Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2008

Особый ребенок

Коррекционный курс для слепых и слабовидящих детей

Наша школа коррекционная – для слепых и слабовидящих детей. Кроме основных предметов, в начальной школе проводятся специальные курсы. Один из них – «Развитие зрительного восприятия и охрана зрения». Возможно, некоторые наши наработки будут интересны и другим учителям

Занятия курса «Развитие зрительного восприятия и охрана зрения» оказывают влияние на весь педагогический процесс. Они проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, поэтому создают оптимальные условия для всестороннего развития детей, повышают эффективность усвоения программного материала, ликвидируют отставание в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Вообще коррекционно-воспитательная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом, охватывает все категории детей и проводится совместно с медиками и педагогами-дефектологами. В специальных школах всех типов коррекционно-воспитательная работа осуществляется в ходе обучения всем общеобразовательным предметам, а в младших классах проводится также пропедевтическое обучение.
Цель курса: предупреждение и лечение заболеваний глаз у детей, борьба за сохранение зрения, роль которого в познавательной и трудовой деятельности человека исключительно велика.
Организация занятий по развитию зрительного восприятия у детей предусматривает применение психофизиологических и психолого-педагогических методов, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных, селективных, мнемонических и мыслительных процессов. Психофизиологические методы применяются: для стимуляции и повышения функциональной активности зрения, развития зрительных функций.
Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов – формы, размера, цвета... Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции – адаптацию, фиксацию, частоту, время.
Психолого-педагогические методы направлены на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, интерпретации и категоризации. По способу предъявления материала они делятся на предметную, изобразительную компьютерную, телевизионную, проекционную. Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности детей в восприятии предметов внешнего мира и способы действий с ними. Дети выполняют задания на опознание предметов, анализ формы, размеров, цвета, фактуры. Занятия часто проводятся в форме игры. Предметно-практические занятия могут быть связаны с моделированием, конструированием, изготовлением различных предметов. Игры могут быть как дидактические, так и сюжетно-ролевые.

Задачи курса:

  • развитие контрастности восприятия;

  • формирование дискретных и интегральных способов опознания сложных изображений, восприятия простых сюжетных рисунков;

  • развитие восприятия сложных сюжетных рисунков.

Результат, которого мы добиваемся, – компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия; развитие несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, установок, интересов, эмоций; стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности учащихся.
На коррекционных занятиях у детей формируются зрительные образы тех объектов внешнего мира,
которые они изучают в классе.
Вот примеры поурочного планирования курса в первые два года обучения детей с дефектами зрения.

Поурочное планирование

Упражнения для снятия зрительного напряжения

Основной диагноз наших детей – близорукость. Близорукость – одно из часто встречающихся нарушений зрения у детей. Поэтому основные упражнения, которые выполняются на занятиях «Развитие зрительного восприятия и охрана зрения», направлены на профилактику и лечение близорукости.
1. Лечебное упражнение «Метка на стекле». Автор – профессор Э.С. Аветисов.
Это упражнение рекомендуют только близоруким. Детям с другим диагнозом его выполнять не рекомендуется.
Ребенок становится возле оконного стекла на расстоянии 30–35 см. Если он носит очки, то выполняет это упражнение в очках. На стекле на уровне глаз ребенка пришивается круглая метка красного цвета диаметром 3 см. Вдали на линии взора, проходящей через метку, ребенок намечает предмет для фиксации (дом, балкон дома и т.д.). Он поочередно переводит взгляд то на метку, то на предмет вдалеке. Упражнение выполняется 2 раза в день в течение 15–20 дней, затем делается перерыв на 10 дней. Первые два дня продолжительность выполнения – 2 минуты, последующие два дня – 5 минут, остальные дни – 7 минут.
2. Гимнастика для близоруких
1. И.п.: сидя, откинуться на спинку стула. Сделать глубокий вдох, наклониться вперед, наклониться назад, сделать выдох. Повторить 5–6 раз.
2. И.п.: сидя, откинуться на спинку стула. Сначала медленно прикрываем веки, затем сильно зажмуриваем глаза. Повторить 4 раза.
3. И.п.: сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз.
4. И.п.: сидя, смотреть прямо перед собой 2–3 сек., затем поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15–20 см от глаз, перевести взор на кончики средних пальцев. Опустить руки. Повторить 5–6 раз.
3. Краткая памятка для близоруких школьников
1. Надо обязательно носить очки, прописанные глазным врачом.
2. Правильно сидеть при чтении и письме: прямо, не горбиться, голову держать ровно, не наклонять ее резко. Текст держать на расстоянии не менее 30–33 см от глаз.
3. Рабочее место должно быть хорошо освещено.
4. Надо регулярно заниматься физкультурой и спортом.
5. При длительных нагрузках обязательно чередовать зрительную нагрузку с отдыхом для глаз.
6. Регулярно проверять зрение у глазного врача.
Существует множество специальных релаксационных упражнений для глаз. Приведу упражнения одной из методик, которые мы часто применяем на занятиях.
4. Гимнастические упражнения для глаз (по Е.Е. Сомову)
И.п.: сидя, спина прямая, взор устремлен прямо, глаза открыты.
1. Частые мигательные движения век – 1–2 мин.
2. Смотреть прямо перед собой 2–3 сек. Затем перевести взор на кончик пальца правой вытянутой руки, расположенной по средней линии лица – 4–5 сек. Затем руку опустить, повторить все действия 10–12 раз.
3. Выполняется стоя. Вытянуть руку и смотреть на кончик указательного пальца, расположенного по средней линии лица. Затем начать медленно приближать его к глазам до появления двоения. Повторить 6–8 раз.
4. Выполняется сидя. Крепко сомкнуть веки – 3–5 сек. Затем открыть их – 3–5 сек. Повторить 7–8 раз.
5. Пальминг (по Уильяму Бейтсу)
Это упражнение на расслабление. Закройте глаза и прикройте их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест так, чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы скрестите на лбу. Не давите на глазные яблоки. Откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями.
Затем держите глаза закрытыми. Чем меньше света будет пробиваться к глазам, тем большей степени расслабления вы сможете добиться. Кисти рук должны быть расслаблены, не прижаты к лицу. Подумайте о чем-нибудь хорошем, приятном, что вызывает у вас радость и приятные ощущения. Можно вспомнить ряд цветов – ярко-красный, желтый, зеленый, голубой, лиловый.
6. Йога для глаз
(Китайская методика расслаблениязрительного анализатора)

1. Зафиксируйте взгляд на кончике носа (при этом двигайте глазами).
2. Зафиксируйте взгляд на пламени свечи (выполняется вечером).
3. Зафиксируйте взгляд на кончике пальца вытянутой руки. Водите пальцем по горизонту, затем приблизьте палец к кончику носа.
Требования к йоге: упражнения выполняются 2 раза в день по 5 минут. Делать их надо с настроением, легко. Через силу йога не выполняется.

Игры на занятиях «Развитие зрительного восприятия и охрана зрения»

Игры проводятся в конце занятия в течение 5–7 минут.
«Дорисуй по точкам». Дорисовать по точкам предложенную фигуру, рисунок.
«Заштрихуй фигуру». Штриховка предложенной фигуры или рисунка должна быть различной (прямые линии, волнистая линия, справа налево, слева направо, жирная линия, тонкая линия и т.д.).
«Узнай, что нарисовано». Рисунок должен быть четким и простым. Это позволит ребенку зрительно вспомнить тот или иной предмет.
«Составь из частей целый предмет». Предмет может быть геометрической фигурой или сюжетным рисунком.
«Постройте домик из кубиков». Здесь лучше использовать прибор «Графика и ориентир». Дети с удовольствием с ним работают.
«Что ближе, что дальше?» Работа с пространственными понятиями практикуется не только на уроках математики, но и на коррекционных занятиях. Рисунок лучше предлагать простой, с пространственной перспективой (пейзаж городской, деревенский).
«Что длиннее, что короче?» Здесь лучше приводить примеры из жизни (что длиннее – ручка или линейка, что выше – стол или стул?).
«Чего в предмете недостает?» Предмет может быть как из живой природы, так и из неживой.
«Найди ошибки в рисунках». Здесь задания должны содержать юмор (рыбы на суше, кот варит суп, мальчик лакает молоко из блюдца и т.д.).
Вот примеры наших игр.
На перемене мальчик Миша нарисовал на доске кота Ваську. Миша очень торопился, так как звонок на урок уже прозвенел. Что забыл нарисовать Миша?
Что ближе – цветок или солнце? Что дальше: солнце или дерево? Что ближе – окно или дорожка?
Что длиннее – вилка или нож? Что короче – ложка или вилка? Что длиннее – нож или ложка?

Конспект одного занятия

Тема: «Фауна. Опознавание объектов животного мира зрительно-осязательным и зрительным способом».
Цель: расширить представления о животном мире на примере птиц (вороны серой и сизого голубя).

Задачи:

  • расширение словарного запаса учащихся;

  •  формирование навыков по распознаванию объектов животного мира (птицы, звери, рыбы, насекомые);

  • развитие мышления, речи, кругозора;

  • привитие любви к животному миру родного края;

  • развитие тактильной чувствительности;

  • закрепление навыков чтения по Брайлю;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие осязания.

Оборудование: чучела птиц – серой вороны и сизого голубя, книги о птицах, раскладушка «Птицы родного края», диски с голосами птиц.

Ход занятия

I. Оргмомент

II. Зрительные упражнения

1. Упражнение на улучшение кровообращение век
И.п.: сидя. Быстро моргать в течение 6–7 секунд.
2. Упражнение на расслабление мышц век
И.п.: сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять 5–6 секунд.
3. Упражнение на снятие зрительного напряжения
И.п.: стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4–5 раз.
4. Упражнение на расслабление зрительного анализатора. Пальминг (см. с. 24).

III. Совместное открытие знаний

Разгадайте ребус. (Детям предлагается ребус, в котором зашифровано слово «фауна»: по первым буквам названия всех птиц – Филин, Аист, Утка, Неясыть, Альбатрос).
Учитель: Кто знает, что такое фауна?
«Толковый словарь» Ожегова говорит, что фауна – это животный мир. Например, морская фауна.
А словарь иностранных слов говорит, что фауна – это в древнеримской мифологии богиня полей и лесов, покровительница животных. Давайте сделаем вывод.
Дети: Вывод: фауна – весь животный мир.
Учитель: Что такое животный мир, какой он разнообразный, об этом мы будем говорить на сегодняшнем занятии.
На какие группы делится животный мир? вспомните из уроков окружающего мира.
Дети: Птицы, рыбы, звери, насекомые.
Учитель: Назовите представителей птиц.
Назовите представителей рыб.
Назовите представителей зверей.
Назовите представителей насекомых.
Что нарисовано на страницах книги-раскладушки?
Дети: Птицы родного края.
Учитель: А каких птиц можно еще встретить у нас в городе?
Дети: Ворону, сороку, снегиря, голубя...

IV. Физкультминутка

Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем!
Что мы сидим?

(Дети встают, машут руками, как крыльями, и издают звуки, подражая голосам птиц.)
Учитель: Ребята, нам удается взлететь? Давайте постараемся.
– Опять не вышло? Почему? Ведь вы так старались!
Дети: Мы – люди. Люди не летают, как птицы.
Учитель: Люди давно хотели научиться летать, как птицы. Делали крылья, подобные птичьим, нашивали на них перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных аппаратов позволило человеку осуществить мечту о полете.

V. Работа по зрительно-осязательному восприятию

Учитель: Посмотрите на чучела птиц. (Детям предлагаются чучела птиц. Названия птиц написаны по Брайлю.)
Учитель: Потрогайте их. Что это за птицы, кто догадался?
Дети: Ворона, голубь.
Учитель: Можно этих птиц встретить на улицах нашего города?
Поменяйтесь птицами. Прочитайте научное название этих представителей птиц. (Научное название птиц написано по Брайлю.)
Учитель: Какое главное отличие птиц от других животных?
Дети: Главное отличие птиц от других животных – перья на теле.
Учитель: Я называю части тела птиц, а вы показываете их на птицах.
Голова, туловище, хвост, шея, клюв, крылья.
Как мы можем узнать птиц вдалеке? Как догадаемся?
Правильно, по размеру – небольшого размера, по движению – на земле или в воздухе.
Какой цвет преобладает в окраске этих птиц? (Черный, серый.)
Значит, увидев черное небольшое движущееся пятно в воздухе или на земле, мы должны догадаться, кто это.
Давайте послушаем сообщения, приготовленные вами, о птицах. (Учитель ставит диск «Голоса птиц».)

Сообщение о серой вороне

Ворона – крупная птица: в два раза больше голубя. Туловище – пепельно-серое, а клюв, ноги, голова, крылья, хвост – черные. Клюв острый и сильный. Вороны едят все. Обычно к добыче, которую находят вороны, слетаются другие и вместе ее поедают. Эти птицы живут не только в городской местности, но и в старых хвойных лесах. Строят вороны гнезда сообща из прутьев на верхушках деревьев, в парках, скверах. А когда из зелено-голубых яиц с бурыми крапинками вылупляются птенцы, то опять вместе выкармливают малышей. У вороны глаза зоркие, она хорошо чувствует запахи и издалека слышит, как подкрадывается хищный зверь. Птица очень осторожная и внимательная. Ворона любит прятать про запас пищу и блестящие предметы.
В народе птица ворона считается глупой. Не зря говорят: «Эх ты, ворона! Ну что, проворонил?». Все знают известную басню про ворону и лисицу И.А. Крылова, где высмеивается глупость вороны.
Существуют приметы про ворон. Если вороны устроили в небе хороводы – к снегопаду.
Вороны кружатся и летают – к морозу.

Сообщение о сизом голубе

Сизым голубь назван потому, что окраска преимущественно сизая. Крылья светло-серые. Ноги красные. Клюв черный. Голубь считается полудомашней птицей, т.к. обитает близ жилища человека. Гнезда голуби устраивают на чердаках домов. Раньше голуби питались только семенами растений, но сейчас голубь ест все. Очень часто можно встретить голубя возле мусорных контейнеров вместе с воронами. Это происходит из-за нехватки пищи. Человеку нужно подкармливать птиц в зимнее время года. Голуби – очень верные птицы. Недаром говорят, что если умирает самка, то умирает и самец. Моя мама называет меня часто «голубкой сизокрылой». Это потому, что голубь – очень милая и красивая птица.
Учитель: Послушайте, как птицы описывают себя сами. Попробуйте догадаться, что это за птицы. «Я расхаживаю в своем дворе важно и гордо. У меня есть красный гребешок и масленая бородушка. У меня задиристый нрав. Живу я в деревне. По утрам я рано встаю, деткам спать не даю». (Петух.)
Петух – это домашняя птица или дикая?
Почему?
«Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красивой грудке. Я частый гость в ваших лесах зимой. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Прилетаю я из более холодных мест. Там зима наступила раньше, и большая часть корма уже съедена птицами. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий: «жи-жи», вместе с тем я издаю и мягкие звуки: «фю-фю», «фьи-фьи». (Снегирь.)
«Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений. Летом питаюсь насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Я часто прилетаю на балконы и расклевываю завернутые в бумагу продукты. Люблю несоленое сало. Зимой мне трудно найти пищу». (Синица.)

VI. Итог занятия

– О чем мы говорили сегодня на занятии?
– Что нового узнали?
– Посмотрите в окно, покажите мне птицу.

VII. Домашнее задание

Нарисовать любую из птиц родного края.

Литература

1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – С. 159: ил.
2. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить зрение у детей. – М.: Сталкер, 1999.
3. Демирчоглян Г.Г. Тренируйте зрение. – М.: Советский спорт, 1990.
4. Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – С. 63: ил.
5. Корбетт М. Д. Как приобрести хорошее зрение без очков. – СПб.: Лань, 1999.
6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – С. 94: ил.
6. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная пресса, 2004. С. 64. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 10)
7. Развивающие игры: знания и сообразительность. – СПб.: Дельта, 1998.

______________

За основу курса «Развитие зрительного восприятия и охрана зрения» взята «Коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога», разработанная В.Е. Бобровой с коррективами М.В. Журавлевой.

Екатерина Бакарченко ,
педагог коррекционной школы для детей с ТНР, г. Новокузнецк, Кемеровская область