Забота о здоровье детей должна
находиться в центре внимания семьи и школы.
Воспитывать уважительное отношение к своему
здоровью необходимо с самого детства. По мнению
медицинских работников, 75% всех болезней
закладываются в детские годы. Главные пороки XXI
века – накапливание отрицательных эмоций без
физической разрядки, переедание и гиподинамия.
Для того чтобы сохранить баланс двигательной
активности, школьник должен ежедневно делать
23–30 тысяч шагов. По данным российских ученых, 51%
детей вообще не выходит на улицу по возвращении
из школы, 73% школьников не устраивают перерыва
между приготовлением уроков. Тем временем
возраст от года до 15 лет гораздо важнее для
сохранения здоровья, чем от 15 до 60 лет.
Как помочь ребенку начать жить активной,
интересной, полноценной жизнью? Как сделать так,
чтобы учение в школе вызвало прилив энергии,
обучение было радостным, чтобы ребенок рос
здоровым физически и нравственно? Многое для
изменения сложившейся ситуации может сделать
семья, в которой растет ребенок. Только человек,
живущий в гармонии с собой и миром, будет
действительно здоров.
Цель курса: сформировать у родителей
ответственное отношение к здоровью своих детей,
помочь им осознать важность физического
воспитания для гармоничного развития
школьников, разработать конкретные
рекомендации, как осуществлять эту работу дома,
какие создать условия, чтобы ребенок рос
здоровым.
Содержание курса: значение режима дня в
жизни школьника, рациональное питание,
взаимоотношения в семье, стили и методы
воспитания, закаливание детей и многое другое.
Тематика занятий составлена по
параллелям, в каждой из них в год запланировано
по восемь занятий. Структура занятий такова:
каждой теме отводится 2 часа (лекция – 1 час и
практикум – 1 час). Лекции читают специалисты:
учителя, психологи, социологи, медицинские
работники. Практикум предполагает использование
различных форм, таких, как круглый стол, конкурсы,
интеллектуальные игры, тесты, просмотр и
обсуждение кинофильмов, ролевые игры, «Интервью
по вашей просьбе…», составление различных
программ, памяток, способствующих формированию
культуры здоровья и позволяющих объединить
усилия всех участников образовательного
процесса, сделать родителей союзниками в
реализации программы «Школа, содействующая
здоровью».
По итогам учебного года проводится общешкольная
конференция родителей, учащихся начальной школы
на тему «Этому мы можем научить…» (обмен опытом
семейного воспитания, защита рефератов, выпуск
стенгазет, брошюр, памяток).
Программа может быть использована в
общеобразовательных учреждениях с целью
организации и проведения родительского
всеобуча.
Содержание программы
(32 часа)
1-й класс (8 часов)
Занятие № 1. Трудности адаптации
ребенка к школе. Условия для успешного
обучения в школе. Физиологические и
психологические условия адаптации ребенка к
школе.
Практикум. Тест «Готов ли ребенок к школе?».
Занятие № 2. Значение режима дня в жизни
школьника. Необходимость соблюдения и
выполнения режима дня для сохранения
физического, психического и эмоционального
равновесия ребенка. Оздоровительные минутки при
выполнении домашних заданий.
Практикум. Разработка памяток «Режим
дня – главный фактор здоровья».
Занятие № 3. Здоровье ребенка – основа
успешности в учении. Здоровье ребенка и
школьная нагрузка. Формирование у учащегося
привычки заботиться о своем здоровье. Питание и
отдых детей.
Практикум. Развитие памяти. Интеллектуальные
игры.
Занятие № 4. Телевизор в жизни семьи и
первоклассника. Достоинства и недостатки
общения ребенка с телевизором. Влияние
телевизионнных просмотров на психику ребенка.
Правила борьбы с телеманией.
Практикум. Принципы создания семейной
видеотеки.
2-й класс (8 часов)
Занятие № 1. Рациональное питание. Какое
питание считать рациональным. Правила питания.
Принципы составления меню.
Практикум. Конкурс на лучшее составление
меню завтрака школьника.
Занятие № 2. Способности ребенка. Как их
распознать. Что такое способности. Взаимосвязь
способностей и условий развития ребенка. Роль
семьи в развитии способностей.
Практикум. Праздник «Мы вместе», выпуск
фотогазеты «Узнаете меня?».
Занятие № 3. Учите детей быть здоровыми. Здоровье
и гигиена. Роль семьи в формировании у младших
школьников привычки к здоровому образу жизни,
ответственного отношения к своему здоровью.
Практикум. Вечер-портрет «Знакомьтесь:
семья…» (обмен опытом семейного воспитания).
Занятие № 4. Причины и последствия детской
агрессии. Причины детской агрессии.
Родительская власть, ее влияние на ребенка. Пути
преодоления детской агрессии.
Практикум. Просмотр и обсуждение кинофильма
«Чучело».
3-й класс (8 часов)
Занятие № 1. Взаимоотношения в
семье. Стиль и методы воспитания. Эффективность
различных стилей семейного воспитания. Пути,
средства и приемы построения гуманных
взаимоотношений с детьми в семье.
Практикум. Посещение театра «Всей
семьей – в театр!».
Занятие № 2. Как научиться понимать
ребенка. Анализ ситуаций, в которых возникают
трудности в общении с ребенком. Чувства детей в
разных ситуациях. Техника активного слушания.
Практикум. Ролевая игра «Ситуации?! – Нет
проблем!».
Занятие № 3. Что нужно знать
родителям о физиологии младших школьников? Особенность
физического развития младших школьников.
Физические возможности детей. Полезные советы на
каждый день.
Практикум. «Интервью по вашей просьбе…»
(встреча с детскими врачами-специалистами).
Занятие № 4. Компьютер и здоровье
ребенка. Достоинства и недостатки общения
ребенка с компьютером. Факторы, воздействующие
на организм ребенка при работе с компьютером.
Профилактика переутомления детей при занятиях
на компьютере.
Практикум. Круглый стол «Компьютер: «за» и
«против».
4-й класс (8 часов)
Занятие № 1. Поощрения и наказания
детей в семье. Взаимоотношения родителей и
детей. Виды поощрений и наказаний в семье.
Значение наказания и поощрения детей в семье.
Практикум. Конференция отцов. Выпуск брошюры.
Занятие № 2. Профилактика вредных
привычек младших школьников. Роль семьи в
профилактике вредных привычек.
Практикум. Конкурс плакатов, рисунков на тему
«Да!» – «Нет!».
Занятие № 3. Здоров ли ваш ребенок? Составляющие
здоровье ребенка. Режим питания. Восстановление
здоровья ребенка после болезни.
Практикум. Оценка физического и
психологического благополучия ребенка (тест).
Занятие № 4. Закаливание детей. Средства,
используемые для закаливания. Воздушные
солнечные процедуры. Водные процедуры.
Практикум. Составление примерной программы
закаливания, памятки «Как правильно закаливать
ребенка».
Литература
Серия книг «Ваш ребенок: азбука
здоровья и развития». – М.: Издательский центр
«ВЕНТАНА-ГРАФ», 2002:
Безруких М.М. Пора ли в школу?
Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш
ребенок?
Безобразова В.Н. Как сохранить
сердце ребенка здоровым.
Зайцева В.В. Зачем учиться
физкультуре.
Копылов Ю.А., Малыхина М.В.,
Полянская Н.В. Физическое воспитание младшего
школьника в семье.
Макеева А.Г. Как уберечь
ребенка от курения и знакомства с алкоголем.