Победы или здоровье?
Физкультура и спорт – эти два слова,
как правило, стоят рядом. Издается журнал с таким
названием, выпускаются сборники научных трудов.
Однако эти понятия не тождественны. Важно, чтобы
родители понимали, чем спорт отличается от
физкультуры, что полезнее для ребенка и чего мы
хотим достичь, обращаясь в спортивную секцию.
Так что же такое физкультура? БСЭ дает
определение, что физическая культура – это одна
из сфер социальной деятельности, направленная на
укрепление здоровья, развитие физических
способностей человека… Основные элементы
физкультуры: физические упражнения и
соревнования по ним, закаливание организма,
гигиена труда и быта, активно-двигательные виды
туризма, физический труд как форма активного
отдыха для лиц умственного труда. Спорт же наряду
с укреплением здоровья и общим физическим
развитием человека имеет цель – достижение
высоких результатов и побед в состязаниях. Итак,
спорт – это результаты и победы, он
ориентирован на соревновательность, а целью
занятий физкультурой являются укрепление
здоровья и развитие физических способностей.
Спорт в свою очередь давно подразделяется на
любительский и профессиональный.
Профессиональный спорт – это тяжелая,
изнуряющая ежедневная работа, целью которой
является рекорд любой ценой, это полная
самоотдача. Это огромные деньги, которыми
распоряжаются не только и не столько спортсмены,
сколько менеджеры от спорта. Например, в случае
награждения золотой олимпийской медалью атлеты
получают до 50 тысяч долларов, да еще несколько
десятков тысяч долларов поступают от спонсоров.
И родители, желая заработать или обеспечить
будущее своих детей, готовят их к
профессиональному спорту, причем с очень раннего
возраста. Но олимпийскими чемпионами становятся
единицы, а вот избежать профессиональных
заболеваний, травм, перенапряжений, стрессов и их
последствий не может никто.
В профессиональном спорте за последние 20–30 лет
нагрузки возросли в 4–5 раз и уже являются
предельными для организма. Статистика
Федерального центра лечебной физкультуры и
спортивной медицины Министерства
здравоохранения и социального развития РФ за 2005
г. свидетельствует, что только 12% людей после
занятий спортом высоких достижений остаются
относительно здоровыми.
Травматичность различных видов
спорта
Вид спорта |
Интенсивный
показатель травматичности |
Вид спорта |
Интенсивный
показатель травматичности |
Бокс |
158,1 |
Стрельба |
20,0 |
Борьба |
103,0 |
Тяжелая
атлетика |
19,1 |
Конный |
101,1 |
Гребля |
18,3 |
Фехтование |
64,2 |
Самбо |
17,1 |
Парусный,
буерный |
50,0 |
Плавание |
13,2 |
Теннис |
48,3 |
Баскетбол |
8,1 |
Мотоспорт |
41,4 |
Волейбол |
5,5 |
Гимнастика |
29,0 |
Футбол |
5,0 |
Хоккей |
25,7 |
Легкая атлетика |
2,0 |
Лыжный |
22,4 |
|
|
Источник травм и болезней
Чем же спорт опасен для здоровья?
Приведем сравнительные данные. Исследования
структуры заболеваемости у спортсменов и
неспортсменов показали, что у спортсменов травмы
и заболевания опорно-двигательного аппарата
составили от 45 до 66,8% от общей заболеваемости, а у
неспортсменов – только около 8%, у спортсменов
заболевания сердечно-сосудистой системы
составили 66%, а у неспортсменов – 23,5%.
Травматичность спорта зависит от его вида.
Показателем травматичности является число
травм, рассчитанных на 1000 человек (ИПТ –
интенсивный показатель травматичности). В
среднем по всем видам спорта число травм на 1000
человек составляет 4,7. Самым травмоопасным видом
спорта считается бокс, для которого ИПТ
равняется 158,1.
Занятия профессиональным спортом приводят и к
различным хроническим заболеваниям. Заболевания
периферической нервной системы чаще встречаются
у прыгунов, метателей, барьеристов, штангистов,
борцов и футболистов. Заболевания уха, горла и
носа широко распространены среди лиц,
занимающихся стрельбой (71,5%), водными (40–45%) и
зимними видами спорта (40%). У стрелков доминирует
патология слуха (невриты слухового нерва), у
пловцов и лыжников – заболевания глотки, полости
носа и его придаточных пазух.
Спортивные врачи установили, что многие
функциональные показатели у спортсменов
высокого класса выходят за пределы
статистической нормы. У них обмен веществ в
организме происходит почти в 10 раз быстрее. При
этом организм быстрее теряет необходимые
микроэлементы и витамины. По этой же причине из
костей спортсмена вымывается кальций, что
приводит к развитию остеопороза.
Существует и другая неутешительная статистика.
За последние 1,5–2 десятилетия среди спортсменов
заметно возросло количество случаев внезапных
смертей. Из 30 случаев семь связаны с
заболеваниями сосудов, шесть – с пороками
сердца, пять – с инсультами, четыре – с тромбозом
коронарных артерий, два – с разрывом аневризмы
аорты , по одному – с миокардитом и
миокардиопатией. В трех случаях причина
внезапной смерти не выяснена.
Вечный стресс
Нарушения здоровья в результате
занятий профессиональным спортом происходят и в
психологической сфере по причине стресса.
Стресс – это состояние напряжения,
возникающее у человека в ответ на воздействие
неблагоприятных раздражителей, значительных по
силе и отрицательно влияющих на организм. В
стрессовой ситуации организм можно сравнить со
сжатой пружиной. Все системы активизируются и
мобилизуются, чтобы справиться с опасностью,
реальной или воображаемой.
Известный спортивный журналист А.Вернер пишет
про фигуристов, что «с истинным удовольствием
ребенок катается только до тех пор, пока первый
тренер не заметит в нем искру таланта, способную
разгореться до температуры чемпионов. После
этого спортивная часть жизни подающих
олимпийские надежды девочек и мальчиков будет
проходить под постоянным стрессом, который
подпитывается из нескольких источников». Среди
причин возникновения стресса у маленького
спортсмена А.Вернер отмечает плотное ежедневное
расписание, высокую ответственность и
отсутствие свободного времени у ребенка, жертвы
со стороны родителей и постоянное стрессовое
состояние тренеров.
Часто серьезные отклонения в состоянии здоровья
спортсменов связаны с периодами
предолимпийского цикла или графиком других
соревнований мирового уровня: чем ближе старт,
тем более выражены отклонения в состоянии
здоровья. Стресс сопровождает не только
спортсменов высокого класса, но и тех любителей,
которые испытывают напряжение в период
подготовки к различного рода состязаниям, ведь
спорт, как уже говорилось выше, ориентирован на
соревновательность, на достижения. Любое
соревнование – это сильный стресс. Только на
фоне сильного стресса можно установить
максимальный для человека спортивный результат.
Однако стресс не проходит бесследно, его
последствия подтачивают здоровье, и прежде всего
здоровье нервной системы. На второй стадии
стресса проявляются не только элементы защиты,
но и элементы разрушения, которые оставляют в
организме неизгладимый след в виде
микрорубцовой ткани во всех внутренних органах.
Кроме того, чрезмерная сила всех защитных
реакций организма приводит к дискоординации
всех видов обмена, и без соответствующей
коррекции такая дискоординация может привести к
самым печальным последствиям.
Причиной стресса часто бывают и травмы. У
психологов есть термин – посттравматический
стресс, возникающий вследствие перенесенной
травмы. Футбольные врачи приравнивают стресс от
травмы с выбыванием из строя на 3 недели к
инфаркту миокарда.
Допинг и его последствия
Нельзя не обратить внимания еще на
один фактор, отрицательно влияющий на здоровье
спортсменов, – допинг. Уровень современных
рекордов перестал соответствовать возможностям
человеческого организма, поэтому новые
достижения могут быть реализованы только за счет
увеличения тренировочных нагрузок или
применения допинговых препаратов. И тот и другой
путь опасен для здоровья спортсменов. В
последние десятилетия в спортивной практике
стали применяться многочисленные
фармакологические препараты. Причем принимают
их и профессионалы от спорта, и дети, и юноши. На
сайтах Интернета можно прочитать огромное
количество вопросов от детей, желающих добиться
результатов в бодибилдинге, легкой атлетике и
других видах спорта, где применяются
анаболические стероиды. Они готовы употреблять
эти препараты, несмотря на резко отрицательное
мнение врачей.
Врачи предупреждают, что стероиды вызывают
болезни сердца, печени, импотенцию. Применение
анаболических стероидов
женщинами-спортсменками приводит к необратимым
гормональным последствиям: меняется тембр
голоса, увеличивается кожный волосяной покров…
Известны случаи, когда женщины под влиянием
анаболических стероидов в конечном счете
вынуждены были изменить свой пол.
В результате высоких нагрузок и приемов допинга
практически все высококлассные спортсмены, как
мужчины, так и женщины, имеют проблемы в
репродуктивной сфере. У женщин-спортсменок после
нескольких лет чрезмерных нагрузок часто
увеличивается в размерах щитовидная железа, что
приводит к сбоям в работе яичников, нарушается
менструальный цикл, возникает бесплодие. В
настоящее время у 70% участниц женских сборных
имеются серьезные проблемы гинекологического
характера. При приеме препаратов, влияющих на
ЦНС, возможно появление неврозов различной
степени тяжести. Симпатомиметики вызывают
развитие раннего атеросклероза мозговых и
коронарных сосудов, при перенапряжении –
дистрофические и склеротические изменения в
миокарде, гипертонию и нарушение мозгового
кровообращения.
Кризис невостребованности
Проблемы со здоровьем сопровождают
спортсменов и по окончании спортивной карьеры.
Как только человек бросает спорт, его организм
переходит в новую фазу адаптации. Врачи
установили, что резкое снижение физической
нагрузки может привести к нарушению обменных
процессов, а затем — дистрофии или ожирению.
Поэтому спортсмен даже по завершении карьеры
должен постоянно упражняться, чтобы
поддерживать свой организм на должном уровне.
Завершение спортивной карьеры психологи
справедливо называют кризисом. Переход к другому
образу жизни меняет место спорта в жизни
человека и влечет за собой необходимость
перестройки образа «я». В ходе адаптации к новой
социальной роли приходится не только
приобретать новую профессию, но и менять
увлечения, интересы, круг общения. Острота
протекания кризиса обычно усиливается внезапным
уходом из спорта, пассивной позицией спортсмена,
отсутствием материальной и психологической
поддержки. Важным фактором кризиса является
также разница между статусом спортсмена во время
расцвета его достижений и после завершения
спортивной карьеры. Чем она больше, тем тяжелее
протекает кризис.
Активность спортсменов длится недолго и к 35
годам практически затихает. А вот физкультурой
человек может заниматься на протяжении всей
жизни. Риск ухудшения здоровья у спортсменов с
годами растет, а у «физкультурников» остается
все на том же низком уровне.
Пора взвесить все «за» и «против»
Другое дело спорт любительский,
которым занимаются для поддержания хорошей
формы, для удовольствия, потому что это модно.
Любительский спорт не приносит материальных
выгод, более того, нередко требует существенных
затрат на экипировку и оплату труда тренеров.
Занятия любительским спортом являются
органичной частью здорового образа жизни,
который сейчас так активно пропагандируется. Для
того чтобы они действительно приносили пользу
здоровью, необходимо выбирать вид спорта в
соответствии с физическими возможностями
ребенка, ограничениями, рисками. Оптимальными в
этом плане являются бег (легкая атлетика) и
различные командные виды спорта. Конечно, и в
любительском спорте возможны травмы. У
футболистов, например, часты травмы голени или
вывихи ног, а в баскетболе – пальцев. Сейчас
модно заниматься единоборством (бокс, борьба,
восточные единоборства…), чтобы иметь
возможность постоять за себя. Но в этих видах
спорта есть риск получить сотрясение мозга,
ушибы. С другой стороны, такие травмы можно
заработать и во дворе, на даче или на пляже во
время игр с мячом, катания на роликах или на
качелях.
Итак, выбирая спортивную карьеру для ребенка,
надо все основательно взвесить. Радости и победы,
ожидания и неудачи, вероятность утраты здоровья
и отсутствие гарантии высоких достижений – это
проблемы большого спорта. Конечно, всегда есть
люди, готовые на все ради любимого дела или ради
звездного будущего, но таков ли ваш ребенок,
справится ли он с чрезмерными нагрузками и
постоянным перенапряжением?
По мнению врачей, занятия обычными физическими
упражнениями (физкультурой, а не спортом)
развивают сердечно-сосудистую систему,
формируют у ребенка правильный двигательный
стереотип. Следует отметить и положительное
влияние тренировок на многие жизненно важные
функции организма. У тренирующегося человека
совершенствуется система ферментов,
нормализуется обмен веществ, после занятий
физкультурой улучшается сон, эффективнее
происходит восстановление сил. В тренированном
организме увеличивается количество богатых
энергией соединений и благодаря этому
повышаются практически все возможности и
способности, в том числе умственные и физические.
Количество кислорода в организме тренирующегося
человека выше, хотя потребности его снижаются, а
это значительно укрепляет иммунитет. Физические
упражнения повышают иммунобиологические
свойства крови и кожи, а также устойчивость к
некоторым инфекционным заболеваниям. Под
воздействием физических тренировок происходит
увеличение резервных возможностей человека:
возрастают скорость движений, выносливость, сила
и т. д.
С ростом тренированности (по мере повышения
уровня физической работоспособности)
наблюдается снижение содержания холестерина в
крови, артериального давления и веса. Физические
упражнения положительно влияют на все звенья
двигательного аппарата. Повышается
минерализация костной ткани и содержание
кальция в организме, увеличивается приток лимфы
к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что
препятствует развитию остеопороза является
лучшим средством профилактики артроза и
остеохондроза.
Именно обычная физкультура дает гарантированную
пользу для здоровья, а не тренировки, нацеленные
на звездные олимпийские достижения. Регулярные
занятия физкультурой способствуют формированию
правильной осанки, красивой стройной фигуры,
привычки к здоровому образу жизни, расширяют
сферу общения со сверстниками, отвлекают детей
от улицы, плохой компании.
Выбирая вид спортивных занятий, убедитесь в
соответствии уровня физической нагрузки
возможностям ребенка. Обращайте внимание на то,
чтобы тренировки приносили радость, а не
усталость и истощение. Организм должен адекватно
реагировать на нагрузки, физическая тренировка
должна быть постоянной и равномерной.
Вузы забыли о физкультуре
Каким образом сформировать установку
на занятия физкультурой в течение всей жизни?
Очевидно, что прежде всего такая задача стоит
перед родителями, которые должны направлять
детей, обеспечивать им регулярную физическую
активность и быть для них примером с раннего
возраста. Это достигается не только участием в
делах ребенка, информированностью о его
тренировках и достижениях, но и организацией
совместных занятий спортом.
Большую роль в развитии физического воспитания
играет школа. Оздоровительные и
профилактические программы – это и уроки
физкультуры, в том числе лыжные тренировки в
зимнее время, различные секции, профиль которых
обычно зависит от специализации преподавателей
физкультуры. Во время учебы в школе дети часто
занимаются в кружках и секциях при домах
культуры, ходят с родителями в фитнес-клубы.
Сформированные установки на занятия
физкультурой необходимо поддерживать и у
молодежи. Попадая в вуз, выпускники школ
практически лишаются контроля. В большинстве
вузов инфраструктура не соответствует
необходимым требованиям. Во многих вузах
предполагается, что студенты должны посещать
спортивные секции после занятий как
факультативы, но и для этого нужна качественная
техническая база. Количество вузов, которые
могут обеспечить занятия физкультурой на
европейском уровне, чрезвычайно мало. За годы
обучения в вузе у многих студентов не только
ухудшается здоровье, но и повышается риск
заболеваемости (учебные нагрузки усугубляются
курением, потреблением алкоголя, недостаточной
физической активностью).
Отношение к системе физической культуры и спорта
в школе и вузах должно кардинально измениться.
Именно в этом направлении проводятся
исследования в Современной гуманитарной
академии (СГА), результаты которых дают основание
полагать, что в высших учебных заведениях может
быть разработана и реализована оздоравливающая
технология обучения. Основные принципы этой
технологии изложены в Концепции оздоровительной
политики СГА (http://www.muh.ru/svedenia_zdorov.htm).
Оздоровительные и профилактические мероприятия
назначаются в соответствии с текущими
показателями здоровья и рассчитаны на семестр. В
конце семестра проводятся повторное
диагностическое обследование, а также анализ
эффективности оздоровления, на этой основе
происходит коррекция назначений на следующий
семестр. Индивидуальный оздоровительно-учебный
план фиксируется в специальной «зачетной книжке
здоровья», куда заносятся результаты
диагностики, назначения, отметки об их
выполнении и результаты.