Еще раз о курении
По определению экспертов ВОЗ Россия
занимает первое место по распространенности
курения среди подростков
По данным ряда исследователей, в
разных регионах страны курят от 21,5 до 67,0%
подростков. В Москве курят 50% мальчиков и 40%
девочек, что в 1,5–2 раза превышает европейские
показатели.
В период интенсивного физического развития у
детей повышена чувствительность организма к
токсическим продуктам табачного дыма. На фоне
школьных факторов риска (интенсивные учебные
нагрузки, нарушение режима труда, отдыха,
питания, гипокинезия) курение провоцирует
заболевания, ранее несвойственные этому
возрасту. В их числе отклонения в
сердечно-сосудистой системе: функциональные
расстройства, артериальная гипертензия,
гипотония.
Эти обстоятельства выдвигают необходимость
проведения профилактической работы в
подростковой аудитории на первый план.
Как известно, формирование поведения, а значит, и
здоровья проходит ряд последовательных этапов,
среди которых информированность является
ключевой: информированность (уровень знаний) –
мотивация (убеждения, установки) – готовность –
навыки (привычки, поведение) – здоровье.
Широкая распространенность курения в старшей
подростковой группе (по нашим данным, курят почти
половина учащихся 9–11-х классов) подтверждает
необходимость проведения профилактической
работы с 5–6-х классов. Эта цель лежит в основе
соревнования под названием «Класс, свободный от
курения», проводимого на городском уровне.
Профилактика вредных привычек – это не только
разговоры и теория, но и вовлечение школьников в
активные мероприятия с использованием
интерактивных методов обучения (конкурсы,
театрализованные представления, спортивные
мероприятия и т.д.). На этом принципе и было
построено обучение учащихся средних классов и
шли соревнования.
Разработанная программа по профилактике курения
рассчитана на 16 часов (по одному академическому
часу в неделю в течение 5–6 месяцев).
Содержательная часть программы включает вопросы
из истории табакокурения, о химическом составе
табака и табачного дыма, влиянии курения на
разные стороны жизнедеятельности, медицинских и
социальных последствиях курения. Программа
также предусматривает игровые компоненты,
оформление уголка здоровья, рисунки, постеры,
проектную работу, сочинение стихов и рассказов о
здоровом образе жизни (ЗОЖ) и вреде курения.
В процессе обучения проводились тестирование
знаний, социологический опрос. В конце учебного
года заключительное занятие прошло в виде шоу. В
сценарий были внесены конкурсы: «Что, где,
когда?», «Знаешь ли ты?», «Продолжи предложение» и
др., а также художественная самодеятельность,
спортивные упражнения.
Результатом работы следует считать возросший
уровень гигиенических знаний по проблеме
курения, выявленный при сравнительном анализе
данных анонимного опроса школьников до и после
обучения и опроса учащихся из контрольной группы
(не участвовавших в соревнованиях).
Выявлены позитивные тенденции во взглядах
участников соревнования на здоровье как
необходимое условие успеха в жизни.
Однако следует отметить, что у учащихся 6–7-х
классов значение здоровья и наносимого курением
вреда здоровью еще недостаточно осознано. Это
подтверждается завышенной оценкой своего
здоровья и переоценкой своей физической
активности. Из числа опрошенных школьников 6–7-х
классов считают свое здоровье отличным 24,0%,
хорошим – 49,3%, 20,0% – удовлетворительным и 6,7% –
плохим. Самооценка противоречит данным
диспансеризации, согласно которой соотношение
групп с хорошим, удовлетворительным и плохим
здоровьем соответственно 3,2; 57,6; 39,2%.
Двигательная активность – естественный и
необходимый компонент жизнедеятельности у
подростков 11–13 лет достаточно низкая: 36,0%
школьников на разные виды физической активности
уделяют менее 1 часа в неделю, 40,0% – 2 часов,
16,0% – 3–4 часов и лишь 8,0% подростков,
занимающихся в спортивных секциях, затрачивают 8
и более часов. Согласно данным ученых подросткам
необходимо затрачивать на физическую активность
не менее 8 часов в неделю. Таким образом, знания о
важности здоровья недостаточно подкрепляются
активными действиями. Кроме того, занятия
физической культурой являются альтернативой
курению, выбором здорового образа жизни.
В процессе обучения выявлен значительный
прирост знаний у участников соревнований о
негативном влиянии активного курения на
физиологические параметры учебной деятельности:
отмечены достоверные различия до и после
обучения у участников соревнования и у учащихся
контрольных классов по показателям влияния
курения на память, внимание и умственную
работоспособность, а также на спортивные
достижения.
Отрицательное влияние пассивного курения на
здоровье все опрошенные школьники (участники
соревнования и учащиеся контрольных групп)
недооценивают. Достаточно высокий уровень
знаний проявили все опрошенные школьники
относительно влияния пассивного курения на
определенные группы населения – детей,
беременных женщин, кормящих матерей. Однако
опасность пассивного курения для взрослых
оценивают лишь половина шестиклассников.
Аналогичная ситуация и в группе семиклассников.
По-видимому, причисляя себя к категории взрослых,
подростки исключают возможность негативного
влияния табачного дыма на собственное здоровье.
Число курящих подростков в 6-х и 7-х классах
невелико (9,5%), и у них еще не сформирована
зависимость. Это следует считать шагом в сторону
отказа от курения.
Анализ проводимой работы в
ходе соревнования «Класс, свободный от курения»
позволяет констатировать:
1. Участие школьников в городской программе
«Класс, свободный от курения», безусловно,
является стимулирующим фактором в формировании
активной позиции относительно курения.
2. В процессе обучения выявлен достоверный
прирост знаний по основным позициям проблемы
табакокурения у учащихся, принимающих участие в
соревновании, по сравнению со сверстниками
параллельных классов, не участвующих в городской
программе.
3. Положительным моментом антитабачного
воспитания в рамках соревнования является
осуждение подростками курения сверстников –
юношей и девушек.
4. Отмечены положительные тенденции в
мотивации учащихся (убеждение во вреде курения
для здоровья и во влиянии поведения на здоровье,
осуждение курящих) и увеличение двигательной
активности доступными самостоятельными
методами (катание на роликах, скейте, велосипеде,
спортивные игры и т.д.).
5. С целью сохранения устойчивости
мотивационно-ценностных ориентаций у подростков
необходима постоянная работа в семье и школе по
формированию здорового образа жизни и охране
здоровья как залога благополучия в их дальнейшей
жизни и альтернативы курению.
6. Незанятость в свободное время, отсутствие
интересов и низкая двигательная активность
провоцируют подростков к нездоровому образу
жизни, к аддиктивному поведению. Для
предупреждения этих явлений необходимо усилить
воспитательную работу в школе по привлечению
учащихся в спортивные секции, кружки по
интересам. Особое внимание следует обратить на
подростков из группы риска (отстающих в учебе и в
физическом развитии, с низкой самооценкой, из
неблагополучных семей, болезненных детей и т.д.).
К совместной работе по антитабачному воспитанию
необходимо привлекать школьного психолога и
медработников.
Алла Маркова
|