Берегите детей!
Родительский лекторий
В № 11/2008 мы начали публикацию
материалов о безопасности детей на дорогах. Тема,
прямо скажем, животрепещущая, больная,
неотступная. Сегодня – разговор об особенностях
детской психологии в условиях передвижения, о
роли личного примера родителей, о конкретных
правилах поведения на проезжей части – обо
всем том, чему надо постоянно учить ребенка с
ранних лет
Взрослые – в ответе
Если ребенок нарушил правила
дорожного движения, это не означает, что виноват
он. Безопасность детей – прежде всего забота
взрослых, в естестве которых заложена
потребность помогать детям справляться со
сложностями окружающего мира. Это мы должны их
научить правилам и уберечь от трагедий на дороге.
Прежде чем спросить малыша, соблюдает ли он
правила дорожного движения, задайте этот вопрос
себе, помня, что дети учатся у своих родителей и
других взрослых, подражают им, копируют их.
Родители должны не только знать правила
движения, соблюдать их, учить им детей,
убеждаться, что дети владеют необходимыми
навыками поведения на улице, но и постоянно
готовить их для самостоятельного безопасного
передвижения на дорогах.
Детский дорожно-транспортный травматизм – это
наша беда. Но ни в коем случае не стихия, которой
бессмысленно противостоять, и средства для
предупреждения детского травматизма есть,
испытанные и эффективные.
Существует такой предупреждающий знак – «Дети».
Он устанавливается там, где от водителя за рулем
требуется особое внимание. Такое же постоянное
внимание и неослабевающая забота требуются от
родителей, воспитателей, педагогов, просто
взрослых людей.
В большинстве ситуаций, когда ребенок допустил
ошибку на дороге, у него есть шанс на спасение.
Этот шанс – в руках водителей и всех взрослых,
которые обязаны понимать психологию поведения
ребенка в различных дорожных ситуациях, знать и
выполнять правила дорожного движения.
Помните, здоровье и жизнь детей в наших руках!
Спонсор публикации статьи – компания «Автолига» располагает станцией технического обслуживания, производит эвакуацию и транспортировку автомобилей и техники, предлагает услуги такси и проката автомобилей. Время ожидания при вызове эвакуатора от 15 минут до 1 часа. В автопарке более 30 специализированных автомобилей, оказывающей услуги по эвакуации и перевозке автомобилей, в том числе грузовых, – это манипуляторы, буксиры, транспортеры, крытые автовозы, эвакуаторы для любого типа машин от автомобилей с низким клиренсом, минивенов, джипов, до седельных тягачей, автобусов и спецтехники.
Психология детей
Как показывают результаты
исследований, требования, предъявляемые
современным дорожным движением, особенно в
городах, бывают слишком трудны для ребенка.
Большая по сравнению со взрослыми уязвимость
детей в дорожном движении объясняется в
значительной степени их психологическими
особенностями.
Рассмотрим некоторые из них.
Ребенок – это не взрослый в миниатюре. Физически
и психологически он не в силах полно
воспринимать окружающее, а значит, анализировать
ситуацию дороги и учитывать возникающие
опасности. Обзор окружающей обстановки
ограничен его ростом. Маленький рост вдвойне
увеличивает риск вовлечения в ДТП, так как не
только у ребенка ограничена обзорность стоящими
и двигающимися транспортными средствами, но и он
сам не виден из-за них водителям. Кроме того,
ребенок не всегда способен понимать символику
дорожных знаков и сигналов.
Другой особенностью уровня психофизического
развития детей является трудность идентификации
(различения) звуковых сигналов. Даже имеющий
хороший слух ребенок не может различить звук
работающего двигателя и определить, на каком
расстоянии находится автомобиль.
Интеллектуальные функции, необходимые для
анализа дорожно-транспортных ситуаций,
формируются постепенно. Например, шестилетний
ребенок одним взглядом может охватить из
множества элементов дорожно-транспортной
ситуации в лучшем случае не более 2–3. Это вызвано
еще и тем, что у детей поле зрения на 30% меньше, чем
у взрослых. Результаты опроса малышей от 4 до 6 лет
показали, что 54% четырехлетних, 45% пятилетних и 32%
шестилетних детей уверены в обязательности
мгновенной остановки автомобиля в случае
опасности.
Дети иначе переходят дорогу, чем мы. Так,
взрослые, направляясь по тротуару к краю
проезжей части, уже издалека наблюдают и
оценивают дорожно-транспортную ситуацию; дети
же, только подойдя к самому краю проезжей части,
начинают наблюдение.
Исследователи подчеркивают: взрослые слишком
часто считают, что ДТП является результатом
неправильного поведения ребенка. На самом же
деле нарушается баланс между способностями
ребенка, с одной стороны, и требованиями,
предъявляемыми дорожной обстановкой и
поведением других участников движения, – с
другой.
Следует отметить, что детям трудно одновременно
совершать переход и осуществлять наблюдение со
стороны, поэтому фактор риска возрастает. В то же
время 50% матерей считают, что их 5–6-летние дети
могут самостоятельно переходить улицу с
достаточно интенсивным движением. За этой цифрой
кроется непонимание родителями своей
ответственности за поведение ребенка на дороге.
Дети оказываются под действием эмоций. Под
влиянием чувства радости, удивления или интереса
они забывают о движущихся автомобилях и об
опасности, которой подвергаются. Известен
случай, когда 7-летняя девочка, которая хорошо
знала, как следует переходить дорогу, и
безошибочно отвечала на вопросы, касающиеся
правил поведения на улице, увидев на
противоположной стороне дороги учительницу,
бросилась к ней навстречу – и только благодаря
своевременной реакции водителя удалось избежать
ДТП.
Необходимо помнить: привычка выбегать из-за
предмета, мешающего обзору, не посмотрев, что там,
формируется у детей незаметно от нас еще в раннем
возрасте. Ребенок привыкает выбегать из-за
дверей, мебели, из-за углов – возникает опасный
отрицательный навык, с которым 7–8-летний пешеход
включается в самостоятельную жизнь на городских
улицах. Конечно, не каждый случай, когда ребенок
пересекает улицу, создает на дорогах опасную
ситуацию, но ошибка, закончившаяся благополучно,
не воспринимается ребенком как ошибка – и
неправильный навык закрепляется и в дальнейшем
будет повторяться с большей уверенностью, если
на это не обратят внимание взрослые.
К сожалению, многие водители плохо представляют
себе психологию восприятия дорожной ситуации
ребенком, стоящим на середине дороги. Привычка
отступить, отшатнуться, отпрыгнуть, не поглядев
заранее назад, свойственная детям, натренирована
за годы детских игр в доме, во дворе, вдали от
улицы. И бывает, что она незаметно для них самих
срабатывает на дороге, то есть там, где это
смертельно опасно.
Большое влияние на поведение детей на улице
оказывает и их окружение. Так, некоторые дети,
находясь в обществе своих сверстников, меньше
наблюдают за состоянием проезжей части при
переходе дороги, полагаясь на своих спутников.
Мальчики в возрасте 7–9 лет более склонны
перебегать улицу, чем девочки. Образ поведения на
улице учащихся старших классов близок к
поведению взрослых более, чем к поведению
учащихся младших классов. Как показали
исследования, только 55% детей, переходящих дорогу
вместе со взрослыми, начинали и заканчивали
переход вместе с ними. Согласно данным
статистики, около одной трети всех ДТП с участием
детей дошкольного возраста произошло при
сопровождении их взрослыми. Одной из причин
является то, что дети находятся под присмотром
лиц старшего возраста, которые не в состоянии
сдерживать их подвижность. Нельзя не учитывать,
что и на остановках транспорта детям быстро
надоедает стоять и ждать, они ищут себе
какую-нибудь забаву и могут быстро выбежать на
проезжую часть.
Вместе с тем большинство детей (91% из числа
опрошенных), попадая на улицу с интенсивным
движением, испытывают страх. Отсюда и знакомая
многим водителям непредсказуемость поведения
ребенка на улице.
Своеобразно и отношение ребенка к потоку машин.
Для водителя, приближающегося к стоящим на
осевой линии дороги детям, скажем, четвертым или
пятым, ситуация воспринимается менее опасной,
чем для водителя, приближающегося первым: ведь
дети стояли, пропуская транспорт, значит, будут
стоять и дальше, и этот четвертый или пятый
расслабляется. А для ребенка в этой ситуации
каждая пропущенная машина – трудная победа над
своим желанием не ждать и перебежать улицу.
Поэтому водителю нельзя расслабляться, пока он
не минует детей.
Намного возрастает вероятность неожиданного
появления ребенка на проезжей части, когда за
грузовыми машинами или автобусами следуют
легковые автомобили. Причина – в неумении детей
определять скорость и в подмене ее габаритом.
Особенно надо быть начеку, если какая-то машина
отстала от вереницы автомобилей, проехавших
ранее.
Среди детей очень распространено мнение о
гарантированной безопасности при пересечении
дороги по переходу «зебра» или о необходимости
быстрого перехода дороги. Важно, чтобы при
обучении у детей не сложилось неверное
представление по этому поводу.Надо также
помнить: распределение ДТП по месяцам
показывает, что есть два пика аварийности с
детьми в году: май–июнь и август–сентябрь. В
течение суток для детей наиболее опасно время от
12 до 17 часов.
Водителям необходимо учитывать, что предельное
внимание должно быть сконцентрировано даже
тогда, когда, например, мать с ребенком, которого
она держит за руку, спокойно стоит перед
«зеброй», намереваясь перейти на другую сторону
дороги. Нередки случаи, когда ребенок вырывается
из рук. Статистика отмечает, что каждого седьмого
ребенка из пострадавших на улице перед этим
держал за руку кто-то из взрослых.
Известно, что дети любят подражать старшим.
Взрослый – образец поведения для ребенка, и
особую роль для него играет родительский пример.
Достаточно один раз на его глазах перебежать
дорогу или перейти на красный сигнал светофора –
и при первом же удобном случае, оставшись один, он
повторит то же самое.
Результаты различных экспериментов показали,
что родители способны добиваться успехов в
обучении детей переходить дорогу и что
приобретенные ими навыки не утрачиваются по
крайней мере спустя четыре месяца после
окончания обучения.
Краткие рекомендации к обучению
.Обучение и приготовление детей к
самостоятельному участию в дорожном движении
необходимо начинать с дошкольного возраста.
Трехлетний ребенок уже хорошо ходит и может
наблюдать окружающую обстановку. Знание
элементарных правил движения и привычка их
соблюдать в таком случае прочно сохранятся на
всю жизнь.
Дети рано начинают интересоваться машинами,
запоминают названия отдельных марок, имеют
игрушечные автомобили – все это следует
использовать для обучения детей, так же как и
каждую прогулку с малышом – для объяснения
типичных ситуаций на дороге.
В интересах и ребенка, и родителей как
можно раньше, еще до школы, приучать его
принимать решение самостоятельно, исходя из
сложившейся обстановки.
Основными элементами обеспечения безопасности
детей дошкольного и младшего школьного возраста
являются:
– систематический надзор;
– обучение навыкам поведения на улице, личный
пример родителей и других взрослых;
– при объяснениях не следует концентрировать
внимание детей на ужасах, несчастных случаях на
дорогах: они должны понимать опасность, а не
бояться ее, так как чувство страха парализует
волю ребенка;
– в дошкольном возрасте через дорогу ребенок
должен переходить только за руку со взрослым,
именно крепко за руку, а не за одежду, рукав или
что-то другое;
– надо учить детей не только внимательно
смотреть на дорогу, но и прислушиваться к ее шуму.
Это дополнительная информация о приближающихся
машинах: тот, кто прислушивается к дороге, более
сосредоточен на наблюдении за ней;
– и водители, и родители должны помнить, что
наиболее сложными, а потому и опасными являются
моменты слишком быстрого подъезда автомобилей к
«зебре» или пешеходному переходу, плохой обзор
на перекрестке, чересчур короткие фазы
светофоров, а кроме того – правый поворот,
разрешенный водителям одновременно с зеленым
светом для пешеходов.
В последней ситуации дети просто не ждут
опасности, они смело доверяются светофору.
Чему же взрослые, прежде всего
родители, должны научить своих детей?
Переходить улицу под прямым углом там
и когда это разрешено, наблюдать за движением
транспорта.
Идти по улице шагом, а не бежать, не
спешить там, где надо наблюдать и предвидеть
опасность.
Уступать дорогу транспорту, не
стараться перебегать улицу перед приближающейся
машиной.
Понимать опасность игр и шалостей на
дороге, иметь правильное представление о
героизме, храбрости, мужестве.
Пользуясь общественным транспортом,
быть предельно внимательным в зоне его
остановок.
Необходимо убедить ребенка, что
катание на роликовых коньках и доске требует
специальной подготовки, экипировки и знаний.
Кататься можно только на стадионах, в парках и на
закрытых для движения транспорта площадках,
потому что это травмоопасные занятия, а правила
дорожного движения не причисляют катающихся ни к
пешеходам, ни к водителям.
Что касается велосипедов, то выезжать на дорогу
разрешено только с 14 лет, а на мопеде – с 16 лет.
При этом надо иметь навыки езды и досконально
знать правила дорожного движения наравне с
водителем.
А теперь конкретно
При выходе из дому:
– если у подъезда замечено движение
транспорта, сразу обратите внимание ребенка и
вместе посмотрите, не приближается ли к вам
мотоцикл, мопед, велосипед;
– если у подъезда стоят транспортные средства
или растут деревья, закрывающие обзор,
приостановитесь и оглядитесь: нет ли за
препятствием опасности.
При движении по тротуару:
– придерживайтесь правой стороны
тротуара;
– не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый
всегда должен находиться со стороны проезжей
части;
– маленький ребенок должен идти рядом с
взрослым, крепко держась за руку; родители должны
быть готовы удержать его при попытке вырваться;
– приучите ребенка, идя по тротуару,
внимательно наблюдать за выездом из двора или
территории предприятия;
– покажите и разъясните детям, что
забрасывание проезжей части камнями, стеклом и
т.п., а также повреждение дорожных знаков может
привести к несчастному случаю;
– не приучайте детей выходить на проезжую
часть: коляски и санки с детьми возите только по
тротуару;
– при движении группы ребят учите их идти в
паре, не выходя из колонны, не нарушая ее порядка
и выполняя все указания сопровождающих взрослых.
Готовясь перейти дорогу:
– замедлите шаги, остановитесь,
осмотрите проезжую часть;
– привлекайте ребенка к участию в наблюдении
за обстановкой на дороге;
– подчеркивайте, объясняйте свои движения:
поворот головы для осмотра улицы; остановку для
осмотра дороги; остановку для пропуска
автомобилей;
– учите ребенка всматриваться вдаль и
различать приближающиеся транспортные средства;
– не стойте на краю тротуара, так как при
проезде машина может сбить, зацепить, наехать
задними колесами;
– обратите внимание ребенка на транспортное
средство, готовящееся к повороту; расскажите о
сигналах указателей поворота у автомобилей и
жестах мотоциклиста и велосипедиста;
– неоднократно покажите ребенку, как
транспортное средство останавливается у
перехода, как оно движется по инерции, как
водитель пытается резко его остановить, чтобы не
сбить пешехода.
При переходе проезжей части:
– переходите дорогу только по
пешеходным переходам, а на перекрестках – по
линии тротуара, иначе ребенок привыкнет
переходить где придется;
– идите только на зеленый сигнал светофора.
Ребенок должен привыкнуть, что на красный и даже
желтый сигнал не переходят дорогу, даже если нет
транспорта. Не переходите дорогу на красный
сигнал светофора: если ребенок это делает с вами,
он тем более сделает это без вас;
– выходя на проезжую часть, прекращайте
разговоры; ребенок должен привыкнуть, что при
переходе дороги разговаривать не следует;
– не спешите и не бегите, переходите дорогу
размеренным шагом, иначе ребенок привыкнет
спешить и бегать там, где надо наблюдать, чтобы
обеспечить себе безопасность перехода;
– не переходите дорогу под острым углом;
подчеркивайте и показывайте каждый раз, что
идете строго поперек улицы. Ребенку нужно
объяснить, что это делается для максимального
наблюдения за автотранспортом;
– не выходите на проезжую часть с ребенком
из-за транспортного средства или из-за кустов, не
осмотрев предварительно улицу, так как он
приучится делать так же – это типичная ошибка
детей;
– не торопитесь перейти дорогу, если на другой
стороне вы увидели друзей, родственников,
знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не
спешите и не бегите к ним, приучите ребят, что это
опасно;
– не начинайте переходить улицу, по которой
редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг.
Объясните, что автомобили неожиданно могут
выехать из переулка, из двора дома;
– при переходе проезжей части по
нерегулируемому перекрестку в группе людей
учите ребенка внимательно следить за началом
движения транспорта – иначе ребенок может
привыкнуть при переходе подражать поведению
спутников, не наблюдая за движением транспорта.
При посадке и высадке из автобуса,
троллейбуса, трамвая и такси:
– выходите раньше ребенка,
поскольку он может упасть; ребенок постарше
может выбежать из-за стоящего транспорта на
проезжую часть;
– если вы выходите с ребенком последними, то
предупредите водителя, чтобы он не закрывал
дверь, считая, что посадка и высадка закончены;
– подходите для посадки к двери транспортного
средства после полной его остановки. Ребенок, как
и взрослый, может оступиться и попасть под
колесо;
– не садитесь в общественный транспорт
(троллейбус, автобус) в последний момент перед
его отправлением (может прищемить дверями).
Особую опасность представляет передняя дверь,
так как после прищемления ею можно попасть под
колеса этой же машины;
– научите ребенка быть внимательным на
остановке – это опасное место: стоящий автобус
сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того,
пешеходы здесь часто спешат и могут вытолкнуть
ребенка на проезжую часть.
При ожидании общественного
транспорта
– автобуса, троллейбуса,
такси: стойте вместе с детьми только на
посадочных площадках, а при их отсутствии – на
тротуаре или обочине;
– такси: при необходимости остановить
автомобиль вне зоны посадочной площадки стойте с
ребенком только на тротуаре или обочине;
– трамвая: следует стоять на специальной
посадочной площадке для ожидания рельсового
транспорта на проезжей части улицы, а при ее
отсутствии (на узких участках проезжей части) –
только на тротуаре или обочине; после выхода из
трамвая вместе с ребенком не задерживайтесь на
проезжей части.
Светлана Сырицына
|