Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2008

Коллеги

Учебный курс «Профилактика употребления психоактивных веществ»

(9-й класс)

Пояснительная записка

«Основы здорового образа жизни и профилактики употребления психоактивных веществ» – курс, который предлагается ученикам старших классов с целью первичной профилактики наркологических заболеваний среди школьников. Курс является частью школьного проекта «Мой радужный мир» (5–11-е классы).

Цели:

– изучение научных данных о вреде психоактивных веществ (ПАВ);
– формирование собственной устойчивой позиции по отношению к ПАВ;
– содействие социальной адаптации учащихся путем привития им практических навыков здорового образа жизни.
Реализация данных целей предполагает решение следующих задач:
– усвоение основных теоретических понятий о формировании различных видов зависимостей, в том числе наркотической;
– получение адекватной информации об изменениях, происходящих с индивидом в ходе употребления ПАВ;
– расширение общего кругозора, необходимого для уверенного поведения в социуме;
– приобретение практических навыков поведения в нестандартных жизненных ситуациях (ситуация отказа от употребления ПАВ, дискуссия, диалог, противостояние неформальным группам и др.);
– воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни.
Семинарские занятия с элементами тренинга – одна из активных форм учебного процесса. Они позволяют подвести итоги усвоения знаний, полученных во время лекционных занятий, выработать практические навыки в ходе тренинговых упражнений и игр, повысить уровень рефлексии учащихся путем самостоятельной работы в ходе подготовки докладов и рефератов.
По завершении обучения проводится зачет.
Структура и содержание курса «Основы здорового образа жизни и профилактики употребления ПАВ» составлены в соответствии с изложенными целями и задачами и направлены на получение знаний в вопросах профилактики употребления ПАВ.
Программа может быть использована в общеобразовательных учреждениях.

Содержание программы (34 часа)

Тема № 1. Возникновение алкоголизма и наркомании.

Краткая характеристика подросткового возраста. Факторы риска возникновения и развития наркомании и алкоголизма.

Тема № 2. Понятие о легальных и нелегальных наркотиках. Табакокурение, алкоголь и другие психоактивные вещества.

Легальные и нелегальные ПАВ. Алкоголь. Никотин. Наркотики. Лекарственные препараты. Воздействие ПАВ на организм человека.

Тема № 3. Пристрастие и зависимость. об алкоголизме в семье – важные аспекты.

Понятие о пристрастии и зависимости. Виды зависимости. Взаимодействие с членом семьи, зависимым от алкоголя.

Тема № 4. Формирование зависимости от психоактивных веществ.

Причины развития зависимости от никотина, формирование зависимости от алкоголя. Характерные признаки алкоголизма. Зависимость от наркотиков.

Тема № 5. Понятие о созависимости. Формирование созависимости.

Созависимость как комплекс особых приобретенных черт личности. Симптомы созависимости. Анкета для выявления созависимости. Рекомендации созависимым.

Тема № 6. Наркомания и делинквентное поведение. Наркотики и закон.

Наркомания – одна из причин делинквенции. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в России. Наказания за действия, связанные с наркотическими средствами.

Тема № 7. Теоретические и практические основы профилактики наркомании и алкоголизма.

Развитие факторов, способствующих здоровью. Теория мотивации. Теория жизненных навыков. Деятельность, альтернативная наркотизации. Концепция социальной поддержки. Виды профилактики.

Тема № 8. Профилактика зависимости от алкоголя и других ПАВ.

Стратегия разрешения проблем. Стратегия избегания. Развитие навыков эмпатии, аффилиации и социальной компетентности. Выбор и ответственность. Понятие группового давления и принятие собственного решения. Альтернативы употреблению ПАВ, способы решения проблем и времяпровождения.

Тема № 9. Психологическая реабилитация лиц, зависимых от психоактивных веществ.

Мотивация. Формирование мотивационной готовности к лечению и изменению своего поведения. Профилактика рецидивов.

Тема № 10. Социальная адаптация как фактор защиты в ситуациях повышенного риска.

Понятие об адаптации. Развитие рефлексии, ситуативного мышления и толерантности. Стресс и дистресс. Стратегия выхода из стрессовой ситуации. Понятие о «Я-концепции» (самооценка, отношение к себе).

Игровые и ситуативные задания для практических занятий

1. Игровое упражнение «Магниты».

Учащиеся образуют пары на основе общих интересов.
Цель: выяснить внутренние интересы, индивидуальные качества учащихся.

2. Ситуативное задание «Ритуал».

Учащимся предлагается проанализировать один из ежедневных ритуалов в семье.
Цель: развить рефлексию, умение анализировать зависимое поведение.

3. Упражнение «Ассоциативный кроссворд».

Цель: кроссворд на слово «наркотик» дает возможность плавно войти в тему, выявить уровень информированности учащихся по данной проблеме.

4. Игра «Телепат».

Цель: проверка способности учащихся оценивать образ мышления группы людей, развитие интеллектуального контакта с внешним социальным миром.

5. Игровое упражнение «Солнце и туча».

Цель: развить умение анализировать свои чувства и выражать их.

6. Упражнение «Незаконченное предложение».

Цель: развить рефлексию, умение обсуждать собственные чувства, стимулировать поиск возможных альтернатив поведения. (Возможное начало предложений: «Если я в ярости, то…»; «Если я в печали, то…»; «Если я боюсь, то…»; «Если я горжусь собой, то…»; «Если я хочу с кем-то познакомиться, то…»).

7. Упражнение «Рекламный агент».

Цель: формировать умение объективно оценивать рекламу.
Учащимся предлагается придумать рекламу для алкогольных напитков или табачных изделий, в которой бы сообщалась правда о продукте.
(Например: алкоголь может вызвать у вас потерю сознания; алкоголь может привести вас к смерти на дорогах; курение способствует развитию рака легких и др.)

8. Ролевые ситуативные игры: «Новичок», «День рождения друга», «Сильный», «Рецепт от нерешительности», «Маменькин сынок».

Цель: формировать умение делать выбор и нести за него ответственность, подсказать модели поведения в сложных ситуациях.

9. Ситуативные упражнения «Правила отказа».

Цель: сформировать умение отказаться от чего-либо и сохранить при этом отношения с предлагающим человеком.

10. Игра «Рюкзак друга».

Цель: активизация правил отказа, выбор альтернативного поведения.

11. Упражнение «Ценности жизни» (выполняется под музыку.)

Цель: сформировать жизненные ценности, научить выделять приоритет.

12. Игра «Волшебник».

Цель: выявить позитивный настрой, развить положительные эмоции.
(Возможное начало ситуаций: «я бы стал…»; «допустил бы…»; «уважал бы…»; «сохранил бы…»; «забыл бы…»; «изменил бы…»; «закончил бы…»; «защищал бы…»; «боролся бы…»).

13. Игра «Запретный предмет».

Цель: выявить среди учащихся группы риска, развить рефлексию у подростков.

14. Игровые упражнения «Часики».

Цель: выявить адаптивные способности учащихся.

15. Упражнение «Ладошка».

Цель: сформировать умение находить друг у друга положительные качества, умение выражать симпатию каждому однокласснику, позитивно оценивать окружающих.

16. Упражнение «Моя радуга».

Цель: сформировать умение определять у себя положительные качества, ценить их, повышать собственную самооценку.

Вопросы для подготовки к зачету:

1. Перечислите факторы риска употребления ПАВ.
2. Какие могут быть способы защиты от риска употребления ПАВ.
3. Основные особенности подросткового возраста.
4. Какие существуют популярные мифы о подростках.
5. В чем риск приобщения к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным веществам?
6. Перечислите негативные последствия воздействия ПАВ на организм человека.
7. Что такое пристрастие и зависимость?
8. Каким образом реклама алкогольной и табачной продукции подталкивает к употреблению ПАВ?
9. Как развивается зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, никотина и др. наркотиков)? Характерные признаки алкоголизма.
10. Особенности взаимодействия с членом семьи, зависимым от алкоголя. Формы помощи зависимым от алкоголя.
11. Понятие о созависимости, ее симптомы. Условия формирования созависимого поведения.
12. Наркомания как причина асоциального поведения.
13. Наказание, предусмотренное российским законодательством за действия, связанные с наркотическими средствами.
14. Перечислите основные этапы стратегии разрешения проблемы.

Тематика докладов и рефератов

1. Вредные привычки.
2. Жизнь без наркотиков.
3. Наркомания как общесоциальная проблема.
4. Подростковая субкультура.
5. Влияние социальной среды и сверстников на подростка.
6. Формирование здорового поведения в школьной среде.
7. Современная история профилактики наркомании.
8. Влияние алкоголя на развитие ребенка.

Литература

  1.  Анохина И.П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости. // Руководство по наркологии: В 2 т. / Под ред. Н.Н. Иванца. – М., 2002.

  2.  Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М., 1984.

  3.  Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – Л., 1991.

  4. Маюров А.Н. Антиалкогольное воспитание. – М., 1987.

  5.  Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология. – М., 2002.

  6.  Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. – М., 2003.

  7.  Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Автореф. дисс. докт. мед. наук. – СПб., 1994.

  8.  Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиатр. и мед. психол. – 1994. – № 1. – С. 63–74.

  9.  Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Наркотики: проблемы и их решения. – М., 2000.

  10.  Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. – М., 2000.

  11.  Сирота Н.А., Ялтонский В.М. и др. Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков. От теории к практике. – М., 2001.

 

Светлана Волкова ,
педагог-психолог