|
Учебный курс «Профилактика употребления психоактивных веществ»(9-й класс)Пояснительная записка«Основы здорового образа жизни и профилактики употребления психоактивных веществ» – курс, который предлагается ученикам старших классов с целью первичной профилактики наркологических заболеваний среди школьников. Курс является частью школьного проекта «Мой радужный мир» (5–11-е классы). Цели: – изучение научных данных о вреде
психоактивных веществ (ПАВ); Содержание программы (34 часа) Тема № 1. Возникновение алкоголизма и наркомании. Краткая характеристика подросткового возраста. Факторы риска возникновения и развития наркомании и алкоголизма. Тема № 2. Понятие о легальных и нелегальных наркотиках. Табакокурение, алкоголь и другие психоактивные вещества. Легальные и нелегальные ПАВ. Алкоголь. Никотин. Наркотики. Лекарственные препараты. Воздействие ПАВ на организм человека. Тема № 3. Пристрастие и зависимость. об алкоголизме в семье – важные аспекты. Понятие о пристрастии и зависимости. Виды зависимости. Взаимодействие с членом семьи, зависимым от алкоголя. Тема № 4. Формирование зависимости от психоактивных веществ. Причины развития зависимости от никотина, формирование зависимости от алкоголя. Характерные признаки алкоголизма. Зависимость от наркотиков. Тема № 5. Понятие о созависимости. Формирование созависимости. Созависимость как комплекс особых приобретенных черт личности. Симптомы созависимости. Анкета для выявления созависимости. Рекомендации созависимым. Тема № 6. Наркомания и делинквентное поведение. Наркотики и закон. Наркомания – одна из причин делинквенции. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в России. Наказания за действия, связанные с наркотическими средствами. Тема № 7. Теоретические и практические основы профилактики наркомании и алкоголизма. Развитие факторов, способствующих здоровью. Теория мотивации. Теория жизненных навыков. Деятельность, альтернативная наркотизации. Концепция социальной поддержки. Виды профилактики. Тема № 8. Профилактика зависимости от алкоголя и других ПАВ. Стратегия разрешения проблем. Стратегия избегания. Развитие навыков эмпатии, аффилиации и социальной компетентности. Выбор и ответственность. Понятие группового давления и принятие собственного решения. Альтернативы употреблению ПАВ, способы решения проблем и времяпровождения. Тема № 9. Психологическая реабилитация лиц, зависимых от психоактивных веществ. Мотивация. Формирование мотивационной готовности к лечению и изменению своего поведения. Профилактика рецидивов. Тема № 10. Социальная адаптация как фактор защиты в ситуациях повышенного риска. Понятие об адаптации. Развитие рефлексии, ситуативного мышления и толерантности. Стресс и дистресс. Стратегия выхода из стрессовой ситуации. Понятие о «Я-концепции» (самооценка, отношение к себе). Игровые и ситуативные задания для практических занятий1. Игровое упражнение «Магниты». Учащиеся образуют пары на основе общих
интересов. 2. Ситуативное задание «Ритуал». Учащимся предлагается
проанализировать один из ежедневных ритуалов в
семье. 3. Упражнение «Ассоциативный кроссворд». Цель: кроссворд на слово «наркотик» дает возможность плавно войти в тему, выявить уровень информированности учащихся по данной проблеме. 4. Игра «Телепат». Цель: проверка способности учащихся оценивать образ мышления группы людей, развитие интеллектуального контакта с внешним социальным миром. 5. Игровое упражнение «Солнце и туча». Цель: развить умение анализировать свои чувства и выражать их. 6. Упражнение «Незаконченное предложение». Цель: развить рефлексию, умение обсуждать собственные чувства, стимулировать поиск возможных альтернатив поведения. (Возможное начало предложений: «Если я в ярости, то…»; «Если я в печали, то…»; «Если я боюсь, то…»; «Если я горжусь собой, то…»; «Если я хочу с кем-то познакомиться, то…»). 7. Упражнение «Рекламный агент». Цель: формировать умение
объективно оценивать рекламу. 8. Ролевые ситуативные игры: «Новичок», «День рождения друга», «Сильный», «Рецепт от нерешительности», «Маменькин сынок». Цель: формировать умение делать выбор и нести за него ответственность, подсказать модели поведения в сложных ситуациях. 9. Ситуативные упражнения «Правила отказа». Цель: сформировать умение отказаться от чего-либо и сохранить при этом отношения с предлагающим человеком. 10. Игра «Рюкзак друга». Цель: активизация правил отказа, выбор альтернативного поведения. 11. Упражнение «Ценности жизни» (выполняется под музыку.) Цель: сформировать жизненные ценности, научить выделять приоритет. 12. Игра «Волшебник». Цель: выявить позитивный настрой,
развить положительные эмоции. 13. Игра «Запретный предмет». Цель: выявить среди учащихся группы риска, развить рефлексию у подростков. 14. Игровые упражнения «Часики». Цель: выявить адаптивные способности учащихся. 15. Упражнение «Ладошка». Цель: сформировать умение находить друг у друга положительные качества, умение выражать симпатию каждому однокласснику, позитивно оценивать окружающих. 16. Упражнение «Моя радуга». Цель: сформировать умение определять у себя положительные качества, ценить их, повышать собственную самооценку. Вопросы для подготовки к зачету: 1. Перечислите факторы риска
употребления ПАВ. Тематика докладов и рефератов 1. Вредные привычки. Литература
Светлана Волкова ,
|