|
Конфликтные личности и способы общения с нимиСеминар-практикумМы общаемся с людьми разного уровня культуры, с разными привычками и правилами поведения. Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди, просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются источниками повышенной опасности возникновения конфликтов. Можно выделить следующие типы конфликтных личностей: 1. Грубиян-«танк» – идет
напролом, не видит и не слышит окружающих.
Лучшее – уклониться от встречи с ним. Если это
невозможно, то надо подготовиться, в первую
очередь эмоционально. Сохраняйте эмоциональную
сдержанность, дайте ему выговориться, затем
привлекайте его внимание. Практические занятия по конфликтологии (По материалам «Примерные занятия по развитию навыков общения, формированию ценности здорового образа жизни и профилактике аддитивного поведения у подростков» Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков г. Рязани) Занятие № 1.
|
№ |
Приемы успешного общения |
Отметки об использованных приемах |
|||||||||
1 |
Доброжелательный тон общения |
||||||||||
2 |
Улыбка |
||||||||||
3 |
Открытый взгляд |
||||||||||
4 |
Вежливость |
||||||||||
5 |
Чувство юмора |
||||||||||
6 |
Готовность помочь |
Цель: дать понятие толерантности, обсудить необходимость взаимопомощи и сочувствия, границы толерантного отношения к поступкам окружающих.
Разминка.
«Общий ритм». Учащиеся стоят или
сидят в кругу, учитель задает определенный ритм,
ученики повторяют его.
«Чем мы похожи». Учитель приглашает в центр
круга одного из учащихся, в чем-либо похожего на
него (сходство необходимо озвучить). Выбранный
учащийся приглашает в круг следующего, тоже на
основании сходства с собой, и т.д., пока все
учащиеся не окажутся в кругу.
Групповая дискуссия.
Учителю необходимо побудить учащихся
задуматься над проблемой толерантности,
принятия окружающих людей независимо от их пола,
возраста, внешности, убеждений. Для этого можно
обсудить следующие вопросы:
– Во время игры мы обнаружили немало общего
между учащимися нашего класса. Легко ли это было?
Действительно ли мы во многом схожи?
– Часто ли мы с вами спокойно относимся к тому,
что мы разные? Вспомните примеры из собственных
отношений с одноклассниками, знакомыми.
– Кроме сверстников, мы общаемся с родителями и
другими взрослыми. Всегда ли удается мирно
уживаться с мамой и папой? Всегда ли мы ладим с
учителями?
– Какие различия между нами и другими людьми
порождают конфликты? Какие особенности
поведения могут вывести нас из себя?
– А есть ли в вашем окружении люди, к которым вы
относитесь терпимо, которых вы всегда готовы
понять и принять, чьи просьбы готовы выполнять,
чьи недостатки готовы простить?
Учитель: Ни один человек не живет
изолированно от других, он так или иначе связан с
другими людьми, имеет с ними те или иные
отношения. И каждый из нас в силу обстоятельств
может столкнуться с разными людьми, оказаться в
разных ситуациях. В окружающем мире существует
множество трудностей, и есть много людей, готовых
прийти к нам на помощь. Наверное, каждый знает,
как важна бывает поддержка в трудную минуту.
Каждый понимает, что важно сохранять
доброжелательные отношения с окружающими.
Почему же тогда возникают конфликты между
людьми, группами людей, целыми государствами? Эти
проблемы волнуют многих. Можно ли одинаково
хорошо относиться ко всем людям на земле? Как
воспитывать такое отношение?
Работа в малых группах.
Учитель предлагает учащимся в группах
дать определение толерантности.
Определения обсуждаются, сравниваются с готовым
определением, имеющимся у учителя. Во время
обсуждения необходимо обратить внимание на то,
что понятие «толерантность» имеет множество
сторон, каждый вкладывает в это понятие что-то
свое.
Групповая дискуссия «Границы толерантности».
Учитель: Мы обсудили различные
определения толерантности, говорили о том, как
важно принимать других людей, чтобы избежать
конфликтов. Но ведь ни для кого не секрет, что
есть люди, которые совершают преступления,
убивают, распространяют наркотики… Как
относиться к ним? Есть алкоголики и наркоманы…
Как быть толерантными в таких случаях? А если
человек совершил ошибку, не желая никому зла?
Заслуживает ли он принятия и помощи?
Мы знаем, что есть пороки, которые приносят
огромный вред. Хотелось бы верить, что
человечество найдет способ преодолеть их.
Поодиночке мы не в силах с ними справиться. Но
каждый из нас имеет право выбирать, к чему
стремиться, как строить свои отношения с
окружающими, принимать или отвергать то, что дают
нам другие люди, что предлагает общество, в
котором мы живем. Мы не можем не обращать
внимания на то зло, которое существует вокруг
нас, но мы вправе не принимать его и
противостоять ему.
Рефлексия занятия.
– Уместным ли был наш сегодняшний разговор? Какие чувства он вызвал?
Цель: овладеть навыками уверенного поведения в ситуации давления со стороны сверстников, отработать умение грамотно выразить и аргументировать свою позицию, не вступая в конфликт.
·Разминка «Все равно ты молодец».
Упражнение позволяет учащимся испытать на себе такой способ реагирования, при котором не наносится ущерб самоуважению партнера даже в затруднительном для него положении.
Учащиеся делятся на пары. Один из пары рассказывает другому о какой-либо трудной, неприятной ситуации, о собственном промахе, недостатке. Задача слушающего: суметь поддержать рассказчика, продолжив фразу «Все равно ты молодец, потому что…». Затем учащиеся в паре меняются ролями.
– Что чувствовал рассказчик? Получил ли он поддержку?
– Что чувствовал слушатель? Легко ли было поддерживать партнера?
Ролевая игра «Отказ».
Работа в малых группах. Учащиеся
делятся на три подгруппы, каждой предлагается
обсудить одну из предложенных учителем ситуаций
и придумать за 5 минут как можно больше
аргументов для отказа от нежелательного
предложения.
Примерные ситуации:
– одноклассник (сосед, лидер двора) просит
разрешения приготовить наркотик у тебя дома;
– одноклассник (сосед, лидер двора) просит
оставить на время у тебя дома какие-то вещи, о
которых никому нельзя рассказывать;
– одноклассник (сосед, лидер двора) просит
солгать его родителям, сказав, что какая-то его
вещь находится сейчас у тебя дома.
По истечении отведенного времени каждая из
подгрупп обсуждает получившиеся формулировки
отказа, решает, какие из «отказов» можно считать
уверенными, неуверенными, агрессивными.
Представление результатов. Подгруппы по
очереди разыгрывают свою ситуацию, демонстрируя
при этом по одному варианту уверенного,
неуверенного, агрессивного отказа.
Направления дальнейшего обсуждения:
– Как учащиеся отреагировали бы на подобную
просьбу в реальной жизни? К каким последствиям
это могло бы привести? Кто в ответе за эти
последствия?
– Легко ли нам отказываться выполнить ту или
иную просьбу окружающих? Надо ли уметь
отказываться от просьб и предложений? Как влияет
отказ на взаимоотношения?
– Какие формулировки отказа были эффективными, а
какие оставляли возможность дальнейшего
давления?
– В чем сложность и преимущества ответственного
поведения?
Подведение итогов занятия.
Ученики вместе с учителем составляют рекомендации по эффективному отказу от нежелательных и опасных просьб и предложений. Учитель комментирует те или иные способы отказа.
Примечания.
ШМожно использовать для обсуждения
памятку «Пять техник конструктивного
сопротивления»:
1) немедленно встаньте на свою позицию, не
увиливайте и не придумывайте «уважительных»
причин;
2) повторяйте свое «нет» вновь и вновь без
объяснения причин и без оправданий;
3) поменяйтесь местами и начните давить на
противника: «Почему ты на меня давишь?»;
4) откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об
этом больше говорить»;
5) предложите компромисс или альтернативный
вариант.
Особого внимания заслуживает техника
компромисса. Возможно обсуждение следующих
вопросов:
– Во всех ли случаях я готов идти на уступки? Есть
ли вопросы, в которых невозможно компромиссное
решение?
– Что чувствует человек, которого заставили
поступиться частью собственных интересов?