Модульный курс для подростков 14–17 лет
Практикум по формированию отношения
к ПАВ
В последние годы практически во всех
регионах Российской Федерации ситуация со
злоупотреблением наркотическими средствами и их
незаконным оборотом ухудшается. Все эксперты
отмечают рост наркомании и токсикомании в
младших возрастных группах. Поэтому вся
детско-подростковая среда становится объектом
ранней антинаркотической профилактики. При этом
несовершеннолетние начиная с определенного
этапа уже смогут сами реализовать некоторые
профилактические программы. В этом – залог
формирования жизненной установки молодых на
активное противодействие наркотизации.
Цели:
1. Раскрытие зависимости здоровья
человека от качества окружающей среды; овладение
знаниями о здоровье.
2. Развитие умения противостоять вовлечению в
наркотизацию.
Основные задачи
1. Улучшение качества воспитания и
формирования у школьников антинаркотических
установок.
2. Улучшение качества образования с помощью
повышения уровня здоровья и изменения
ценностной ориентации учащихся.
3. Создание в образовательных учреждениях
атмосферы негативного отношения к наркотикам с
привлечением к этой работе нравственно
устойчивых учащихся.
Целевая аудитория. Модуль является вариантом
элективного курса, предназначенного для
изучения в 9–11-х классах общеобразовательных
школ.
Планируемый результат
1. В ходе обучения школьники
расширяют навыки работы с текстами и учебной
литературой, развивают умение готовить ответы на
вопросы семинарских занятий, работать в группе.
2. В процессе занятий учащиеся приобретают
навыки рефлексии, учатся контролировать свое
психоэмоциональное состояние. Это позволяет
увеличить адаптационные возможности организма
как в учебе, так и в быту, помогает в дальнейшем
справляться с разнообразными воздействиями
окружающей среды.
Объем модуля. Модуль рассчитан на 12 часов: 11
часов практико-ориентированных семинарских
занятий и 1 час – написание эссе по данной
проблематике.
1. Введение. Профилактика алкоголизма – 2 часа.
2. Профилактика курения – 2 часа.
3. Профилактика наркомании – 2 часа.
4. Профилактика распространения ВИЧ – 3 часа.
5. Замена ПАВ. Заключение – 2 часа.
6. Эссе – 1 час.
Методические рекомендации по содержанию и
проведению занятий. Чтобы обсуждаемый
материал приобрел личную значимость для каждого,
содержание модуля предполагает разнообразные
виды деятельности учащихся на занятиях:
выполнение индивидуальных и
коллективных практических и самостоятельных
работ;
презентация результатов
групповой работы;
работа со статистическим
материалом, отбор информации;
решение ситуационных задач;
психологические упражнения;
форумы, дискуссии.
Работа модуля направлена на
исследование физиологических особенностей
организма человека, его здоровья, соблюдение
правил гигиены.
Все работы рассчитаны на поисковый или
творческий уровень деятельности, что готовит
школьников к самостоятельному решению учебных и
жизненных задач.
Вводная информация к работам используется для
создания проблемной ситуации и мотивации к
самостоятельной исследовательской
деятельности, помогает подросткам
актуализировать и уточнить свои знания.
Наиболее целесообразна на занятиях групповая
работа школьников с презентацией полученных
результатов и выводов для всей группы. Это
позволяет охватить значительный объем
материала, развить общеучебные, специальные и
коммуникативные умения, научить эффективно
работать в команде.
Способы оценивания. Достижение намеченных
образовательных результатов фиксируется по
полноте и заинтересованности выполнения заданий
в представленных работах, выходу на более
высокий уровень социальной активности и
познавательной самостоятельности при их
выполнении, становлению культуры здоровья
школьников.
Занятие первое
Введение.
Профилактика алкоголизма
Целевая установка
1. Развитие личной и гражданской
ответственности.
2. Необходимость ставить перед собой
позитивные цели, такие, как: продолжение
образования и приобретение профессиональных
навыков, создание семьи, рождение здоровых
потомков, их воспитание на положительных
примерах.
Вводная часть
1. Практическая работа
«Валеологический музей»:
игроки объединяются в группы по
4–5 человек;
в течение 20–30 мин. они делают
зарисовки или макеты тех предметов, которые, по
их мнению, вредят здоровью людей;
к каждому экспонату прилагается
текст с описанием вреда, который он наносит
человеку;
все экспонаты выставляются в
музее под рубрикой «Дикий период развития
технической цивилизации XIX–ХХ вв.».
2. Работа в группах «Влияние ПАВ на
организм человека»:
разделение на 4 группы, раздача
реквизита;
работа над заданием;
подготовка комментария к схеме
для выступления;
социализация результатов
групповой работы, озвучивание и обсуждение.
Карточка «Организм»
Основная часть
3. Работа в парах по анализу информации.
Каждая пара учащихся получает одну из
информационных карточек и задание: изучить
следующие данные и дать к ним комментарий.
Карточка № 1
Большинство психоактивных средств,
принимаемых во время беременности, проходит
через плаценту. В печени будущего ребенка
содержится мало ферментов, способных разрушать
эти вредные вещества, поэтому они очень медленно
выводятся из его организма.
Последствия употребления алкоголя беременными
женщинами: аномалии в развитии – 28% детей;
недоношенные дети – 23%; мертворожденные – 34%;
осложнения беременности – 25%.
Развивается алкогольный синдром плода –
группа врожденных пороков развития, которые
характерны для детей, чьи матери употребляли
алкоголь во время беременности.
Такие дети рождаются более мелкими (длина и масса
тела меньше, чем средние данные); меньше у них и
размер головы. Характерные черты лица: маленькие
глаза, толстые щеки, короткий нос с широкой
переносицей, тонкая верхняя губа и др. необычные
признаки.
Карточка № 2
В последние годы в науке обозначилось
направление, изучающее влияние поведения живого
существа на пристрастие к алкоголю. Ученые
установили, что животные по отношению к алкоголю
делятся на две группы:
1-я группа |
2-я группа |
«Шустрики» – активные
животные с выраженными исследовательскими
тенденциями в новой обстановке, неизменно
добивающиеся лидирующего положения; избегают
поилок с алкоголем. На «шустриков» алкоголь
действует угнетающе и переводит их в разряд
подчиненных |
«Мямлики» – пассивные и
нелюбознательные животные, постоянно терпящие
поражение в борьбе за «место под солнцем»,
принимающие поражения как должное и склонные к
подчинению; довольно быстро привыкают к
алкоголю. В ряде случаев только под его
воздействием обретают храбрость и активность |
Кроме того, «мямлики» не
только склонны к алкоголю – в условиях стрессов
и конфликтов у них, как и у животных, у которых
вызвана пассивно-оборонительная реакция прямым
раздражением мозговых структур, легко возникают
расстройства внутренних органов.
4. Работа в парах:
пары под нечетным номером: назвать
эффекты действия алкоголя, которые наступают
сразу после его приема;
пары под четным номером:
перечислить последствия, вызываемые длительным
воздействием алкоголя на организм.
5. Дискуссия в группах «Спорные
утверждения».
Каждая четверка путем жеребьевки получает одну
фразу для проработки и подбирает как можно
больше аргументов в защиту истинности или
ложности данного утверждения:
– «Алкоголизм производит большее
опустошение, чем три исторических бича, вместе
взятых: голод, чума и войны» (У.Глэдстон).
– «Чрезмерное употребление алкоголя
увеличивает опасность заболевания раком».
– «Исследования показывают, что даже один-
единственный случай сильного опьянения вызывает
необратимые изменения в головном мозге».
– «Смешивание спиртных напитков способствует
более сильному опьянению по сравнению с тем,
когда пьешь что-нибудь одно».
– «Все пороки – от безделья!» (Народная
мудрость.)
По итогам обсуждения заполняется таблица «Мой
выбор – не употреблять алкоголь»
Аргументы «за» |
Аргументы «против» |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
Подведение итогов
6. Рефлексия. Используется
методика «Телеграмма»: в конце работы школьникам
предлагается написать условную телеграмму из 11
слов (например, родителям, друзьям, братьям,
сестрам и т.д.), содержащую напутствие по
неупотреблению чрезмерных доз алкоголя. После
того как свою телеграмму написали все учащиеся,
тексты по очереди зачитываются; формулируется
обобщенный вывод.
Комментарий
1. Методика «Валеомузей» создает
информационный запрос, согласно которому
формулируются дальнейшие цели встреч. Чаще всего
в качестве «опасных вещей» называются сотовый
телефон, компьютер, сигарета, наркотики,
алкогольные напитки. В данном случае
предполагается, что были указаны предметы,
соответствующие тематике ПАВ.
2. Ограниченное количество слов в
«Телеграмме» помогает учащимся
сконцентрироваться на самом существенном.
Строгость формы и краткость изложения нередко
способствуют проявлению языкового творчества.
Реквизит:
бумага;
карандаши;
карточка «Организм» (по одной на группу);
карточки-шпаргалки для учителя (см. с. 33).
Карточки-шпаргалки для учителя
1. Табачный дым
(никотин, угарный газ, синильная
кислота, аммиак, радиоактивные и др. вещества)
Головной мозг – нарушение кровообращения мозга:
головные боли, ухудшение памяти, повышенная
утомляемость. Ротовая полость – разрушение
зубов, рак губы, языка, потеря вкусовых ощущений.
Половые железы – снижение половых функций.
Трахея – воспаление слизистых оболочек зева,
трахеи, бронхов, рак гортани, трахеи. Сердце –
спазм сосудов, инфаркт миокарда. Легкие –
хронический бронхит курильщика, эмфизема, рак.
Печень – нарушение обмена веществ.
Желудок – гастрит, язва, рак.
|
2. Алкоголь
Сердечно-сосудистая система –
атеросклероз, тромбофлебит, гипертония, инфаркт
миокарда. Дыхательная система – бронхит,
трахеобронхит, эмфизема легких. Пищеварительная
система – гастрит, панкреатит, алкогольный
гепатит, цирроз печени, язвенная болезнь, рак
желудка. Мочеполовая – гибель почечных
клубочков, отравление продуктами обмена веществ,
снижение половых функций (импотенция), атрофия
половых желез, идиотия и уродства у потомства.
Нервная – алкогольные невриты и полиневрит,
вегетоневрозы, энцефалопатия, миелопатия,
психозы, инсульт. Обмен веществ – авитаминоз,
белковая недостаточность.
|
3. Марихуана
Головной мозг – нарушение
психических функций: памяти, мышления, внимания,
восприятия. Железы внешней секреции –
уменьшение секреции слезной и слюнной жидкости.
Кровеносная система – расширение сосудов,
учащение пульса, изменение давления крови,
ослабление иммунитета. Сердце – дым вызывает
сердечные заболевания. Органы дыхания –
повреждение легких дымом, бронхит, астма, рак
легких. Репродуктивные органы – нарушение
репродуктивных функций: у мужчин – уменьшение
количества сперматозоидов; у женщин –
нарушение процесса овуляции, рождение мертвого
ребенка.
|
4. Стероиды
Последствия для женщин:
Последствия для мужчин:
Последствия для людей обоего пола:
отечность;
заболевания сердца;
высокий уровень холестерина в крови;
болезни печени;
онкологические заболевания;
психические расстройства;
бесплодие;
инсульт;
|
Продолжение см. в № 19/2008, Продолжение в № 2/2009,
Продолжение в № 2/2009, № 4/2009
, № 4/2009