Шпень
Эту белорусскую игру что-то роднит с
городками. Все игроки, кроме одного, стоят
полукругом с битами. Водящий ставит метрах в 10 от
них шпень – отрезок деревянной палки, похожий на
городок. Играющие стоят примерно на одном
расстоянии друг от друга; каждый отмечает место,
где он стоит, вырыв ямку или положив камешек.
Водящий, поставивший шпень, отходит в сторону.
Все по очереди бросают биты, стараясь сбить
шпень. Если игрок промахнулся, он остается на
месте (а его бита там, где она упала), за ним свою
биту бросает следующий. Наконец шпень сбит. Как
только он упал, все, успевшие бросить биты, бегом
бросаются за ними. Подбирать можно любую. Задача
водящего – быстро поставить на место шпень,
успеть схватить биту, еще лежащую на поле, и
занять свободное место. Кто останется без биты,
становится водящим.
В этой игре важна, конечно, не только быстрота
ног. Надо еще быстро соображать.
Ринго
Эта игра отлично развивает мелкую
моторику, глазомер.
Соперники в игре перебрасываются кольцом (оно
называется ринг). Кольцо резиновое, его можно
сделать из трубки диаметром 15–20 миллиметров.
Сначала просто побросайте друг другу кольцо.
Ловить и бросать можно любой рукой, но именно
одной рукой, и той, что ты поймал, тебе придется и
бросать. А затем перейдите на волейбольную
площадку. Тут разделитесь на команды – в
командах может быть от двух до шести человек.
Сетку (а если нет ее – веревочку) поднимите на
удобную высоту. (Опытные игроки в ринго могут
играть через сетку высотой около 3 метров!). Как и
в волейболе, на своей стороне можно сделать два
паса, прежде чем перебросить кольцо через сетку.
Бросаешь кольцо с того места, где поймал его.
Можно не ловить кольцо, а отбивать его, если
получится.
Следует оговорить заранее, что нельзя
задерживать кольцо в руке дольше 3 секунд. Счет и
переход подачи – как в волейболе.
Серсо
Наверное, вы встречали в продаже
недорогие принадлежности для игры в серсо:
палочки-шпаги и несколько легких пластмассовых
колец. Палочкой кольцо подбрасывают – и оно
летит, планируя. Партнер по игре старается
поймать кольцо своей палочкой и отправить его
обратно.
Состязаться можно по-разному. Скажем, так:
соперники стоят друг против друга в кругах не
очень большого, около 2 метров, диаметра;
расстояние между кругами – около 3 метров.
(Конечно, размеры и расстояния возможны иные, но
все должно быть посильно для играющих). Если
кольцо, брошенное тобой, соперник не поймал и оно
упало внутри его круга, ты выигрываешь очко. Но
если оно упало вне его круга (и он прежде не
коснулся кольца своей палочкой), то очко
выигрывает соперник.
Наловчившись, можно поиграть в серсо через сетку
(или веревочку) по правилам, напоминающим
волейбольные. Но для этого нужно, чтобы с каждой
стороны было хотя бы по два партнера. Наметьте
площадку подходящего размера; сетку, веревочку,
ленту укрепите на выбранной вами высоте.
Разыграли, чья подача первая? Игра пошла: кольцо
переброшено через сетку. Соперники могут сразу
же отправить его обратно, а могут сделать на
своей стороне два паса и затем с выгодной позиции
постараться бросить кольцо так, чтобы оно упало
на чужой стороне.
Очко или подачу вы проигрываете в таких случаях:
кольцо упало на вашей стороне; кольцо после
вашего броска улетело за очерченные пределы
площадки (аут!); кольцо после вашего броска
пролетело под сеткой (веревочкой, лентой); вы
нарушили правило «трех касаний», подбросили
кольцо на своей стороне более чем три раза
(скажем, сделали три паса и лишь четвертым
броском переправили кольцо через сетку). Стоит
также как-то ограничить время, в течение которого
игрок может владеть кольцом (допустим, 3 секунды).
Счет и переход подачи – как в волейболе. Но можно,
разумеется, играть не до 15 очков, а, скажем, до 11.
Точный бросок
Проведите на земле черту длиной в
шесть шагов, поперечными линиями разделите ее на
шесть равных частей. На середине черты поставьте
городок. Для игры понадобится небольшой мячик
(теннисный).
Играть будете вдвоем. В начале игры встанете в
двух шагах каждый от противоположных концов
черты. Посчитались, кому выпало бросать мячик
первому? Тебе? Бросил, стараясь попасть в городок.
Удалось – подвинул городок на одну отметку по
направлению к своему концу черты. Теперь задача
твоего соперника – точным броском вернуть
городок на прежнее место.
Вот так по очереди вы и бросаете мячик в городок,
стремясь привести его к своему концу черты и уж
там окончательно сбить его. Тогда – победа!
Пятнашки на веревочке
Салки, салочки, пятнашки – забава,
известная всем и каждому. Но вот небезынтересный
вариант этой игры, где шансы на успех у того, кто
умеет резко менять направление бега, молнией
срываться с места.
К столбику (деревца не портить!) привяжите
веревку длиной 3–4 метра. Вокруг столбика
очертите круг того же радиуса. (Вот и сослужила
веревка первую службу.) Внутри круга разбросайте
два-три десятка камешков (шишек, палочек и т.п.).
Это богатство будет сторожить один из вас, тот,
кого вы выберете по жребию. А все остальные
(человек пять), расположившись сначала за кругом,
пытаются завладеть камешками, вынести их из
круга как можно больше. Сторож одной рукой должен
держаться за веревку, а вот другая у него
свободна для того, чтобы пятнать неосторожных
добытчиков. Тот, кого запятнали, из игры выбывает.
Через условленное время (минуты три хватит?)
смена у сторожа кончается. Можно считать, сколько
камешков у него утащили, а сколько он сберег.
Теперь повторите все с другим сторожем. Когда все
перебывают в этой роли, нетрудно будет
определить, кому она больше удалась.