В средствах массовой информации
проблема углубления экологического кризиса,
угрожающего перерасти в катастрофу, относится к
наиболее обсуждаемым. Одной из причин разрушения
экологии планеты являются деструктивные
процессы в человеческой душе. Среди
разрушительных явлений третьего тысячелетия –
углубление противоречия между ростом
технических возможностей и обострением кризиса
духовности и нравственности. По данным последних
опросов более 60% школьников заявили о своей
готовности преступить любые нормы морали и
закона ради достижения личного успеха.
Все накопленные техническим прогрессом
возможности могут быть использованы как во
благо, так и во зло. Но, поскольку зло творить
значительно легче, процесс самоуничтожения
цивилизации приобретает все более определенные
черты. Чтобы спилить дерево, достаточно одной
минуты, а чтобы вырастить, потребуется 100 лет,
которых у человечества уже может и не быть.
Деструктивная система ценностей, в которой
прибыль ставится выше всего остального –
жизни, красоты, гармонии и пр., – показатель
разрушения души, без восстановления которой
опрометчиво рассчитывать на предотвращение
экологической катастрофы материальной части
планеты.
Сегодня выход из кризиса видится только в одном
направлении – создании инновационной системы
образования, формирующей у нового поколения
качества, необходимые для гармоничного управления
развитием цивилизации. Прежде всего учащимся
следует прививать способность самостоятельно
определять и совершенствовать личную и общую
системы ценностей, обеспечивающие устойчивое
развитие жизни на Земле.
Технология, предназначенная для решения этой
задачи, получила название ценностно-смысловое
самоуправление (ЦССУ). В его основу положено
знание о существовании причинно-следственной
связи между духовным и материальным миром и
возможности управлять развитием последнего
через духовно-нравственное совершенствование
личности и общества.
Впервые этот подход был реализован в 1990 году в
экспериментальном образовательном учреждении
«Школа здоровья» № 1804 «Кожухово». В содержание
образования были включены знания, умения и
навыки, обеспечивающие гармоничное развитие
человека.
Анализ данных о состоянии экологии привел
участников образовательного процесса к выводу,
что жизнь на Земле может продолжаться только в
том случае, если ответственность за свои
поступки (или за бездействие) по отношению к
природе займет одно из ведущих мест. А для того,
чтобы планировать свои действия и нести за них
ответственность, необходима информация. Поэтому
органы самоуправления школы приняли решение
включить в содержание образования такую
дисциплину, как космический мониторинг.
При содействии сотрудников МЧС в школе была
установлена антенна, принимающая информацию со
спутников, наблюдающих за состоянием нашей
планеты. Специалисты организовали обучение
детей методам дешифровки информации, полученной
из космоса, оценки складывающейся ситуации и
разработки вариантов действий, направленных на
позитивное развитие событий.
Таким образом, уже с ранних лет ребята
получают практический опыт в изучении и развитии
собственных возможностей влияния на глобальные
процессы с использованием как современной
аппаратуры, так и информационных и социальных
технологий.
Приведенный пример наглядно показывает, как
нравственный выбор ценности – ответственность
за состояние экосистемы планеты – влечет за
собой деятельность в социальном и физическом
плане. Но для того, чтобы она развивалась,
необходимо сформировать потребность и
способность в планомерном совершенствовании
личной и общей системы ценностей. Ранее ни в
педагогике, ни в психологии такая задача не
ставилась.
Одной из наиболее значимых составляющих
процесса нравственного совершенствования
является литература. Перечень художественных и
публицистических произведений, рекомендуемый
для изучения школьниками различного возраста,
формируется родителями и педагогами школы (см.
таблицу 1).
Таблица 1
Литература, рекомендуемая для изучения
на занятиях практической философии
(Перечень разработан под
руководством учителей русского языка и
литературы Скрыган Т.Н., Паршаковой О.П.)
Литература |
Проблема |
Н. Бердяев.
Назначение человека
С.Франк. Смысл жизни
Д.Лихачев. Родина
М.Дунаев. Православие и русская литература
Б.Вышеславцев. Благодать |
Основы
духовности и нравственности.
Этическая мысль XX века |
Ч.Диккенс.
Простишь ли ты меня когда-нибудь?
К.Льюис. Главные добродетели человека |
Духовная
природа человека |
И.Гончаров.
Сильнее всякой морали
Н.Лесков. Отчего на свете доброе не ладится?
И.Тургенев. Когда ноет в самом нутре
В.Немирович-Данченко. Пока еще сердце бьется
внутри
А.Чехов. Художество
Л.Толстой. А для чего жить-то?
Ф.Достоевский. Преображение утром перед
дуэлью
А.Чехов. Жизнь в вопросах и восклицаниях
А.Куприн. Чудесный доктор |
О смысле жизни |
Пять веков.
Античный миф
Р.Киплинг. Кошка, гулявшая сама по себе
В.Железников. Чучело
В.Распутин. Уроки французского
Л.Толстой. Детство (гл. XIX)
А.Грин. Победитель
Н.Носов. Тридцать зерен
Ж. Жюно. Воин без оружия |
Об
ответственности, выборе и уважении к личности |
М.Булгаков.
Стальное горло
И.Тургенев. Памяти Ю.П. Вревской
С. Сергеев-Ценский. Первая русская сестра
М.Пришвин. Голубая стрекоза
А.Ахматова. Память Вали
В.Быков. Крутой берег реки
К.Воробьев. Немец в валенках
А.Новиков-Прибой. Цусима |
О милосердии и
гуманности |
Для успешного
образовательно-воспитательного процесса
необходимы системный подход, согласование
программ, форм и методов обучения по всем
дисциплинам. Пример краткого представления о
системе духовно-нравственного развития на
ступени общего начального образования отражен в
таблице 2.
Таблица 2
Система духовно-нравственного
развития в начальной школе
Школьникам предоставлена возможность
совершенствоваться более чем по восьмидесяти
направлениям творчества. Объем и глубина
содержания образования, значительно
превосходящего традиционное, не приводят к
перегрузкам детей, а, наоборот, способствуют
развитию их жизненных сил, обеспечивая
устойчивое одновременное повышение показателей
воспитанности, интеллекта, обученности и
здоровья. Причины этого кроются в том, что
развитие потребности и способности
самостоятельно создавать нравственную систему
ценностей оказывают мощное позитивное
воздействие на мотивацию ребят. А принципиально
новая технология обучения дисциплинам учебного
плана обеспечивает позитивное влияние
результатов усвоения каждой составляющей на
качество образования в целом.
Как до Октябрьского переворота, так и
после него в России существовала
государственная идеология: сначала православие,
затем научный коммунизм. Термин «воспитание» в
учебных заведениях интерпретировался как
формирование мировоззрения, соответствующего
господствующей идеологии, основы которой
изучались в рамках школьной программы: Закон
Божий, потом Моральный кодекс строителя
коммунизма. Действующее законодательство
подобные формы и методы работы исключает, так же
как и привычную интерпретацию понятия
«воспитание», поскольку государственной
идеологии теперь попросту быть не может.
Конституция РФ объявляет, что каждый имеет право
на жизнь. Однако для того, чтобы его реализовать,
нужно иметь конкретные знания, умения и навыки. В
этом и состоит задача современного образования,
поставившая ОУ перед необходимостью
самостоятельного поиска средств и методов
решения задачи воспитания.
Центр образования «Кожухово» в результате
самостоятельных научных исследований,
экспериментальной и инновационной деятельности
создал авторскую концепцию
духовно-нравственного воспитания школьников.
Разработаны методология, технология и система
подготовки кадров, способных гарантированно
добиваться успеха в любых условиях, в том числе
самых неблагоприятных.
Большая беда наших дней – употребление
школьниками алкоголя и наркотических веществ.
Нет нужды говорить о том, к каким пагубным
последствиям это приводит. Об этих и других
негативных сторонах жизни дети узнают от
сверстников, с которыми общаются в школе и за ее
пределами, из средств массовой информации.
Традиционные методы защиты от таких явлений,
разрушающих нравственность общества, в
современных условиях не срабатывают. Именно
поэтому была разработана методика
ценностно-смыслового самоуправления,
позволяющая сформировать иммунитет к
неблагоприятным воздействиям информационной
среды. После ее внедрения в школе удалось
добиться полной ликвидации детской,
подростковой и молодежной наркомании,
алкоголизма, преступности и агрессивности.
Следовательно, основными направлениями
инновационной деятельности становятся
разработка и распространение эффективных
технологий демократического,
государственно-общественного характера
управления образованием.
Именно такой подход позволил «Школе здоровья» №
1804 «Кожухово» реализовать творческий потенциал
всех участников образовательного процесса в
создании технологий, форм и методов
духовно-нравственного воспитания в условиях
деидеологизации и деполитизации.
В предельно сжатом виде результат этих поисков
можно свести к формуле: если воспитание без
идеологии невозможно, то остается
самостоятельно осознанно выбирать систему
ценностей. Или другими словами: выбор идеологии
происходит не сверху, а снизу, как результат
поиска общих идеалов, ценностей, целей, норм, как
результат самоопределения и самоуправления.
Именно общие идеалы, ценности, цели и нормы,
совместная деятельность организуют и создают
общество, определяют его жизнь и судьбу. А
экология души воплощается в экологии природы.