Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2009

Технология

Важней всего погода в школе…

Основная цель психологического сопровождения – формирование и развитие личности ребенка, сохранение и укрепление состояния душевного равновесия. Как помочь маленькому человеку раскрыть свой потенциал, научить его позитивно воспринимать мир, себя и окружающих? Как повысить успешность обучения детей? Как адаптировать их к нагрузкам и сохранить здоровье?.. Эти и многие другие вопросы стоят перед учителями, психологами, социальными педагогами, дефектологом, логопедом и администрацией школы

Роль психолога в здоровьесбережении детей так же велика, как и родителей, и любого другого взрослого, сопровождающего их развитие, воспитание и обучение.
Психологическое сопровождение в рамках нашей «Школы здоровья» отражает содержание запросов
детей, преподавателей, родителей и решает задачи, поставленные участниками школьной жизни, ориентируясь на потребности учебного заведения.
Четыре педагога-психолога осуществляют психологическое сопровождение учащихся определенных классов, но каждый ребенок, родитель и учитель имеет возможность получить консультацию у любого психолога школы.
В настоящее время изменилась динамика детского развития, соответственно усложнился и анализ его структуры. Все это требует от современных специалистов, в какой бы области они ни работали, поиска новых методов и средств для эффективной и своевременной помощи в здоровьесбережении, поддержки и адаптации учащихся к условиям школы.

Четыре составляющие

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя уютно в образовательной среде, с хорошим настроением шел на занятия, был заинтересован в учебе, адекватно общался со сверстниками, педагогами и родителями. А также получал знания и навыки по сохранению своего физического, психологического и нравственного здоровья.

В связи с этим психологическое сопровождение в нашей школе состоит из следующих блоков: социально-психологической компетенции личности, мотивационно-поведенческого, коммуникативного и связанного с преодолением трудных ситуаций.

Блок социально-психологической компетенции личности

Работа с учащимися в этом направлении дает возможность помочь им сформировать умение принимать и понимать себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. И, кроме того, понимать необходимость поддержания и укрепления собственного физического и психологического здоровья.

Мотивационно-поведенческий блок

Проводится работа по формированию у ребят интереса к окружающей жизни и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в которую они включаются.

Коммуникативный блок

Помогает формировать эффективность общения и совместимость с другими людьми; освоить коммуникативные навыки; разобраться в мире профессий.

Блок преодоления трудных ситуаций

Здесь дети обучаются жизненно важным умениям и навыкам, способности к сохранению состояния психологического благополучия и адекватному поведению во взаимодействии с внешним миром.

Деятельность педагогов-психологов

Приоритетными направлениями деятельности психологической службы школы являются диагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее, психопрофилактическое, организационно-методическое.

1. Диагностическое направление

Педагоги-психологи участвуют в городской экспериментальной площадке по теме «Система школьных мониторингов здоровья как составляющая медико-педагогического инструментария «Единый паспорт» здоровья школьника 2007–2010 гг.». Они разработали критерии психологического мониторинга, который проводят два раза в год (сентябрь–октябрь и апрель–май). Психологический мониторинг позволяет качественно и адекватно оценить актуальное состояние ребенка, обеспечить надежный прогноз его дальнейшего развития и обучения, своевременно оказать необходимую помощь.
Критерии психологического мониторинга (мотивация учебной деятельности, самооценка физического и психологического здоровья, уверенность в себе, тревожность, психологическая грамотность и психосоциальная адаптация учащихся) позволяют комплексно проверить состояние детей. Обязательно исследуются готовность и психологическая адаптация к средней и старшей школе, профильному обучению, профессиональная направленность.
Сбор и интеграция данных для психологической оценки осуществляются различными путями соответственно этапу возрастного развития ребенка: интервью, наблюдения, тестовые задания и письменные опросы. Применяются нейропсихологические методики и клинически ориентированные методы исследования: А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, С.Я. Рубинштейн, Б.А. Архипова, А.В. Семенович и др. Используются компьютерные программы по диагностике умственных способностей детей, развития психических процессов (памяти, внимания, мышления), эмоционального состояния и адаптации в школе (ГИД, ШТУР, цветовой тест Люшера, САН, тест школьной тревожности Филлипса, тест Леонгарда – Шмишека, прогрессивные матрицы Равена, таблицы Шульте и др.).

2. Консультационное направление позволяет своевременно оказать психологическую поддержку ребятам, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания в условиях требований современного социума; определить зоны и содержание психологического комфорта в семье, в отношениях со сверстниками, значимыми взрослыми или к самому себе; помочь в позитивном развитии детско-родительских отношений.
Психологические консультации пользуются большим спросом. У наших психологов можно получить помощь при любых проблемах: личностных, семейных, детско-родительских; социальной дезадаптации школьников, профессиональной направленности; по взаимоотношениям «учитель – ученик», «учитель – родитель», «ученик – ученик»; по индивидуальному сопровождению ребят в образовательном процессе.

3. Коррекционно-развивающее направление

Формы и приемы психологической коррекции включают как групповую, так и индивидуальную работу.

  • Для преодоления трудностей в учебе необходимы: развитие психических процессов (воображения, внимания, памяти, мышления, речи); обучение способам, улучшающим запоминание материала, помогающим снять напряжение перед ответами на уроках и экзаменах.

  • Мягкая коррекция стрессов позволяет: научить способам снятия напряжения при стрессовых состояниях; адекватно реагировать на ситуации; управлять своими эмоциями.

  • Коррекция поведения детей и подростков предполагает: обучение школьников совместной работе; взаимодействие подростков с учителями и родителями.

  • Формирование базовых составляющих психического развития ребенка: произвольной регуляции сенсомоторной активности, эмоций и поведения; формирование пространственных представлений; глазодвигательная гимнастика с учащимися.

Проводятся тренинги: «Коррекция детско-родительских отношений»; «Развитие креативного мышления»; «Жизненные навыки. Уроки психологии в школе» под ред. С.В. Кривцовой; «Общение для подростков»; «Развитие жизненных целей» (программа психологического содействия успешной адаптации учащихся под ред. Е.Г. Трошихиной); «На пороге взрослой жизни».
С целью коррекционно-развивающей поддержки исследованы особенности развития слухоречевой памяти у детей 10–11 лет с разной успешностью обучения; проанализированы уровни осведомленности и успешности обучения, а также профили школьных предметов, на которые ребятам необходимо ориентироваться при выборе учебной специализации. Педагоги-психологи разрабатывают программы по работе с одаренными детьми и обучающимися в профильных и гимназических классах.

wpe41E.jpg (7220 bytes)

4. Психопрофилактическое направление

Данное направление охватывает разнообразную деятельность, направленную на предупреждение психологических проблем, в том числе эмоционального напряжения (стрессов) у педагогов, учащихся и родителей. Профилактическая работа проводится в форме бесед, лекций, открытых уроков и классных часов; психологических часов в рамках «дней здоровья» в школе; выступлений на родительских собраниях, педагогических советах; психологических практикумов, оформления стендов и переписки с детьми и родителями.
Одной из задач педагогов-психологов является профилактика эмоционального напряжения, в связи с чем участникам образовательного процесса предлагается освоить экспресс-методы снятия эмоционального напряжения и упражнения, активизирующие физическое состояние и работоспособность.
Основные темы и формы работы выбираются в зависимости от категории (преподаватели, учащиеся или родители). Аспекты профилактической работы с педагогическим персоналом включают несколько направлений:

1. Ориентация учителей в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития детей: проведение круглых столов на тему «Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся в процессе обучения. Индивидуальный подход как педагогический принцип».
2. Составление совместно с педагогами рекомендаций по преодолению трудностей обучения и поведения ребят: обсуждение развивающих программ, учитывающих индивидуальный подход; проведение психологических практикумов «Мой самый трудный ученик» (поиск способов взаимодействия с детьми, нарушающими дисциплину на уроке); информирование преподавателей о значении психологической поддержки учащихся с проблемами успеваемости и поведения.
3. Профилактика эмоционального выгорания учителей: проведение психологических практикумов «Как сохранить здоровье педагога в условиях школы. Эмоциональное выгорание».
4. Создана и ведется подшивка памяток по взаимодействию: «учитель – ученик – родитель».

В рамках психологического сопровождения психологи уделяют большое внимание взаимодействию с родителями.
Она ведется в двух направлениях: психологическое просвещение (лекции, беседы, выступление психологов на собраниях) и социально-психологическое консультирование (по вопросам детско-родительских отношений, коррекции психоэмоционального состояния, школьной адаптации, успеваемости и поведения ребят).
Цель профилактической работы с родителями заключается в создании ситуации сотрудничества и формировании установки ответственности отцов и матерей по отношению к проблемам обучения и личностного развития детей.
В школе работает центр содействия укреплению здоровья учащихся и воспитанников. Его задачи: организация взаимодействия всех служб и своевременное оказание ребятам необходимой помощи; создание благоприятной атмосферы для образования и воспитания с учетом их физического и психологического здоровья, индивидуальных и возрастных особенностей; отслеживание адаптационных возможностей организма и т.п. Психологи тесно сотрудничают с администрацией, педагогами, дефектологом, логопедом, медицинскими работниками. Такой комплексный подход благотворно влияет на развитие и обучение детей.
Ребята получают необходимую поддержку на пути взросления и становления личности, что поможет им занять активную жизненную позицию, самореализоваться, проявить себя творчески и гармонично взаимодействовать с окружающей средой.

Надежда Корнюшкина