Наша программа
В 2006 году школьной администрацией была
разработана целевая программа «Здоровье и
образование», охватывающая различные
направления по укреплению здоровья учащихся и
педагогов.
Концепция программы предусматривает создание
условий для повышения качества общего
образования, оптимизацию учебной,
психологической и физической нагрузки
школьников для сохранения и укрепления их
здоровья, в том числе за счет:
1) реальной разгрузки содержания
образования;
2) использования эффективных методов обучения;
3) повышения удельного веса и качества занятий
физической культурой;
4) организации мониторинга состояния здоровья
детей и подростков;
5) улучшения организации питания учащихся;
6) рационализации досуговой деятельности,
каникулярного времени и летнего отдыха ребят.
В ходе реализации программы «Здоровье
и образование» в нашей школе сложились свои
обычаи. Традиционными стали мероприятия:
Дни здоровья и спорта.
Всемирный день здоровья.
Тематические мероприятия:
«Сто к одному»;
«Звездный час»;
«Своя игра» и др.
Неделя здоровья и спорта.
Работа агитбригады. Постоянно
осуществляется работа с родителями и педагогами:
Привлечение родителей и учителей к
оздоровительным мероприятиям.
Лекции, семинары, консультации
специалистов.
Тематические общеродительские
конференции.
Курсы повышения квалификации
преподавателей по проблемам ЗОЖ.
Важный момент научно-методической
работы – внедрение учителями-предметниками
инновационных технологий, разнообразных методов
и форм обучения. Важными принципами этой
деятельности являются систематичность и
непрерывность, а также постоянное
самообразование педагогов. Несколько лет
работают две проблемно-творческие группы:
1. «Организация
психолого-педагогического сопровождения
учащихся и преподавателей в условиях Школы
здоровья» (руководитель – педагог-психолог
Майорова О.В.);
2. «Создание системной модели школы,
содействующей здоровью» (руководитель –
замдиректора по НИР Карпеева О.В.).
Опытно-экспериментальная работа по сохранению и
укреплению здоровья участников
образовательного процесса предусматривает:
внедрение разработанной системы
мероприятий;
диагностическую деятельность;
просветительскую работу;
корректировку и регулирование
системы образования;
систематическую работу по созданию
материально-технической базы.
В школе организован Межшкольный
оздоровительно-реабилитационный центр для
проведения профилактических, реабилитационных,
медицинских, педагогических мероприятий,
направленных на оздоровление учащихся и
педагогов.
Благодаря финансовой поддержке администрации
Нижегородской области медицинским персоналом
школы открыты следующие кабинеты:
– процедурный;
– массажный;
– стоматологический;
– физиотерапевтический;
– ингаляторий.
Все они оснащены самым современным
оборудованием.
Участие в конкурсе
О региональном этапе Всероссийского
конкурса «Школа – территория здоровья» мы
узнали в одной из публикаций газеты «Здоровье
детей». Более подробно о положении и требованиях
конкурса нам сообщила заведующая лабораторией
по проблемам здоровья в образовании
Нижегородского института развития образования
О.Гладышева, с которой педагогический коллектив
нашей школы достаточно долго и плодотворно
сотрудничает.
Для участия в региональном этапе конкурса
необходимо было подготовить комплект
документов, охватывающий различные стороны
деятельности образовательного учреждения по
сохранению и укреплению здоровья детей и
учителей, среди которых:
анализ деятельности школы за
последние 3 года, включая результаты работы по
здоровьесбережению;
программа образовательного
учреждения по оздоровлению и формированию
здорового образа жизни учащихся и педагогов;
материалы, иллюстрирующие
деятельность школы за последние 3 года;
материалы, иллюстрирующие реализацию
целевой программы «Здоровье и образование».
В анализе деятельности учреждения
были отражены такие вопросы, как социальный
состав семей учащихся и кадровый педагогический
состав, описана научно-методическая работа
преподавателей, предоставлены информация об
участии школы в региональных и всероссийских
конкурсах, наградах, достижениях, данные
мониторинга здоровья и физической
подготовленности ребят.
Особое место заняли отчет об осуществлении
инновационной деятельности,
здоровьесберегающей работы в рамках
воспитательно-образовательной системы школы, а
также профессиональная подготовленность
учителей по вопросам сохранения и укрепления
здоровья.
Большое внимание уделялось соблюдению школой
санитарно-эпидемиологических требований
СанПиНов, созданию комфортной образовательной
среды. Это – эстетическое оформление классных
комнат, использование растений в декорировании
помещений, оптимизация визуальной и воздушной
среды, подобранная по росту детей школьная
мебель и многое другое.
Ну а главное – создание последовательной,
непрерывной и целостной системы формирования
культуры здоровья на различных этапах обучения:
при реализации программ дополнительного
образования, проведении тематических и массовых
мероприятий, взаимодействии с родителями
(совместные детско-родительские
физкультурно-оздоровительные мероприятия и пр.).
В рамках программы «Здоровье и образование»
педагогический коллектив школы предложил
основные направления работы:
организационно-методическая
деятельность;
решение оздоровительных задач
средствами физической культуры;
организация питания;
развитие опытно-экспериментальной
деятельности по укреплению и сохранению
здоровья детей;
профилактика детского травматизма;
здоровье педагогов;
формирование мотивации к ЗОЖ на
уроках и во внеклассной деятельности;
система работы с родителями;
изучение микросреды
образовательного учреждения.
Материалы, иллюстрирующие
деятельность школы за последние 3 года, а также
реализацию программы «Здоровье и образование»,
представили в виде фотографий и публикаций в
средствах массовой информации районная газета
«Знамя» и школьная газета «Пульс школы».
Проделанная работа была достаточно плодотворна,
и в результате педагогический коллектив стал
дипломантом Всероссийского конкурса «Школа –
территория здоровья».
Кроме того, преподаватели и школьники являются
участниками многих конкурсов: «За здоровый образ
жизни» (районный конкурс рисунков), «Разговор о
правильном питании» (областной конкурс
фотографий и творческих работ), «Учись на
здоровье» (Всероссийский конкурс
научно-методических программ и проектов,
номинация «Я – директор»).
В будущем мы планируем дальнейшее участие в
различных мероприятиях по укреплению здоровья
детей.