Цели:
а) обучающие – обеспечить усвоение
знаний о взаимоотношениях организмов в природе;
б) воспитательные – воспитание бережного
отношения к окружающему миру;
в) развивающие – развитие творческих
способностей, формирование умения публично
выступать, уверенности.
Ведущая (голос за кулисами на фоне
музыкальной мелодии): Жаркий летний полдень.
Залитый солнцем луг живет своей повседневной
жизнью. Но вот кто-то встревожил его обитателей.
Давайте понаблюдаем за ними.
(На сцене появляется мальчик Саша. Он собирает
цветы, бегает за бабочкой. И вдруг она
превращается в сказочную фею.)
Фея. Ты что же это делаешь? Зачем бабочек
ловишь? И растений целую охапку нарвал!
Саша. А зачем они нужны-то? Только порхают
день за днем с цветка на цветок, пользы от них
никакой. А гусеницы – так те вообще вредные, у нас
в огороде всю капусту изрешетили. А траве-то что
– новая вырастет!
Фея. Эх! И ничего ты, оказывается, не знаешь
о природе! Придется тебе показать жизнь луга.
(Фея с помощью волшебной палочки уменьшает
мальчика. При выключенном основном и мерцающем
дополнительном свете происходит смена
декорации: на фоне более высокой травы Саша
становится зрительно маленьким.)
Саша (оглядываясь по сторонам). Что
случилось? Почему я вдруг стал таким маленьким?
Это ты, наверное, виновата! Кто же ты такая?
Фея. Я фея всех лугов – Луговинка. А тебя как
зовут?
Саша. Саша. Объясни же наконец, за что меня
так! Неужели я больше никогда не стану прежним?
Фея. Обязательно станешь, только сначала я
познакомлю тебя с моими друзьями.
(Танцуют дневные бабочки.)
Фея. Вот бабочек, например, ты зря обижаешь,
они питаются нектаром и при этом опыляют цветы.
(Крылья бабочек ярко раскрашены, движения
плавны и разнообразны. Мелодия резко
сменяется на «Полет шмеля»
Н.Римского-Корсакова. По сцене «пролетает»
Шмель с ведерком).
Саша. Кто это такой страшный?
Фея. Шмель за пыльцой полетел. Очень
трудолюбивый и незаменимый – ведь только он
опыляет клевер. Без шмелей и клевера – ценного
корма для домашних животных – не было бы. И вовсе
он безобидный, специально никого не ужалит.
Саша. А я раньше боялся их, гнезда шмелиные в
земле разорял. Оказывается, зря.
Фея. Совершенно верно!
(Под музыку из к/ф «Mortal combat» выползают
шесть гусениц.)
Саша. Ух, а это кто такие?
Фея. Это Гусеницы поползли.
(Гусеницы исполняют танец, подчеркивающий их
характерные движения. В конце танца налетают
Птицы. Две Гусеницы с маскирующей окраской
прячутся среди травы, две другие с яркой ведут
себя спокойно, а еще двух, мечущихся, Птицы уносят
с собой.)
Первая Гусеница. Уф, пронесло! Остались в
живых и на этот раз. Другие же попали на обед
птенцам.
Вторая. Да, повезло! И все благодаря нашей
защитной окраске и способности принимать
сходство с окружающими предметами.
Третья. А у нас, наоборот, яркая
предупреждающая окраска, потому что мы для птиц
несъедобные.
Первая. Да, хорошо вам. А мы даже когда в
бабочек превратимся, опять от птиц спасаться
будем.
Вторая. Мало нам естественных врагов –
скворцов и трясогузок, так еще человек не дает
спокойно жить!
Четвертая. Да, да, совершенно верно, подружки!
Травит растения-сорняки химикатами (которые у
них гербицидами называются), а того не ведает, что
и другие живые организмы от этого страдают!
Третья. А нам эти так называемые сорняки
очень даже по вкусу! Эх, поползли, подружки,
дальше, видимо, не удастся нам здесь хорошо
пообедать.
(Гусеницы «уползают».)
Фея. А ты утверждал, что гусеницы вредные.
Саша. Теперь я знаю, что без них и птиц не было
бы, а ведь я так люблю слушать их пение. И растений
столько зря сорвал. Но я их маме подарю, а делать
это больше не стану.
На сцену строем выходят муравьи. (Музыка из м/ф «Розовая
пантера»). Последний тащит за собой
сопротивляющуюся гусеницу с яркой окраской.
Первый муравей. Отряд, стой! Направо! Давай
нашу любимую. (Читают стихотворение хором.)
Кто шагает дружно в ряд?
Муравьиный наш отряд:
Насекомые лесные,
Дружные и удалые.
Песню весело затянем
И вредителя поймаем,
Вместе мы его подхватим,
Понесем к своей же хате.
Наша хата – муравейник,
Кто не трудится – бездельник.
Ненавидим мы лентяев,
Лоботрясов, негодяев.
Здравствуй, фея лугов! А это кто с
тобой?
Фея. Мальчик Саша.
Второй муравей (грозно). Уж не тот ли это
Саша, который разворошил муравейник у старого
пня?
Саша (потупясь). Да, это я. Простите меня,
пожалуйста. Я сделал это, не подумав.
Третий муравей. Не подумал он, а хозяевам
пришлось целый день терять – дом
восстанавливать.
Фея (перебивая). Уважаемые муравьи! Чем вы
сегодня занимались?
Первый. Ходили на пастбище «коров» своих
охранять, а то повадились туда божьи коровки.
Только называются божьи, а на самом деле они и их
личинки самые страшные хищники для наших тлей.
Третий. Да вот еще гусеницу по пути поймали (вытирая
пот со лба), долго сопротивлялась.
Саша. Как же вы сами маленькие, а такую махину
несете?
Второй. Так ведь мы, муравьи, – самые
сильные в мире, поднимаем груз больше веса своего
тела.
Первый. Ну да ладно, долго нам засиживаться
нельзя, уж и день скоро закончится, а до захода
солнца много еще дел нужно сделать.
– Отряд, равняйсь, смирно! Налево! (Уходят.)
(«Пролетает» Шмель с двумя ведерками.
Останавливается, делает несколько физических
упражнений и улетает.)
Саша. Фея Луговинка, а кого муравьи
«коровами» называли?
Фея. Это тли. Они питаются соками растений и
выделяют капельки сахарного сиропа, который с
удовольствием поедают муравьи.
Ведущая (голос за кулисами). Наступил
вечер. В темном небе зажглись звезды. (На сцене
полумрак. Появляются ночные бабочки, их
движения более резкие и однообразные, крылья
почти у всех белые.)
Саша. Вот разлетались. И не боятся ничего.
(На сцену стремительно выбегает Летучая мышь,
мечется среди бабочек, хватает и уводит одну из
них.)
Саша. Кто это был?
Первая бабочка. Летучая мышь, питающаяся
насекомыми. Однако нам она не страшна. Мы можем
издалека улавливать посылаемые ею ультразвуки с
помощью специальных органов слуха.
Вторая бабочка. А у некоторых из нас тело
покрыто густым слоем волосков, и ультразвуки
поглощаются ими, не возвращаясь обратно.
Саша. Какие же вы все странные, не
разноцветные совсем.
Третья бабочка. Мы – ночные бабочки. У нас
верхняя сторона крыльев невзрачная, с
маскирующим рисунком, а у дневных, наоборот,
нижняя.
Четвертая. Ой, подружки, смотрите, что там
за огонек вдали? Полетели туда!
Голос за кулисами. Саша, сынок! Где же ты? Иди
домой, уже поздно!
(Фея превращает мальчика: он снова становится
большим. Смена декораций на первоначальные.)
Саша (осматриваясь): Я снова стал прежним!
Спасибо тебе, Луговинка, за все, что я узнал
сегодня. Побегу домой.
Фея. Еще один человек познакомился поближе с
природой. Надеюсь, что он и вы, уважаемые зрители,
не забудете этот урок.
Ты, Человек, любя Природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую –
Нас много, а Она – одна!