном и
необходимом уровне развития (на данном этапе) у
них компонентов учебной деятельности, а также
общеучебных умений и навыков (главным образом
интеллектуальных и организационных).
Проведенные исследования по определению уровня
здоровьесберегающих возможностей урока выявили
самый высокий уровень у педагогов, владеющих
указанной технологией и применяющих ее в
системе, и средний у учителей, владеющих
технологией, но использующих ее время от времени.
Были выявлены и преподаватели, нуждающиеся в
методическом сопровождении для поднятия уровня
здоровьесбережения урока.
Обстановка на занятиях стала комфортнее: из
школы почти ушли тоскливые уроки, на которых
время тянется вечно. Во всем учебном заведении
сформировалась более благоприятная обстановка
для гармоничного развития как педагогического
коллектива, так и ученического. За последние три
года резко сократилось число больничных листов у
преподавателей, снизилось количество
конфликтных ситуаций между учителем и учеником,
педагогом и родителем, детьми в классе,
уменьшилось количество жалоб в администрацию
района. В этом и проявился главный эффект
здоровьесбережения.
Опыт нижегородской школы, безусловно, будет
интересен и полезен и для многих других учебных
заведений, поможет найти взаимопонимание между
учеником и учителем.