Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2008

Игровая площадка

Ах ты, Совушка-сова!

С каждым годом число школьников, имеющих нарушение осанки и уплощение свода стопы, увеличивается. Одной из причин является снижение двигательной активности в младшем школьном возрасте вследствие увеличения учебной нагрузки. Учителя и родители по-разному подходят к решению этой проблемы. Кто-то определяет детей в спортивные секции, другие занимаются лечебной физкультурой, но в любом случае без физических упражнений и специальных подвижных игр сегодня не обойтись. Как говорится, лучше болезнь предупредить, и чем раньше, тем эффективнее будет результат

«Пропеллер»

Дети стоят по кругу или в шеренгах, ноги на ширине плеч. Их правая рука поднята вверх и движется вперед, описывая круг, левая в это время движется назад и вверх. Руки все время расположены на одной прямой и составляют как бы две лопасти пропеллера, направляющих правую руку вперед.
Ведущий по окончании игры называет самые быстрые и четко работающие «пропеллеры».

«Плавание»

Дети сидят на стульях так, чтобы их спины не касались спинок стульев. Руки – локтями на коленях. Ведущий предлагает имитировать движения пловцов-брассистов. При движении рук вперед спина и позвоночник сгибаются как можно сильнее, а при движении рук назад позвоночник разгибается. Плавательные движения должны быть легкими, грациозными, изящными.
Ведущий оценивает красоту и стремительность движений пловцов.

«Ворона»

Дети стоят по кругу или в шеренгу. Ведущий предлагает им на некоторое время стать «воронами» и попытаться взлететь вверх. Для этого следует выполнять энергичные и сильные махи руками вверх – вниз в вертикальном направлении.
Ведущий выделяет среди игроков самую «похожую» ворону.

«Рукопожатие»

Дети стоят в кругу или в шеренге. Ведущий предлагает им соединить ладони левой и правой руки за спиной, при этом локоть правой ладони смотрит вверх, а левой ладони – вниз («рукопожатие»). Затем положение рук меняется – правая рука внизу, а локоть левой руки вверху.
Ведущий оценивает, насколько каждому из игроков удалось продвинуть руки назад и насколько прочным оказалось каждое из рукопожатий.

«Аист»

Ведущий предлагает детям из положения «руки вытянуты вверх» согнуться в пояснице так, чтобы достать ладонями до пола (аист наклонился в поисках лягушки) и задержаться в этом положении на некоторое время; затем следует медленное возвращение в исходное положение.
Ведущий оценивает игроков и называет самых гибких и грациозных.

«Ласточка»

Дети стоят прямо, руки вытянуты вверх. Ведущий предлагает им встать на правую ногу и одновременно привести корпус в горизонтальное положение. Левая нога при этом отводится назад и тоже занимает горизонтальное положение. Такое положение («ласточка») необходимо сохранить как можно дольше, желательно – прогнувшись в спине. Более сложный вариант упражнения – выполнение «ласточки» с закрытыми глазами.
Ведущий оценивает всех «ласточек» и отмечает их успехи.

«Лыжник»

Ведущий предлагает игрокам скатиться на одной лыже с очень крутой горки. Дети принимают положение лыжников: спина прогнута, ступни обеих ног стоят на одной прямой (на одной «лыже»), руки опущены вниз, но не касаются пола, глаза закрыты. Дети «скатываются» в таком положении с «горки» на протяжении, например, звучания музыкального отрывка.
Ведущий отмечает самых искусных и устойчивых лыжников.

«Совушка»

В игре принимают участие 6–15 человек. Выбирается водящий – Совушка. На площадке обозначается круг диаметром 1,5 м – это гнездо. В круге стоит Совушка в исходном положении: руки на поясе, локти назад, спина прямая. Игроки берутся за руки, образуя вокруг Совушки большое кольцо. По сигналу дети идут боком приставными шагами и говорят:

Ах ты Совушка-сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидишь,
Ночь летаешь, днем ты спишь.

Подается команда:

День наступает,
Все оживает!

Дети, изображая мышек, встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду Совушки. Затем ведущий говорит:

Ночь наступает,
Все засыпает!

Мышки замирают на месте, приняв заранее обусловленное положение правильной осанки. Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого осанка неправильная. Через 3–6 секунд дается команда «День!» – и игра продолжается. Как только Совушка поймает трех мышек, игра останавливается. Выбирается новая Совушка, а выбывшие игроки возвращаются в круг.

В конце игры называются игроки, которые ни разу не попадались Совушке, и Совушка, поймавшая наибольшее количество мышек.

«Слушай внимательно!»

Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего. На слово «пень» – становятся на одно колено, опустив голову и руки, затем сразу же встают и продолжают движение по кругу. На слово «елка» – останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слово «сноп» – останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой. Затем указанные три команды даются вразбивку. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. Сначала команды подаются через каждые 6–10 секунд, а затем темп постепенно увеличивается до 3–5 секунд.
Ведущий постоянно контролирует правильность осанки детей.

«Ходим в шляпах»

Играющие стоят, держа на головах легкий груз, например, мешочек с песком весом 200–500 г – «шляпу». Проверив осанку детей, ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала и при этом он не нарушил осанку.

Вариант 1: детям предлагается ходить, пританцовывая.

Вариант 2: предлагается пройти, не уронив шляпы, по извилистой линии, начерченной на полу.

Вариант 3: пройти в шляпе по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу (шишки, камешки, небольшие кубики и др.).

Марина Малыхина