Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2009

Точка зрения

Не все так просто

Забота о репродуктивном и сексуальном здоровье подростка – это не только поиск эффективных способов их информирования, а более фундаментальная проблема передачи понятий о нормах и ценностях, связанных с взаимоотношениями полов и сексуальностью

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина одежды для беременных Рlanetamama.ru. Для того, чтобы будущие мамы смогли отправиться в увлекательный мир шоппинга совершенно не нужно куда-то выходить из дома, просить своих близких, чтобы они отвезли или сопроводили ожидающую малыша женщину в торговый центр. Достаточно перейти на сайт planetamama.ru, и интернет-витрины с красивой, удобной и, что весьма важно, недорогой одеждой для будущих мам предстанут на экране монитора. Можете не волноваться, несмотря на то, что вся представленная в интернет-каталоге одежда, предлагается по весьма разумным и доступным ценам, она отвечает всем стандартам качества и экологической безопасности, сшита из натуральных тканей, что сводит к минимуму риск возникновения аллергических реакций.

Круг вопросов

Принято считать, что информированность о сексуальном и репродуктивном здоровье – это знания о строении мужской и женской половой системы, о том, каким образом происходит зачатие, протекает беременность, о способах предотвращения нежелательной беременности и о профилактике ИППП. Попытаемся обозначить более широкий проблемный круг: это и необходимость осознания подростками особенной важности сексуальных отношений, и принятие сексуальных чувств, и установление собственных личных границ, и определение системы индивидуальных ценностей, и вопросы влюбленности, уважения к сексуальному партнеру.
Сделаем далее предметом нашего внимания понятие «комплексности» программ по сексуальному и репродуктивному здоровью в образовании. И здесь сразу выясняется, что речь идет о вовлечении в программу максимального числа учителей-предметников, свободно оперирующих учебным материалом в соответствии с целью и задачами специальных междисциплинарных уроков по профилактике ВИЧ/СПИДа, а также медицинских и социальных работников, обладающих навыками создания атмосферы дружественности в общении с подростками.
Когда мы говорим о «комплексной» программе с психологической точки зрения, то различаем как минимум три аспекта: 1) влияние на глубинные установки, связанные с сексуальной жизнью; 2) формирование навыка свободного обсуждения с партнером (при необходимости) сексуальной стороны жизни; 3) формирование особых навыков взаимодействия в определенных ситуациях, связанных с риском, а также само умение распознавать эти рискованные ситуации. Правда, такая трактовка понятия «комплексности» программы позволяет сместить ответственность за сексуальное здоровье с родителей, врачей, педагогов, воспитателей на подростков по принципу «учимся отвечать за себя сами». Однако все проинформированные по вопросам ИППП, контрацепции, сексуального и репродуктивного здоровья и планирования семьи подростки нуждаются в мотивации для того, чтобы начать реализовывать полученные знания в практической жизни. Встает вопрос о том, кто должен эту мотивацию создавать и какого рода информацию о сексуальности в связи с этим следует предоставлять.

Кто «просвещает» подростков?

Конечно, общение на эту тему может происходить между родителями и ребенком любого возраста, но до 6–8 лет – лишь отчасти, вербально. С 8 до 15 лет родители могут говорить с ним о сексуальности напрямую, но если для какого-то ребенка (или родителя) этот способ не подходит, стало быть, на то имеются причины. Не всякий подросток станет обсуждать эти вопросы с братьями, или сестрами, или другими членами семьи. Наконец, есть дети, которые воспитываются в детских домах и интернатах. Где бы ребенок ни рос, он имеет право на получение информации об этой стороне жизни, которая помогла бы превратить его в личность, способную переживать свою сексуальность.
Большую часть информации на эту тему подростки черпают из журналов, ТВ-программ и общения с друзьями, однако все это определенно ненадежные источники. Приходится признать, что в СМИ данная тема отображается нереалистично, создавая иллюзорную картину, что все и всегда в жизни «вертится» вокруг секса.
Несмотря на убежденность подростков в том, что им известно уже многое, их знания недостаточны, однако все они уже стоят на пороге первого сексуального опыта (или уже начали половую жизнь). В большинстве стран (и в России в том числе) с каждым годом дети и подростки все раньше начинают демонстрировать сексуализированное поведение, смелее идут на эксперименты. Нежелательные последствия застают их врасплох, если они оказываются неподготовленными и непредупрежденными обо всех аспектах риска, связанных с сексуальными отношениями.
Задача специалистов – исправить это искаженное восприятие с помощью обдуманных вопросов по поводу увиденного, услышанного, прочитанного.

Обратная связь

Опыт проведения нашими специалистами тренинг-семинаров в 2007 году в выпускных классах школ г. Москвы свидетельствует о том, что медико-биологическая информация волнует подростков лишь в последнюю очередь. Самый широкий круг эмоций, ощущений, переживаний (от страха, неуверенности до решимости и оптимизма) вызывают у них проблемы, связанные с вероятностью раннего (подросткового) родительства, или необходимостью принятия решения об аборте, или переживания диагноза «ВИЧ-инфекция» и психологических аспектов жизни с ВИЧ. Оказывается полезным информирование подростков об открытых Зигмундом Фрейдом принципа удовольствия и принципа реальности и их влиянии на поведение человека. Получаемая от подростков 15–17 лет обратная связь (заполненные анкеты) свидетельствует о том, что психоаналитический подход имеет преимущество в деле формирования у них установки не только на получение удовольствия, но и на избегание страданий, связанных с опасностью ранних сексуальных отношений, насилия, нежелательной беременности, ИППП, в том числе и ВИЧ-инфекции.

Л. Воронцова