– Александр Григорьевич, что можно
сказать о здоровье юных москвичей?
– Есть пять показателей, по которым
судят о здоровье детей: младенческая смертность,
детская смертность, число острых заболеваний,
число хронических заболеваний и количество
детей-инвалидов. По всем этим показателям Москва
находится в первой пятерке из 85 регионов России.
Младенческая смертность среди москвичей –
менее 5 случаев на 1000 родившихся. Таких цифр в
Москве никогда не было.
Главная составляющая детской смертности –
травмы и несчастные случаи. У москвичей
травм не больше, чем в среднем по стране. В
столице автомобилистов уже заставили сажать
детей в автомобилях в специальные кресла, и этим
снизили смертность от травм. Вторая по частоте
составляющая детской смертности – пороки
развития. К сожалению, с ними рождаются дети во
всем мире. На 3-м месте в детской смертности –
смерть от онкологических заболеваний. В Москве
была проделана большая работа по ведению таких
пациентов. В Морозовской больнице (городском
детском центре онкологии) выживаемость больных
лейкозами – 80%. Это уникальные показатели.
Острая и хроническая заболеваемость – тоже под
контролем. У нас хронически больных детей в
среднем – меньше 15%. 85% – дети здоровые и дети
групп риска. Группа риска и группа здоровых детей
постоянно обмениваются контингентом. А
хронические больные – это дети, которым
поставлен диагноз хронического заболевания, и
они находятся на диспансерном лечении. У нас на
круг таких пациентов от 0 до 18 лет в городе менее
15%. 230 тысяч с небольшим.
– А какие хронические заболевания
распространены в столице?
– На 1-м месте в Москве – болезни
органов дыхания. Ведущую позицию занимает
бронхиальная астма. Это связано с загрязнением
воздуха. В то время как в России на 1-м месте стоят
болезни органов пищеварения. Москвичи лучше
едят, здесь более высокий уровень жизни. В Москве
желудочные болезни в структуре хронических
заболеваний находятся на 4-м месте.
Москва испытывает колоссальную нагрузку,
связанную с автомобильным транспортом. По ее
улицам ездит почти 3 млн. машин, которые не
оснащены принятыми в Европе фильтрами очистки
выхлопных газов. Это проблема, которую не могут
решить медики. Еще одна проблема, вызывающая
болезни органов дыхания, – несовершенная
вентиляция.
В учреждениях, где находятся дети – в школах,
детских садах, – должна быть принудительная
вентиляция. Приточно-вытяжная вентиляция не
обеспечивает нормального обмена воздуха. А в
Москве только 17% школ соответствуют
гигиеническим стандартам. Даже больницы не имеют
принудительной вентиляции.
Мы организовали при поликлиниках астмо-школы для
родителей детей, у которых наблюдаются
астматические бронхиты. Обучаем их, как
содержать дом, где живет ребенок-астматик, как
таких детей кормить… В мире сейчас разработана
целая группа препаратов, которые способны
предупредить дыхательную обструкцию.
Дети-астматики у нас полностью обеспечены
лекарствами.
Самая большая хроническая проблема московских
детей контролируется. Но положение улучшилось бы
во много раз, если бы решались социальные
вопросы. Мэрия сейчас занимается ограничением
транспорта в городе, введением фильтров очистки
автомобильных выхлопов. Это должно улучшить
экологическую ситуацию.
Болезни бронхов и легких в
столице на первом месте
|
На 2-м месте среди хронических
болезней – заболевания костно-мышечной
системы: плоскостопие, нарушения осанки… К этим
болезням есть предрасположенность от рождения.
Но развиваются они из-за малой мышечной нагрузки,
которая вызвана гиподинамией –
малоподвижностью. Дети должны двигаться, а они у
нас все школьные годы сидят.
От этого в России в пять раз больше людей,
страдающих плоскостопием и нарушениями осанки,
чем в тех странах, где физическому развитию
уделяется должное внимание. Подростков с
костно-мышечными расстройствами в США 5%, у
нас – почти 25%!
В школах сейчас ввели третий урок физкультуры в
неделю, он декларируется, но не проводится. Наши
исследования показали, что 50% старшеклассников
вообще не посещают уроков физкультуры, 25% –
всячески их избегают. Мы запретили участковым
врачам освобождать детей от уроков физкультуры.
Москва уже длительное время оплачивает питание в
школах детей младших классов. Сейчас мы заняты
реализацией проекта бесплатного питания всех
школьников, включая старшеклассников,
независимо от достатка родителей. Часть школ
организует свои пищевые точки, часть –
заключают договоры с предприятиями детского
питания, которые готовят еду для школ. Мы
стараемся вытеснить из буфетов чипсы, фаст-фуд,
потому что наблюдаем рост числа подростков с
ожирением. При гиподинамии мышечная ткань
заменяется жировой. Но эта проблема
контролируема. Просто надо работать с семьей.
– Врачи в союзе с педагогами могут
что-то сделать, чтобы дети не теряли здоровье в
школе?
– Восемь ведомств объединили усилия,
чтобы разработать специальную государственную
программу, рассчитанную на три года и
посвященную здоровью детей в Москве. Мы
отправили специально подготовленных медиков в
Институт повышения квалификации педагогов. Мы
организовали экспериментальные площадки в
нескольких школах Москвы, где дети после уроков
занимаются на спортивных тренажерах, и получили
прекрасные результаты.
Все проблемы в школе – это, прежде всего,
проблемы гиподинамии. Я дважды был в
американской школе, и был поражен, что дети там
абсолютно свободны в движении, они могут на
уроках сидеть на полу, ходить по классу… Главный
предмет у них – физкультура. В американских
школах целая система различных спортивных
соревнований. У нас в послевоенные годы, когда я
рос, тоже было много различных соревнований, мы
все носили значки БГТО, ГТО… И я до сих пор
адаптивно лучше себя чувствую, чем мои дети.
Проблема – дефицит движения
|
Третья группа хронических
заболеваний – болезни органов зрения.
Считается, что в ухудшении зрения у детей
виноваты телевизор и компьютер. Мы нашли
результаты исследования, которое проводилось в
России в 1880–1890 гг. в гимназиях г. Харькова и г.
Санкт-Петербурга в течение 12 лет. Оно показало,
что на выходе из гимназии примерно 30% детей имели
расстройства зрения. Из этого понятно, что ни
компьютеры, ни телевизоры не ухудшили зрение
сегодняшних детей. Но школьная близорукость
может быть скорректирована тренировками на
компьютерных тренажерах.
Четвертая группа хронических заболеваний –
болезни органов пищеварения. Она связана с
проблемами питания. Здесь огромное значение
имеет семья, к какому питанию она приучает детей.
Мы состоим из того, что мы едим. У каждого народа
– свой стиль питания. В русской кухне все
готовится методом томления. Единственным
консервантом всегда была соль. Солили – капусту,
огурцы, грибы, мясо, рыбу… Если использовать
традиционные продукты питания – каши, овощи –
проблем с желудком не будет. В России никогда не
ели столько сладкого, сколько едят сейчас.
Потребление пирожных, тортов, булочек –
легких углеводов – колоссальное… Закладка
жировой ткани зависит от питания детей в раннем
возрасте. Если у маленького ребенка есть
признаки ожирения, это ожирение будет
сопровождать его в течение всей жизни. Ребенок
должен есть столько, чтобы ему хватило на
проживание (выработку энергии) плюс на рост, на
развитие. Нельзя детей перекармливать.
– А можно что-то сделать, чтобы дети
меньше болели?
– Это неправильный вопрос. Чем больше
дети болеют, тем лучше. Это социальная адаптация.
Если мне говорят, что ребенок не болел, у меня
появляется волнение, как бы он не заболел
тяжелым, часто неизлечимым заболеванием. А если
родитель говорит, что его ребенок не вылезает из
болячек, я счастлив. Дети должны перенести все
положенные им заболевания.
Беседу вела