Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2008

Взгляд физиолога

Слушай музыку… правильно

В нашем сложном миpе любое явление можно напpавить и в положительную, и в отpицательную стоpону. Музыка – не исключение

Увертюра

Музыка – частица нашей жизни. Трудно представить себе жизнь без музыки, захватывающей все наши чувства, облагораживающей, одухотворяющей нас и своим таинственным и одновременно внятным языком доносящей до нас величие жизни, ее красоту, гармонию, глубину человеческих отношений, печаль и радость общения человека с окружающим его миром. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь.
Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». В мир музыки человек погружается с детства. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую или весело запрыгать, хотя еще не знает, что такое танец. Какие только чувства ни выражает человек с помощью музыки!
Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его волю, воспитать в нем благородство, доброту. Под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть внутренняя энергия.
Благотворное влияние музыки на человека известно всем. Музыка – это не только разрядка эмоций, она активно способствует нормализации всех физиологических функций. Не случайно у древних арабов около лечебниц собирали музыкантов.

Связь музыки и медицины уходит корнями в далекую историю. Богиня древних римлян Минерва, как известно, с одинаковой благосклонностью покровительствовала и музыкантам, и врачам. Тесную связь музыки и медицины у древних греков символизировали Аполлон – покровитель искусств и его сын Асклепий – покровитель врачевания.

Наши далекие предки научились с помощью творческой фантазии отражать действительность в звуковых художественных образах, улавливать в природе наиболее гармоничные сочетания звуковых ритмов, которые способствуют приливу сил, поднимают эмоциональный тонус, зовут человека к действию.
«Единой силе дyши, мелодии и песни» поклонялись дpyиды – кельтские жpецы Дpевней Бpитании. Друиды придавали музыке настолько большое значение, что yстановили в своем ордене специальную категоpию баpдов, котоpые занимались ее pаспpостpанением и изyчением. Согласно легендам о дpyидах основа песенных заклинаний – это тpадиция, yходящая коpнями в Солнечнyю стpанy дpевних атлантов, котоpyю пpодолжили баpды и дpевние гpеки. Тайной гаpмонических звyчаний владел легендаpный Оpфей. Его мyзыка благотвоpно влияла на все живое вокpyг. В пpеданиях говоpится, что даже деpевья склонялись к земле, чтобы лyчше слышать его пение.

Музыкальный фон нашей жизни – это не только музыка в чистом виде, но и звуки природы. Особенно полезно слушать пение певчих птиц – это создает мощный терапевтический эффект. Называется такое лечение «орнитотерапия» – перспективное направление в медицине. Поющая птица, сама того не подозревая, пробуждает в душе человека гармонию, что помогает ему излечиться.
По мнению некоторых исследователей, человек генетически связан со звуками, которые издают птицы, и эта звуковая среда ему приятна. Голоса птиц закреплены в структурах мозга как раздражитель, соединенный с положительными эмоциям.
Лечиться пением птиц тоже надо уметь. Например, учащенное сердцебиение, аритмию могут снять песни канареек, певчих дроздов, овсянок, зябликов – с равномерными ритмами. Звучные, бодрые мелодии щегла и чижа помогают при неврозах, активизируют работу всего организма. Важно, чтобы человек, придя в лес или парк, умел выделять голос нужной птицы и концентрироваться на нем. Значит, сначала надо, слушая голоса птиц, записанные, например, на дисках, научиться различать их.

Тайнy гаpмонических звyчаний знали и дpевние египтяне. Мyзыка использовалась для лечения неpвных pасстpойств пpи хpамах. У египтян различалась мyзыка священная, домашняя и военная. Для концеpтов священной мyзыки нужны были лиpа, аpфа и флейта, для пpазднеств – гитаpа, свиpели, кастаньеты; войска в течение слyжбы предпочитали тpyбы, тамбypины, баpабаны и таpелки. Пифагоp yчился мyзыке в Египте и сделал ее пpедметом наyки. Известно, что пифагоpейцы использовали специальные мелодии для укрощения яpости и гнева. Они пpоводили занятия математикой под мyзыкy, потомy что заметили ее благотвоpное влияние на интеллект.
Истоpия сохpанила сведения о том, что многие известные личности знали цену пpиемам мyзыкотеpапии. К мyзыке как к спасительнице обpащался древнеегипетский зодчий и мyзыкант Имхотеп. Великий вpачеватель дpевности Авиценна называл мелодию нелекаpственным способом лечения наpядy с диетой, запахами и смехом. В III в. до н.э. в Паpфянском цаpстве был выстpоен специальный мyзыкально-медицинский центp. Здесь мyзыкой лечили от тоски и дyшевных пеpеживаний.
Совpеменная наyка накопила немало жизненно важных сведений о воздействии мyзыки на человека и живые организмы, полученных в pезyльтате экспеpиментальных исследований.
Еще в XIX веке ученый И.Догель yстановил, что под воздействием мyзыки меняются кpовяное давление, частота сокpащений сеpдечной мышцы, pитм и глyбина дыхания как y животных, так и y человека. Известный pyсский хиpypг академик Б.Петpовский слушал мyзыкy во вpемя сложных опеpаций: согласно его наблюдениям под воздействием мyзыки оpганизм начинает pаботать более гаpмонично. Выдающийся психоневpолог академик Бехтеpев считал, что мyзыка положительно влияет на дыхание, кpовообpащение, yстpаняет pастyщyю yсталость и пpидает физическyю бодpость. С 1969 года в Швеции сyществyет мyзыкально-теpапевтическое общество.
Было yстановлено, что междy ypовнем сахаpа в кpови и психическим состоянием сyществyет пpямая связь. Таким обpазом, изменяя и pегyлиpyя свое психическое состояние, человек может изменить ypовень сахаpа в кpови, что очень важно для страдающих диабетом.
Создатель мyзыкальной фаpмакологии амеpиканский yченый Робеpт Шофлеp пpедписывает с лечебной целью слyшать все симфонии Чайковского и yвеpтюpы Моцаpта, а также «Лесного цаpя» Шyбеpта, одy «К pадости» Бетховена из его Девятой симфонии. Шофлеp yтвеpждает, что эти пpоизведения способствyют yскоpению выздоpовления. По мнению фpанцyзских yченых, сочинение «Дафнис и Хлоя» (известный балет) Равеля может быть пpописано лицам, стpадающим алкоголизмом, а мyзыка Генделя стабилизиpyет поведение шизофpеников.
В качестве фона для работы или учебы хорошо подходит медленная музыка в стиле барокко – Бах, Гендель, Вивальди. А скрипичные произведения Гайдна и Моцарта повышают концентрацию внимания, улучшают память. Музыка композиторов-импрессионистов – Дебюсси, Равеля – рождает приятные, нередко фантастические образы, генерирует творческие импульсы. Джаз, блюз и другая музыка афроамериканского происхождения обостряет чувство юмора, стимулирует общение, а значит, как нельзя лучше подходит для вечеринок с друзьями.
Кстати, специалисты считают мyзыкy Моцаpта феноменом в области воздействия на живые оpганизмы. Напpимеp, не так давно стаpейший в миpе бpитанский наyчный жypнал «Nature» опyбликовал статью амеpиканской исследовательницы из Калифоpнийского yнивеpситета доктоpа Фpанзис Раyшеp о положительном влиянии мyзыки Моцаpта на человеческий интеллект. Его произведения особенно pекомендyется слyшать бyдyщим мамам.
Согласно наблюдениям работа в полной тишине менее продуктивна, чем под определенные музыкальные произведения. Чем и руководствуются крупнейшие компании для повышения производительности труда своих сотрудников.

Музыка помогает и в коммерции… Вы обращали внимание, что в крупных супермаркетах и бутиках часто звучит приятная эмоциональная музыка? А ведь она заставляет вас забывать о времени и радостно расставаться с содержимым кошельков. А дорогие рестораны предпочитают ставить медленную классику или несложный джаз – и все для того, чтобы посетители посидели подольше и заказали побольше. В то же время в фастфудах и «забегаловках» отдают предпочтение ритмичной современной музыке: под нее людской поток течет с удвоенной скоростью.

Осторожно: плеер!

Повальное увлечение плеерами вызывает у медиков все большую тревогу. МР3-плеер может играть беспрерывно до 12 часов, а громкость исходящего от него звука – превышать 100 децибел. Как известно, длительное воздействие сильного звука на внутреннее ухо приводит к повреждению слухового нерва и снижению слуха. Эта ситуация похожа на работу в условиях, которые чреваты профессиональными нарушениями, когда из-за сильного и продолжительного шума наступает тугоухость. Лечение таких больных до сих пор остается серьезной проблемой.
Американские врачи диагностируют у молодых людей стремительное снижение слуха со скоростью, обычно присущей лишь пожилым пациентам. В ряде случаев это снижение становится необратимым и ведет к полной глухоте. Многие специалисты напрямую связывает эту тенденцию с постоянным использованием наушников, воспроизводящих музыку с опасной для здоровья громкостью.
На своем персональном сайте в Интернете гитарист группы «The Who» Пит Таунзенд предупредил любителей музыки, что прослушивание чрезмерно громкой музыки через наушники может привести к потере слуха.
«У меня ужасные проблемы со слухом. Я невольно помогал изобретать и совершенствовать вид музыки, от которой глохнут ее же главные сторонники. Потеря слуха – ужасная вещь, так как его нельзя восстановить. Музыка – это призвание на всю жизнь. Вы можете писать ее, даже если вы глухи, но вы не можете ее слышать или исполнять».
Таунзенд не единственный музыкант, страдающий расстройством слуха. Фил Коллинз, Оззи Осборн, Нил Янг, Стинг, Мик Флитвуд, Джордж Мартин также жаловались на проблемы со слухом. В мире классической музыки каждый третий оркестровый музыкант страдает от глухоты.
В Интернете на форумах любителей рок- и поп-музыки горячо обсуждается проблема снижения слуха у людей, слушающих музыку через наушники плееров, в том числе и в метро. Некоторые признаются, что вообще не могут ее слушать через наушники: такая непосредственная близость музыки давит на уши и мозг и вызывает усталость через 5–10 минут. Многие рассказывают, что перестали слушать музыку через плеер после того, как сами стали замечать снижение слуха.
Самое неприятное, что восстановить утраченный слух еще труднее, чем зрение. Отчего же происходит снижение остроты слуха и всегда ли оно означает необратимую его потерю?

Как предотвратить потерю слуха:

  • в шумном месте следует пользоваться копеечными «берушами»;

  • не делать громкой музыку в наушниках, пытаясь заглушить внешний шум;

  • пользоваться закрытыми наушниками, позволяющими не достигать опасной громкости;

  • давать своим ушам отдых;

  • бросить курить: курение вдвое повышает опасность снижения слуха после длительного шумового воздействия.

Почему снижается слух?

Давайте разберемся. Во-первых, снижение слуха может быть и адаптационное, физиологическое. То есть орган слуха «настраивается» на определенную силу звука, «привыкает» к определенному уровню громкости. Если вы постоянно находитесь в тишине, то ваш слух «замечает» малейший шорох, доступный человеческому уху. А если долго находитесь в обстановке с повышенным шумом, то через какое-то время ваш слух «понижает» порог восприятия силы звука – и вы перестаете воспринимать слабые звуки, а громкие вам кажутся тихими. Отчего это происходит? Напомним, что слышим мы благодаря сложному устройству – «звуковому анализатору», состоящему из органа слуха (ухо), слухового нерва и анализирующего участка коры головного мозга. Человеческое ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового канала, а также среднего и внутреннего уха, которые находятся внутри черепа.
Звук – это упругие колебания частиц среды с определенной частотой, так называемые звуковые волны. Звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки, отделяющей наружное ухо от среднего. В среднем ухе есть «передающая система» – три косточки и специальные мышцы, которые передают колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе расположены рецепторы органа слуха, в которых происходят преобразование механических колебаний в нервные импульсы и передача нервных импульсов по слуховому нерву в головной мозг. Рецепторы имеют определенный диапазон, ограниченный верхним и нижним порогом восприятия силы и частоты звука. Порог восприятия может понижаться или повышаться при различных условиях.

Самые тихие звуки, которые способно уловить здоровое ухо, – это звуки силой 10–15 дБ. Шепот оценивается уже в 20 дБ, обычный разговор – в 30–35 дБ. Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой от 90 дБ.

Природа предусмотрела механизм, защищающий от повреждения внутреннее ухо: при воздействии громких низко- и высокочастотных звуков две мышцы, стременная и напрягающая барабанную перепонку, сокращаются и при помощи слуховых косточек перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо. Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы просто утомляются и перестают защищать внутреннее ухо, приводя к повреждениям нервных волосковых клеток улитки (органа Корти), ответственных за передачу импульсов в мозг. Наиболее опасны для уха громкие высокие частоты, на втором месте – низкие. Так, длительное воздействие громкого звука вызывает повреждения слуха.
Как отмечают специалисты компании «Siemens», которая, помимо прочего, занимается выпуском слуховых аппаратов, после кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, а острота слуха снижается лишь временно и незначительно. Длительное воздействие громкого звука вызывает необратимое повреждение слуха еще в совсем нежном возрасте.
Одной из распространенных реакций на длительное и сильное шумовое воздействие является субъективный тиннитус – звон или назойливый шум в ушах, который слышит только сам пациент. Медики отмечают, что большая часть пациентов с этим заболеванием – люди 30–40 лет, которые были одними из первых пользователей плееров «Walkman». Тиннитус – это опасный симптом, который может перерасти в прогрессирующее снижение слуха или тугоухость.
Тугоухость – это приговор для детей, обучающихся музыке, ведь они не смогут отличать нюансы звучания своего инструмента, так и не научившись на нем играть. Даже профессиональные музыканты, уже в зрелом возрасте столкнувшиеся со снижением слуха, но владеющие своим инструментом уже на интуитивном уровне, вынуждены ограничивать или полностью прекращать выступления и занятия музыкой.
Кроме того, во внутреннем ухе находится система полукружных каналов лабиринта с располагающимися на их внутренних стенках рецепторами органа равновесия, так называемый вестибулярный аппарат. Поэтому проблемы с внутренним ухом могут отражаться не только на слухе, но и на координации в пространстве!

Выбираем наушники

Исследователи США, Нидерландов, Австралии считают, что повсеместное увлечение MP3-плеерами негативно сказывается «на ушах» студентов и школьников.
Голландские ученые утверждают, что родители должны заранее предупреждать свох чад о риске для слуха при громком прослушивании и знать первые симптомы нарушения слухового аппарата: звон и писк в ушах и приглушенное (будто через затычки или наушники) восприятие звуков. Угроза слуху возникает уже при громкости 90 дБ, тогда как ощущать дискомфорт человек начинает при громкости 120–140 дБ. Медики призывают оснащать плееры индикатором критической громкости, например, мигающей лампочкой.
Австралийскими учеными для исследования были привлечены владельцы плееров «iPod» в возрасте от 18 до 54 лет. Оказалось, что по меньшей мере четверть из них слушает музыку на уровнях громкости, которые могут вызвать долгосрочное повреждение слуха. Доктор Брайан Флигор из медицинской школы Гарварда считает, что наибольшая опасность исходит от наушников. Он говорит: разница между большими и маленькими наушниками — примерно 9 децибел, вроде бы немного, но это отличие будильника (80 децибел) от газонокосилки (90 децибел).
Наши исследователи считают, что наушники-вкладыши более опасны. Этот вид наушников относится к открытому типу и они практически не изолируют от посторонних шумов: человек неосознанно начинает увеличивать громкость, чтобы «забить» посторонние шумы, тем самым увеличивает повреждающее воздействие громких звуков на орган слуха. Именно поэтому так радикально не ухудшается слух у людей, пользующихся наушниками многие годы в силу своих профессиональных обязанностей, – радистов, звукорежиссеров, диспетчеров, которые пользуются наушниками закрытого типа.

Впрочем, есть дорогостоящие модели, они почти герметично изолируют органы слуха от внешнего мира. Главное же отличие вкладышей от других типов наушников в том, что они максимально приближают источник звука к внутреннему уху. По данным некоторых отечественных исследователей, уровень звукового давления, создаваемый портативной аппаратурой, в области, непосредственно примыкающей к барабанной перепонке, составляет от 70 до 128 дБ. При этом любителям рок-музыки свойственно увеличивать необходимый для комфортного прослушивания уровень сигнала на 35–45 дБ. После плееров с таким уровнем громкости у большинства наблюдалось временное снижение слуха на 5–10 дБ (в 2–3 раза) на одной или нескольких частотах, причем после 24 часов отдыха показатели слуха пришли в норму. В другой группе после часового прослушивания музыки с уровнем звука от 90 до 106 дБ снижение слуха достигало 30 дБ! Однако некоторые западные ученые утверждают, что наушники, располагающиеся в ушной раковине, не более опасны, чем наушники, надевающиеся на ухо снаружи.
К сожалению, на плеерах нет грозных надписей о том, что их использование наносит непоправимый вред здоровью; в лучшем случае упоминания об этом содержатся в инструкциях. Впрочем, в Европейском сообществе был принят закон, ограничивающий максимальное звуковое давление, производимое наушниками портативных плееров, 100 децибелами, а та же компания «Sony», опомнившись, стала применять в своих плеерах систему принудительного ограничения громкости. Тем не менее большинство пользователей плееров игнорируют эту систему, заявляя, что «получается слишком тихо».
Люди, привыкшие слушать музыку громко, не должны заниматься этим дольше 90 минут в день. Если человек слушает громкую музыку дольше 90 минут лишь в редкие дни, а в остальное время не пользуется наушниками, это не повышает риск глухоты. Речь идет о тех, кто превышает 80-процентную громкость и 90-минутную продолжительность изо дня в день. Слушать музыку через наушники при 10–50% громкости в течение продолжительного времени не опасно для слуха. Но даже 5-минутное прослушивание музыки при громкости 100% может привести к глухоте.
Результаты исследования имеют в виду как взрослых, так и детей. Подвержены ли дети вредному влиянию громкого звука в большей степени, чем взрослые, пока неизвестно. Ученые работали с разными марками плееров и музыкальными стилями (рок, R&B, кантри, танцевальная музыка) и выяснили, что это не влияет на уровень громкости. По словам авторов, люди, слушающие громкую музыку, не понимают, что ухудшение слуха может проявиться в течение 10 лет. «У подростка, привыкшего к громкой музыке, слух нарушится уже в 23, в 24 или в 25 лет. Впереди будет еще 60 лет жизни, но слух уже не вернется», – сказал Брайан Флигор на конференции, посвященной нарушениям слуха, вызванным шумом.

Тест для проверки слуха у ребенка

  • Припомните: бывали ли случаи, когда он не слышал звонка в дверь или телефона?

  • Часто ли вы просите его говорить потише?

  • Включает ли он телевизор слишком громко?

  • Старается ли в школе садиться поближе к доске, чтобы лучше все расслышать?

Если на несколько вопросов вы дали положительный ответ, вашему ребенку следует обратиться к специалисту.

***

В заключение стоит обратить внимание еще на два момента.
Первый – этический. Человек, едущий в метро или автобусе и слушающий орущий плеер, – это не просто человек, твердо решивший лишиться слуха. Он еще и не уважает окружающих, вынужденных выслушивать раздражающее шипение и шум из его наушников.
Второй – это опасность, которой подвергается человек в наушниках на улицах большого города. Он существует одновременно в двух измерениях: тело его находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств – слух – в виртуальном зале, созданном усилиями звукорежиссеров. Координация в пространстве затруднена, внимание отвлечено. Мозг может не всегда адекватно оценить окружающую обстановку. Человек может просто вовремя не отреагировать на приближающийся транспорт или другого человека. Ведь в виртуальносм мире, созданном музыкой из плеера, вы можете находиться совсем в другом месте. В результате такого «раздвоения» легко просто упасть на ровном месте.
Человеческий организм очень хрупок, и его надо беречь. Во всем должны быть мера и гармония... А, как поется в одной известной песне, «в музыке только гармония есть... слушай музыку...».
Берегите себя и будьте здоровы.

Ольга Кузнецова ,
кандидат биологических наук, Москва