Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2008

Урок здоровья

Рыбка речная, рыбка морская...

«Разговор о правильном питании» – «Две недели в лагере здоровья»

Работу по второй части программы «Разговор о правильном питании» – «Две недели в лагере здоровья» я веду с учащимися второго класса. Моя методическая задача: интегрировать в различные учебные темы и во внеклассную деятельность идею здорового питания (см. табл. 1).

Таблица 1

Учебные предметы

Внеклассная деятельность

Окружающий мир

Родительские собрания

Развитие речи

Экскурсии

Технология

Классный клуб «Любители здорового питания» (интерактивные игры, анкетирования, создания проблемных ситуаций, круглые столы…)

Изобразительное искусство

рисунок, лепка, поделки из соленого теста

Музыка

Подготовка к празднику

В программе я объединила три темы:
1. «Что и как можно приготовить из рыбы»;
2. «Дары моря»;
3. «Как правильно вести себя за столом  – и составила свой модуль-проект «Рыбка речная, рыбка морская – для здоровья польза большая».
Тема проекта выбрана мной не случайно. Ее актуальность строится на нескольких объективных факторах.

1. Здоровьесберегающий

Рыба – ценный продукт. Она содержит все необходимые питательные вещества. Белки свежей рыбы, прошедшей кулинарную обработку, усваиваются организмом человека на 96%. Морская рыбка, кроме того, богата йодом, представляющим большую ценность для организма человека.
Однако во время анкетирования я увидела отсутствие интереса детей к употреблению рыбных блюд. Моей задачей стало развенчать данный стереотип.

2. Географический

Наш город расположен на берегу реки Оки. Павловчане любят заниматься рыбной ловлей.

3. Исторический

Время основания Павлова условно отнесено к 1566 году. Первое письменное упоминание о нем мы находим в грамоте Ивана Грозного от 5 апреля 1566 года. В грамоте царь дает личное распоряжение об уступке прав на ловлю рыбы крестьянам села Павлова в пойме реки Оки.

4. Эстетический

Я решила провести урок этикета «Рыбные блюда». В ходе работы я столкнулась с такой проблемой: в нашем городе в ресторанах утеряна традиция сервировки рыбных блюд (столовые приборы отсутствуют, рыбные блюда не практикуются). И в то же время в городе есть Павловский завод художественных металлоизделий, который выпускает столовые приборы. Осталось только приобрести комплект рыбных ножей и вилок и научить детей ими пользоваться, возродить традицию сервировки «рыбного стола».

Цель проекта:

привить детям любовь к рыбной пище с помощью культурологического аспекта и участия семьи.

Механизм реализации проекта

Проект представляет собой программу воспитания правильного отношения к питанию, акцентирует внимание детей на роли рыбы в питании. Реализуется через урочную и внеклассную работу.
Срок реализации – 30 дней.
Спецификой данного проекта является его комплексный, интегративный характер (взаимосвязь культуры правильного питания с экологическим, эстетическим воспитанием); практическая направленность; включение ребенка в ориентированную творческую деятельность; сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы.
На время работы над проектом составляется поисковый календарь.

Заключительный этап

Главная задача этого этапа – анализ самими детьми стадий подготовки проекта и его представления.
При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада каждого участника проекта. На празднике дети поют частушки «Павловские рыбацкие» собственного сочинения и едят настоящую рыбацкую уху.
Положительным результатом данного проекта являются проявление детьми интереса к рыбным блюдам, возрождение традиции сервировки «рыбного стола».

Организационный период

Дата

Действие

Ответственные

Форма деятельности

14.01

Выявление проблемы

Учитель, дети

Внеклассная

15.01

Составление сравнительной диагностики здоровья уч-ся 2-го «А» класса за 2006/07 и 2007/08 уч. гг.

Учитель, школьный врач

Внеклассная

16.01

Составление анкеты для родителей по питанию в семье

Учитель, школьный психолог

Внеклассная

17.01

Обработка анкет

Учитель

Внеклассная

17. 01

Создание «невода» проблем

Учитель, дети

Внеклассная

Основной период

18.01

Сбор информации «Павловская рыбалка»

Дети, родители

Внеклассная

21.01

Экскурсия в музей «Павлово на Оке»

Учитель, дети, родители

Внеклассная

22.01

Урок технологии «Работа с бумагой и картоном. Объемная аппликация «Рыбка»

Учитель, дети

Учебная

23.01

Экскурсия в детскую библиотеку «О рыбах вообще и в частности»

Сотрудники библиотеки, учитель, дети

Внеклассная

24.01

Мини-сочинение «Мои впечатления» после посещения библиотеки

Дети, учитель

Учебная

26–27.01

Изготовление из соленого теста «рыбки будущего и настоящего»

Учитель, дети

Учебная

28.01

Интегрированный урок (музыка – технология) «Удачная рыбалка»

Учитель музыки, учитель технологии, дети

Учебная

29.01

Экскурсия на рыбную фабрику

Технолог Окской рыбной компании, учитель, дети

Внеклассная

30.01

Урок этикета «Рыбные блюда»

Учитель, дети

Учебная

31.01

Мини-сочинение «Что я видел на фабрике»

Учитель, дети

Учебная

1.02–4.02

Сочинение стихотворений о правильном питании. Сочинение частушек «Павловские рыбацкие»

Дети, учитель, родители Дети, учитель, родители

Учебная

Учебная

5.02

Создание книги отзывов и предложений по курсу «Правильное питание»

Родители, учитель

Внеклассная

Итоговый период

6.02–

7.02

Выставка собранного материала

Учитель, дети

Внеклассная

8.02

Выбор лучших участников

Учитель, дети

Внеклассная

11.02

Подготовка к празднику

Учитель, дети, родители

Внеклассная

12.02

Праздник «Рыбка речная, рыбка морская – для здоровья польза большая»

Учитель, дети, родители

Внеклассная

 

Анна Мурзина