Есть несколько причин для
возникновения леворукости. Одна из них –
генетическая. Исследования показали, что
существует ген праворукости. Тогда леворукость
можно рассматривать как случайный вариант.
Еще одной причиной может оказаться
патологическое развитие мозга или неправильное
эмбриональное развитие. Количество леворуких
детей увеличивается. И это не случайно. По
статистике 70% родов в нашей стране проходит с
различными осложнениями. И как следствие –
количество детей с различными отклонениями в
развитии растет! Мальчиков-левшей на 15% больше,
чем девочек.
Практически каждый учитель начальной школы
сталкивался с трудностями в обучении леворуких
детей. Еще не так давно многие учителя и родители
считали, что достаточно заставить леворуких
детей все делать правой рукой – и проблема
решится сама собой. При этом каждый учитель решал
проблему переучивания, как считал нужным.
Некоторые привязывали левую руку ребенка или
надевали на нее варежку… Кто-то просто снижал
оценку.
Родители, в свою очередь, желая переучить
ребенка, запугивали его: «Ты будешь плохо
учиться!», «Над тобой все будут смеяться!».
Взрослые не задумывались над тем, как это
скажется на здоровье ребенка. А многочисленные
исследования показали, что переучивание
является стимулом для развития многих неврозов.
При переучивании нарушается баланс
взаимодействия полушарий головного мозга.
Пытаясь переучивать левшу, взрослые планомерно
нарушали условия для успешного обучения. Но,
кроме проблем с обучением, у переученного левши
могут быть серьезные нарушения психического
здоровья. У него нередко возникают неврозы
навязчивых состояний, особенно если родители
чрезмерно тревожно относятся к его особенности и
считают, что она может стать причиной многих
жизненных неудач. Часто родители расценивают
желание ребенка все делать левой рукой как
упрямство или непослушание.
Астенический невроз может проявиться в
повышенной утомляемости и истощаемости, в резком
снижении работоспособности. Переученные левши
активно работают на первых двух уроках, а на
последующих учителю уже трудно привлечь их
внимание. После уроков такие дети становятся
апатичными и вялыми, часто жалуются на усталость.
Выполнение письменных домашних работ вызывает у
них особые трудности. Повторное переписывание не
дает положительных результатов.
Некоторые исследователи отмечают различное
протекание неврозов у мальчиков и девочек. Так,
для девочек характерны пониженный фон
настроения, вялость, плаксивость. А мальчики
проявляют большую двигательную
расторможенность и неусидчивость.
Адаптация к школе у переученных левшей проходит
значительно сложнее и растягивается на больший
период времени. Один этот факт сам по себе может
стать стимулом для развития невроза. Для
леворуких детей характерны и так называемые
«школьные страхи». Это страхи перед неудачами,
недовольством учителей, перед замечаниями с их
стороны. Левши боятся письменных работ, и этот
страх становится постоянным спутником их
школьной жизни.
Если нет новых стрессов, страхи могут со временем
исчезнуть. Но могут развиться другие симптомы:
головные боли, плаксивость, ухудшение сна и
аппетита.
Учителя, занимающиеся обучением левшей, должны
придерживаться определенных правил:
1. Медлительность левшей не
должна быть поводом для упреков. Не следует также
торопить левшу, так как при этом он сделает
больше ошибок или остановится совсем.
2. Спокойная и доброжелательная обстановка
во время занятий является основой успеха при
обучении левшей. Не надо делать резких замечаний,
левша может впасть в состояние стресса. И тогда
вы уже не дождетесь от него положительных
результатов.
3. Новый материал следует тщательно
структурировать. Так как левша воспринимает все
строго последовательно, незначительный пропуск
в объяснении может быть значим для такого
ребенка. Поэтому пошаговая инструкция сильно
облегчит левше выполнение задания.
К сожалению, многие психологи
сегодня вольно обращаются с терминологией. У
ребенка еще не сформированы полушария, а ему уже
навешивают ярлык «леворукий». Мнение, что одно
полушарие более активно, чем другое, ошибочно.
Оба полушария одинаково активны. И большая
ошибка – создание специальных программ для лево-
и правополушарных детей. Выстраивание учебных
программ в зависимости от особенностей мозга –
вульгаризация сложных физиологических
процессов. Различие право- и леворуких детей не в
активности одного или другого полушария, а в
особенностях взаимодействий этих полушарий.
Родители или учителя, которые приступают к
обучению ребенка, должны определить его ведущую
руку. В 5–6 лет ребенок учится писать, и очень
важно, чтобы он начинал это делать ведущей рукой.
Есть много тестов для определения леворукости.
Надо попросить ребенка совершить несколько
бытовых действий и посмотреть, какой рукой он
будет это делать: полить цветы, чистить зубы,
доставать книги с полки... Предпочитаемая рука
используется в рисовании. Если ребенок все
делает левой рукой и движения его легки и точны –
он левша. Самые простые тесты – при
аплодировании у правшей более активна правая
рука. При переплетении пальцев рук у правшей
сверху ложится большой палец правой руки, у
левшей – левой.
По мнению французской исследовательницы Озьянс,
для точного определения ведущей руки надо
выполнить не менее 15–20 заданий.
1. Завинтить крышку у бутылки.
2. Зажечь спички.
3. Разрезать бумагу ножницами.
4. Нанизать бусинки.
5. Почистить обувь щеткой.
6. Намотать нитку на катушку.
7. Перелить воду из одного сосуда в другой.
8. Отвинтить гайку.
9. Попасть иголкой в небольшую точку.
10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусинки) в
узкий цилиндр.
11. Разложить карточки.
12. Проколоть дырочки.
13. Стереть ластиком нарисованное.
14. Продеть нитку в иголку.
15. Стряхнуть с себя пыль.
16. Капнуть из пипетки в узкое горлышко бутылки.
17. Достать бусинку ложкой из стакана.
18. Позвонить колокольчиком.
19. Закрыть или открыть молнию.
20. Взять стакан, чтобы выпить несколько глотков.
Родители леворуких часто боятся, что
их ребенок будет учиться хуже других детей. Важно
их предупредить, что проблемы в начале обучения
могут быть как у леворуких, так и у праворуких
детей. И очень большую ошибку совершают те
родители, которые рано учат детей писать. В 4 года
ребенок еще не может выполнять определенные
движения. Он привыкает неправильно держать
ручку, и в школе учителю приходится прилагать
немало усилий, чтобы его переучить. Если же у
учителя не хватает терпения, у ребенка остается
плохой почерк, который в дальнейшем будет
вызывать немало раздражения у педагогов. Но и это
еще не все. Неправильно выработанный почерк
влечет за собой трудности звуко-буквенного
анализа, трудности в освоении чтения. Поэтому
хочется дать совет всем родителем, чьи дети
начинают осваивать письменную речь: не
торопитесь! Надо дать возможность мозговым
структурам созреть.
По материалам
выступлений доктора биологических наук,
директора Института
возрастной физиологии РАО
М.М. Безруких