Роль психолога в
здоровьесбережении детей так же велика, как и
родителей, и любого другого взрослого,
сопровождающего их развитие, воспитание и
обучение.
Психологическое сопровождение в рамках нашей
«Школы здоровья» отражает содержание запросов
детей, преподавателей, родителей и решает задачи,
поставленные участниками школьной жизни,
ориентируясь на потребности учебного заведения.
Четыре педагога-психолога осуществляют
психологическое сопровождение учащихся
определенных классов, но каждый ребенок,
родитель и учитель имеет возможность получить
консультацию у любого психолога школы.
В настоящее время изменилась динамика детского
развития, соответственно усложнился и анализ его
структуры. Все это требует от современных
специалистов, в какой бы области они ни работали,
поиска новых методов и средств для эффективной и
своевременной помощи в здоровьесбережении,
поддержки и адаптации учащихся к условиям школы.
Четыре составляющие
Очень важно, чтобы ребенок чувствовал
себя уютно в образовательной среде, с хорошим
настроением шел на занятия, был заинтересован в
учебе, адекватно общался со сверстниками,
педагогами и родителями. А также получал знания и
навыки по сохранению своего физического,
психологического и нравственного здоровья.
В связи с этим психологическое
сопровождение в нашей школе состоит из следующих
блоков: социально-психологической компетенции
личности, мотивационно-поведенческого,
коммуникативного и связанного с преодолением
трудных ситуаций.
Блок социально-психологической
компетенции личности
Работа с учащимися в этом
направлении дает возможность помочь им
сформировать умение принимать и понимать себя и
других людей, при этом адекватно осознавая свои и
чужие достоинства и недостатки. И, кроме того,
понимать необходимость поддержания и укрепления
собственного физического и психологического
здоровья.
Мотивационно-поведенческий
блок
Проводится работа по формированию у
ребят интереса к окружающей жизни и умения
учиться, способности к самостоятельному
добыванию знаний, потребности в активном
отношении к той деятельности, в которую они
включаются.
Коммуникативный блок
Помогает формировать эффективность
общения и совместимость с другими людьми;
освоить коммуникативные навыки; разобраться в
мире профессий.
Блок преодоления трудных
ситуаций
Здесь дети обучаются жизненно
важным умениям и навыкам, способности к
сохранению состояния психологического
благополучия и адекватному поведению во
взаимодействии с внешним миром.
Деятельность педагогов-психологов
Приоритетными направлениями
деятельности психологической службы школы
являются диагностическое, консультационное,
коррекционно-развивающее,
психопрофилактическое,
организационно-методическое.
1. Диагностическое направление
Педагоги-психологи участвуют в
городской экспериментальной площадке по теме
«Система школьных мониторингов здоровья как
составляющая медико-педагогического
инструментария «Единый паспорт» здоровья
школьника 2007–2010 гг.». Они разработали критерии
психологического мониторинга, который проводят
два раза в год (сентябрь–октябрь и апрель–май).
Психологический мониторинг позволяет
качественно и адекватно оценить актуальное
состояние ребенка, обеспечить надежный прогноз
его дальнейшего развития и обучения,
своевременно оказать необходимую помощь.
Критерии психологического мониторинга
(мотивация учебной деятельности, самооценка
физического и психологического здоровья,
уверенность в себе, тревожность, психологическая
грамотность и психосоциальная адаптация
учащихся) позволяют комплексно проверить
состояние детей. Обязательно исследуются
готовность и психологическая адаптация к
средней и старшей школе, профильному обучению,
профессиональная направленность.
Сбор и интеграция данных для психологической
оценки осуществляются различными путями
соответственно этапу возрастного развития
ребенка: интервью, наблюдения, тестовые задания и
письменные опросы. Применяются
нейропсихологические методики и клинически
ориентированные методы исследования: А.Р. Лурия,
Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, С.Я.
Рубинштейн, Б.А. Архипова, А.В. Семенович и др.
Используются компьютерные программы по
диагностике умственных способностей детей,
развития психических процессов (памяти,
внимания, мышления), эмоционального состояния и
адаптации в школе (ГИД, ШТУР, цветовой тест
Люшера, САН, тест школьной тревожности Филлипса,
тест Леонгарда – Шмишека, прогрессивные матрицы
Равена, таблицы Шульте и др.).
2. Консультационное направление позволяет
своевременно оказать психологическую поддержку
ребятам, родителям и педагогам по вопросам
развития, обучения и воспитания в условиях
требований современного социума; определить
зоны и содержание психологического комфорта в
семье, в отношениях со сверстниками, значимыми
взрослыми или к самому себе; помочь в позитивном
развитии детско-родительских отношений.
Психологические консультации пользуются
большим спросом. У наших психологов можно
получить помощь при любых проблемах: личностных,
семейных, детско-родительских; социальной
дезадаптации школьников, профессиональной
направленности; по взаимоотношениям «учитель –
ученик», «учитель – родитель», «ученик –
ученик»; по индивидуальному сопровождению ребят
в образовательном процессе.
3. Коррекционно-развивающее
направление
Формы и приемы психологической
коррекции включают как групповую, так и
индивидуальную работу.
Для преодоления трудностей в учебе
необходимы: развитие психических процессов
(воображения, внимания, памяти, мышления, речи);
обучение способам, улучшающим запоминание
материала, помогающим снять напряжение перед
ответами на уроках и экзаменах.
Мягкая коррекция стрессов позволяет:
научить способам снятия напряжения при
стрессовых состояниях; адекватно реагировать на
ситуации; управлять своими эмоциями.
Коррекция поведения детей и
подростков предполагает: обучение школьников
совместной работе; взаимодействие подростков с
учителями и родителями.
Формирование базовых составляющих
психического развития ребенка: произвольной
регуляции сенсомоторной активности, эмоций и
поведения; формирование пространственных
представлений; глазодвигательная гимнастика с
учащимися.
Проводятся тренинги: «Коррекция
детско-родительских отношений»; «Развитие
креативного мышления»; «Жизненные навыки. Уроки
психологии в школе» под ред. С.В. Кривцовой;
«Общение для подростков»; «Развитие жизненных
целей» (программа психологического содействия
успешной адаптации учащихся под ред. Е.Г.
Трошихиной); «На пороге взрослой жизни».
С целью коррекционно-развивающей поддержки
исследованы особенности развития слухоречевой
памяти у детей 10–11 лет с разной успешностью
обучения; проанализированы уровни
осведомленности и успешности обучения, а также
профили школьных предметов, на которые ребятам
необходимо ориентироваться при выборе учебной
специализации. Педагоги-психологи разрабатывают
программы по работе с одаренными детьми и
обучающимися в профильных и гимназических
классах.
4. Психопрофилактическое
направление
Данное направление охватывает
разнообразную деятельность, направленную на
предупреждение психологических проблем, в том
числе эмоционального напряжения (стрессов) у
педагогов, учащихся и родителей.
Профилактическая работа проводится в форме
бесед, лекций, открытых уроков и классных часов;
психологических часов в рамках «дней здоровья» в
школе; выступлений на родительских собраниях,
педагогических советах; психологических
практикумов, оформления стендов и переписки с
детьми и родителями.
Одной из задач педагогов-психологов является
профилактика эмоционального напряжения, в связи
с чем участникам образовательного процесса
предлагается освоить экспресс-методы снятия
эмоционального напряжения и упражнения,
активизирующие физическое состояние и
работоспособность.
Основные темы и формы работы выбираются в
зависимости от категории (преподаватели,
учащиеся или родители). Аспекты профилактической
работы с педагогическим персоналом включают
несколько направлений:
1. Ориентация учителей в
возрастных и индивидуальных особенностях
психического развития детей: проведение круглых
столов на тему «Учет
индивидуально-психологических особенностей
учащихся в процессе обучения. Индивидуальный
подход как педагогический принцип».
2. Составление совместно с педагогами
рекомендаций по преодолению трудностей обучения
и поведения ребят: обсуждение развивающих
программ, учитывающих индивидуальный подход;
проведение психологических практикумов «Мой
самый трудный ученик» (поиск способов
взаимодействия с детьми, нарушающими дисциплину
на уроке); информирование преподавателей о
значении психологической поддержки учащихся с
проблемами успеваемости и поведения.
3. Профилактика эмоционального выгорания
учителей: проведение психологических
практикумов «Как сохранить здоровье педагога в
условиях школы. Эмоциональное выгорание».
4. Создана и ведется подшивка памяток по
взаимодействию: «учитель – ученик – родитель».
В рамках психологического
сопровождения психологи уделяют большое
внимание взаимодействию с родителями.
Она ведется в двух направлениях: психологическое
просвещение (лекции, беседы, выступление
психологов на собраниях) и
социально-психологическое консультирование (по
вопросам детско-родительских отношений,
коррекции психоэмоционального состояния,
школьной адаптации, успеваемости и поведения
ребят).
Цель профилактической работы с родителями
заключается в создании ситуации сотрудничества
и формировании установки ответственности отцов
и матерей по отношению к проблемам обучения и
личностного развития детей.
В школе работает центр содействия укреплению
здоровья учащихся и воспитанников. Его задачи:
организация взаимодействия всех служб и
своевременное оказание ребятам необходимой
помощи; создание благоприятной атмосферы для
образования и воспитания с учетом их физического
и психологического здоровья, индивидуальных и
возрастных особенностей; отслеживание
адаптационных возможностей организма и т.п.
Психологи тесно сотрудничают с администрацией,
педагогами, дефектологом, логопедом,
медицинскими работниками. Такой комплексный
подход благотворно влияет на развитие и обучение
детей.
Ребята получают необходимую поддержку на пути
взросления и становления личности, что поможет
им занять активную жизненную позицию,
самореализоваться, проявить себя творчески и
гармонично взаимодействовать с окружающей
средой.