Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2008

Учительская

Феномен профессионального выгорания учителей

Сегодня уделяется большое внимание формированию здоровой образовательной среды в школах. Детям прививаются навыки ответственного поведения в отношении собственного здоровья, для них создается комфортная, психологически благоприятная среда. Но в образовательном процессе участвуют несколько сторон. Не только дети, но и взрослые, и в первую очередь – учителя. Поэтому лозунг «Учитель здоровья – здоровый учитель» сегодня тоже актуален. Без поддержки здоровья учителя мы не достигнем поставленных целей

Под словосочетанием «здоровый учитель» имеется в виду вовсе не физически крепкий человек с хорошо развитой мускулатурой. Смысл здесь несколько иной. Здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром, возможную утрату профессиональной дееспособности, а в целом – вынужденную коррекцию планов на будущее. Здоровье – это сложный, системный феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровнях.
Когда мы говорим об учительстве как о профессии, в которой существуют жесткие рамки нравственно-этических норм и предъявляемых реалиями процесса образования требований, то нас в первую очередь интересует профессиональный аспект здоровья.
Под профессиональным здоровьем принято понимать функциональное состояние организма по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность. Из этого классического, громоздкого определения следует, что профессиональное здоровье учителя – это сложное, многокомпонентное понятие. Оно включает в себя, помимо профессиональной пригодности, и физическое и психическое здоровье, которое находится в сфере ответственности самого человека. Тем не менее современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими их показателями. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно-сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, нервные истощения, неврозы. Для учителей со стажем работы 15–20 лет характерны педагогические кризы, истощение, профессиональное выгорание, о котором в последнее время много говорят и пишут.
Этот термин был введен несколько лет назад американскими учеными при исследовании критериев профессионального и психического здоровья работников коммуникативной сферы «человек – человек», к которой в первую очередь относятся учителя. Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания. Одни определяют его как «истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи», когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей. Это сопровождается циничной установкой: «Зачем беспокоиться? Это не имеет никакого значения». Другие исследователи говорят о «синдроме физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия к клиентам». При этом подчеркивается, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением».
Если мы вспомним нравственно-этические нормы учительства, то станет понятно, насколько опасным является развитие данного процесса для педагогов. Ведь выгоревший по какой-либо причине человек неэффективен в своих действиях и целях, особенно если это касается обучения и воспитания здоровых детей.
Симптомы выгорания можно разделить на физические (усталость, чувство истощения, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, бессонница), психологические и поведенческие (работа становится все тяжелее и тяжелее, а способность выполнять ее – все меньше и меньше, ранний приход на работу и поздний уход с нее; чувство обиды и разочарования; чувство вины; легко возникающее чувство гнева, раздражительность; чувство всемогущества – власть над судьбой ученика; повышенное чувство ответственности за учащихся; общая негативная установка на жизненные перспективы; частое употребление алкоголя).
Некоторые из признаков являются бессознательной попыткой получить облегчение без установления проблемы. Все симптомы одновременно не проявляются, т.к. выгорание – это индивидуальный процесс.
Все это свидетельствует о том, что учителям необходима профессиональная психологическая помощь. Для ее осуществления надо знать структуру, особенности протекания и факторы риска процесса выгорания.
Выгорание имеет три уровня. На первом симптомы выгорания выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерывов в работе. На втором уровне симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Для третьего уровня характерны хронические проявления симптомов. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; а попытки позаботиться о себе, как правило, не приносят результата.
Ранее в структуру синдрома «профессиональное выгорание» включали следующие составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда (негуманное, бесчувственное отношение к клиентам, приходящим для получения образования, лечения и т.д.). Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Результаты исследований последних лет привели к модификации понятия «выгорание» и его структуры. Этот процесс рассматривается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в ее процессе.
Существует хороший инструмент для определения уровня профессионального выгорания. Это методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко». В нем эмоциональное (или профессиональное) выгорание определяется как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие обстоятельства. Согласно этой методике в самом процессе выгорания выделяются 3 основные фазы и 12 составляющих их симптомов. 1-я фаза – это фаза напряжения, на которой учитель переживает различные стрессовые ситуации, испытывая при этом чувства тревоги, депрессии, безвыходности и неудовлетворенности собой. Во второй фазе учитель начинает сопротивляться стрессу, но делает это с помощью уменьшения своих профессиональных обязанностей и эмоциональной отстраненности от работы. Название третьей фазы – истощение – говорит само за себя. На этой стадии у человека появляются эмоциональный дефицит, деперсонализация и целый спектр психосоматических и психовегетативных дисфункциональных признаков.
Казалось бы, что плохого в том, что человек защищается от негативных эмоций? Однако, подавляя или избегая их, он не перестает их чувствовать. Он просто перестает их замечать, а это означает, что эмоции накапливаются внутри организма. Эта энергия сосредоточивается в теле, в различных органах, таких, как голова, сердце, спина, живот, мышцы при этом спазмируются, и появляются болевые симптомы, со временем переходящие в хронические боли.

Вот данные исследования профессионального выгорания учителей одной из школ Москвы.

Фазы

Этапы формирования

Не сформировалась

Формируется

Сформировалась

Напряжение

77

8

15

Резистенция

42

24

34

Истощение

58

32

0

Наглядно видно, что у многих учителей этой школы формируются или уже сформированы фазы резистенции и истощения! Т.е. выгорание у них идет полным ходом. Если же оценить общий показатель целиком, то картина получится еще печальнее.

Общий показатель выгорания

Количество учителей, %

до 20%

41

до 40%

30

до 70%

29

Задумайтесь над этими цифрами: треть педагогического коллектива этой школы выгорела почти наполовину, а треть – на 70%! Могут ли эти люди работать эффективно? Удается ли им сохранять активность, интерес к работе, физический тонус? Ответ очевиден.
И такая картина характерна для большинства образовательных учреждений.

Распределение числа учителей по общему уровню выгорания, в %

Поняв факторы риска развития професссионального выгорания, можно систематизировать подходы к его профилактике. Факторы группируются в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики учителей. Первый блок находится в компетенции руководства школы. Здесь и адекватное распределение нагрузки по времени дня, стимулирование деятельности педагога (как материальное, так и моральное), создание оптимальных рабочих условий (количество учеников в классе в первую очередь), дружественной обстановки в коллективе. Второй блок необходимо отнести к деятельности школьных психологов. От них требуется бережная, длительная и кропотливая работа по оказанию помощи взрослому человеку, работа, исключающая оценку его деятельности. Индивидуальная работа предшествует групповой, которая заключается в просветительских семинарах, профилактических тренингах с целью развития навыков стрессоустойчивости, управления временем, планирования деятельности, эффективного взаимодействия, коммуникативной компетентности, совладания с негативными эмоциями.
Подведем итог. Последствиями процесса выгорания являются крайне низкая эффективность и продуктивность учительской деятельности, неудовлетворенность трудом, значительное ухудшение состояния здоровья педагога. Очевидно, что для предотвращения профессионального выгорания требуется системный подход, т.е. проведение комплекса профилактических мероприятий как со стороны администрации школ, так и со стороны школьных психологов.
Повернитесь к учителю лицом, учитель – тоже человек! И тогда учителя ощутят себя не объектом, а субъектом образовательного процесса и сохранят активность и эффективность своего сложного труда в течение долгого времени.

В статье использованы цитаты из работ Л.М. Митиной и В.Е. Орла.

Светлана Орленко