Задачи урока
1. Определить, какая ситуация
называется конфликтом.
2. Учить определять причину возникновения
конфликта.
Содержание урока
1. Повторение понятий «эгоист» и
«альтруист».
2. Работа в парах: продолжить фразу «Конфликт –
это...».
3. Обсуждение с классом предложенных
определений и сравнение их с одним из словарных
определений конфликта.
4. Групповая работа по карточкам: причины
возникновения конфликтов.
5. Практическое задание: как отличить конфликт
от других видов взаимодействия людей?
6. Итоговые вопросы по теме.
7. Домашнее задание: написать эссе о
конфликтной ситуации и ситуации позитивного
общения.
Информация для учителя
Начните занятие с повторения
материала предыдущего урока. Вспомните, что
поступки людей различаются по тому, совершены
они с позиции эгоизма или альтруизма. Перейдите к
обсуждению понятия «конфликт».
Проведите работу в парах. Задание – продолжить
ключевую фразу: «Конфликт – это...». Попросите
каждую пару написать не менее пяти фраз. Затем
обсудите их с классом и предложите
сформулировать общее определение конфликта.
Можно прочитать ученикам одно из определений,
приведенных в словаре, например: «Конфликт – это
несогласие между двумя или несколькими людьми
или их идеями».
Разделите учеников на группы и попросите их
подумать об источниках возникновения конфликта.
Каждый из источников они должны
охарактеризовать с помощью конкретных примеров.
Обсудите их мнения, а затем раздайте каждой
группе карточки с примерами различных
конфликтов. Попросите учеников самих
сформулировать их причины, а затем сравнить с
теми, которые предложит учитель (приведены в
скобках).
Карточка 1
Брат и сестра кричат друг на друга;
каждый из них хочет съесть последнее пирожное
или допить глоток пепси-колы. (Причина –
необходимые потребности в еде, воде, воздухе.)
Карточка 2
Два друга поссорились: один считает,
что можно брать ручку друга и пользоваться ею без
спроса, другой утверждает, что нужно было
спросить разрешения. (Причина – различия в
ценностях.)
Карточка 3
Две подруги поругались из-за цвета
платья: одна считает, что оно зеленое, другая –
что голубое. (Причина – различия в восприятии.)
Карточка 4
Два товарища поспорили, куда пойти: в
кино или поиграть в футбол? (Причина – различие
интересов.)
Карточка 5
Мама и дочь поссорились из-за того, что
мама не купила дочери новое платье. (Причина –
нехватка ресурсов (денег).)
Карточка 6
Мама и папа ссорятся. Мама обвиняет
папу в том, что он безответственный: забыл купить
больной маме лекарство. (Причина – неуверенность
в ответственном отношении, ощущении своей
значимости, заботе.)
Продолжите урок выполнением практического
задания по выработке умения определять, какая
ситуация является конфликтом. Обсудите с детьми
тот факт, что все люди разные: они различаются по
полу, возрасту, ценностям, интересам, поведению.
Именно поэтому в отношениях между ними возникает
множество самых разных ситуаций. Как же
распознать конфликт? Подготовьте заранее
картинки, фотографии, рассказы, изображающие
конфликт или рассказывающие о нем, и другие,
посвященные позитивному общению:
сотрудничеству, утешению и т.д. Каждый группе
раздайте эти материалы. Предложите их
проанализировать и обоснованно ответить,
изображают ли они конфликтные ситуации.
В конце урока задайте ученикам
несколько обобщающих вопросов:
– Что является конфликтом? Как вы
могли бы его определить?
– Какие причины приводят к конфликтам?
– Какие чувства возникали у вас, когда вы
работали в группах и не были согласны с
большинством?
Домашнее задание: написать два эссе, в
одном из них представить ситуацию конфликта, а в
другом – ситуацию позитивного общения
(сотрудничества, утешения и т.д.).