Пояснительная записка
Учебный курс «Основы здоровья»
является частью школьного проекта «Колесо
здоровья» (2–4-е классы).
Приоритетной задачей курса является
формирование у ребенка позиции признания
ценности здоровья, чувства ответственности за
сохранение и укрепление своего здоровья,
расширение знаний и навыков по гигиенической
культуре.
Курс нацелен на всестороннее развитие личности
на фоне доступного в этом возрасте уровня
физической культуры.
Содержание курса охватывает
широкий круг вопросов:
– формирование жизненно важных гигиенических
навыков и полезных привычек;
– обучение школьников здоровому образу жизни;
– воспитание у детей любознательности,
честности, творческого подхода к любому делу.
В курсе 2-го класса выделяются
несколько содержательных линий. Одна из них
включает вопросы, связанные со здоровьем и
безопасной жизнедеятельностью ребенка, и
нацелена на формирование соответствующих
навыков.
Предусмотрено также обучение детей умению
ориентироваться в ситуациях, которые могут
представлять опасность на улице и дороге, на
воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и
т.д.
Важными содержательными линиями курса являются
формирование культуры здоровья, обучение умению
общаться с другими людьми – детьми и
взрослыми, освоение азбуки вежливости и
элементарных правил поведения среди других в
семье, в гостях, в общественных местах.
В 3-м классе в начале учебного года
изучается новая тема: «Мир людей». Основное ее
назначение – развитие личности младшего
школьника. Далее содержание программы
раскрывается в темах: «Человек среди людей», «Что
нас окружает».
В 4-м классе курс открывается темой
«Человек и его здоровье», нацеленной на
формирование представлений о человеке как части
живой природы, о строении и жизнедеятельности
нашего организма как единого целого. Большое
внимание уделено в этой теме вопросам гигиены.
Продолжается изучение темы «Будем беречь
здоровье», которая поможет ребятам узнать
особенности своего организма.
В курсе «Основы здоровья» используются
разнообразные методы и формы обучения. Материал
соответствует возрастным особенностям детей,
проводятся практические занятия (тренинги,
оздоровительные минутки, упражнения для глаз,
для осанки, дыхательные упражнения и пр.),
развивающие навыки учащихся.
Уроки по этой программе требуют творческого
подхода, который вырабатывается постепенно, с
учетом накопления знаний, практического опыта.
Занятия с детьми могут быть разных видов (игры,
комплекс упражнений, общение с природой и др).
В программе указано примерное количество часов
на изучение каждого раздела.
Программа может быть использована в
общеобразовательных учреждениях.
Содержание программы
2-й класс (34 часа)
Введение (1 ч.). Здоровый образ
жизни.
Профилактика заболеваний у младших школьников (10
ч.). Причины болезни. Признаки болезни. Как
здоровье? Кто и как предохраняет нас от болезней.
Как организм помогает себе сам. Здоровый образ
жизни. Какие врачи нас лечат. Инфекционные
болезни. Прививки от болезней. Что нужно знать о
лекарствах. Какие лекарства мы выбираем.
Домашняя аптечка.
Практическая работа: составление памятки
«Как правильно готовить уроки?».
Игра «Светофор».
Встреча с врачом-педиатром.
Игры-соревнования: «Кто больше?», «Полезно –
вредно».
Тесты: «Твое здоровье», «Умеешь ли ты
готовить уроки?».
Устные журналы: «Солнце, воздух и вода –
наши лучшие друзья», «Если хочешь быть
здоров – закаляйся!».
Человек и его здоровье (21 ч.). Отравление
лекарствами. Пищевые отравления. Безопасность
при любой погоде. Правила безопасного поведения
в доме, на улице, в транспорте. Опасность в нашем
доме. Как вести себя на улице. Правила
безопасного поведения на воде. Правила общения с
огнем. Как уберечься от ударов электрическим
током. Травмы бытовые, травмы на улице, виды травм
(ушибы, ожоги, ранения и т.д.). Причины травм. Как
защититься от насекомых. Предосторожности при
обращении с животными. Некоторые элементарные
приемы оказания первой помощи при травмах.
Первая помощь при отравлениях жидкостями, пищей,
парами, газами, дымом. Первая помощь при
перегревании и тепловых ударах, при ожогах и
обморожении. Первая помощь при попадании
инородных тел в глаз, ухо, нос, горло. Первая
помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
Практические работы: определение пульса у
учащихся; некоторые меры предупреждения травм
(как правильно передавать нож, ножницы; как
пользоваться горячими приборами, посудой и т.п.);
некоторые приемы оказания первой помощи при
травмах.
Игры-соревнования: «Кто ответит правильно?»,
«Светофор», «Кто больше?».
Тесты: «Первая помощь при укусах насекомых,
змей, собак, кошек».
Сегодняшние заботы медицины (2 ч). Расти
здоровым. Воспитать себя. Я выбираю движение.
Тесты: «Оцени себя сам».
Подвижные игры: «Проснись!», «Мы спортсмены»,
«Правила гигиены», «Ворота», «С мешком на спине».
Практические работы: составление режима дня
ученика 2-го класса; комплекса утренней
гимнастики и последовательности закаливания;
определение своего роста, веса; составление меню
рационального питания.
К концу 2-го класса учащиеся должны
знать:
– свой режим дня, значение режима дня для
здоровья;
– причины инфекционных простудных
заболеваний, меры их предупреждения;
– сущность режима питания, его значение для
сохранения здоровья; правила гигиены питания;
– виды и причины травм; некоторые правила
предупреждения травм; простейшие приемы
оказания первой помощи при травмах.
К концу 2-го класса учащиеся должны уметь:
– соблюдать режим дня;
– оказывать простейшую доврачебную помощь
себе и другим при небольших травмах;
– выполнять правила гигиены питания;
– соблюдать меры предупреждения простудных
заболеваний.
3-й класс (34 часа)
Введение (1 ч).
Мир людей (14 ч). Чего не надо бояться. Как
воспитывать уверенность и бесстрашие. Учимся
думать. Спеши делать добро. Поможет ли нам обман?
Надо ли прислушиваться к советам родителей?
Почему дети и родители не всегда понимают друг
друга? Как воспитывать в себе сдержанность. Как
отучить себя от вредных привычек. Как относиться
к подаркам. Наказание. Как нужно относиться к
наказаниям. Отношение к сверстникам, малышам,
коллективизм, справедливость, внимательность,
взаимовыручка, симпатия.
Практические работы: рисование того, что
вызывает страх; сочинить сказку про Правду и
Ложь; составление памятки «Как отучить себя от
вредных привычек».
Игры-соревнования: «Почему это произошло?»,
«Соедини пословицу», «Почему нам запрещают?»,
«Проверь себя», «Давай поговорим», «Выбери
ответ».
Тест: «Пожелай себе».
Человек среди людей (6 ч). Как нужно
одеваться. Ответственное поведение. Боль. Как
вести себя, когда что-то болит. Сервировка стола.
Правила поведения за столом. Как вести себя в
гостях.
Практические работы: сервировка стола,
составление текста приглашений.
Игры: «Кто больше?», «Найди правильный ответ»,
«Закончите фразу».
Тесты: «Умею ли я вести себя с незнакомыми
людьми».
Конкурс рисунка: «Пусть тебя не назовут
неряхой».
Что нас окружает (14 ч). Как вести себя в
транспорте и на улице. Как вести себя в театре,
кинотеатре. Умеем ли мы вежливо общаться.
«Нехорошие слова». Недобрые шутки. Что делать,
если не хочется в школу. Чем заняться после школы.
Что такое дружба. Как выбрать друзей. Как
доставить родителям радость? Спешите делать
добро. Огонек здоровья. Путешествие в страну
здоровья. Культура здорового образа жизни.
Практические работы: отработка правил
поведения в транспорте, телефонный этикет.
Игры: «Найди правильный ответ»,
«Комплименты», «Телефон», «Давай поговорим»,
«Хочу быть», «Кто больше?».
Внеклассная работа: «Огонек здоровья».
«Путешествие в страну здоровья».
«Урок-соревнование».
Конкурсы: детских стихотворений; сочинений
«Свет мой зеркальце, скажи», «Секреты здоровья»;
пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье».
К концу 3-го класса учащиеся должны
знать:
– место семьи и школы в жизни ребенка и
место ребенка в семье, классе, школе;
– как отучить себя от вредных привычек;
– как вести себя с незнакомыми людьми;
– как вести себя в гостях;
– как правильно накрыть стол;
– правила телефонного разговора;
– как организовать свой досуг.
К концу 3-го класса учащиеся должны уметь:
– соблюдать режим дня;
– соблюдать общепринятые правила в семье,
школе, гостях, транспорте, общественных
учреждениях;
– давать общую положительную и отрицательную
оценку отдельным своим поступкам и поступкам
других людей по отношению к себе, другим людям,
имуществу, природе;
– уметь организовать свой досуг.
4-й класс (34 часа)
Введение (1 ч).
Человек и его здоровье (9 ч). Что такое
здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки.
Стресс. Учимся думать и действовать. Учимся
находить причину и предвидеть последствия
событий. Умей выбирать. Принимаю решение. Я
отвечаю за свое решение. Оценка ребенком
поведения отдельных учащихся. Определение
своего поведения в школе.
Практические работы: определение пульса;
изображение человека, который в настоящее время
чувствует то же, что и ты; признаки стресса;
снятие стресса; мини-сочинение «Свет мой
зеркальце, скажи».
Игры: «Давай поговорим», «Кто больше?»,
«Продолжи предложение», «Почему это произошло»,
«Твое имя», «Назови возможные последствия
событий», «Комплимент», «Что я знаю о себе».
Тренинг безопасного поведения: игра «Что?
Зачем? Как?».
Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть»,
«Легко ли быть чистюлей», «Стираю сам».
Будем беречь здоровье (12 ч). Что мы знаем о
курении. Зависимость. Умей сказать «нет». Как
сказать «нет». Почему вредной привычке ты
скажешь «нет»? «Я учусь выбирать» – тренинг
безопасного поведения. Волевое поведение.
Алкоголь – ошибка.
Практические работы: путешествие с
мальчиком-волшебником; самостоятельное
составление плаката «Дерево решений»;
составление плакатов «Мы живем без табачного
дыма».
Игры: «Волшебный стул», «Давай поговорим»,
«Что? Зачем? Как?», «Зеркало и обезьяна»,
«Продолжи предложение», «Комплимент», «Выбери
правильный ответ», «Сокровища сердца», «Беседа
по кругу», «Список проблем».
Тренинг безопасного поведения.
Человек-творец (13 ч). Мальчишки и девчонки.
Моя семья. Творческие способности человека и
возможности их развития. Талант и трудолюбие.
Красота человека-творца, мастера своего дела. Кем
ты мечтаешь быть? Семья, в которой ты живешь:
состав семьи, сколько поколений живет в семье.
Твоя родословная: ближайшие родственники и
предки. Семейные традиции в твоей семье. Твои
обязанности в семье. Дружба. Умеем ли мы
правильно питаться? Я выбираю кашу. Чистота и
здоровье. Откуда берутся «грязнули»? Чистота и
порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо.
Практические работы: «Моя семья на
празднике»; «Работа с пословицами и
поговорками»; работа с высказываниями о доброте;
выпуск стенной газеты.
Игры: «Противоположности», «Давай
поговорим», «Продолжи предложение»,
«Комплимент», «Мы идем в магазин», «Какие овощи
выросли в огороде», «Отгадай-ка», «Знатоки»,
«Угадай сказку», «Три движения», «Письма».
День здоровья (инсценировка «Спор
овощей», конкурс «Самая вкусная и полезная
каша», игра-путешествие «Откуда берутся
«грязнули»?»).
Экскурсия в МУЗ «Детская поликлиника № 5».
Праздник в конце года «Я здоровье берегу –
сам себе я помогу».
К концу 4-го класса учащиеся должны
знать:
– человек – часть живой природы;
– средства сохранения и укрепления здоровья
человека: личная гигиена, режим дня, общение с
природой, физкультура; правила безопасного
поведения; правила культурного общения со
взрослыми и сверстниками; что такое семья,
обязанности членов семьи;
– о вреде курения и алкоголя;
– названия важнейших органов организма
человека;
– здоровье – непреходящая ценность человека;
– влияние образа жизни и окружающей среды на
здоровье.
К концу 4-го класса учащиеся должны:
– соблюдать правила охраны и укрепления
здоровья;
– понимать, что человек красив не только
внешностью, но и в большей степени своими
душевными качествами, поведением, поступками.
Литература
Зайцев Г.К. Твои первые уроки
здоровья. – 2004.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое
здоровье: укрепление организма. – СПб., 2003.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие
технологии. – М., 2004.
Лазарев М.Л. Здравствуй: Программа
формирования здоровья детей дошкольного
возраста. – М. 2003.
Лаптев А.К. Тайны пирамиды
здоровья. – СПб., 2005.
Латохина Л.И. Творим здоровье души
и тела. – СПб., 2005.
Мир детства: Младший школьник. – М.,
2003.
Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки
профилактики наркомании в школе. – М., 2003.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа
докторов природы, или 135 уроков здоровья. – М.,
2004.
Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для
детей 6–9 лет. – Ярославль, 2005.