Экологическая обстановка на Урале
не радует, и качество питания наших учеников до
сих пор низкое, при этом дети перегружены
учебными программами. Отсюда – повышенная
утомляемость учащихся, неврозы не только детей,
но и учителей. Поэтому в школах необходимо
использовать приемы лечебной коррекции.
В начальных классах надо делать до 5 перерывов на
уроке – для физкультминутки, для упражнений
психологической разгрузки, для смехотерапии, для
упражнений по звукоподражанию, для
музыкотерапии, ароматерапии, использовать
элементы точечного массажа, цветотерапии.
На своих уроках я постоянно использую методы
психофизической разгрузки. Предлагаю
воспользоваться моим опытом и вам
Упражнения для снятия общей усталости
1. Заложите руки за голову и,
откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте
несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет
болеть от напряжения.
2. Поднимите руки до уровня груди, соедините
ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые
ладони вперед и назад. Так отдыхают усталые руки.
3. Крепко обопритесь руками о сиденье стула.
Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так
отдыхают плечи.
Точечный массаж головы и шеи
1. Массируем область лба – 2-, 3-, 4-м
пальцами.
2. Массируем заднюю поверхность шеи.
Физическая зарядка для глаз
1. Зажмуриваем и широко открываем
глаза 5–6 раз подряд с интервалом в 30 секунд.
2. Смотрим вверх – вниз, вправо – влево, не
поворачивая головы.
3. Вращаем глазами по кругу, вниз, вправо, вверх,
влево.
4. Быстро моргаем 1–2 минуты.
5. Массажируем веки круговыми движениями.
Гимнастика для ума
1. Утренняя зарядка под музыку.
Двигаются правая рука и левая нога и наоборот, в
это же время вращаем глазами во всех
направлениях. Когда оба полушария мозга работают
одновременно, новая информация лучше
усваивается.
2. Рисуем «8» три раза каждой рукой, затем обеими
руками одновременно. Рисуем одновременно обеими
руками цифры, буквы, пишем словарные слова –
расслабляем мышцы рук, снимаем напряжение глаз.
Писать становится легче.
3. Пишем слова в воздухе носом, коленом, ухом. Так
мы их лучше запоминаем.
А вот быстрый способ улучшить самочувствие: положите
руку на живот, медленно, надуваясь как шар, делаем
вдох и медленно выдыхаем, как будто дуем на
перышко.
Сидя за партой: едем на велосипеде, поем веселую
песню, касаемся локтем то одной, то другой руки
противоположного колена.
Такие упражнения можно использовать в
качестве физкультминуток на любом уроке.
Следующее упражнение позволяет снять
напряжение, которое возникает при длительном
чтении сидя. Возьмитесь правой рукой за левое
плечо и сожмите его. Отверните голову в другую
сторону. Глубоко вдохните и отведите плечи назад.
Верните голову в исходное положение. Опустите
подбородок на грудь и глубоко вдохните,
расслабив мускулы. Повторите на другом плече.
Когда вам кажется, что вы все забыли, положите
голень одной ноги на колено другой ноги, мягко
нажмите на лодыжку, одновременно сгибая и
разгибая ступню. Это упражнение стимулирует работу
памяти.
Одной из форм психофизической разгрузки
является музыкотерапия. Музыка влияет на пульс и
дыхание, оказывает влияние на холестериновый
обмен, спокойная музыка способствует
нормализации вегетативной нервной системы.
Музыку можно использовать при проведении
физзарядки на уроке. Часто на уроках я использую
упражнение-звукоподражание. Гласные звуки поем,
подражаем голосам животных.
Оказывается, «и-и-и» повышает настроение.
«Ее-ее-ее» – тренирует горло.
«О-оо-оо» – горло лечит.
«А-а-а» – снимает напряжение.
На начальном этапе обучения в 1-м
классе мы с учениками все тексты поем, таким
образом снимается напряжение при чтении.
Использую на уроках для отдыха и цветотерапию
одновременно с зарядкой для глаз.
Не отрываясь, смотрим на желтый цвет 2–3
секунды.
1. Желтый цвет – это хорошее настроение,
стимулирует зрение, успокаивает.
2. Фиолетовый – расслабляет психику.
3. Зеленый – успокаивает, понижается кровяное
давление.
4. Оранжевый – чувство веселья, способствует
пищеварению.
А чтение по Кушниру под
магнитофон – это прямо-таки
здоровьесберегающая технология. Первый шаг –
следить пальчиком по тексту, находить слышимое
слово. Затем предлагаю читать ребенку шепотом
вместе с диктором, затем громко, а в последующем и
обгонять диктора.
Следует обратить внимание на то, что слабые
ученики не мешают двигаться вперед сильным, а
сильные не создают для слабых ситуацию неуспеха.
Все слишком заняты: интересный сюжет, магнитофон
постоянно поддерживает ритм работы. Слабые
достаточно хорошо понимают содержание, что
позволяет им активно участвовать в его
обсуждении, быть успешными при оценке понимания
прочитанного текста. У учителя есть время дойти
до каждого.
Если все эти упражнения, приемы, методы
использовать постоянно и в системе – результат
для здоровья будет положительным.