Научные работники, представители
образования и здравоохранения Приволжского
федерального округа на пленарных и секционных
заседаниях, мастер-классах и круглых столах
обсуждали не только медико-педагогические и
психологические проблемы, связанные с
укреплением здоровья школьников, но и
профессиональную компетентность и состояние
здоровья учителей, методы оценки
здоровьесберегающей деятельности в ОУ.
Министр образования Нижегородской области Сергей
Наумов познакомил участников конференции с
состоянием дел в регионе. Он подчеркнул, что
особое внимание уделяется привлечению молодых
специалистов к работе в системе образования:
выделено 6,5 млрд рублей на программу поддержки
выпускников педагогических и медицинских вузов
и училищ. 300 молодых учителей, 100 медиков, а также
работники культуры и спорта уже обеспечены
машинами ВАЗ-2107, жильем (дом или квартира) и
стабильной зарплатой – 5000 и 6000 рублей (с учетом
налогов) для городского и сельского специалиста
соответственно.
Занятия спортом – еще одна
составляющая здорового образа жизни. Первый
современный спортивный комплекс, включающий
плавательный бассейн, закрытый стадион,
футбольное поле с подогревом, боулинг, кинозал,
уже открыт в г. Сергач. Над тремя комплексами еще
работают строители. А к 2010 году такие спортивные
центры откроются в каждом районе.
В 2009–2012 годах будут построены 114 новых детских
садов с бассейном, спортивным залом и открытой
площадкой для занятий спортом. Кроме того,
выделено 8 млн рублей из федерального и еще 20 млн
из регионального бюджетов на спорткомплексы,
которые будут пристроены к школам.
При губернаторе области создана комиссия,
занимающаяся модернизацией технологии питания в
ОУ, а города Нижний Новгород и Дзержинск
участвуют в повторном федеральном конкурсе по
обеспечению питанием школьников. «К сожалению,
здоровое питание пока непопулярно у наших детей,
– отметил министр. – Запреты на чипсы не
помогают, можно ведь выйти из школы и купить их в
ближайшем ларьке. Прежде всего нужно воспитывать
культуру питания».
Такая работа ведется уже несколько лет. Из 1501
школы области в 250 дети занимаются по программе
М.М. Безруких «Разговор о правильном питании»
(при поддержке компании Нестле).
Готовый модуль
В Нижегородской области с 1998 года под
патронатом губернатора реализуется комплексная
программа «Здоровье и образование». Важной ее
составной частью является образовательная
программа, разработанная специалистами
Нижегородского института развития образования
(НИРО) совместно с Нижегородской медицинской
академией и педиатрическим институтом. Эта
разработка заслуживает особого внимания. И не
только как качественно составленная методика
воспитания культуры здоровья у школьников,
охватывающая все темы, но и как модуль, готовый к
внедрению.
Рассказывает заведующая лабораторией «Проблем
здоровья в образовании» НИРО, доктор
биологических наук профессор Ольга Гладышева:
«Нашей лаборатории в этом году исполнилось
десять лет. Мы начали работу с проведения
мониторингов по оценке здоровьесберегающей
деятельности в ОУ (1999, 2002 и 2005 г.), в которых
приняли участие 1316 школ, почти 300 тысяч учеников и
26 тысяч педагогов. Модульный курс проведения
мониторинга включает оценочные анкеты по
нескольким параметрам, унифицированные таблицы
и несложный автоматический подсчет данных.
Среди факторов, отрицательно влияющих на
здоровье ребят, – интенсификация учебного
процесса, несоблюдение физиологических и
гигиенических требований при его организации,
стрессовая педагогическая практика,
неграмотность педагогов и родителей и многие
другие».
Результатом многолетней научной деятельности
сотрудников лаборатории стала программа «Уроки
здоровья». Ее цель – воспитать в школьниках
ответственность за свое здоровье и вооружить их
для этого необходимыми знаниями. Программа
включает методические рекомендации для учителей
по проведению интегрированных с ОБЖ и
естественными дисциплинами уроков здоровья для
учащихся 1–6-х классов*.
Создание рекомендаций – это полдела, сотрудники
НИРО помогают учителям освоить методику работы
по программе на специальных курсах и семинарах.
На очереди – обучение основам
здоровьесберегающей деятельности целых
педагогических коллективов, создание школьных
команд учителей-тьюторов.
Ольга Гладышева представила только
что вышедшую книгу «Системная модель
деятельности ОУ по сохранению и укреплению
здоровья учащихся». Это руководство позволяет,
используя собранный и систематизированный опыт,
организовать образовательный и воспитательный
процессы, развивать коммуникативную среду школы
(включая ключевые компетентности – умения
общаться, находить выход из различных стрессовых
ситуаций и другие).
Культуру здоровья можно прививать не только на
специально отведенных для этого уроках, но и
интегрировать соответствующие темы в различные
школьные предметы, использовать внеклассные
мероприятия, факультативы, группы продленного
дня, классные часы, работу с родителями. Но
навязывать информацию нельзя, дети должны ее
«прожить» и сами сделать вывод. Поэтому на
занятиях используются интерактивные методы
обучения, элементы тренинга, игровые и
проблемные ситуации, «мозговой штурм», поисковый
метод и метод сотрудничества. Очень важно, что
теоретические знания и практические навыки,
полученные на таких занятиях, количественно не
оцениваются. Разве можно ставить отметки за
здоровье? Как усвоена программа, можно
определить по результатам проектной
деятельности, анонимному анкетированию и пр.
Психологическое благополучие
Здоровье человека расценивается как
его благополучие в различных аспектах. А все ли
мы делаем, чтобы воспитать благополучных, а
значит, здоровых детей?
Довольно часто здоровьесберегающее образование
рассматривается с медицинской и организационной
точек зрения, а педагогика остается на втором
плане. Кроме того, основное внимание чаще всего
уделяется физическому развитию ребенка. А как же
его психологическое благополучие? Этой теме было
посвящено выступление профессора Никиты
Смирнова (Москва).
Хроническая усталость, повышенная тревожность,
невротизация, конфликтность, агрессивность,
низкий уровень толерантности (в т.ч. национальная
нетерпимость), суицидальные тенденции (как
средство решения социальных проблем),
культурно-нравственная деградация – вот
основные проявления психологического
неблагополучия, которые наблюдаются у
значительной части школьников. Около 30% учащихся
постоянно нарушают дисциплину, и не потому, что
они такие плохие, а потому, что они совсем не
воспитаны.
Запущенное педагогическое состояние, как
считает профессор Нижегородской медицинской
академии Юрий Кузьмичев, можно
охарактеризовать четырьмя признаками: агрессивность
и провокация, когда ребенок стремится
вызвать агрессию и получить стойкое
удовлетворение от реакции окружающих; апатия
– отсутствие привязанности к родителям и
сверстникам, и как результат – поиск лидера даже
в криминальных сферах; ярко выраженный дискомфорт,
приводящий к болезням. Причем традиционные
методы воспитания (двойки за поведение,
наказания, вызов родителей) ничего не меняют,
нужна кропотливая коррекционная работа врачей и
психологов.
Психологические причины неблагополучия
неразрывно связаны со всей системой образования:
перегрузки; провал воспитательной работы в 90-е
годы; педагогические методики, отрицательно
влияющие на нервно-психическое состояние
школьников. Например, многие учителя, прекрасно
зная, что ученикам младших классов необходимо
двигаться как можно больше, до сих пор используют
режим «шлагбаум» (ребенок сидит, сложа руки на
парте, и поднимает руку, только чтобы ответить на
вопрос учителя). Это свидетельство
недостаточного профессионализма педагога. По
мнению профессора Смирнова, не каждый человек
может работать с детьми, поэтому учителей
необходимо отбирать на конкурсной основе,
обращая особое внимание на их физическое
здоровье и психологическое состояние.
Будь здоров, педагог
Конечно, педагогам достается.
Общеизвестно, что после 7–10 лет работы в школе
появляется синдром эмоционального выгорания,
происходит профессиональная деформация
личности.
Оптимизации труда учителя и его психологической
поддержке было посвящено выездное заседание в
школе № 113. Директор школы Алевтина Шубина
подчеркнула, что «несдвигаемость» проблемы
здоровья детей тесно связана с крайне низкими
показателями физического и психического
здоровья учителей. К этому приводят перегрузки,
высокий уровень ответственности, постоянные
стрессы, маленькая зарплата. В последнее время
свою лепту внес и ЕГЭ. Да еще возраст, ведь
молодые специалисты идут в школу неохотно.
С 2003 года в этой школе введена программа НИРО
«Профессиональное здоровье и саморазвитие
педагога». Под девизом «Трансформироваться из
ретранслятора знаний в руководителя
образовательного процесса» 80% педагогов школы
прошли курсы переподготовки. Психолог Эмма
Рештейн проводит сеансы психологической
разгрузки, она уверена: «Учитель должен полюбить
самого себя, создать положительное «поле» и
передать его ученикам».
Исследования, проведенные после нескольких лет
работы, показали, что педагоги стали более
открытыми, появился интерес к профессиональному
росту, к новым технологиям и инновационным
проектам, а уровень авторитаризма снизился.
Резко снизилось число жалоб в администрацию и
число больничных листов у учителей. Ну и главный
результат – атмосфера в школе стала более
комфортной, меньше происходит конфликтных
ситуаций между учениками и учителями, между
учителями и родителями, между самими ребятами,
появились взаимопонимание и уважение.
Недаром говорят, что здоровье зависит от
состояния души.
Статья подготовлена при поддержке компании «МатрасЦентр». Если Вы решили приобрести качественный и надежный матрас, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «МатрасЦентр». На сайте, расположенном по адресу www.Matrascenter.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать импортные матрасы в Москве и по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Matrascenter.Ru.