Под словосочетанием «здоровый
учитель» имеется в виду вовсе не физически
крепкий человек с хорошо развитой мускулатурой.
Смысл здесь несколько иной. Здоровье – это
необходимое условие активной и нормальной
жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения
в этой сфере влекут за собой изменения в
привычном образе жизни, сложившейся практике
отношений с окружающим миром, возможную утрату
профессиональной дееспособности, а в целом –
вынужденную коррекцию планов на будущее.
Здоровье – это сложный, системный феномен. Он
имеет свою специфику проявления на физическом,
психологическом и социальном уровнях.
Когда мы говорим об учительстве как о профессии,
в которой существуют жесткие рамки
нравственно-этических норм и предъявляемых
реалиями процесса образования требований, то нас
в первую очередь интересует профессиональный
аспект здоровья.
Под профессиональным здоровьем принято
понимать функциональное состояние организма по
физическим и психическим показателям с целью
оценки его способности к определенной
профессиональной деятельности, а также
устойчивость к неблагоприятным факторам,
сопровождающим эту деятельность. Из этого
классического, громоздкого определения следует,
что профессиональное здоровье учителя – это
сложное, многокомпонентное понятие. Оно включает
в себя, помимо профессиональной пригодности, и
физическое и психическое здоровье, которое
находится в сфере ответственности самого
человека. Тем не менее современная статистика
такова: учительство как профессиональная группа
отличается крайне низкими их показателями. По
данным многих исследований, даже у молодых
учителей частыми являются болезни
сердечно-сосудистой системы, язвенные
заболевания желудочно-кишечного тракта, нервные
истощения, неврозы. Для учителей со стажем работы
15–20 лет характерны педагогические кризы,
истощение, профессиональное выгорание, о котором
в последнее время много говорят и пишут.
Этот термин был введен несколько лет назад
американскими учеными при исследовании
критериев профессионального и психического
здоровья работников коммуникативной сферы
«человек – человек», к которой в первую
очередь относятся учителя. Явление выгорания
проявляется в виде целого ряда симптомов,
которые образуют так называемый синдром
профессионального выгорания. Одни определяют
его как «истощение энергии у профессионалов в
сфере социальной помощи», когда они чувствуют
себя перегруженными проблемами других людей. Это
сопровождается циничной установкой: «Зачем
беспокоиться? Это не имеет никакого значения».
Другие исследователи говорят о «синдроме
физического и эмоционального истощения, включая
развитие отрицательной самооценки,
отрицательного отношения к работе и утрату
понимания и сочувствия к клиентам». При этом
подчеркивается, что выгорание – это не потеря
творческого потенциала, не реакция на скуку, а
скорее «эмоциональное истощение, возникающее на
фоне стресса, вызванного межличностным
общением».
Если мы вспомним нравственно-этические нормы
учительства, то станет понятно, насколько
опасным является развитие данного процесса для
педагогов. Ведь выгоревший по какой-либо причине
человек неэффективен в своих действиях и целях,
особенно если это касается обучения и воспитания
здоровых детей.
Симптомы выгорания можно разделить на
физические (усталость, чувство истощения, частые
головные боли, расстройства желудочно-кишечного
тракта, избыток или недостаток веса, бессонница),
психологические и поведенческие (работа
становится все тяжелее и тяжелее, а способность
выполнять ее – все меньше и меньше, ранний приход
на работу и поздний уход с нее; чувство обиды и
разочарования; чувство вины; легко возникающее
чувство гнева, раздражительность; чувство
всемогущества – власть над судьбой ученика;
повышенное чувство ответственности за учащихся;
общая негативная установка на жизненные
перспективы; частое употребление алкоголя).
Некоторые из признаков являются бессознательной
попыткой получить облегчение без установления
проблемы. Все симптомы одновременно не
проявляются, т.к. выгорание – это индивидуальный
процесс.
Все это свидетельствует о том, что учителям
необходима профессиональная психологическая
помощь. Для ее осуществления надо знать
структуру, особенности протекания и факторы
риска процесса выгорания.
Выгорание имеет три уровня. На первом симптомы
выгорания выражаются в заботе о себе, например,
путем расслабления или организации перерывов в
работе. На втором уровне симптомы проявляются
более регулярно, носят более затяжной характер и
труднее поддаются коррекции. Для третьего уровня
характерны хронические проявления симптомов.
Могут развиваться физические и психологические
проблемы типа язв и депрессии; а попытки
позаботиться о себе, как правило, не приносят
результата.
Ранее в структуру синдрома «профессиональное
выгорание» включали следующие составляющие:
эмоциональную истощенность, деперсонализацию
(цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство
эмоциональной опустошенности и усталости,
вызванное собственной работой. Деперсонализация
предполагает циничное отношение к труду и
объектам своего труда (негуманное,
бесчувственное отношение к клиентам, приходящим
для получения образования, лечения и т.д.).
Редукция профессиональных достижений – это
возникновение у работников чувства
некомпетентности в своей профессиональной
сфере, осознание неуспеха в ней.
Результаты исследований последних лет привели к
модификации понятия «выгорание» и его структуры.
Этот процесс рассматривается как
профессиональный кризис, связанный с работой в
целом, а не только с межличностными
взаимоотношениями в ее процессе.
Существует хороший инструмент для определения
уровня профессионального выгорания. Это
методика «Диагностика уровня эмоционального
выгорания В.В. Бойко». В нем эмоциональное (или
профессиональное) выгорание определяется как
выработанный личностью механизм
психологической защиты в форме полного или
частичного исключения эмоций в ответ на
избранные психотравмирующие обстоятельства.
Согласно этой методике в самом процессе
выгорания выделяются 3 основные фазы и 12
составляющих их симптомов. 1-я фаза – это фаза
напряжения, на которой учитель переживает
различные стрессовые ситуации, испытывая при
этом чувства тревоги, депрессии, безвыходности и
неудовлетворенности собой. Во второй фазе
учитель начинает сопротивляться стрессу, но
делает это с помощью уменьшения своих
профессиональных обязанностей и эмоциональной
отстраненности от работы. Название третьей фазы
– истощение – говорит само за себя. На этой
стадии у человека появляются эмоциональный
дефицит, деперсонализация и целый спектр
психосоматических и психовегетативных
дисфункциональных признаков.
Казалось бы, что плохого в том, что человек
защищается от негативных эмоций? Однако,
подавляя или избегая их, он не перестает их
чувствовать. Он просто перестает их замечать, а
это означает, что эмоции накапливаются внутри
организма. Эта энергия сосредоточивается в теле,
в различных органах, таких, как голова, сердце,
спина, живот, мышцы при этом спазмируются, и
появляются болевые симптомы, со временем
переходящие в хронические боли.
Вот данные исследования
профессионального выгорания учителей одной из
школ Москвы.
Фазы |
Этапы
формирования |
Не
сформировалась |
Формируется |
Сформировалась |
Напряжение |
77 |
8 |
15 |
Резистенция |
42 |
24 |
34 |
Истощение |
58 |
32 |
0 |
Наглядно видно, что у многих
учителей этой школы формируются или уже
сформированы фазы резистенции и истощения! Т.е.
выгорание у них идет полным ходом. Если же
оценить общий показатель целиком, то картина
получится еще печальнее.
Общий показатель
выгорания |
Количество учителей, % |
до 20% |
41 |
до 40% |
30 |
до 70% |
29 |
Задумайтесь над этими цифрами:
треть педагогического коллектива этой школы
выгорела почти наполовину, а треть – на 70%! Могут
ли эти люди работать эффективно? Удается ли им
сохранять активность, интерес к работе,
физический тонус? Ответ очевиден.
И такая картина характерна для большинства
образовательных учреждений.
Распределение числа учителей по общему уровню
выгорания, в %
Поняв факторы риска развития
професссионального выгорания, можно
систематизировать подходы к его профилактике.
Факторы группируются в два больших блока:
особенности профессиональной деятельности и
индивидуальные характеристики учителей. Первый
блок находится в компетенции руководства школы.
Здесь и адекватное распределение нагрузки по
времени дня, стимулирование деятельности
педагога (как материальное, так и моральное),
создание оптимальных рабочих условий
(количество учеников в классе в первую очередь),
дружественной обстановки в коллективе. Второй
блок необходимо отнести к деятельности школьных
психологов. От них требуется бережная,
длительная и кропотливая работа по оказанию
помощи взрослому человеку, работа, исключающая
оценку его деятельности. Индивидуальная работа
предшествует групповой, которая заключается в
просветительских семинарах, профилактических
тренингах с целью развития навыков
стрессоустойчивости, управления временем,
планирования деятельности, эффективного
взаимодействия, коммуникативной компетентности,
совладания с негативными эмоциями.
Подведем итог. Последствиями процесса выгорания
являются крайне низкая эффективность и
продуктивность учительской деятельности,
неудовлетворенность трудом, значительное
ухудшение состояния здоровья педагога. Очевидно,
что для предотвращения профессионального
выгорания требуется системный подход, т.е.
проведение комплекса профилактических
мероприятий как со стороны администрации школ,
так и со стороны школьных психологов.
Повернитесь к учителю лицом, учитель – тоже
человек! И тогда учителя ощутят себя не объектом,
а субъектом образовательного процесса и
сохранят активность и эффективность своего
сложного труда в течение долгого времени.
В статье использованы цитаты из
работ Л.М. Митиной и В.Е. Орла.