Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2009

Учительская

Бывают дети разные

Методические рекомендации по индивидуализации процесса обучения

Любой ребенок – индивидуум

Каждый учитель сталкивается с индивидуальными различиями своих учеников. Можно выделить три вида таких показателей:

– наличие или отсутствие интереса к учебной деятельности;
– наличие или отсутствие необходимых знаний, умений, навыков;
– разная степень выраженности динамических особенностей (работоспособности, переключаемости, темпа деятельности и др.).

Основная задача преподавателя заключается в том, чтобы любой ребенок независимо от своих особенностей, а следовательно, типологических свойств смог активно приспособиться к требованиям учебной деятельности и добиться в ней высоких результатов.
Необходимо принимать во внимание стабильные индивидуальные черты, ведь за ними скрываются основные свойства нервной системы, непосредственным образом влияющие на учебу.
Содержание и общие требования образования объективны и обязательны, их нельзя изменять в соответствии с особенностями отдельных детей. Поэтому приспособление школьников с разными типологическими свойствами к учебе возможно за счет варьирования некоторых частных условий и смягчения отдельных требований, а также посредством формирования у ребят индивидуального стиля.
В целом дети с разными индивидуальными чертами могут успешно справляться с учебой. Здесь важно одно: свойства нервной системы не будут детерминировать высокие или низкие достижения учащихся только в том случае, когда для всех создаются равно благоприятные условия. Однако равно благоприятные не означает одинаковые. Напротив, внешние факторы, относящиеся к организации обучения, должны соответствовать характеру, темпераменту ученика, быть разными для сильных и слабых, подвижных и инертных и т.д. Только в этом случае можно ожидать, что высокого уровня достижений в учебе (при прочих равных условиях: наличии знаний, положительной мотивации и т.п.) добьются дети с разными свойствами нервной системы.
В современной школе, где интенсифицирован учебный процесс и значительны нагрузки, чаще страдает психическое здоровье слабых и инертных ребят, которые не могут противостоять сильным, продолжительным или часто меняющимся раздражителям.
Кроме того, немалое значение приобретает специфика организации работы на уроке, зависящая от педагога. Учителя не всегда используют знания об индивидуальных свойствах детей в учебном процессе.
Например, темп деятельности часто устанавливается не самим школьником, а задается извне. Таким «внешним фактором» в большинстве случаев выступает преподаватель, который быстро ведет объяснение или опрос. Для слабых или инертных, медлительных детей предложенный учителем темп может оказаться непосильным. В результате они плохо усваивают материал, отстают от одноклассников. Но даже если такой ребенок за счет продуманной самостоятельной работы успешно овладевает программой, он тем не менее в ситуациях, где требуется высокая скорость актуализации знаний, может давать неудачные ответы. Преподаватель иногда объясняет это отсутствием требуемых знаний. А в действительности ученик просто не в состоянии продуктивно работать в таком высоком темпе.

Слабые и инертные

Исследователи М.К. Акимова, В.Т. Козлова выделяют учебные ситуации, в которых возникают трудности у учащихся со слабой нервной системой:

– длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке) – слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал;
– ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности если на нее отводится ограниченное время;
– ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
– выполнение задания в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; вообще для слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного;
– построение деятельности после неудачного ответа, отрицательно оцененного;
– работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);
– выполнение задания в условиях, требующих распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащегося по пройденному материалу, привлекает разнообразный дидактический материал – карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.);
– шумная, неспокойная обстановка в классе, при которой ученику трудно сосредоточиться;
– резкое замечание, сделанное учителем, или ссора с товарищем и т.д.;
– выполнение работы у вспыльчивого, несдержанного педагога;
– ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.

По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила:

– не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; давать достаточное время на обдумывание и подготовку;
– желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;
– нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;
– не задавать вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок;
– формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «хорошо», «умница», «молодец»);
– осторожно оценивать неудачи этих учеников, т.к. они очень болезненно относятся к ним;
– давать время для проверки и исправления написанного;
– отвлекать в минимальной степени, стараться не переключать внимание, создавать спокойную обстановку.

Сильные учащиеся

Учащиеся с сильной нервной системой ведут себя иначе. В сложных ситуациях они реже теряются, меньше волнуются, проявляют большую уверенность в своих знаниях и возможностях.
Хотя перечисленные особенности сильных учащихся заметно облегчают им учебную деятельность, это не означает, что они вообще не испытывают трудностей. Например, при однообразной, монотонной работе у них часто возникает чувство раздражения, неудовольствия. Они начинают отвлекаться, разговаривать с соседями, задавать вопросы учителю, заглядывать в чужие тетради. Таким детям с трудом удается выполнять работу по алгоритму, шаблону. Если действия идут в строгой последовательности, они часто допускают пропуски, забывают выполнить то или иное преобразование. Они не склонны к работе, требующей систематизации, не любят планировать свою деятельность и проверять уже выполненное задание.
При работе с учащимися, обладающими сильной нервной системой, учитель должен в определенной степени разнообразить их деятельность, не допускать монотонности. Например, при выполнении однотипных заданий направить школьников на поиск других способов работы, отличных от применяемой схемы; можно чередовать разные действия.
Собственно усвоение учебного материала требует от них в значительной мере перестройки индивидуальных способов работы. Для того чтобы облегчить «сильным» эту задачу, учитель может сделать следующее. Например, в ситуации, когда требуется выполнение каких-либо поэтапных действий, обратить особое внимание на этих учеников, по возможности контролировать выполнение требований постепенности, последовательности.
Полезно специально тренировать сильных в такого рода деятельности. То же можно сказать и в отношении работы, связанной с систематизацией, планированием и проверкой выполненного. Учитель должен не только сам контролировать сильных при выполнении таких видов деятельности, но и побуждать их делать это самостоятельно. Психологи отмечают, что люди с сильной нервной системой обладают необходимыми волевыми качествами для того, чтобы перестроить свою работу в требуемом направлении. Задача учителя – убедить их и заставить это сделать.

Медлительные и подвижные

Для инертных учащихся характерны медлительность, неторопливость, обстоятельность как при выполнении любой деятельности, так и в движениях и даже в речи. Таких детей иногда называют увальнями; они тщательно обдумывают любое действие, слово, медленно реагируют на просьбы. Могут работать долго, не отвлекаясь, с высокой степенью самостоятельности в выполнении заданий. Их отличает медленное нарастание активности, но и длительное ее сохранение. Склонны к работе на протяжении долгого времени. Полностью выслушивают объяснение учителя, затем начинают выполнять задание. В работе на сообразительность принимают участие только при достаточном времени на обдумывание. Но активны в работе по пройденному материалу, поскольку у них лучше развита долговременная память.

Ученики с лабильной нервной системой в перечисленных ситуациях ведут себя совершенно иначе. Они с большой охотой участвуют в работе, имеющей разнообразный характер, могут успешно выполнять задания в ситуации, когда материал подается в высоком темпе, способны быстро переключать внимание на новый вид деятельности. При смене задания быстро подключаются к его выполнению. Подвижные способны легко усваивать новое, а умение отойти от принятых стандартов, быстрая ориентировка в материале, высокая скорость выполнения задания положительно сказываются и в работе на сообразительность. Но при однообразной, монотонной работе такие ребята быстро утрачивают интерес к заданиям, и, если нет стимулирования со стороны учителя, они начинают отвлекаться или просто перестают работать. Поскольку у подвижных отмечается тенденция быстрого роста и столь же быстрого снижения активности, то при отсутствии контроля со стороны преподавателя их скоростные преимущества будут давать себя знать лишь на первом этапе выполнения задания.
Необходимо признать, что современные условия организации учебной деятельности, т.е. особенности приемов и методов обучения, работы учителя с классом в целом более соответствуют динамическим особенностям сильных и подвижных, чем слабых и инертных.
Другими словами, круг школьных требований часто оказывается близок нейрофизиологическим особенностям сильных и подвижных, их привычным, естественным проявлениям.
Работа учителя со школьниками должна строиться таким образом, чтобы они понимали, в чем преимущество их индивидуальных особенностей, а в чем недостаток. Это позволит направить усилия, с одной стороны, на закрепление положительных проявлений, а с другой стороны – преодоление нежелательных.
Учащиеся часто могут действовать сообразно своим природным данным, поскольку учебные ситуации не соответствуют их возможностям. Таким образом, дети со слабой и инертной нервной системой применяют компенсаторные приемы, которые позволяют им успешно справляться с учебными требованиями. Быструю утомляемость они компенсируют перерывами для отдыха, разумной организацией деятельности, соблюдением режима дня; недостаточную сосредоточенность и отвлекаемость внимания – усиленным контролем и проверкой работ после выполнения. Медленный темп умственной работы компенсируется тщательной предварительной подготовкой к работе, что дает им возможность на первых ее этапах «обгонять» сильных, которым свойственна постепенная врабатываемость.
Помимо этого, предварительная подготовка, глубокий всесторонний анализ и обдумывание усваиваемой информации, ее систематизация, составление плана ответов позволяют слабым в некоторой степени уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее у них в ответственные моменты их учебной деятельности (опрос, контрольная работа, экзамен).

Инертные обычно используют следующие специальные приемы, ускоряющие их деятельность (по результатам исследования В.П. Герасимова):

– дают неполные ответы с последующим дополнением после небольшой паузы; такая тактика позволяет выкроить время для обдумывания, когда учитель ведет урок в высоком темпе;
– дают предваряющие ответы, когда учитель в высоком темпе представляет задания, последовательность предъявления которых ясна (вопросы записаны на доске);
– могут увеличить скорость работы за счет выполнения следующего задания, пропустив предыдущее, или выполняют превентивные действия в подготовке ответов: отвечают только после того, как формулировка ответа уже готова.

Индивидуальный подход в обучении означает умение педагога видеть особенности детей (их подготовленность, склонности, интересы, способности) и учитывать их при выборе и применении методов и приемов, дозировке домашних заданий, определении вариантов классных и контрольных работ и воспитательном воздействии.

Н. Кайгородова