Субкультура – система убеждений,
ценностей и норм, которые разделяются
и активно используются
явным меньшинством людей в рамках
определенной культуры.
Д.Джери, Дж. Джери.
Большой толковый
социологический словарь
Многих учителей, родителей, да и
просто взрослых волнует вопрос о том, что
представляют собой подростки, принадлежащие к
тем или иным субкультурам. Что хотят сказать они
своим эпатажным внешним видом – одеждой,
прической, специфическими украшениями? Какова их
система ценностей? Являются ли они психически
здоровыми? Представляют ли какую-то опасность
для окружающих? Что привлекает их в субкультуре?
И почему в конце концов они стали такими, какими
стали?Мы не пойдем традиционным путем –
подробным рассказом о различных современных
молодежных субкультурах и поведении их
представителей. На эту тему написано множество
книг, статей и обзоров, в том числе в
педагогических журналах. В этой статье мы
рассмотрим те психологические и социальные
механизмы, которые подталкивают ребят к выбору
особого – субкультурного – образа жизни
Антикультура или протест?
В любом обществе существуют
субкультуры, исповедующие нормы и ценности,
совершенно отличные от общепринятых.
Одно из первых исследований, объясняющих
механизм формирования иных культурных правил,
было проведено Альбертом Коэном в середине
прошлого века. Объектом исследований ученого
стала банда подростков-правонарушителей.
А.Коэн обнаружил, что группа придерживается
ценностей, которые представляют собой вид
«антикультуры», отрицающей «честные» ценности
среднего класса. Подростки презирали
собственность других людей и выражали свои
чувства актами беспричинного вандализма и
разрушения. «Видимо, – пишет автор, – они
получали злобное удовлетворение от того, что
заставляют «честных» людей чувствовать себя
дискомфортно. Они были «негативны» в том плане,
что переворачивали ценности среднего класса (в
первую очередь ценности трудолюбия и
собственности) вверх дном».
Почему же они действовали таким образом? Зачем
нужно отрицать и даже разрушать нормы и правила,
существующие в обществе?
«Классик» социологии Роберт Мертон считал, что
асоциальные, в том числе субкультурные, группы и
движения возникают из-за слишком разных
«стартовых» условий для достижения успеха,
который провозглашается обществом как значимая
ценность. Люди (и особенно молодые) вынуждены
каким-то образом реагировать на невозможность
«законным» путем стать образованными, богатыми,
красивыми.
Здесь социологи и усматривают момент рождения
субкультуры – в качестве ответа на возникшее
противоречие. Именно она предлагает молодым
людям «обходные пути» для достижения целей при
сохранении «собственного лица».
Итак, какие виды субкультур выделяют современные
исследователи?
Субкультуры бывают криминальные, протестные и
отступающие.
Криминальной (преступной) называется
субкультура людей, использующих насилие и
преступления для достижения одобряемых
обществом целей (успех, материальное
благополучие).
Так, примером могут служить подростки из бедных
или среднеобеспеченных семей, объединяющиеся в
группы и регулярно совершающие кражи одежды в
магазинах, вымогающие деньги и отбирающие
ценности у младших и более слабых.
Насилие, нередко проявляемое представителями
криминальных движений, не всегда бывает связано
с жаждой обогащения. Их внутренняя неуверенность
часто обращается вовне – на поиск врагов,
виноватых в несправедливости жизни. Например, в
субкультуре скинхедов «врагами» чаще всего
оказываются люди, принадлежащие к национальным
меньшинствам.
К протестной относится
субкультура молодежных объединений,
ориентированных на альтернативный,
агрессивно-протестный образ жизни. Эти группы
выстраивают собственную систему ценностей, где
нередко важное место занимают насилие и
сексуальная распущенность. Впрочем,
деятельность таких групп не обязательно связана
с прямым насилием (например, хиппи –
пацифисты), но она всегда носит публичный
характер, всегда налицо противопоставление себя
«нормальному» обществу.
В качестве примера современной молодежной
протестной субкультуры можно привести движение панков.
«Нонконформисты с обостренным по-юношески
чувством справедливости» – панки – не желают
понимать правила, навязываемые обществом, считая
их неестественными и лживыми. Их основная идея –
«мир отвратителен, но изменить его, к сожалению,
нельзя». Зато можно активно не принимать его
правила игры. Для того чтобы ярче
продемонстрировать свой протест окружающим,
нужно выглядеть и вести себя как можно более
вызывающе и грубо.
Уходящие от реальности
Отступающая субкультура объединяет
тех, кто стремится заслониться от общества, уйти
от необходимости преследовать какие-то значимые
цели и выбирать между одобряемыми и не
одобряемыми средствами их достижения.
Помимо вышеперечисленных молодежных движений,
это еще и субкультуры алкоголиков, наркоманов,
«компьютерщиков» (если страсть к компьютерам
становится образом жизни). Группы,
поддерживающие данные субкультуры, пребывают
как бы в «параллельной» реальности, отказываются
идти на любые контакты с обществом, кроме самых
необходимых. Они как будто говорят: «Зачем нам
этот непонятный и жестокий мир – в своем мире нам
комфортнее, здесь нас принимают и понимают».
Эти субкультуры объединяют в первую очередь тех,
кто не сумел адаптироваться к требованиям
общества (не признал цели или не нашел доступа к
средствам), но у них нет сил и желания активно
бороться.
Существуют субкультуры, которые трудно
однозначно отнести к тому или иному виду. Так,
имея яркую (и даже пугающую) внешнюю атрибутику,
представители многих современных движений на
самом деле не представляют опасности для
окружающих с точки зрения возможной агрессии. Их
философия порой предполагает вовсе не протест
против действительности, а уход от нее в мир, где
можно чувствовать себя более комфортно.
Для ролевиков – это фэнтези, прекрасный мир
игр и волшебных существ, для готов – это
тайный и печальный мир смерти, для хиппи и растаманов
– это мир, созданный Богом, но почти погубленный
людьми. Они исповедуют философию
ненасильственного ухода от проблем.
Представители этих движений не желают
налаживать контакты с реальностью, которая
кажется им отвратительной и безысходной.
Имея внешнюю атрибутику протестных, по сути они
являются субкультурами отступающими.
Относитесь к нам терпимо
Любой подросток стремится каким-то
образом заявить о своей уникальности,
неповторимости, личностном своеобразии, в
некотором роде противопоставляя себя
окружающим, в первую очередь родителям, да и
вообще взрослым. Именно так он пытается
утвердить себя – не похожего, особенного.
Иногда этот протест принимает крайние формы, и
тогда для утверждения своей индивидуальности
молодой человек выбирает не только бравирование
внешним видом, но и особый способ поведения –
например, предполагающий следование
определенным групповым субкультурным ценностям.
Но, кроме стремления к независимости, каждый
подросток нуждается еще и в том, чтобы быть
понятым, принятым и позитивно оцененным другими
людьми. К сожалению, эта цель не всегда достижима:
значимые взрослые часто бывают им недовольны, не
одобряют его поведение и личность в целом.
В субкультурной группе – даже в
криминальной – молодой человек находит то,
что искал, – статус, чувство собственного
достоинства, уникальность и одновременно
чувство принадлежности.
«Вы понимаете, это очень важно –
чувствовать, что вокруг тебя есть люди, с
которыми ты говоришь на одном языке. Помните,
«счастье – это когда тебя понимают»?.. Так вот.
Когда ты чувствуешь себя частью чего-то большего,
чем ты сам, – ты понят, принят, важен, нужен, может
быть, даже любим здесь.
Общаться с нормальными людьми… В этом-то вся
беда. Понимаете, мы – чужие, иногда даже –
отверженные.
Потом большинство из нас перерастет это, и мы
станем обычными людьми – более или менее.
Постарайтесь относиться к нам терпимо. Нет, не
надо разделять и одобрять наши взгляды – это
будет по меньшей мере странно. Но не критикуйте и
не обзывайте нас – тогда мы отдалимся еще
больше. Не высмеивайте нас. Попробуйте отнестись
к нам с уважением, найдите в нас что-то хорошее, за
что вы можете нас одобрять и ценить. Напоминайте
нам о правилах поведения и возвращайте нас
иногда в реальность – чтобы мы не остались
навсегда в нашем мире и не причинили вам слишком
много неудобств.
Разговаривайте с нами всерьез, помогайте нам –
иногда мы не знаем, как справляться с нашими
проблемами.
Постарайтесь договариваться с нами – ведь мы на
самом деле все понимаем…»
Возникновение и смена различных
субкультур как социальное явление неизбежны. И
так же вечны те психологические причины, которые
подталкивают молодых людей к тому, чтобы
разделить ценности того или иного движения.
Словарь
субкультурных терминов и
понятий
Панки – молодежная субкультура,
возникшая в конце 60-х годов прошлого века в
Великобритании, США, Канаде и Австралии. Ее
отличительными особенностями являются
стремление к личной свободе и независимости,
эпатажное и развязное поведение, максимализм,
критическое отношение к обществу и политике и
любовь к грубоватой и энергичной музыке панк-рок.
Внешний вид панков очень эпатажный и порой
шокирующий. Самая яркая деталь внешности панка –
прическа. Выбритые виски, невероятный –
например, зеленый или красный – цвет волос,
прически-гребни («ирокезы»). Одежда – рваные
джинсы, культовая кожаная куртка – косуха.
Украшения – металлические клепки, булавки,
ошейники, напульсники, тяжелые цепи.
Субкультура панков явилась «родоначальницей»
многих других современных субкультур: например,
субкультуры готов и эмо.
Готы – представители молодежной
субкультуры, ведущей свою «родословную» от
панков и зародившейся в середине – конце ХХ века.
Характерные черты: любовь к готической музыке,
интерес к мистицизму, склонность к меланхолии,
приверженность «кладбищенской» тематике.
Собственно, готическая культура изначально
имеет культовый характер и религиозна по своему
содержанию. Их искусство ассоциируется с темами
вечности, высших иррациональных сил, с темами
нравственного страдания и мученичества.
В моде несколько направлений: от близких панку
черных рваных одеяний до также черных шелковых и
бархатных средневековых платьев и длинных
плащей. Корсеты, кружева, широкие поднятые
воротники – тоже истинно готические атрибуты.
В целом имидж гота достаточно мрачен. Они любят
многочисленные украшения, чаще всего серебряные,
носят длинные гладкие (в отличие от панков)
черные волосы; особенность макияжа – белое лицо
и подведенные черным цветом глаза и губы.
Эмо – (от emotional —
эмоциональный) – молодежная субкультура,
делающая акцент на внутренних переживаниях и
чувствах. Ценность любви и дружбы, искренности и
романтичности – вот основные характеристики
эмо. Это ранимые, чувствительные, эмоциональные,
подверженные перепадам настроения и, в общем-то,
инфантильные мальчики и девочки.
Внешний вид эмо достаточно своеобразен.
Традиционной прической считается косая рваная
челка, закрывающая один глаз, сзади – короткие
жесткие волосы, торчащие в разные стороны. Цвет
волос – преимущественно черный. Часто
встречаются пирсинг, яркий макияж,
подчеркивающий глаза, черный лак для ногтей.
Эмо носят одежду розово-черных тонов. Считается,
что черный цвет символизирует депрессию, чувства
покинутости и одиночества, а розовый –
положительные эмоции, которые также очень ценны
для них.
Впрочем, по мнению некоторых представителей эмо,
растиражированный образ нытика, одетого в
черно-розовую одежду, с плюшевой игрушкой в руках
и смешным рюкзаком за плечами и размышляющего о
суициде, имеет мало отношения к истинной
сущности эмо.
Скорее эмо представляются этакими «свободными
художниками», действительно ценящими настоящие
чувства, страдающими от несправедливости, но
любящими жизнь.
Растаманы – представители
молодежной субкультуры – последователи
растафарианства. Принято считать, что
растафарианство зародилось в 30-х годах прошлого
века.
Историческая справка. в середине
семнадцатого века англичане отобрали у испанцев
карибский остров Ямайку и отпустили на свободу
черных рабов-африканцев. Африканцы остались жить
на острове – теперь уже свободными людьми. Себя
они считали избранным народом, а землей
обетованной – Эфиопию. Взошедшего в 1930 г. на
престол короля Эфиопии Хайле Селассие I
объявили мессией. До коронации он звался Тафари
Маконнен. По-эфиопски «принц» – «рас», «Принц
Тафари» – «рас Тафари». Так было найдено
название для новой религии.
По всему миру идеи растафарианства
распространились благодаря музыкальному стилю
регги, возникшему из народных негритянских
мелодий.
В чем заключается идеология растаманов? Они
проповедуют идеи мирного созерцания, ненасилия,
расслабленности и отказа от погони за благами
цивилизации. Некоторые для достижения еще
большей расслабленности (и, по их признанию,
«особой мудрости»), практикуют курение
марихуаны.
Внешне растаманы выглядят достаточно ярко и
живописно. Одна из ярких примет – наличие
огромных вязаных беретов, в которых чередуются
зеленые, желтые и алые полосы – цвета эфиопского
флага. Прически у растаманов особенные. Они носят
на голове косички – дреды, которые особым
образом «заплетаются» мастерами и уже больше
никогда не расчесываются.
Скинхеды – молодежная
субкультура, зародившаяся в Англии в 60-х годах
прошлого века в среде рабочей молодежи.
Считается, что у первых скинхедов не было никакой
идеологии. Их досуг представлял собой набор
обычных «простых» развлечений – пиво, футбол,
танцы и драки. Политическая подоплека движения
появилась позднее.
Современные бритоголовые (слово «скинхед»
происходит от слияния двух английских слов: skin
– «кожа» и head – «голова») чаще всего
являются агрессивными приверженцами расистской
и нацистской идеологии.
Ролевики – молодежная
субкультура, представляющая собой общность
людей, играющих в различные ролевые игры.
Движение ролевиков – одно из самых
интеллектуальных неформальных молодежных
движений. У ролевиков существуют свой лексикон,
своя музыка и литература.
Корни ролевого движения – в субкультуре хиппи
(идея гармонии с миром и духовность) и в
литературе жанра «фэнтези». В 1954 году вышла в
свет знаменитая трилогия Джона Толкиена
«Властелин колец». Описанный Толкиеном мир и
стал миром мечты ролевиков, которые начали
перевоплощаться в героев книги и разыгрывать
описанные сюжеты.
В общем-то можно сказать, что этих людей
объединяют мечтательность, оторванность от
реального мира и детская вера в сказки. Как и у
детей, главное событие в жизни ролевиков –
игра.
Родственными ролевому движению являются
движения исторических реконструкторов и
толкиенистов.
Публикация статьи произведена при поддержке сайта мастера-брейдера с опытом работы более 12 лет в Москве, предлагающего сделать наращивание волос или заплести афрокосички на дому. Предлагается качественное и недорогое голливудское наращивание волос холодным методом на трейсах, которое позволит сделать процедуру безопасной для ваших собственных волос. Кроме трессового наращивания волос, можно сделать любую афроприческу: африканские или французские косички, суперлоконы, пони, дреды, гофре, зизи. Цены на услуги размещены на сайте.