Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2008

Учительская

Маленькие, а с характером!

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Общий портрет первоклассника

К младшему школьному возрасту относят 6–11-летних детей, учащихся 1–3-х (4-х) классов начальной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника еще находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено, в костной системе еще много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев также не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко меняется весь уклад его жизни, социальное положение в коллективе, семье. Его первой и важнейшей обязанностью становится отныне учение. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.
Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению как к приобретению новых знаний, умений и навыков, накоплению систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что это труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребенок не привык трудиться, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к школе. Для того чтобы этого не случилось, учитель должен внушать ребенку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьезное, однако очень интересное дело, позволяющее узнать много нового, занимательного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
Как правило, на первых порах ребята учатся хорошо. Большую роль играют семейные традиции, взаимоотношения в классе, а также и личные мотивы: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Вначале у ребенка формируется интерес к самому процессу учебы, а затем проявляется интерес к приобретению знаний, чувство удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчеркивает каждый, даже самый маленький, успех, самое маленькое продвижение вперед. Школьники испытывают чувство гордости, особый подъем сил, когда учитель хвалит их.
Большое воспитательное воздействие учителя связано с тем, что он с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания первоклассников.

Возрастные стадии восприятия

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Они с живым любопытством воспринимают окружающую среду, которая с каждым днем раскрывает перед ними все новые и новые стороны.
Наиболее характерная черта восприятия детей этого возраста – его малая дифференцированность. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, но выделяет, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства – в основном цвет, форму и величину. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста при соответствующем обучении появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Такие особенности необходимо учитывать при общении с ребенком, в его развитии.

Возрастные стадии восприятия:
– 2–5 лет – стадия перечисления предметов на картине;
– 6–9 лет – описание картины;
– после 9 лет – интерпретация увиденного.

Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная его связь с практическими действиями. Воспринять предмет для ребенка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.
Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности, а затем углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Внимание бывает разным

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Ребенок в этом возрасте может сосредоточенно заниматься одним делом только 10–20 минут. Функция внимания имеет некоторые возрастные особенности. Для учащихся начальных классов основная из них – слабость произвольного внимания, при этом возможности волевого регулирования, управления им ограниченны.
И еще: если учащиеся старших классов могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т.д.).
Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
На характер внимания влияют также индивидуальные особенности личности. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом.
Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем свидетельствуют их ответы на вопросы учителя. Дети бывают невнимательными по различным причинам: у одних – леность мысли, у других – отсутствие серьезного отношения к учебе, у третьих – повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.

Развиваем память

Возрастные особенности памяти развиваются под влиянием обучения. Усиливаются роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память,чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Приемы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это – многократное прочитывание материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).

Повторение должно быть разнообразным, перед учениками важно ставить какую-то новую учебную задачу. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто «зазубривать». Для запоминания такого материала школьник должен знать, зачем он ему нужен. Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звездочку в тетради, хорошую отметку. Продуктивность запоминания повышает также осмысливание материала. Пути осмысления различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.
Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чем говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное?» – и т.д. Запись названий становится опорой для воспроизведения текста. Дети таким образом учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.
Некоторым школьникам для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Они не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят. Есть другие ученики, которые быстро запоминают учебный материал, но так же быстро его и забывают. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.
Наиболее трудный случай – медленное запоминание и быстрое забывание пройденного. Этих детей надо терпеливо учить приемам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходимы специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.

...и воображение

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, которое получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.
К окончанию младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия среди детей. Психологи выделяют группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
Важным условием для становления теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние. Мышление начинает отражать сущностные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения и выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Рождение собственного «я»

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он в какой-то момент развития проходит через кризис. Это период рождения социального «я».
У детей появляются потребности занять новое, более «взрослое», положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть и помощь родителям по дому и в их работе, занятия спортом и самостоятельный уход за домашними животными. Появляется новый уровень самосознания – осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего «я», то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.
Формирующаяся личность 7-летнего ребенка приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе.
Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с его психологической готовностью к школе. Ее составными компонентами являются:

  • интеллектуальная готовность (или шире – готовность познавательной сферы);

  • личностная (в том числе мотивационная);

  • социально-психологическая;

  • готовность эмоционально-волевой сферы.

Часто притязания родителей не совпадают с развитием ребенка, с его реальными психологическими возможностями. В этом случае внутриличностные проблемы маленького школьника обостряются. Иногда это приводит к невротическим нарушениям его личности.

Хочу учиться!

Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.
Помимо этого, есть и другие мотивы.

Внутренние мотивы:

  • Познавательные – связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний.

  • Социальные – связаны с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связаны с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, полезным обществу; получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения успеха в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражены желания хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Кроме того, дети стараются избежать двойки и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, – недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Внешние мотивы: учиться на хорошие отметки за материальное вознаграждение, то есть главным становится не получение знаний, а какая-то награда.

От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет отметка и на становление самооценки.
Дети, ориентируясь на мнение учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое известный психолог Э.Эриксон считает главным новообразованием данного возраста. Если ребенок не чувствует себя компетентным в учебе, его личностное развитие искажается.

Группы риска

Особое внимание всегда требуется детям «группы риска», а это следующие категории:

  • Дети с синдромом дефицита внимания (с гиперактивностью) характеризуются чрезмерной активностью, суетливостью, невозможностью сосредоточить внимание. Гиперактивность – это целый комплекс нарушений, который у мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику, формировать произвольное внимание, игнорировать вызывающие поступки и обращать внимание на хорошие, обеспечивать двигательную разрядку.

  • Леворукие (10% людей). Обладают сниженной способностью зрительно-двигательных координаций. Дети с трудом срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Им присущи искажение формы, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв при письме. Они ошибаются при определении «право» и «лево». У левшей особая стратегия переработки информации, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, леворуких рекомендуется сажать за партой у окна слева.

  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы – агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.

Все это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь дома, самым близким ребенку людям, от которых в большой степени зависит, как он будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие выводы сделает.

У меня такой характер!

Младший школьный возраст – возраст заметного становления личности. Новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в новый вид деятельности – учебу – решающим образом сказываются на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к своим обязанностям, формируют характер, волю, расширяют круг интересов, развивают способности.
Именно в это время закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер ребят этого возраста отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности.
Нередко наблюдаются капризность, упрямство. Обычная причина – недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чем не знал отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Во-первых, все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; они непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, они эмоционально неустойчивы, им присущи частая смена настроений, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям чувств. С годами все больше развивается способность регулировать свои эмоции, сдерживать их нежелательные проявления.
За несколько лет ребенок накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных делах.
Четвероклассникам предстоит очень важный момент в их жизни – переход в среднее звено школы. Это время заслуживает самого серьезного внимания: оно коренным образом изменяет условия учения. Предъявляются более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности учебных знаний, учебных действий и др.
Однако развитие значительного числа учащихся едва достигает необходимого минимума, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.
Задача преподавателя начальной школы заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в ходе обучения и воспитания, проведении комплекса коррекционной работы с использованием различных игр, заданий, упражнений.

Проверьте себя

  • Вспомните пример из собственной практики, когда игра помогла в обучении младших школьников.

  • Почему некоторые дети имеют проблемы с памятью в младшем школьном возрасте?

  • Некоторые образовательные программы предусматривают введение учителей-предметников в начальную школу. Как это соотносится с организацией личностно ориентированного обучения?

  • Какая способность ребенка говорит о его психологической готовности к школьному обучению?

  • В чем, по вашему мнению, нуждается учитель для построения обучения, направленного на развитие центрального психологического новообразования?

Литература

Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М. – Екатеринбург, 2000.

Александрова С.С. «Психологические особенности младшего школьника», статья / сайт специальной коррекционной школы № 24 г. Магнитогорска.

Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. – М., 1987.

Кравцова Е.Е. «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», лекции 1–8, газета «Начальная школа» № 34–48/2004.

Светлана Сырицына