Проект «Колесо здоровья» направлен на
сохранение и укрепление здоровья школьников и
затрагивает целый ряд вопросов:
интеграция оздоровительной
деятельности в образовательный процесс;
разработка интегративных курсов;
увеличение двигательной активности
учащихся;
системный подход к организации
внеурочной деятельности;
работа психологической службы;
совершенствование физического
воспитания на основе индивидуального подхода.
Цель проекта: создать
здоровьесберегающее образовательное
пространство, способствующее сохранению,
укреплению и формированию физического,
психического и социального здоровья школьников.
Основные задачи проекта:
1. Определить возможности, условия и
основные направления работы по формированию
здоровьесберегающей среды.
2. Сформировать у учащихся стремление
укреплять свое здоровье, развивать физические
способности.
3. Сформировать у учащихся чувство
ответственности за собственное здоровье и
здоровье окружающих.
4. Внедрять в учебно-воспитательный процесс
адаптивное физическое воспитание как метод,
способствующий восстановлению здоровья и
адаптации детей с ослабленным здоровьем.
Принципы построения проекта:
принцип сознательности и активности;
принцип «Не навреди!»;
принцип приоритета действенной
заботы о здоровье учащихся и педагогов;
принцип приоритета сочетания
охранительной и тренирующей стратегий;
принцип повторения умений и навыков;
принцип учета возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся;
принцип формирования
ответственности учащихся за свое здоровье и
здоровье окружающих людей;
принцип медико-психологической
компетентности учителя.
Методы реализации:
Сроки реализации: 2005–2010 гг.
Этапы:
І этап (2005/06 уч. г.) – организационный;
ІІ этап (2007/09 уч. г.) –
проектно-моделирующий;
ІІІ этап (2009/10 уч. г.) –
контрольно-оценочный.
Основное содержание I этапа проекта
(организационный):
создание нормативно-правовой базы,
способствующей здоровьеориентированному
образованию учащихся начальных классов;
анализ состояния здоровья школьников
(создание банка данных физического состояния
здоровья и развития учащихся 1–4-х классов,
паспортов здоровья учащихся, индивидуальных
карт развития);
анализ инфраструктуры и
внутришкольной среды (организация
учебно-воспитательного процесса; организация
двигательного режима и
физкультурно-оздоровительной работы;
организация работы по формированию здорового
образа жизни; состояние
медико-психолого-педагогического сопровождения
учебно-воспитательного процесса).
Основное содержание II этапа проекта
(проектно-моделирующий):
организация сотрудничества с
вузами и учреждениями здравоохранения (Институт
возрастной физиологии РАО (г. Москва); Рязанский
государственный медицинский университет им.
акад. И.П. Павлова; ООО «Центр медицинской
профилактики «Истоки здоровья» (г. Рязань); МУЗ
«Детская поликлиника № 5» г. Рязани);
создание научно-исследовательских
групп учителей для работы над моделью начальной
школы, содействующей здоровью, на основе
внедрения здоровьесберегающих технологий в
учебно-воспитательный процесс» (1-я группа –
тема: «Применение офтальмотренажеров для
расширения зрительного пространства»; 2-я группа
– тема: «Личностно ориентированное обучение как
одно из средств устранения перегрузки
школьников»; 3-я группа – тема: «Обеспечение
дифференциации обучения как условие построения
траектории развития каждого учащегося школы»);
реализация программ:
программа «Основы здоровья» (2–4-е
классы): 2-й класс – «Человек и его здоровье»;
3-й класс – «Мир людей»; 4-й класс – «Человек и
его здоровье»;
программа «Безопасное детство в группах
продленного дня»: I блок – «Красный, желтый,
зеленый»; II блок – «Все цвета, кроме черного»; III
блок – «Разговор о правильном питании»; IV
блок – «Природа и безопасность»;
программа «Пусть ребенок растет здоровым»
(родительские университеты): «Интервью по
вашей просьбе» (встречи с учеными, врачами,
психологами, социальными педагогами);
вечер-портрет «Знакомьтесь: семья…»; практикумы
(семейная видеотека, фотовыставка, эссе, тесты,
выпуск брошюр, стенгазет, бюллетеней, разработка
памяток и рекомендаций); конференции отцов;
участие в научно-практических
конференциях, семинарах-практикумах;
улучшение материально-технической
базы (приобретение аппаратно-программного
комплекса для обследования резервов здоровья
школьников; внедрение в учебно-воспитательный
процесс биомеханического «Тренажера Агашина» (200
штук); оборудование сенсорной комнаты; создание
кабинета массажа; открытие фитобара в школьной
столовой).
Основное содержание III этапа проекта
(контрольно-оценочный):
экспертиза и оценка реализации
проекта;
определение дальнейших направлений
здоровьесберегающей деятельности в начальной
школе;
оформление результатов реализации
проекта (выпуск брошюр, методических
рекомендаций);
проведение театрализованного
представления «Здоровые дети – здоровая страна»
(учащиеся, учителя, родители, жители микрорайона);
принятие решения о дальнейшем
применении и развитии здоровьесберегающих
технологий в начальных классах.
Ожидаемые результаты:
выбор здорового образа жизни должен
стать осознанным для всех субъектов
образовательного процесса.
Проект «Колесо здоровья» может быть
использован и в других общеобразовательных
учреждениях.