Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2008

Технология

Корригирующая гимнастика

Авторская программа для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА)

В основу разработки положены программы физического воспитания для учащихся средней школы и для ребят, отнесенных к специальной медицинской группе, а также программа физического воспитания с оздоровительной направленностью.

Цель корригирующей гимнастики – коррекция отклонений здоровья и физического развития школьников.

Основные задачи:

  • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;

  • повышение физиологической активности органов и систем организма учащихся, ослабленных заболеваниями;

  • повышение физической и умственной работоспособности;

  • приобретение знаний об организме человека, профилактике и возможном исправлении отклонений в здоровье;

  • формирование у школьников навыков здорового образа жизни;

  • развитие потребности к занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье.

Программа рассчитана на учеников 1–11-х классов, отнесенных по заключению врача к подготовительной и специальной медицинским группам (с рекомендацией занятий корригирующей гимнастикой).
По приказу директора школы комплектуются группы, где ребята объединяются по возрасту или диагнозу на основании заключения врача. Содержание программы предполагает два занятия в неделю, по одному часу каждое (всего 68 часов в год).
Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий босиком, в облегченной одежде, со специальными ковриками или простынями для выполнения упражнений на полу.
Основу учебного материала составляют теоретические сведения об организме человека и влиянии на него физических упражнений, закаливании, самоконтроле, профилактике и способах коррекции отклонений в здоровье; практическое применение гимнастики, формирующей осанку, упражнения для профилактики и исправления плоскостопия.
Прогнозируемые результаты применения программы заключаются в возможном исправлении отклонений, в первую очередь опорно-двигательного аппарата, и переводе школьников впоследствии в основную группу на основании результатов очередного медосмотра.
Программа по корригирующей гимнастике для учащихся с нарушениями ОДА
Распределение часов на разделы и темы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрены содержание теоретического и практического материала, комплексы упражнений различных разделов и тем в одном занятии.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

В том числе:

 

теоретических

практических

I. Основы знаний (7 часов)

 

 

1

Здоровье и физическое развитие человека

1

 –

2

Оценка собственного здоровья

1

 –

3

Влияние физических упражнений на организм человека

1

 –

4

Азы массажа и самомассажа

1

 –

5

Закаливание и здоровье

1

 –

6

Питание и здоровье

1

 –

7

Образ жизни как фактор здоровья

1

 –

II. Общая физическая подготовка (10 часов)

 –

10

III. Специальная физическая подготовка (51 час)

   

1

Формирование навыка правильной осанки

   

1.1

Комплексы упражнений для создания естественного мышечного корсета

 –

7

1.2

Растяжение и развитие подвижности позвоночника

 –

3,5

1.3

Упражнения в равновесии

 –

2,5

1.4

Тренировка основных исходных положений и развитие «мышечно-суставного чувства»

 –

3

2

Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени

1

8

2.1

Комплексы упражнений в различных и.п.

 –

3

2.2

Комплексы упражнений в движении

 –

3

2.3

Упражнения с применением предметов

 –

2

3

Дыхатeльная гимнастика

0,5

3,5

4

Самомассаж биологически активных точек

 –

2

5

Упражнения в расслаблении

 –

3

6

Гимнастика для глаз

0,5

1,5

7

Индивидуальная коррекция отклонений опорно-двигательного аппарата

1

13

Итого часов 68 (в течение года)

11

57

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основы знаний (7 часов).

1. Здоровье и физическое развитие человека.
2. Оценка собственного здоровья.
3. Влияние физических упражнений на организм человека.
4. Азы массажа и самомассажа.
5. Закаливание и здоровье.
6. Питание и здоровье.
7. Образ жизни как фактор здоровья.

Общая физическая подготовка (10 часов).

1. Развитие координационных способностей:

– общеразвивающие упражнения без предметов в сочетании с ходьбой и бегом;
– варианты челночного бега;
– подвижные и спортивные игры;
– упражнения на быстроту и точность реакции.

2. Развитие скоростных способностей:

– эстафеты и старты из различных исходных положений;
– бег с ускорением.

3. Развитие силовых способностей:

– лазание по канату и гимнастической стенке;
– упражнения в упорах;
– упражнения с гантелями и набивными мячами.

4. Развитие выносливости:

– бег с препятствиями;
– подвижные игры;
– круговая тренировка.

5. Развитие гибкости:

– общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой движения, на растягивание;
– упражнения с партнером.

6. Физические упражнения прикладного характера.

Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег, прыжки, метания, лазание), используемые в естественных условиях.
Упражнения в ходьбе усложняются за счет соблюдения правильной осанки, сочетания ходьбы с дыханием, включения различных вариантов передвижения: на носках, пятках, наружном и внутреннем краях стопы, с перекатом с пятки на носок, высоким подниманием бедра, в полуприседе.
Бег на месте, с переменным темпом, на носках, с высоким подниманием бедра, широким шагом, с препятствиями и т.д.
Варианты лазания (ползание, перелезание, подлезание и пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб.

Специальная физическая подготовка (51 час).

1. Дыхательные упражнения – гимнастика с произвольным видоизменением характера или продолжительности дыхательного цикла, сочетание статических и динамических упражнений:

– для овладения полным дыханием;
– для овладения смешанным типом дыхания;
– для развития носового дыхания.

2. Корригирующие упражнения – способствуют устранению отклонений опорно-двигательного аппарата. Коррекция достигается подбором исходных положений, при которых распределение мышечного тонуса, сохраняющего принятую позу, способствует выравниванию имеющейся деформации. Коррекция обеспечивается также строго ограниченным воздействием мышечной тяги на патологически измененный участок опорно-двигaтeльного аппарата.

1 Упражнения для формирования естественного мышечного корсета:

– для укрепления поверхностных мышц спины;
– для глубоких мышц спины;
– для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении;
– для растяжения передних связок поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области;
– для укрепления прямых и косых мышц живота;
– для укрепления мышц-разгибателей и растяжения мышц-сгибателей тазобедренных суставов и т.д.

Эти упражнения применяются с целью развития силы и статической выносливости мышечных групп, обеспечивающих функцию прямостояния (мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и не имеющих ведущей роли в сохранении прямостояния (мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи). Упражнения для укрепления «мышечного корсета» целесообразно выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами, резиновыми бинтами.

2 Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении сидя, лежа, стоя):

– для растягивания мышц шеи и затылка;
– мышц спины и передней стенки живота;
– мышц грудной клетки;
– мышц, участвующих в боковых наклонах туловища;
– мышц рук и ног.

3 Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание и т.д.):

– вытягивающие позвоночник;

– для растягивания мышц груди в положении сидя;
– упражнения в самовытяжении.

4 Тренировка основных исходных положений.

5 Упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (у вертикальной стены, стоя перед зеркалом).

6 Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы.

3. Упражнения в равновесии направлены на тренировку вестибулярного аппарата. Они выполняются при умеренной площади опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге, поворотах и т.д. Эти упражнения также способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.

4. Упражнения на расслабление мышц – это гимнастические, активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Они играют чрезвычайно важную роль в формировании правильной осанки, способствуют уменьшению чрезмерного напряжения мышц (улучшая в них крово- и лимфоток), снимают утомление, вызванное однотипными упражнениями.

Требования к учащимся

  1. Иметь представление о влиянии упражнений на организм, их назначении.

  2. Знать о правилах питания и закаливания.

  3. Осознанно выполнять комплексы специальных упражнений (в зависимости от заболевания).

  4. Овладеть простейшими приемами самомассажа.

Методическое обеспечение программы

Теоретический материал программы лучше давать по темам, занятия проводить в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения упражнений.
Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются и обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов.
В формировании правильной осанки большую роль играет равномерность тонуса мышц передней и задней поверхностей бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений от положения тела и отдельных его частей. Последнее достигается с помощью упражнений: у вертикальной стены, стоя перед зеркалом (развитие «мышечно-суставного чувства»); с удержанием груза на голове и упражнений в равновесии.
Упражнения в наружных выгибаниях с успехом могут быть применены для укрепления мышц спины у школьников среднего и старшего звена. Чтобы противодействовать поясничному изгибу, следует чередовать сокращение и растягивание мышц, а после напряженного выгибания несколько раз выполнить глубокий наклон вперед.
Для младших школьников в первую очередь нужно рационально подобрать упражнения, которые бы «разгрузили» позвоночник, т.е. в большей мере принимать исходные положения, изменяющие направление силы внутрибрюшного давления и силы тяжести самих органов (положения с приподнятым тазом, коленно-локтевое, коленно-ладонное, лежа на спине или животе).
Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота: брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Необходимо воспитывать у детей на уроке и дома мышечно-суставные ощущения положения тела и отдельных его частей, степень напряжения и расслабления мышц в покое и в движении, что приобретается посредством многократного положения тела: лежа, сидя, стоя, проверкой этих положений у стены, гимнастической стенки, зеркала на каждом занятии. Также ставится задача развития у ребят само- и взаимоконтроля, что требует от них сознательного отношения и мобилизации внимания. Хорошо усваивается навык правильной осанки в играх, очень важны упражнения в равновесии. В целях более совершенного овладения напряжением и расслаблением отдельных групп мышц рекомендуются упражнения с удерживанием груза на голове.
Целесообразно некоторые упражнения давать индивидуально как домашние задания.
При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащегося, его пониженные функциональные возможности, а также то, что в группе могут быть дети с различными диагнозами. Поэтому индивидуальный подход – один из основных принципов организации занятий.

Литература

  1.  Образовательные программы и методические материалы для реализации третьего, дополнительного урока физической культуры / Под ред. к.б.н. Э.И. Абрамова. – Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Kypган, 2005.

  2.  Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся 1–9-х классов общеобразовательных школ Курганской области / Под ред. Л.З. Штода. – Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2004.

  3.  Л.П. Пягай. Детская лечебная физическая культура: Учебно-методическое пособие. – ТГПИ им. Д.И. Менделеева. – Тобольск, 2003.

  4.  Физическая культура для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / Под ред. И.Д. Романовой. – М.: Просвещение, 1979.

  5.  В.И. Лях., Л.А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2006.

Александр Кокорин