Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2008

Технология

Из жизни насекомых

Урок-спектакль для младших классов

Цели:

а) обучающие – обеспечить усвоение знаний о взаимоотношениях организмов в природе;
б) воспитательные – воспитание бережного отношения к окружающему миру;
в) развивающие – развитие творческих способностей, формирование умения публично выступать, уверенности.
Ведущая (голос за кулисами на фоне музыкальной мелодии): Жаркий летний полдень. Залитый солнцем луг живет своей повседневной жизнью. Но вот кто-то встревожил его обитателей. Давайте понаблюдаем за ними.
(На сцене появляется мальчик Саша. Он собирает цветы, бегает за бабочкой. И вдруг она превращается в сказочную фею.)
Фея. Ты что же это делаешь? Зачем бабочек ловишь? И растений целую охапку нарвал!
Саша. А зачем они нужны-то? Только порхают день за днем с цветка на цветок, пользы от них никакой. А гусеницы – так те вообще вредные, у нас в огороде всю капусту изрешетили. А траве-то что – новая вырастет!
Фея. Эх! И ничего ты, оказывается, не знаешь о природе! Придется тебе показать жизнь луга.
(Фея с помощью волшебной палочки уменьшает мальчика. При выключенном основном и мерцающем дополнительном свете происходит смена декорации: на фоне более высокой травы Саша становится зрительно маленьким.)
Саша (оглядываясь по сторонам). Что случилось? Почему я вдруг стал таким маленьким? Это ты, наверное, виновата! Кто же ты такая?
Фея. Я фея всех лугов – Луговинка. А тебя как зовут?
Саша. Саша. Объясни же наконец, за что меня так! Неужели я больше никогда не стану прежним?
Фея. Обязательно станешь, только сначала я познакомлю тебя с моими друзьями.
(Танцуют дневные бабочки.)
Фея. Вот бабочек, например, ты зря обижаешь, они питаются нектаром и при этом опыляют цветы.
(Крылья бабочек ярко раскрашены, движения плавны и разнообразны. Мелодия резко сменяется на «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова. По сцене «пролетает» Шмель с ведерком).
Саша. Кто это такой страшный?
Фея. Шмель за пыльцой полетел. Очень трудолюбивый и незаменимый – ведь только он опыляет клевер. Без шмелей и клевера – ценного корма для домашних животных – не было бы. И вовсе он безобидный, специально никого не ужалит.
Саша. А я раньше боялся их, гнезда шмелиные в земле разорял. Оказывается, зря.
Фея. Совершенно верно!
(Под музыку из к/ф «Mortal combat» выползают шесть гусениц.)
Саша. Ух, а это кто такие?
Фея. Это Гусеницы поползли.
(Гусеницы исполняют танец, подчеркивающий их характерные движения. В конце танца налетают Птицы. Две Гусеницы с маскирующей окраской прячутся среди травы, две другие с яркой ведут себя спокойно, а еще двух, мечущихся, Птицы уносят с собой.)
Первая Гусеница. Уф, пронесло! Остались в живых и на этот раз. Другие же попали на обед птенцам.
Вторая. Да, повезло! И все благодаря нашей защитной окраске и способности принимать сходство с окружающими предметами.
Третья. А у нас, наоборот, яркая предупреждающая окраска, потому что мы для птиц несъедобные.
Первая. Да, хорошо вам. А мы даже когда в бабочек превратимся, опять от птиц спасаться будем.
Вторая. Мало нам естественных врагов – скворцов и трясогузок, так еще человек не дает спокойно жить!
Четвертая. Да, да, совершенно верно, подружки! Травит растения-сорняки химикатами (которые у них гербицидами называются), а того не ведает, что и другие живые организмы от этого страдают!
Третья. А нам эти так называемые сорняки очень даже по вкусу! Эх, поползли, подружки, дальше, видимо, не удастся нам здесь хорошо пообедать.
(Гусеницы «уползают».)
Фея. А ты утверждал, что гусеницы вредные.
Саша. Теперь я знаю, что без них и птиц не было бы, а ведь я так люблю слушать их пение. И растений столько зря сорвал. Но я их маме подарю, а делать это больше не стану.
На сцену строем выходят муравьи. (Музыка из м/ф «Розовая пантера»). Последний тащит за собой сопротивляющуюся гусеницу с яркой окраской.
Первый муравей. Отряд, стой! Направо! Давай нашу любимую. (Читают стихотворение хором.)

Кто шагает дружно в ряд?
Муравьиный наш отряд:
Насекомые лесные,
Дружные и удалые.
Песню весело затянем
И вредителя поймаем,
Вместе мы его подхватим,
Понесем к своей же хате.
Наша хата – муравейник,
Кто не трудится – бездельник.
Ненавидим мы лентяев,
Лоботрясов, негодяев.

Здравствуй, фея лугов! А это кто с тобой?

Фея. Мальчик Саша.
Второй муравей (грозно). Уж не тот ли это Саша, который разворошил муравейник у старого пня?
Саша (потупясь). Да, это я. Простите меня, пожалуйста. Я сделал это, не подумав.
Третий муравей. Не подумал он, а хозяевам пришлось целый день терять – дом восстанавливать.
Фея (перебивая). Уважаемые муравьи! Чем вы сегодня занимались?
Первый. Ходили на пастбище «коров» своих охранять, а то повадились туда божьи коровки. Только называются божьи, а на самом деле они и их личинки самые страшные хищники для наших тлей.
Третий. Да вот еще гусеницу по пути поймали (вытирая пот со лба), долго сопротивлялась.
Саша. Как же вы сами маленькие, а такую махину несете?
Второй. Так ведь мы, муравьи, – самые сильные в мире, поднимаем груз больше веса своего тела.
Первый. Ну да ладно, долго нам засиживаться нельзя, уж и день скоро закончится, а до захода солнца много еще дел нужно сделать.
– Отряд, равняйсь, смирно! Налево! (Уходят.)
Пролетает» Шмель с двумя ведерками. Останавливается, делает несколько физических упражнений и улетает.)
Саша. Фея Луговинка, а кого муравьи «коровами» называли?
Фея. Это тли. Они питаются соками растений и выделяют капельки сахарного сиропа, который с удовольствием поедают муравьи.
Ведущая (голос за кулисами). Наступил вечер. В темном небе зажглись звезды. (На сцене полумрак. Появляются ночные бабочки, их движения более резкие и однообразные, крылья почти у всех белые.)
Саша. Вот разлетались. И не боятся ничего.
(На сцену стремительно выбегает Летучая мышь, мечется среди бабочек, хватает и уводит одну из них.)
Саша. Кто это был?
Первая бабочка. Летучая мышь, питающаяся насекомыми. Однако нам она не страшна. Мы можем издалека улавливать посылаемые ею ультразвуки с помощью специальных органов слуха.
Вторая бабочка. А у некоторых из нас тело покрыто густым слоем волосков, и ультразвуки поглощаются ими, не возвращаясь обратно.
Саша. Какие же вы все странные, не разноцветные совсем.
Третья бабочка. Мы – ночные бабочки. У нас верхняя сторона крыльев невзрачная, с маскирующим рисунком, а у дневных, наоборот, нижняя.
Четвертая. Ой, подружки, смотрите, что там за огонек вдали? Полетели туда!
Голос за кулисами. Саша, сынок! Где же ты? Иди домой, уже поздно!
(Фея превращает мальчика: он снова становится большим. Смена декораций на первоначальные.)
Саша (осматриваясь): Я снова стал прежним! Спасибо тебе, Луговинка, за все, что я узнал сегодня. Побегу домой.
Фея. Еще один человек познакомился поближе с природой. Надеюсь, что он и вы, уважаемые зрители, не забудете этот урок.

Ты, Человек, любя Природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую –
Нас много, а Она – одна!

Е. Фатыхова