Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2008

Вне урока

Веревочный курс

Спортивное мероприятие для 9–11-х классов

«Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия»

Стендаль

Цели:

1. Главное – найти решение с помощью всех членов группы.
2. Выявить лидера в группе.
3. Узнать, насколько сформирован коллектив.

«Веревочный курс» включает в себя 3 правила

1. Все, что происходит, – это метаморфоза жизненных ситуаций.
2. Попробовать побывать в шкуре другого человека.
3. Преодолеть себя.

Правила проведения упражнений

1. Упражнения для участников должны проговариваться точно – так, как они изложены ниже.
2. Говорить медленно, ясно, спокойно, чтобы каждый понимал вас.
3. Если участники задают вопросы, только повторите упражнение, но не давайте подсказки.
4. Вы не должны давать вольную интерпретацию упражнений или пытаться объединить их по-другому.
5. Дайте команде возможность самостоятельно найти решение.
6. При выполнении упражнений команде разрешается использовать только те предметы и приспособления, которые принадлежат данному упражнению.

На что следует обратить внимание: выработка командной стратегии; кооперация в группе; понимание идеи упражнения; скрытые эмоциональные течения; понимание других участников; принятие решений; личная ответственность; распределение ролей в группе; слаженность работы; изменение поведения; изменения на эмоциональном уровне и в степени участия; самовыражение участников; творческий подход.

Помните:

Истинная ценность веревочного курса – собственный опыт участников. Для прохождения курса готовятся маршрутные листы на каждую группу участников. Судейская бригада создается из числа старшеклассников. Главный судья соревнований – учитель физкультуры или преподаватель ОБЖ.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Построение всех участников.
Напутственное слово старшего судьи соревнований.

Разминка перед началом курса

1. Эстафета с баскетбольным мячом (ведение мяча).
2. Эстафета с мячом (прыжки с мячом – мяч между коленями).
3. Эстафета с мячом и обручем (обруч в руках, мяч лежит на полу. Обручем катить мяч).

Эстафеты (результаты эстафет) используют в спорных ситуациях. Можно изменить разминку по усмотрению главного судьи соревнований. После прохождения эстафет разминки начинается выдача маршрутных листов.

Название станций:

1. Паутина – задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если участник касается паутины, то вся команда возвращается к началу.
2. Переправа – задача: переправиться всей командой под паутиной, не касаясь веревки. Если участник касается веревки, то вся команда возвращается к началу станции (веревка натянута на высоте 30 см между двумя параллельно стоящими на расстоянии 1 м скамейками).
3. Крокодил – задача: выбрать самого легкого участника и переправить его через «сидящего крокодила» с одного края на другой (вся команда сидит на полу, подняв руки вверх, и перемещает своего товарища над всей группой).
4. Тарзанка – задача: переправиться всей командой через препятствие от одной линии на другую, не наступив на искусственный овраг (по принципу маятника).
5. Бревно доверия – задача: поймать падающего с высоты 30 см (гимнастическая скамейка) всей командой и не уронить его. Команда выстраивается лицом друг к другу, создавая коридор, и ловит своего товарища.
6. Поводырь – пройти всей командой, держась за плечи друг друга, закрыв глаза и обходя препятствия (используются стойки, кегли или стулья).
7. Узелки – каждая команда выбирает лидера, после чего создает узелки (взявшись за руки), неразрывая рук. Лидер (капитан команды) старается распутать все узелки.
8. Счет – команда должна провести расчет, не потеряв очередность. Если команда сбивается, то начинает сначала.
9. Интеллектуальная – команда отвечает на вопросы, приготовленные старшим судьей соревнований (вопросы самые разные и по разным предметам).

По усмотрению судейской команды можно добавить разнообразные конкурсы для выявления лидера.

Итоги

1) После прохождения всех станций команды занимают свои места.
2) Итоги подводятся по наибольшему количеству баллов в маршрутном листе.
3) Победители определяются по номинациям.

Подведение итогов проходит с награждением всех команд, но отмечаются лучшие по номинациям:

самая дружная команда;
самая спортивная;
самая эрудированная
(можно добавить и свои).

Приложение к станции Интеллектуальная:

1. У мальчика столько сестер, сколько и братьев. А у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько всего братьев и сестер? (4 брата и 3 сестры.)
2. Перед вами закрытая банка с водой. Как можно напиться из банки, не открывая ее при этом? (Перевернуть банку, налить на донышко воды и выпить.)
3. В комнате горели 7 свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось? (2 свечи, остальные сгорели.)
4. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Одно яблоко отдать с корзиной.)
5. Как из 4 палочек сделать цифру 15, не ломая их? (XV.)
6. Как пятью единицами изобразить цифру 100? (111 – 11 = 100.)

Самоанализ урока или мероприятия

1. Какова характеристика учебных возможностей учащихся?
2. Какие индивидуальные особенности учеников были учтены при планировании данного урока?
3. Как данный урок связан с предыдущим? Как будет работать на следующий урок?
4. Тип урока.
5. Какие задачи решались на уроке (раскройте их). Как учтены в задачах особенности класса или отдельных детей?
6. Рационально ли выделено место в уроке для повторения, для изучения нового материала, для закрепления ранее полученных умений и навыков? Рационально ли распределено время на все пункты?
7. На какие понятия, факты, положения делается главный акцент на уроке?
8. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия материала и почему?
9. Необходим ли был дифференцированный подход на уроке (как осуществлялся и почему именно так)?
10. Как организован контроль за знаниями, умениями и навыками, в каких формах и какими методами?
11. Как использовались на уроке дидактические материалы?
12. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учеников?
13. За счет чего поддерживалась хорошая психологическая атмосфера?
14. Как и за счет чего обеспечивалось рациональное использование времени? Как шло предупреждение перегрузки учеников?
15. Какие запасные методические ходы на случай непредвиденных ситуаций были предусмотрены?
16. Удалось ли полностью реализовать задачи на уроке? Если не удалось, то почему (когда планируется реализовать не реализованное на уроке)?
17. Какие условия были созданы для проведения урока (гигиенические, санитарные и социальные)?
18. Были ли внесены изменения в ход урока в сравнении с конспектом урока? Если да, то почему и какие это изменения?
19. Причины успеха урока (что можно было сделать иначе).
20. Выводы, оценка своей деятельности.

Елена Егорова