Многие ученые считают, что в школе
буквально все: и традиционная дидактика, и
школьная гигиена, и школьная эргономика, и методы
обучения... –
все работает против природы ребенка, против
свободного развития личности, целостности
сознания, телесного и психического здоровья. Как
тут не вспомнить Песталоцци: «Конечная цель
любого предмета заключается в основном в том,
чтобы совершенствовать человеческую природу,
развивая ее в максимально высокой степени...
Не человеческая природа должна быть приведена в
соответствие с научными предметами, а научные
предметы с человеческой природой»
Несопоставимость усилий и результата,
казалось бы, давно подсказывает учителю, что
необходимо вернуться на стезю природосообразной
педагогики, когда урок – продолжение жизни, а
жизнь – продолжение урока. Когда работа учителя
– продолжение работы одного из могущественных
педагогов: природы и жизни во всем многообразии
ощущений, переживаний, размышлений, поступков и
деяний, падений и взлетов, потерь и достижений.
Необходимо позволить ребенку «врастать» в
подлинную деятельность ровно настолько,
насколько тот может и хочет, и главное – с
помощью его собственных, внутренних алгоритмов,
производных от природы и индивидуального
жизненного опыта, соединенных в единый,
целостный сплав интуиции, воображения, мышления,
воспоминаний, чувств и переживаний.
«Пусть ребенок, ученик, а точнее, природа
человека всегда будет тем камертоном, по
которому настраивается педагогическая система,
а не наоборот». Это высказывание главного
редактора журнала «Народное образование» А.М.
Кушнир, и в обучении ребенка надо
руководствоваться этим принципом.
Хочу рассказать об одном походе в прекрасном
районе недалеко от г. Екатеринбурга (район горы
Волчихи у железнодорожной станции «Спортивная»).
Любому туристическому походу предшествует
подготовка. Например, закупка продуктов. Мы пошли
на наши рынки, чтобы взять с собой экологически
чистые и свежие продукты... Какой праздник цвета и
света, какое наслаждение для глаз – эти горы
фруктов, овощей, сыров, зелени, орехов! Какая
услада для слуха – этот веселый гомон сильных,
здоровых людей, продающих и покупающих плоды
благословенного сельского труда! Но чем дольше
мы ходили по рынку, прицениваясь, тем тревожнее
нам становилось. Наконец один из учеников
воскликнул: «Да эти продукты ничем не пахнут!». И
всем сразу стало понятно, что на рынке не
чувствовалось сочных, живых запахов. Химия
нейтрализовала их.
И тогда возникает вопрос: что же это за
цивилизация, которая убивает нас изнутри, через
пищу, которую мы едим?
На месте стоянки нас ждало еще одно
разочарование. На берегу водохранилища
постоянно встречались осколки битого стекла,
пакеты, консервные банки... Что же это за
цивилизация, которая разрушает нашу духовную
суть, цинично меняет систему ценностей, когда
вместо благоговения и радости перед лицом
вечной, безмерной и мудрой природы человек
сознательно превращает окружающую среду в
помойку, а себя в дурака?
Затратив уйму времени и сил на уборку территории,
мы решили подняться на вершину горы Волчихи,
чтобы окунуться в кристально чистый, свежий
воздух, чтобы влить в себя безмерную силу горы и
стройных высоких сосен. Когда мы остановились,
чтобы посмотреть на матушку-Землю с высоты
птичьего полета, нам предстала неприглядная
картина. Далеко внизу под покровом серой хмари,
какой-то недвижной пелены и синеватого смога
находился город Первоуральск, а через все
пространство над ним тянулись, перечеркивая и
затеняя голубое небо, угольно-черные шлейфы из
повсеместно натыканных столбов-труб. И мы
подумали: «Что же это за цивилизация, которая
убивает нас извне, через воздух, которым мы
дышим?».
Возвращаясь домой, уже в электричке, мы
сделали для себя определенный вывод. Облик
разоренной и отравленной нашей области – это
портрет внутреннего облика современного
человека. Именно это неуемное стремление
хапнуть, урвать и есть источник всех наших бед. И,
прежде чем бороться с загрязнением земли,
воздуха и воды, надо устранить загрязнение
сознания человека. Развитие внутренних
возможностей – вот путь развития человечества.
Единственный, не ведущий к катастрофе.
Имеющий глаза – да увидит.
Имеющий разум – да поймет.
Спасибо матери-Природе за то, что объяснила нам, в
чем смысл жизни человеческой! Один день общения с
природой, а сколько информации и выводов!
Главный: «Природосообразное обучение – это
обучение, которое тесно и гармонично резонирует
с внутренней природой ребенка». Когда мы говорим
о следовании внутренней природе ребенка, то
подразумеваем его физиологические реакции,
проявления одаренности, подвижность, тип нервной
системы, но не в меньшей степени его опыт,
сложившийся на данный момент, его характер,
привычки, предпочтения, которые тоже часть его
внутренней сущности.
Каждый человек должен стремиться
познать себя, чутко улавливать колебания своего
внутреннего мира, чувствовать неполадки в нем и
окружающей его среде и по возможности уметь
помочь своему организму. Словом, восстановить
хотя бы в малой мере утерянную связь с природой.