Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2008

Технология

Просто, как 2х2

В Белгородской области созданы методические объединения учителей математики, деятельность которых подчинена задаче органического соединения темы «Здоровье» с базисным учебным планом школьного курса «Математика». Приведем конкретные примеры формирования культуры здоровья учащихся на уроках математики из опыта работы учителей

Фрагмент урока в 4-м классе

Решение задач

  • Человек за 70 лет жизни в среднем должен выпить 10 000 литров молока, а воды – 50 000 литров. Во сколько раз больше (и на сколько) воды, чем молока, выпивает человек? Какое значение имеет вода для организма человека?

  • В сутки через легкие человека проходит около 10 000 литров воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за одну неделю, один месяц, один год? Что мы называем «зелеными легкими» Земли?

  • В кишечнике человека живет более 400 видов полезных бактерий. Они вырабатывают витамины, помогают усваивать пищу, в определенной мере защищают кишечник от вторжения вредных микроорганизмов. При употреблении лекарственных препаратов количество полезных бактерий сокращается в 4 раза. Какое количество полезных бактерий уничтожает человек, принимающий лекарства? Какие эффективные способы лечения гриппа вам известны?

Беседа о здоровом образе жизни.
Рефлексия

  • · Сегодня на уроке я: научился... Было интересно... Было трудно...

Что мне этот урок дал для жизни?

Умножение трехзначного числа на трехзначное

Урок в 4-м классе

Прозвенел и смолк звонок –
Пригласил всех на урок.
Беритесь, ребята, скорей за работу,
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!

1. Математический диктант

(3 человека у доски с маршрутными листами).

  • Высота футбольных ворот – 2 метра 40 сантиметров. Вырази высоту ворот в сантиметрах.

  • Высота футбольных ворот – 2 метра 40 сантиметров. Они в 2 раза больше высоты хоккейных ворот. Узнай высоту хоккейных ворот.

  • Ширина школьного катка – 9 метров, длина – 20 метров. Чему равна площадь катка?

  • В школе 76 учащихся занимаются спортивной гимнастикой. Половина из них – девочки. Сколько девочек занимаются гимнастикой?

  •  Конькобежец за одну минуту пробегает в среднем 700 метров. Сколько метров пробегает конькобежец за 3 минуты?

Проверка работы (на экране мультимедиа появляются картинки с определенным видом спорта, в соответствии с задачами и ответы: 240 метров, 120 метров, 180 м2, 38 девочек, 2100 метров).

  •  О чем были задачи?

  • А для чего нужен спорт?

  • А что же такое здоровье?

«Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма» (С.И. Ожегов).
И сегодня мы еще будем говорить о здоровье, о том, как его сберечь и приумножить. Ведь здоровье – это бесценный дар, и растрачивать этот дар попусту нельзя. Без него трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Вместе с тем будем приумножать и свои знания.
Как вы думаете: что же поможет сохранить здоровье? Решив примеры, вы узнаете ответ на этот вопрос.

2. Устный счет

406 x 7 = 2842
309 x 5 = 1545
207 x 9 = 1863
208 x 2 = 416
704 x 3 = 2112

Проверка работы (на экране мультимедиа).

Поставьте числа в порядке возрастания:

Е

Ж

Р

И

М

1545

1863

416

2112

2842

Какое слово получилось? (Режим.)
Что такое режим?
«Режим – установленный порядок чего-нибудь» (С.И. Ожегов).
Режим дня поможет вам выработать определенный привычный ритм жизни – работы и отдыха. Удобно организованный режим поможет сохранить хорошую работоспособность, бодрость и жизнерадостность. У вас все будет получаться без особого напряжения.
Сейчас я узнаю, как вы выполняете режим дня.

Устное решение задач.

  •  Сколько времени у вас уходит на дорогу в школу? Сколько это минут?

  • В какое время детям вашего возраста необходимо ложиться спать? Если мальчик начинает готовиться ко сну в 20 часов 45 минут, а ложится спать в 21 час, сколько времени он тратит на подготовку ко сну?

  • Сколько времени у вас уходит на выполнение домашнего задания? (В среднем 2 часа.) Сколько это минут?

После часа занятий обязательно давайте отдых глазам, выполняя упражнения (дети делают упражнения для глаз).
(Цветовая релаксация с использованием мультимедиа).

3. Работа по теме

А теперь посмотрим, как знания, которые вы применяли при устном счете, помогут решить примеры нового вида.

  • Решение у доски с объяснением примера № 209.

Мы говорили о режиме дня, при соблюдении которого сохраняется здоровье.

Но существует еще и режим питания, выполнение которого также необходимо для укрепления здоровья.

  • Выполнение примера № 210 по вариантам, в парах.

1-й вариант. № 210 (1 ст.), 2-й вариант. № 210 (2 ст.).
Решив примеры, вы узнаете, какие продукты необходимо употреблять, чтобы расти, пополнять энергию, быть здоровыми и хорошо себя чувствовать.

  •  Проверка работы (использование мультимедиа).

456·803 = 366 168 – фрукты;
105·420 = 44 100 – мясо, рыба;
605·102 = 61 710 – овощи;
521·180 = 93 780 – яйца, орехи.
528·330 = 174 240 – хлеб, крупа;
907·203 = 184 121 – молочные продукты.

О каком ценном продукте питания идет речь в загадке?

Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
(Молоко)

Молоко – это первая пища человека, сначала это – материнское молоко.
Чтобы дети росли здоровыми, на Белгородчине осуществляется программа «Молоко – детям». Результаты исследования ученых показали, что ежедневный прием молока уменьшает возникновение кариеса (заболевание зубов).
Давайте решим уравнение и узнаем, какое количество молока необходимо включать ежедневно в рацион питания.

(Мультимедиа. Фрагмент видеоролика «Дети пьют молоко».)

  • Решение уравнений.

1-й вариант 2-й вариант
X x 15 = 18 000:6 60 x X = 300 x 40
  • Решение задач (самостоятельно, на выбор).

Сколько граммов молока надо детям нашего класса в день? В неделю? 

Существует поговорка «В здоровом теле – здоровый дух». Как вы ее понимаете?
Известного ученого-медика Сперанского, который прожил долгую жизнь и ни разу серьезно не болел, спросили: «В чем заключается ваш секрет?». Он ответил, что у него есть «тайное оружие» и оружие это – физкультура.
Каждый человек обязан бороться за долголетие, заботиться о том, как сохранять бодрость и спортивную форму. Перед уроками мы делаем ежедневную зарядку (мультимедиа).

4. Физкультминутка

(Дети делают упражнения.)

А вы когда-нибудь задумывались, что один комплекс утренней гимнастики в среднем предусматривает:

наклонов поворотов приседаний
32 36 24
  • Устное решение задач.

Что мы узнаем, если:

32 + 36 + 24 = ?
(32 + 36 + 24) x 7 = ?

Запомните!

Река начинается с ручейка, а здоровье – с зарядки!

  • В школе у нас много спортивных кружков. Составьте задачу по краткой записи и решите:

Теннис – 1/6 всех учащихся 534 учащихся
Дзюдо – 1/3 всех учащихся
Плавание – ?
  • Проверка работы (мультимедиа).

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

5. Итог урока

Чем мы сегодня занимались на уроке математики? О чем говорили?
Выполняйте режим дня, режим питания и занимайтесь спортом.
И тогда будете умножать и делить, решать задачи и уравнения, а главное – будете здоровыми!

Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым
И прожить без докторов,
Кушать фрукты будь готов,
Нажимай на помидоры,
Кашу – утром, суп – в обед,
Ешь на ужин винегрет.
Надо спортом заниматься
И почаще улыбаться.
Всем вам доброго здоровья
И счастливого вам дня!

Диаграммы

Урок в 5-м классе

Задача. Вода – составная часть организма. Количество воды в теле зародыша в начале утробного периода – около 90%. У новорожденного – 70–75%, у взрослых – 60%. Постройте столбчатую диаграмму, используя условия задачи.

Учитель:

– Потеря 10% воды в организме приводит к гибели. В жаркие дни врачи рекомендуют употреблять больше минеральной воды.

(Учитель предлагает учащимся разукрасить столбики диаграммы зеленым, красным и желтым цветом. В то время, когда дети разукрашивают, учитель рассказывает о целебных свойствах цветов.)

 – Зеленый – цвет сердца. Он эффективен при лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы, нормализует артериальное давление, лечит аритмию, помогает нервной системе, лечит головные боли, утомление глаз, нарушения зрения; им можно вылечить простудные заболевания. Его отсутствие может вызвать повышенную возбудимость, нервозность, раздражительность. Поэтому у нас в кабинете математики столы, стулья, стены выкрашены в зеленый цвет.
Красный – улучшает кровообращение, способствует образованию эритроцитов, стимулирует костный мозг, повышает иммунитет. С его помощью лечат некоторые инфекционные заболевания – ветряную оспу, корь и др. Этот цвет возбуждающе действует на нервную систему.
Желтый – цвет гармонии и интеллекта, он не утомляет, как бывает с оранжевым, стимулирует зрение и нервную систему, активизирует умственные способности. Смотреть на желтый цвет полезно, это обеспечивает организму равновесие, внутреннюю гармонию. Особенно положительно желтый цвет воздействует на способность рассуждать логически (что помогает при изучении математики), поэтому в кабинете математики шкафы, тумбочки и шторы имеют желтые оттенки.

Задача. Голодание – самый простой, доступный и естественный способ очищения организма. В Древнем Египте подданные фараона проводили без пищи три дня в месяц. Известно, что Пифагор регулярно соблюдал 40-дневные посты, пил только воду. Замечательный ученый Средневековья Авиценна предписывал больным голодание до 5 недель.

Построить столбчатую диаграмму голодания, используя данные задачи:

5 недель
5 · 7 = 35 дней

 

Учитель:

– Ребята! Знаете ли вы, что слишком длительное воздержание от пищи может привести к истощению организма, дефициту калия, разрушению эмали? Очищение организма можно проводить только по рекомендации врача.

Среднее арифметическое чисел

Урок в 5-м классе

Задача. В лечебной физкультуре у нас существуют такие характеристики ходьбы в зависимости от темпа и скорости:
– очень медленная (3 км/ч);
– медленная (4 км/ч);
– средняя (5,5 км/ч);
– быстрая (6,5 км/ч).

Задание. Найдите среднее арифметическое чисел, стоящих в скобках.

Ответ: 4,75.

Японские медики предлагают: каждый человек должен делать в день не менее 10 тысяч шагов.
Соблюдение этого правила – одна из причин высокой продолжительности жизни мужчин в Японии.

Обозначение натуральных чисел

Урок в 5-м классе

Цели урока:
1) повторить и систематизировать базовые знания о натуральных числах, полученные в начальной школе;
2) способствовать развитию математической мысли учащихся и навыков самостоятельной работы, внимания;
3) воспитывать у детей основы здорового образа жизни, дружелюбное отношение друг к другу.

Ход урока

1. Оргмомент

– Приветствие учителя.
– Проверка готовности класса к уроку (наличие тетрадей, учебников и др.).
– Проверка санитарного состояния класса (чистота, температура, свежесть воздуха и др.).

2. Вступительное слово

– Ребята! Сейчас мы отправимся в путешествие на кораблях «Богатырь» и «Смелый». 1-й вариант – на корабле «Богатырь», 2-й вариант – на корабле «Смелый». Ваша тетрадь будет судовым журналом. В судовом журнале записи должны быть красивыми и аккуратными. Итак, подпишите на полях судовых журналов число – дату отплытия.

3. Определение темы и целей урока

– Девиз урока: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только всем вместе!».

4. Актуализация опорных знаний

– Прежде чем отплыть, необходимо проверить исправность корабля.
а) Устный счет.

Задание «Богатырю»
8 + 7
16 + 9
340:10
19 + 5
37 + 0
41–17
45:3
12 × 2
15 – 9
21 – 0
9 – 8
8 × 7
36 × 2
(Ответ:
«В здоровом теле…
Задание «Смелому»
75:3
43 – 9
6 × 4
37 – 0
72:3
5 – 3
50:10
70 ×10
28 + 6
30 – 1
6 × 7

 
Ответ:
… здоровый дух»)

Код к расшифровке

29

700

15

6

21

72

25

34

24

37

56

5

42

у

й

в

м

т

е

з

д

о

р

л

ы

х

После расшифровки получаем предложение: «В здоровом теле – здоровый дух!».
Ребята! Ваши корабли готовы к плаванию.
Что означают слова «В здоровом теле – здоровый дух!»? (Ответы учеников.)
Значит, всем надо обращать внимание на свое здоровье, беречь его!
б) Нам необходимо выбрать капитанов – умных, ловких, быстрых, смекалистых. Для этого нужно решить самостоятельную работу:

«Богатырю»

«Смелому»

Задание. Выполните действия:

а) 1938 : 19

б) 190 – (16 + 14) + (27 + 30)

в) 260 : (17 – 17)

а) 105105 : 105

б) 124 – 52 :13 – 18 x 5

в) 523 x 102

Кто решил первым и правильно, тот капитан.

Ответы:

а) 102

б) 103

в) на 0 делить нельзя

а) 1001

б) 30

в) 53 346

– Итак, капитаны есть, корабли к выходу готовы!

5. Физкультминутка

Чтобы управлять кораблем, нужно иметь хорошее зрение. Проведем зарядку для глаз, играя в игру «Кто быстрее?». Каждый называет и показывает число от 1 до 20 по порядку.
Играют по 2 человека. Другие 2 ученика следят за игрой. Потом наоборот.
(У каждого ученика своя таблица.)
Глазки с самого рожденья
Жить не могут без движенья.
Сам здоровье сберегу
И себе я помогу!

6. Закрепление знаний, пройденных в начальной школе

а) Определение расстояния до острова.

Задача. Какой путь нужно проплыть кораблям за 5 часов со скоростью 300 км/ч? Делаем записи в бортовых журналах.

б) Выполняем маневры повышенной сложности. Ребята решают № 21, стр. 9.
в) Высадка на острове.
Итак, скоро наше путешествие подойдет к концу. Командам нужно подкрепиться.
Какие продукты нужно употреблять для укрепления костей и мышц? (Те, в которых содержатся соли кальция, – молоко, творог, овощи, фрукты.)

7. Домашнее задание

а) № 28, 29.
б) Дома и в школе следите за своей осанкой и осанкой друзей, родственников.
Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. (Учитель раздает всем учащимся правила для поддержания осанки.)

Чтобы осанка была хорошей,

нужно:

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

  • При переносе тяжестей равномерно нагружать руки.

  • Если носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

  • Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

  • Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

  • Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной.
    При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору.
    После длительного стояния обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

  • Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

8. Подведение итогов, выставление отметок

  •  Что мы делали на уроке?

  • Чему научились?

  • Что нужно делать, чтобы сберечь свое здоровье?

9. Рефлексия

  •  Что понравилось на уроке?

Дети, желаю вам всем здоровья! До свидания. Дарим друг другу улыбки.

Плоскость, прямая, луч

Урок в 5-м классе

Девиз урока: «Подари улыбку товарищу».

1. Проверка домашнего задания

№ 55 и № 92, стр. 15 и 21 учебника.

Один ученик записывает ответы на доске, а другой расшифровывает.

Код к расшифровке № 55

50

36

4

40

з

д

о

р

Код к расшифровке № 92

50

28

30

100

о

в

ь

е

Получилось слово «здоровье».
– Ребята! Угадайте: «Что дороже денег?» (Здоровье.) «Чего не купишь?» (Здоровье.)

2. Устный счет

«Это интересно»:
1. Длина голубого китенка, только что появившегося на свет, – 7 м, длина взрослого кита – 33 м. На сколько метров подрастает китенок? (26 м.)
2. Пантера делает прыжок длиной 12 м, тигр – 5 м. На сколько метров пантера прыгает дальше тигра? (На 7 м.)
3. Корень верблюжьей колючки, растущей в пустыне, уходит на глубину 15 м, а корни инжира, который растет в южных районах России, – в 8 раз глубже. Какова длина корня инжира? (120 м.)
4. Паучок длиной 2 см прядет нить паутины, длина которой может достигать 3 м. Во сколько раз длина нити больше длины ее создателя? (В 150 раз.)

Код к ответам:

1

2

3

4

26 м

7 м

120 м

150 м

зарядка

спорт

отдых

игры

Ребята! У нас получилось 4 кирпичика. Что бы это значило? (Это виды деятельности человека, связанные с движением, которые помогут сохранить здоровье). Давайте с вами из 4 кирпичиков построим «Дом здоровья» и придумаем эмблему здоровья.

«Здоровье – в твоих руках»

Игры

Отдых

Спорт

Зарядка

3. Изучение нового материала

Учащиеся самостоятельно работают с учебником:
а) читают на стр. 17–18 о понятиях плоскость, луч, прямая;
б) смотрят на рисунки, где изображена кисть человека, пядь на стр. 14, и на рисунки к стр. 23 (косая сажень, маховая сажень, локоть), знакомясь с единицами измерения длины в Древней Руси.

.Практическая работа
(проходит в парах в форме двигательных упражнений).
Звучит тихая музыка. Ребята друг у друга измеряют расстояние между кончиками расставленных большого и указательного пальцев (пядь), расстояние от пальцев левой ноги до кончиков пальцев поднятой правой руки (косая сажень, 248 см), расстояние между кончиками пальцев расставленных в стороны рук (маховая сажень, 176 см), расстояние от кончиков пальцев до локтя согнутой руки (локоть, 45 см).
Производя измерения, учащиеся приседают, двигаются и т.д., по существу, делая зарядку. Измерения заносят в тетрадь.

Понятия

см

Измерения

пядь

17,78

локоть

45

маховая сажень

176

косая сажень

248

  • Закрепление.

а) Заполнить таблицу 1.

Таблица 1

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Есть ли у плоскости края?

 

2

Какие предметы дают нам представление о плоскости?

 

3

Ограничена ли плоскость?

 

4

На сколько частей делят плоскость две пересекающиеся прямые?

 

Каждому ученику дается такая таблица (дома он ее подклеит в тетрадь).
Ответы к таблице 1. Учитель с классом проверяют ответы: 1) У плоскости края нет. 2) Поверхность стола, школьная доска, оконное стекло. 3) Плоскость безгранично простирается во всех направлениях. 4) На 4 части.

б) Заполнить таблицу № 2.

Таблица 2

Понятия

Имеет начало

Имеет конец

Рисунок

прямая

     

отрезок

     

луч

     

Каждому ученику дается такая таблица.

Ответы к таблице № 2.

Понятия

Имеет начало

Имеет конец

Рисунок

прямая

нет

нет

А_________В

отрезок

да

да

А._________. В

луч

да

нет

А._____________ В

4. Рефлексия

Ребята! Мы с вами строим «Дом здоровья». Назовите его составляющие. (Зарядка, спорт, отдых, игры и др.)

По какому пути вы пойдете? (Учащиеся выбирают знаки.)

Я буду стараться вести ЗОЖ.
Я не уверен, что я буду вести ЗОЖ.
Я равнодушен к своему здоровью.

5. Подведение итогов урока

Звучит тихая музыка.

  •  Чему мы научились сегодня на уроке?

  • Что больше всего понравилось?

  • Сообщение отметок.

Если у вас хорошее настроение, подарите свои улыбки товарищам и мне.

6. Домашнее задание

а) № 98, 100, 102, с. 22;
б) раздача ученикам текстов, для того чтобы они их прочитали вместе с родителями.

Стоит задуматься

  • Для того чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23–30 тысяч шагов.
  • По данным ученых, 51% детей вообще не бывают на улице по возращении из школы.
  • У детей, не занимающихся спортом, частота пульса на 10% выше – это приводит к быстрому изнашиванию сердца.

Отрезок. Длина отрезка

Урок в 5-м классе

(Занятие проводится на свежем воздухе.)
Ребята! Сегодня у нас большая часть урока пройдет на свежем воздухе. Сейчас я вас разделю на 6 групп (по 3–4 человека).
Каждая группа получит задание и с помощью метровых линеек, рулеток, цветных мелков будет делать практическую работу по теме «Отрезок. Длина отрезка».

1. Фронтальный опрос класса

– Как построить отрезок?
– Как найти длину отрезка?
– Как отличить отрезок от прямой?
– Как обозначается отрезок?
– Какие нужны инструменты для измерения отрезка?
– В каких единицах измеряются отрезки?

(В тетради учащиеся делают записи.)

1 дм = 10 см
1 м = 100 см
1 см = 10 мм
1 км = 1000 м

2. Устный счет

1) Какими буквами обозначена фигура?
2) Как называется эта фигура? (Пятиугольник.)
3) Почему его так называют?
4) Из скольких отрезков он состоит?
5) Сравните отрезки, используя слова «короче», «длиннее», «равны».
6) Как найти периметр этой фигуры?

3. Закрепление

Сейчас мы пойдем на школьный двор и на свежем воздухе будем делать практическую работу. С собой берем линейки, цветные мелки, рулетки, блокноты, ручки. Двор у нас большой и красивый, прошу соблюдать чистоту и порядок. А какие пословицы и поговорки о чистоте вы знаете?
(Дети отвечают: «Чистота – лучшая красота»; «Чистота – залог здоровья»; «Чисто жить – здоровым быть».)

4. Практическая работа

(Каждая группа получает задание. Учитель комментирует задание, и дети начинают делать практическую работу.)
Дети, выполняя практическую работу, помните, что «доброе слово лечит, а злое калечит».

Задание
1. Мелом обозначьте вершины четырехугольника.
2. Линейкой (рулеткой) измерьте все отрезки этого четырехугольника.
3. Запишите в блокнот длины измеренных отрезков.
4. Сравните: на сколько см длина большего отрезка больше длины меньшего отрезка?
5. Найдите периметр прямоугольника.
6. Рядом с прямоугольником начертите отрезок длиной 1м 47 см и обозначьте его латинскими буквами.
(Делая практическую работу, учащиеся дышат свежим воздухом, двигаются, наклоняются, что заменяет физкультминутку.)

5. Домашнее задание

а) повторить латинский алфавит;
б) № 68, 67 – стр. 17;
в) к каждому ученику обращено стихотворение:
Как бы жизнь ни летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.

6. Подведение итогов

  • Проверка практической работы и выставление отметок.

  • Ребята! Вы были добры друг к другу, меня это очень порадовало. Наш современник – писатель Фазиль Искандер сказал: «Знания должны увеличиваться с добротой!», а Иван Сергеевич Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство! Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево».

  • Отгадайте загадки.

  • Гладко, душисто, моет чисто,
    Нужно, чтоб у каждого было...
    Что, ребята?
    (Мыло)

    Лег в карман и караулю
    Реву, Плаксу и Грязнулю.
    Им утру потоки слез,
    Не забуду и про нос.
    (Носовой платок)

Сейчас и мы с вами пойдем в школу, возьмем мыло и вымоем руки, чтобы они были чистыми.

7. Рефлексия

Ребята! Что вам понравилось на уроке? Что вы узнали нового?

Окончание следует

Ольга Брагина ;
Елена Гончарова ;
Вера Малюкина ;
Наталья Наумова