Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2008

Точка зрения

На переднем крае

Когда-то при выборе профессии передо мною стояла дилемма: быть детским врачом или пойти по стопам семьи – стать учителем (у нас семь педагогов). Стала педиатром, решив, что врач – это не просто медик, но и психолог и педагог одновременно, непростая, но очень интересная профессия

И все-таки судьба через много лет решила по-своему – я оказалась в школе. Начала осваивать еще одну специальность – школьного врача; здесь пригодились мои предыдущие специальности – педиатра, диетолога, спортивного врача и врача лечебной физкультуры.
Московский центр образования № 118 – не просто школа, а именно центр, где дети должны получить современное образование, научиться быть всесторонне развитыми, культурными людьми.
Вот поэтому один из наших приоритетов – здоровьесберегающие технологии: ведь только здоровый человек может быть успешным.
Каждый из нас когда-то учился в школе. И общение со школьным врачом было таким: как бы подальше обойти медицинский кабинет, чтобы на прививку не вызвали. В центре образования № 118 было решено разрушить эту стену. По нашим представлениям, врач школы – друг детям и помощник учителям. Двери медицинского кабинета всегда открыты для любого ученика: только в ежедневном общении можно больше узнать о ребенке, научить его правилам гигиены, здорового образа жизни, показать на личном примере, как это легко.
Начиная работу в школе, я представляла ее таким образом: врачи поликлиники занимаются своей работой, своими планами, а мы будем
внедрять здоровьесберегающие технологии. Однако, чтобы добиться такой схемы, нам понадобились несколько месяцев борьбы и помощь юристов. Только после заключения договора о сотрудничестве поликлиника перестала перекладывать свои обязанности на наши плечи, и представители здравоохранения стали периодически появляться в школе. Наладилось проведение иммунизации и диспансерных осмотров. Конечно, все материально-техническое оснащение (кроме закупки прививочного материала) возложено на школу.
Несмотря на то что школе не так-то просто найти ставку врача и медсестры, да и помощника в виде страховой медицинской компании у школы нет, мы ведем контроль за работой столовой, врачебно-педагогические наблюдения за проведением уроков физической культуры, осуществляем профилактические и просветительские функции: они также не очень интересны сотрудникам поликлиники. Что греха таить, на предмет педикулеза осмотреть детей у поликлиники не всегда есть желание.
Возникали и такие ситуации. Например, был случай, когда некоторым детям сделали прививку от гриппа, нарушив календарный план иммунизации АКДС. В этом учебном году появилась необходимость решать вопрос об отсрочке проведения реакции Манту первоклассникам, ведь большинству из них проба была сделана в мае– июне.

Трудно добиться от поликлиники заранее, хотя бы за 7–10 дней, предоставления школьному врачу списков детей, подлежащих иммунизации. Приходится настойчиво требовать, объяснять, что мы должны успеть сообщить родителям, у которых должно быть время на обдумывание, на консультации с участковым педиатром, иммунологом для принятия единственно верного решения. В конце концов просто врачу школы необходимо время, чтобы ответить на все возникающие вопросы о прививках, провести беседы для уменьшения количества отказов. А мы слышим от поликлиники: «А что вы так волнуетесь? Половина Москвы отказывается от прививок!».
В сентябре 2007 года я как врач школы вынуждена была сама обратиться к заведующей педиатрическим отделением, не добившись понимания от дошкольно-школьного отделения. Дело в том, что в 5-м классе Лиза К. заболела коклюшем, а Полина К. – паракоклюшем. И постепенно ученики этого класса начали кашлять, некоторые уже лечились у участковых педиатров. Беседы с заведующей дошкольно-школьным отделением заканчивались словами: «Карантин не объявляется». Налицо была полная несогласованность работы двух отделений одного и того же учреждения здравоохранения. Когда я представила заведующей отделением список учеников 5-го класса, которым участковые педиатры поставили диагнозы: бронхит, ларинготрахеит, бронхиальная астма, – она искренне удивилась: «Разве эти дети все из одного класса?».

Есть еще один аспект, который необходимо решать. Врач школы либо не имеет совсем, либо имеет очень скудную информацию от участковых педиатров, как наблюдается и какие процедуры получает больной ребенок, в том числе и хроник. Это затрудняет принятие врачом школы тех или иных профилактических мер конкретно для данного ученика, когда он посещает школу, и необходимых мер для всего класса.
Анализируя вышеизложенные и некоторые другие ситуации, понимая насущность проблемы улучшения медицинского обслуживания школьников (ведь уже достаточно много учебных заведений работают по программе полного рабочего дня), прихожу к выводу о необходимости полной реорганизации районных поликлиник. Наверняка это проблема не одной нашей поликлиники, это общая проблема.
Представляю, какую порцию гнева сейчас получу от глубоко мною уважаемых участковых педиатров, но все-таки поделюсь своими соображениями. Школа должна иметь постоянного, ежедневного врача и медсестру, а в зависимости от количества учеников – и нескольких медицинских работников. Школьный врач должен иметь право лечить ребенка, выдавать больничные листы родителям (все мы сталкивались с ситуацией, когда с первыми признаками острой респираторно-вирусной инфекции ребенок посещает школу), выписывать рецепт, как врач поликлиники, направлять ребенка на обследование, на лечебные процедуры, то есть частично полномочия участкового педиатра следует передать врачу школы.

За счет сокращения количества участков высвободятся ставки для медицинских работников дошкольно-школьной службы. При этом, конечно, возникнет необходимость несколько увеличить нагрузку отделения круглосуточной медицинской помощи поликлиники.
Прививочная служба обязательно должна быть единой. В большинстве школ сейчас используется бригадный метод иммунизации, когда приходят врач и медицинская сестра только для прививочного дела. Так что же мешает поликлинике объединить иммунологические службы двух своих отделений, составлять 1 раз в год индивидуальную программу вакцинации с обязательным оповещением о ней школьного врача в начале учебного года, проводить прививки под регулярным контролем врача-иммунолога? Все это пойдет только на пользу ребенку!
В здоровьесберегающей программе, по нашему убеждению, одно из главных направлений – организация рационального, качественного питания учащихся. Работа врача школы, обладающего достаточными знаниями в этой области, имеет две задачи:

1) контроль за соблюдением санитарных норм и правил в столовой и буфете-раздаточной;
2) организация непосредственно питания.

Не останавливаясь подробно на первой задаче, скажу лишь, что без постоянного наблюдения работники буфета, к сожалению, не будут тщательно мыть посуду, вовремя убирать отходы, использовать только по назначению маркированную посуду, могут войти в помещение буфета-раздаточной в верхней одежде, а в туалетную комнату – в рабочей.

А вот об опыте организации питания расскажу немного больше. С одной стороны, врач выполняет контролирующую функцию обеспечения растущего организма ребенка основными пищевыми веществами. Для этого мы периодически проверяем верность составления меню, учитывая общее количество белков, жиров, углеводов, их соотношение (1:1:4), а также калорийность продукции. Порой приходится вступать в переписку с руководством столовой из-за замены блюд на неравноценные в утвержденном двадцатидневном меню.
Врач, постоянно находящийся в столовой во время питания детей, вынужден следить не только за качеством приготовления блюд, но и за тем, чтобы работники буфета-раздаточной не разбавляли водой соки или сгущенное молоко, подаваемое к творожной запеканке, чтобы фрукты мыли горячей водой со щеткой, а несъеденные сосиски и котлеты не подавали вторично.
С другой стороны, врач должен выполнять просветительскую функцию как диетолог. В нашем центре образования № 118 есть хорошая традиция – не просто формально рассказать ребенку о пользе рационального питания. Мы практически ежедневно разъясняем пользу того или иного блюда, рассказываем о витаминах и микроэлементах, необходимых для роста и развития. Используя игровую форму, уже второй год практикуем проведение конкурса на лучший коллектив класса, сидящий в столовой за постоянным столом. Для победы ребята должны не просто есть с аппетитом, но и быть аккуратными и вежливыми.
Мы наблюдаем, какие блюда дети едят с меньшим удовольствием, и обращаемся к руководству школьно-базовой столовой с просьбой о замене без потери пищевой и биологической ценности рациона. Так, промышленные сырники были заменены творожной запеканкой, готовящейся в столовой.
Врач центра образования № 118 обладает информацией о детях, страдающих пищевыми аллергиями, что позволяет индивидуально исключать из меню такого ребенка вредные для него продукты.
Благодаря всем этим мерам мы добились того, что наши ученики не только едят с аппетитом, но и скучают по школьному питанию в каникулы.
Но есть проблемы, которые мы не в силах решить в одиночку. Например, из-за малого срока хранения омлетов мы получаем вареные яйца. Дети в течение всего завтрака стараются их очистить, что большинству удается с трудом, и весь педсостав трудится вместе с ними.
Пора задуматься и о замене соусов типа бешамель томатными. Необходимо вернуть в рацион ребенка ежедневный полезный стакан живого молока, содержащего необходимый для опорно-двигательного аппарата кальций. Ведь, согласитесь, не дело, когда натуральный продукт благодаря заманчивым рекламным роликам родители заменяют различными видами шоколадов и бисквитов, почему-то считающихся эквивалентами молока.
Мало кто затрудняет себя чтением этикетки о содержимом этих рекламируемых якобы полезных детских продуктов.
Да и меню хотелось бы иметь не двадцати-, а хотя бы тридцатидневное, что обеспечит более интересные и разнообразные блюда в рационе.

В рамках данной статьи я попыталась привлечь внимание к обсуждению двух серьезных школьных проблем: медицинское обслуживание и питание учащихся. Убеждена, что решить их легче с помощью медицинских работников, которые, находясь постоянно в стенах учебного заведения, зная расписание образовательного процесса и не нарушая его, будут иметь большие возможности по внедрению здоровьесберегающих технологий, по организации и контролю за питанием, по проведению врачебно-педагогических наблюдений на уроках физкультуры, по организации фиточайной, бара кислородных коктейлей, по проведению лечебной физкультуры, по организации профилактических мер в период повышенной заболеваемости ОРЗ и профилактики снижения зрения у школьников, что позволит сохранить или даже улучшить здоровье ученика. А что может быть важнее и благороднее этой цели?
Думать о здоровье ребенка необходимо каждый день – и лучше, когда этим занимаются профессионалы.

Марина Шорина