Задачи урока
1. Доказать, что употребление
алкоголя (наркотиков) является вредной
привычкой.
2. Раскрыть причины, по которым знакомство с
алкоголем (наркотиками) превращается в
физическую зависимость.
3. Объяснить, как алкоголь (наркотики) влияет на
жизнь общества.
Содержание урока
1. Обсуждение проблемы.
2. Групповая работа: видимые признаки влияния
алкоголя (наркотиков) на человека.
3. Рассказ учителя о формировании алкогольной
(наркотической) зависимости.
4. Групповая работа: алкоголь (наркотики) и
общество.
5. Домашнее задание (выполняется вместе с
родителями): подготовить краткое сообщение о
влиянии алкоголя (наркотиков) на здоровье
человека.
Информация для учителя
При подготовке к этому уроку
необходимо решить, насколько целесообразно в
данном классе говорить не только об алкоголе, но
еще и о наркотиках. Например, если вы работаете в
сельской школе и с проблемой наркотиков ваши
ученики в жизни еще не сталкивались, то не стоит и
пробуждать к ней интерес. В таком случае занятие
будет посвящено только проблеме алкоголя.
Поэтому понятия «наркотики», «наркомания» в
тексте рекомендаций к уроку везде взяты в скобки.
Как всегда, урок начинается с анализа личного
опыта учащихся. Выясните, приходилось ли им
сталкиваться в своей жизни с пьяными людьми
(наркоманами). Расспросите ребят, приятно ли было
смотреть на таких людей или общаться с ними.
Попросите объяснить, почему пьяный человек
вызывает у окружающих отрицательные эмоции.
Далее проведите групповую работу, в ходе которой
ученики называют видимые проявления
алкогольного влияния на человека, которые им
известны. После окончания работы запишите их
ответы на доске, а затем дополните их.
В этом перечне, вероятно, будут указаны:
замедление речи и реакции, нарушение ходьбы и
движений, ухудшение памяти, тошнота и рвота,
невидящий (затуманенный) взгляд, потеря сознания,
сна, необдуманные поступки и преступления (драки,
убийства, кражи), навязчивое поведение, риск
несчастных случаев и др.
Затем поговорите с учениками о том, что
употребление алкоголя (наркотиков) приводит к
формированию физической потребности в нем и
развитию заболевания, которое называется
алкоголизм (наркомания). Физическая зависимость
формируется за полгода регулярного употребления
спиртного (наркоманом становятся, употребив
всего лишь 1–2 дозы).
Процесс привыкания к алкоголю начинается со
знакомства: пробуя спиртное в первый раз, люди
замечают улучшение настроения, им становится
весело и т.д. Вторая стадия – регулярное
употребление, когда выпивка становится
постоянной, по разным поводам. Третья стадия
связана с навязчивыми мыслями о выпивке. А
четвертая – это и есть алкогольная
(наркотическая) зависимость, когда человек уже не
может обходиться без спиртного. К тому же
приобретение алкоголя (наркотиков) требует
значительных денежных средств, поэтому
зависимый человек постоянно нуждается в деньгах.
Обсудите с учениками, где же берутся деньги на
покупку алкоголя (наркотиков).
Затем проведите еще одну групповую работу.
Попросите учащихся обдумать, как алкоголь
(наркотики) влияет на общество, в котором мы
живем. Ощущают ли это вредное влияние другие
люди, которые не употребляют алкоголь
(наркотики), и каким образом? Обсудите ответы,
которые подготовят группы. Сформулируйте общую
позицию учащихся, их отношение к этому пороку.
В качестве домашнего задания поручите ученикам
вместе с родителями подготовить краткое
сообщение о влиянии алкоголя (наркотиков) на
здоровье человека.