Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2008

Коллеги

Конфликтные личности и способы общения с ними

Семинар-практикум

Мы общаемся с людьми разного уровня культуры, с разными привычками и правилами поведения. Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди, просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются источниками повышенной опасности возникновения конфликтов.

Можно выделить следующие типы конфликтных личностей:

1. Грубиян-«танк» – идет напролом, не видит и не слышит окружающих. Лучшее – уклониться от встречи с ним. Если это невозможно, то надо подготовиться, в первую очередь эмоционально. Сохраняйте эмоциональную сдержанность, дайте ему выговориться, затем привлекайте его внимание.
Завладев вниманием, коротко и ясно выскажите свою точку зрения.
В чем-то признайте его претензии и постарайтесь как можно быстрее закончить разговор, не давая волю эмоциям. Уступите этому человеку в малом, чтобы успокоить его. Если же вы избрали иной подход, то лучше сначала дать такому человеку «выпустить пар».
2. Грубиян-«крикун» – когда разозлен, испуган или расстроен, сразу повышает голос. Не надо переходить на его стиль, следует постараться проявить внимание и сочувствие.
3. Грубиян-«граната» (близок ко второму типу) – довольно мирный человек, но совершенно неожиданно может взорваться (как правило, из-за возникшего чувства беспомощности, ощущения утраты контроля над ситуацией). Надо дать человеку возможность восстановить чувство контроля и успокоить его.
4. «Привычный крикун» – по-другому не умеет решать проблемы (совершенно безопасен). Самое простое решение – не обращать на него внимания и делать свое дело.
5. «Агрессивист» – постоянно задирает других, говорит колкости и раздражается, если его не слушают.
6. «Всезнайка» – постоянно перебивает, выпячивает свое превосходство. При этом «всезнайки» хотят, чтобы об их «превосходстве» знали другие. Но довольно часто оказывается, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли. Лучше не спорить, делать вид, что считаетесь с его мнением, сделать его «наставником».
7. «Пессимист» – может создать немалые трудности. Во всем видит плохое. Полезно опередить его в негативных высказываниях, найти полезное в его позиции, пусть даже утрированно, и он скорее всего станет вашим союзником.
8. «Пассивно агрессивный» – не возражает и не сопротивляется открыто, но старается достигнуть своих целей за счет других. Внешне демонстрирует готовность к сотрудничеству, но на деле либо сделает работу наполовину, либо не вовремя и небрежно. Не надо принимать его поведение близко к сердцу. Таким людям надо давать четкие указания и постоянно их контролировать.
9. «Сверхпокладистый» – со всем соглашается, предлагает свою помощь, но ничего не делает. На все замечания сильно обижается, т.к. думает, что все делает от чистого сердца. Очень хочет понравиться и набирает обязательства, с которыми не в силах справиться. Важно понять его реальные возможности, не давить на него, выразить симпатию и давать выполнимые задания. Если вы считаете необходимым продолжать общение с таким человеком, то ключ к решению проблемы состоит в том, чтобы показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны. Сделайте акцент на том, что вас беспокоит его непоследовательность.
10. «Хронический обвинитель» – всегда выискивает ошибки других, считая, что он прав, а обвиняя, можно решить проблему.
11. «Молчун» – спокоен, немногословен и невозмутим. Эти люди также представляют потенциальную опасность для возникновения конфликта, ибо причины их скрытности посторонним неизвестны. Чтобы понять, что они думают, задайте несколько вопросов в такой форме, которая не позволит ответить лишь «да» или «нет». Ставьте вопросы так: «Что вы думаете по этому поводу?».
12. «Тайный мститель» – причиняет неприятности с помощью махинаций, считая, что таким образом восстанавливает справедливость.
13. «Скрытый агрессор» («снайпер») старается причинять людям неприятности с помощью закулисных махинаций, колкостей и других скрытых проявлений агрессии. Если вы решили, что уклониться или терпеть такого человека – это не для вас, дайте понять атакующему, что вы выше интриг: «Чего вы добиваетесь этим?». Если он начнет отрицать факты, приведите доказательства.
14. «Нерешительный», или «стопор», – не может принять какое-либо решение, так как боится ошибиться.
15. «Максималист» – хочет всего прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости или нет возможностей.
16. «Ложный альтруист» – делает добро, но в глубине души сильно об этом сожалеет. Может проявить саботаж, востребовать подаренное назад или потребовать компенсации.
17. «Жалобщик» – всегда на что-то сетует, но сам ничего не делает, так как не хочет брать на себя ответственность. Сначала выслушайте жалобщика. Не важно, прав он или нет. Он страстно желает быть услышанным. Это одна из причин того, что он постоянно недоволен. Покажите, что вы поняли сказанное, например, повторив это иными словами. Затем переведите разговор на иную тему.
18. «Разгневанный ребенок». Обычно человек, который ведет себя подобным образом, испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль. Чтобы избежать эскалации конфликта (если вы решили не уклоняться от него совсем), дайте человеку накричаться. Пусть он убедится, что вы его слушаете. А потом дайте ему понять, что он контролирует ситуацию, и тем самым успокойте его.
19. «Невинный лгун» – заметает следы ложью, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что – нет.

Практические занятия по конфликтологии

(По материалам «Примерные занятия по развитию навыков общения, формированию ценности здорового образа жизни и профилактике аддитивного поведения у подростков» Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков г. Рязани)

Занятие № 1.
«Конфликтные ситуации?! –
Нет проблем…»

  • Разминка.

«Народная мудрость». Учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает карточки со словами и сочетаниями слов, относящимися к различным пословицам (необходимо проследить, чтобы среди карточек у каждой команды были хотя бы две, относящиеся к одному и тому же выражению).
Задача команд – понять, какую пословицу можно собрать и какие ненужные карточки поменять на нужные у других команд. Побеждает команда, сумевшая быстрее других собрать выражение. Упражнение заканчивается, когда это сделают все команды.
Примеры пословиц:

Худой мир лучше доброй ссоры.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба дружбой, а служба службой.
Две собаки грызутся – третья не приставай.
Говорить правду – терять дружбу.

Обсуждение:

– С какими из этих пословиц вы согласны, а какие, по-вашему, неверны?
– Чем похожи все эти выражения? (Учитель подводит участников к теме занятия, говорит, что речь пойдет о сложных ситуациях общения – конфликтах.)
– Что означает слово «конфликт»?

Конфликт – столкновение противоположных интересов, мнений (вместе с группой привести примеры, определить, какие интересы сторон были затронуты).
В конфликте обычно участвуют две стороны, два человека или две группы людей. Окружающие люди могут вмешиваться в спор, чтобы поддержать одну из сторон. Из-за этого ситуация может только осложниться, ведь со стороны иногда бывает очень непросто разобраться, кто прав, кто виноват.
– Можно ли обойтись совсем без конфликтов?
Поскольку у разных людей различные интересы и мнения, споров не избежать. Чтобы сохранить дружеские отношения и собственное здоровье, необходимо искать выход из конфликтной ситуации.

  • Коммуникации в различных ситуациях.

Учащиеся с помощью учителя вспоминают приемы, которые позволяют сделать общение успешным. Признаки успешного общения записываются на доске, каждый из учеников готовит для себя оценочный бланк.

  • Ролевая карусель.

Учащиеся сидят парами, образуя два круга, лицом друг к другу. Учитель читает ситуацию и задание: начать разговор и поддерживать его в течение 1–2 минут.
Прослушав ситуацию, внешний круг начинает разговор, а внутренний поддерживает его. Затем внешний круг перемещается на одно место вправо. Читается следующая ситуация, но теперь разговор начинает внутренний круг и т.д. (смену ролей во внешнем и внутреннем кругах удобно регулировать с помощью хлопка: один хлопок – говорит внешний круг, два – внутренний). По окончании каждого задания учащийся получает отметки об использованных им приемах общения – собеседник ставит галочку в бланке.
Примерные ситуации:
– Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но очень долго не видели, покажите, как вы рады этой встрече.
– Перед вами незнакомый человек, вы хотите с ним заговорить, так как он вам понравился; познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится и т.д.
– Вы гуляете один по улице, во дворе вы видите маленького ребенка, который испугался чего-то и вот-вот расплачется…
– Младший брат делает домашнее задание, но что-то у него не получается. Вы слышите, как он тяжело вздыхает…
– В транспорте пассажир читает интересную книгу, вам необходимо передать плату кондуктору только через этого пассажира, вы уже просили его, но он не слышит, сделайте так, чтобы он передал ваши деньги.
– Вам нужно выходить из переполненного троллейбуса, а возле дверей стоит женщина с огромными сумками, которая выходить не собирается, а обойти ее нет никакой возможности. Ваши действия?
– Ваша учительница поставила вам тройку за контрольную работу, но вы считаете, что она явно занизила оценку, и уверены, что можете доказать это. Работа у вас в руках, поговорите с учительницей, чтобы она исправила оценку.
– Вы опаздываете на важный урок, а учитель обычно не пускает после звонка. Попробуйте договориться с ним.
– Вы очень хотите пойти на дискотеку, так как там будет человек, который вам симпатичен, но одной (одному) не хочется, подруга (друг) ссылается на неотложные дела. Попробуйте уговорить ее (его) пойти с вами.
– Вы сегодня дежурный по классу, после уроков вам необходимо вымыть полы. И в то же время вам надо срочно уйти. Договоритесь с одноклассником, чтобы он за вас отдежурил.
– Учитель приглашает вас к доске и предлагает отвечать по теме, которую вы пропустили по неуважительной причине. Ваши действия?
– Мама попросила вас вынести мусор, но вы забыли об этом. Мама пришла с работы усталая и теперь сердится.
– В гостях у подруги вы случайно разбили дорогую вазу. Подруга сильно расстроена. Попытайтесь ее утешить.
– Вы брали у приятеля диск с компьютерной игрой, теперь диск почему-то не работает. Приятель говорит, что это вы его испортили.
Обсуждение: учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, вспоминают, какие ситуации были самыми трудными, делают выводы о своих собственных сильных и слабых сторонах в общении, о возможностях преодоления конфликтных ситуаций.

  • Подведение итогов занятия, отзывы учащихся.

Пример бланка

Приемы успешного общения

Отметки об использованных приемах

1

Доброжелательный тон общения

                   

2

Улыбка

                   

3

Открытый взгляд

                   

4

Вежливость

                   

5

Чувство юмора

                   

6

Готовность помочь

                   

Занятие № 2.
«Толерантность»

Цель: дать понятие толерантности, обсудить необходимость взаимопомощи и сочувствия, границы толерантного отношения к поступкам окружающих.

  • Разминка.

«Общий ритм». Учащиеся стоят или сидят в кругу, учитель задает определенный ритм, ученики повторяют его.
«Чем мы похожи». Учитель приглашает в центр круга одного из учащихся, в чем-либо похожего на него (сходство необходимо озвучить). Выбранный учащийся приглашает в круг следующего, тоже на основании сходства с собой, и т.д., пока все учащиеся не окажутся в кругу.

  • Групповая дискуссия.

Учителю необходимо побудить учащихся задуматься над проблемой толерантности, принятия окружающих людей независимо от их пола, возраста, внешности, убеждений. Для этого можно обсудить следующие вопросы:
– Во время игры мы обнаружили немало общего между учащимися нашего класса. Легко ли это было? Действительно ли мы во многом схожи?
– Часто ли мы с вами спокойно относимся к тому, что мы разные? Вспомните примеры из собственных отношений с одноклассниками, знакомыми.
– Кроме сверстников, мы общаемся с родителями и другими взрослыми. Всегда ли удается мирно уживаться с мамой и папой? Всегда ли мы ладим с учителями?
– Какие различия между нами и другими людьми порождают конфликты? Какие особенности поведения могут вывести нас из себя?
– А есть ли в вашем окружении люди, к которым вы относитесь терпимо, которых вы всегда готовы понять и принять, чьи просьбы готовы выполнять, чьи недостатки готовы простить?
Учитель: Ни один человек не живет изолированно от других, он так или иначе связан с другими людьми, имеет с ними те или иные отношения. И каждый из нас в силу обстоятельств может столкнуться с разными людьми, оказаться в разных ситуациях. В окружающем мире существует множество трудностей, и есть много людей, готовых прийти к нам на помощь. Наверное, каждый знает, как важна бывает поддержка в трудную минуту. Каждый понимает, что важно сохранять доброжелательные отношения с окружающими. Почему же тогда возникают конфликты между людьми, группами людей, целыми государствами? Эти проблемы волнуют многих. Можно ли одинаково хорошо относиться ко всем людям на земле? Как воспитывать такое отношение?

  • Работа в малых группах.

Учитель предлагает учащимся в группах дать определение толерантности.
Определения обсуждаются, сравниваются с готовым определением, имеющимся у учителя. Во время обсуждения необходимо обратить внимание на то, что понятие «толерантность» имеет множество сторон, каждый вкладывает в это понятие что-то свое.

  • Групповая дискуссия «Границы толерантности».

Учитель: Мы обсудили различные определения толерантности, говорили о том, как важно принимать других людей, чтобы избежать конфликтов. Но ведь ни для кого не секрет, что есть люди, которые совершают преступления, убивают, распространяют наркотики… Как относиться к ним? Есть алкоголики и наркоманы… Как быть толерантными в таких случаях? А если человек совершил ошибку, не желая никому зла? Заслуживает ли он принятия и помощи?
Мы знаем, что есть пороки, которые приносят огромный вред. Хотелось бы верить, что человечество найдет способ преодолеть их. Поодиночке мы не в силах с ними справиться. Но каждый из нас имеет право выбирать, к чему стремиться, как строить свои отношения с окружающими, принимать или отвергать то, что дают нам другие люди, что предлагает общество, в котором мы живем. Мы не можем не обращать внимания на то зло, которое существует вокруг нас, но мы вправе не принимать его и противостоять ему.

  • Рефлексия занятия.

– Уместным ли был наш сегодняшний разговор? Какие чувства он вызвал?

Занятие № 3.
«Я говорю «нет»

Цель: овладеть навыками уверенного поведения в ситуации давления со стороны сверстников, отработать умение грамотно выразить и аргументировать свою позицию, не вступая в конфликт.

·Разминка «Все равно ты молодец».

Упражнение позволяет учащимся испытать на себе такой способ реагирования, при котором не наносится ущерб самоуважению партнера даже в затруднительном для него положении.

Учащиеся делятся на пары. Один из пары рассказывает другому о какой-либо трудной, неприятной ситуации, о собственном промахе, недостатке. Задача слушающего: суметь поддержать рассказчика, продолжив фразу «Все равно ты молодец, потому что…». Затем учащиеся в паре меняются ролями.

– Что чувствовал рассказчик? Получил ли он поддержку?

– Что чувствовал слушатель? Легко ли было поддерживать партнера?

  • Ролевая игра «Отказ».

Работа в малых группах. Учащиеся делятся на три подгруппы, каждой предлагается обсудить одну из предложенных учителем ситуаций и придумать за 5 минут как можно больше аргументов для отказа от нежелательного предложения.
Примерные ситуации:
– одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома;
– одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить на время у тебя дома какие-то вещи, о которых никому нельзя рассказывать;
– одноклассник (сосед, лидер двора) просит солгать его родителям, сказав, что какая-то его вещь находится сейчас у тебя дома.
По истечении отведенного времени каждая из подгрупп обсуждает получившиеся формулировки отказа, решает, какие из «отказов» можно считать уверенными, неуверенными, агрессивными.
Представление результатов. Подгруппы по очереди разыгрывают свою ситуацию, демонстрируя при этом по одному варианту уверенного, неуверенного, агрессивного отказа.
Направления дальнейшего обсуждения:
– Как учащиеся отреагировали бы на подобную просьбу в реальной жизни? К каким последствиям это могло бы привести? Кто в ответе за эти последствия?
– Легко ли нам отказываться выполнить ту или иную просьбу окружающих? Надо ли уметь отказываться от просьб и предложений? Как влияет отказ на взаимоотношения?
– Какие формулировки отказа были эффективными, а какие оставляли возможность дальнейшего давления?
– В чем сложность и преимущества ответственного поведения?

  • Подведение итогов занятия.

Ученики вместе с учителем составляют рекомендации по эффективному отказу от нежелательных и опасных просьб и предложений. Учитель комментирует те или иные способы отказа.

Примечания.

ШМожно использовать для обсуждения памятку «Пять техник конструктивного сопротивления»:
1) немедленно встаньте на свою позицию, не увиливайте и не придумывайте «уважительных» причин;
2) повторяйте свое «нет» вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий;
3) поменяйтесь местами и начните давить на противника: «Почему ты на меня давишь?»;
4) откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше говорить»;
5) предложите компромисс или альтернативный вариант.
Особого внимания заслуживает техника компромисса. Возможно обсуждение следующих вопросов:
– Во всех ли случаях я готов идти на уступки? Есть ли вопросы, в которых невозможно компромиссное решение?
– Что чувствует человек, которого заставили поступиться частью собственных интересов?