Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого
зависит безопасность
всего человеческого общества.
Ф. Адлер
Печально, но семья и школа не всегда относятся дуг к другу хорошо. Это противостояние становится причиной хронической депрессии обеих сторон и вызывает повышенную тревожность у учащихся.
Реальность нашей жизни
Современное российское общество переживает социальный и экономический кризис. Все больше детей оказывается в сложной ситуации из-за занятости родителей на работе, материального неблагополучия семьи, отсутствия одного из родителей, алкоголизма отца или матери. И в более или менее благополучных семьях ребенок часто одинок либо привязан к телевизору или компьютеру. Взрослые члены семьи не находят времени на доверительную беседу, ласку…
Неприятие индивидуальности ребенка, непоследовательность в воспитании, различное отношение к одним и тем же поступкам ребенка разных членов семьи могут вызывать у детей неврозы. Родители замечают утомляемость, стеснительность, капризность ребенка, но относят эти явления к возрастным особенностям, а не к атмосфере семьи.
Трудности в общении с родителями приводят к появлению новых авторитетов. Безнадзорная прогулка превращается в бездарное шатание в компании со старшими подростками, в приобщение к курению, наркотикам и алкоголю. Подростки ищут и находят доступные развлечения, компанию таких же одиноких и ненужных семье детей.
Дефицит стимулов (похвалы, ласки, поддержки…) оказывает влияние на физиологические процессы и развитие ЦНС, а в дальнейшем ведет к снижению возможности установить интимные эмоциональные отношения с другим лицом. «Дети с мелкими и повторными кражами, бродяжничеством и непосещением школы, дети лживые, злорадные, агрессивные – это нередко дети с аффективными лишениями в течение длительного времени своего развития» (Й. Лангмейер, З. Матейчек, 1984).
Стрессовая ситуация начала обучения в школе также чревата для ученика ухудшением здоровья и потерей интереса к учебе. Эмоциональная незрелость, несовершенные трудовые и социальные навыки шестилетних, семилетних детей часто становятся причиной того, что их успеваемость в школе бывает ниже их способностей.
Публикация произведена при поддержке интернет-магазина кофе "Coffeerelax". В магазине Вы можете приобрести кофе Covim, Ambassador, Casfe, Gemini и другие в зёрнах, кофе в чалдах, капсулы типа Nespresso, Lavazza Blue, Espresso Point, ILLY, Gimoka, а также молотый и растворимый кофе, чай, сахар в стиках, стаканы бумажные и другие товары. Гарантия качества, доступные цены, доставка по Украине. Посмотреть каталог товаров и оформить заказ Вы сможете на сайте магазина: http://coffeerelax.com.ua/.
Американский опыт
на нашей почве
Учитывая все эти внешние и внутренние факторы неблагополучия, мы решили внедрить в практику работы школы № 898 имени генерала И.Д. Стаценко (ЮЗАО г. Москвы) программу совместной деятельности родителей, педагогов и психологов.
Программа «Семья и школа вместе» (Families and School Together – FAST) была разработана в 1988 году доктором Линн Макдональд из Семейной службы в Медисоне штата Висконсин (США). Эта программа хорошо зарекомендовала себя в США, Канаде, ряде европейских стран и Австралии. Она создана для эмоциональной поддержки семей, помощи дисфункциональным семьям, для улучшения отношений внутри семьи и построения сети поддержки по месту жительства и учебы детей.
Программа «Семья и школа вместе» объединяет специалистов и учителей, обучает родителей и усиливает их родительскую позицию, чтобы они могли стать первичными источниками профилактики здоровой жизни для собственных детей. Ее цели и каждая деталь ее дизайна опираются на исследования в области социальных наук, психофизиологии, психологии и психотерапии.
Целью программы «Семья и школа вместе» (СиШВ) является создание условий для успешной адаптации ребенка в семье, школе и в обществе через усиление центрального защитного фактора – сплоченности семьи. Сплоченность семьи достигается через пять промежуточных целей:
- эмоциональную поддержку родителей;
- развитие системы взаимодействия родителей:
в семье; между семьями; между семьями
и социальными институтами;
- снижение фактора риска повседневного стресса;
- снижение фактора риска употребления наркотиков и алкоголя в семье;
- снижение факторов риска хронического конфликта в семье.
Участники – кто они?
Подготовка к проведению программы заняла три месяца. Был выбран 2-й «Б» класс. На предварительном родительском собрании одиннадцать семей выразили желание участвовать в программе, договорились о времени встреч и финансировании чаепитий, подарков. Проведение занятий наметили на пятницу с 19 до 22 часов. Директор школы О.А. Якушина предоставила школьную столовую, три кабинета и все необходимые канцелярские товары. Дежурная семья заранее подготовила помещения для проведения программы, накрыла столы с угощениями.
Из одиннадцати две семьи по объективным причинам отказались. Остальные девять прошли все этапы программы и выразили желание продолжить программу в усложненном виде. Социальный и материальный уровни семей различались. Образование родителей также было различным. Пять семей – полные, и трое пап активно помогали в проведении программы. В одной семье отчим тактично и целенаправленно расширял границы взаимоотношений с ребенком. В еще одной неполной семье отец приходит к ребенку и даже однажды принял участие в проведении занятий. В программе активно участвовали сестры и братья. Одна из бабушек, пришедшая на первое занятие, не смогла посещать их в дальнейшем. По предварительной договоренности все участники проекта не пропускали занятий без уважительной причины. По болезни две семьи пропустили по одному занятию. Все девять семей посетили практически все занятия и благополучно завершили программу.
На первых занятиях был установлен контакт с родителями, снято напряжение, в любых ситуациях ведущими мотивами взаимоотношений стали поощрение и похвала. Исследования показывают, что на протяжении всего детства главным фактором формирования личности ребенка является взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Стремление к одобрению взрослых, особенно родителей, является в этом возрасте настолько сильным, что именно оно побуждает ребенка к такому поведению, в котором он не испытывает непосредственной потребности. Такой способ общения развивает в маленьком ученике начальной школы сочувствие к окружающим, терпимость и доброжелательность.
При проведении программы взрослые участники пользовались правилом четырех «не»:
не направляйте,
не учите,
не критикуйте,
не оценивайте.
Этапы пути
Начало занятий – изготовление флажка – символа семьи. В изготовлении и презентации флажка участвовали все члены семьи. Каждая семья четко и громко представлялась, рассказывала об особенностях своего символа. Некоторые дети смущались из-за своего публичного выступления, впоследствии смущение прошло, и, что очень важно, на уроках ребята тоже стали отвечать свободнее.
Следующий этап – чаепитие. В традиции народов России – хлебосольство и гостеприимство. Семьи эту традицию не нарушили. Дежурная семья готовила угощение и накрывала столы. Дети угощали своих самых близких и любимых людей – мам и пап – и в этом амплуа выглядели очень трогательно.
В программе использовались самые различные приемы, стимулирующие активность и фантазию участников.
Упражнение «Каракули» мотивирует и совершенствует творческую деятельность. Рисунок является для детей выражением мечты, уходом от действительности, но в то же время и ее отражением. И дети, и родители творили с большой долей юмора. Согласованная деятельность межполушарных взаимодействий в процессе рисования способствует развитию мышления и речи.
На одном занятии участникам было предложено сделать коллаж «Здоровый образ жизни». Каждая семья имеет свои представления о здоровье. Для одних это спорт, движение; для других – правильное питание и обилие витаминов. Яркие и красочные коллажи участников украсили пустующую стену столовой. Родители и дети рассказывали о своих представлениях о здоровом образе жизни. Рассказы, рисунки, коллажи – все это вызывало всеобщий восторг. У детей появлялось чувство уверенности, доверия к окружающим, радости общения, гордости за свою семью. Чем глубже отношения в семье, чем больше взаимопонимания, тем комфортнее чувствует себя ребенок, тем быстрее адаптируется в новой обстановке.
Специальные упражнения – «Шарады чувств» – способствовали подъему активности всех участников, делали занятия веселыми. Основой нравственного поведения в ситуации морального выбора являются эмоции и чувства. Выражение лица, поза тела – основные, информативные признаки эмоционального состояния человека. «Шарады чувств» помогают владеть собой, контролировать свои чувства и эмоции.
Пение снимает отрицательные эмоции, улучшает настроение, уменьшает последствия стрессов повседневной жизни. Хоровое пение объединяет людей. Характер звука голоса отражает состояние человека. К тому же пение – прекрасное упражнение для постановки диафрагмального дыхания.
«Особая игра» – упражнение, в котором ребенок раскрывает свое внутреннее «я», произвольно управляет собственными действиями. «Особая игра» продолжалась и дома каждый день по 15 минут как своеобразное домашнее задание. Дети не забывали об этом и не забывают до сих пор, настолько важным оказалось чувство ведущей и направляющей инициативы. Родители учились находить время для игры с ребенком и поощряли его во всех начинаниях. Дейл Карнеги считал, что «стремление к собственной значимости является одной из главных черт, отличающих человека от животного», «самовыражение – доминирующая потребность человеческой натуры».
Следующий этап занятий проводился раздельно для детей и родителей. Детский час – это коллективные игры младших участников программы под управлением опытных психологов центра и педагогов школы. В начальной школе учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей, а коллектив сверстников приобретает большое значение.
Родительский час включает «Время с другом» и разговор на самые различные темы и проблемы воспитания: вопросы наказания и поощрения, воспитания полезных привычек, взаимоотношений с другими членами семьи, разрешения внутрисемейных конфликтов, расстановки жизненных ценностей. В программе принимали участие семьи, ранее знакомые только по родительским собраниям. По мере прохождения программы родители становились друзьями и единомышленниками. И оказывалось, что их собственные проблемы были не исключительными, а очень схожими с проблемами других семей. Беседа с другом позволяла выговориться и выслушать собеседника. И то и другое одинаково важно для внутреннего равновесия родителя. Специальное занятие было посвящено проблемам здорового образа жизни, отношению к алкоголю и наркотикам. Родительскую группу взаимопомощи проводили директор центра психолог Н.Г. Дмитриева и заместитель директора психолог центра М.В. Белоусова.
Особое место в программе занимают Лотерея и Розыгрыш призов. Все члены выигравшей семьи получили подарки, и все семьи успели выиграть призы за время проведения программы, в этом безусловная заслуга сотрудников центра психолого-педагогического сопровождения «Юго-Запад».
Завершение занятия – коллективное упражнение «Дождь» – создает ощущение поддержки, взаимопомощи. Перед «дождем» участники хвалят себя и своих близких за хорошие дела, радуются успехам. «Дождь» прошел, всем радостно, выглянуло солнышко!
В праздничном, приподнятом настроении все расходятся по домам. Дети улыбаются и ждут следующей встречи. Несколько раз за неделю они интересуются этой встречей, рассказывают друзьям о ней. На последней встрече – выпускном балу программы – состоялся детский концерт, который порадовал всех участников.
Итоги
По завершении программы сотрудники центра организовали индивидуальные консультации с родителями. Результат проведенной работы превзошел все ожидания. Каждая семья отметила положительные изменения во взаимоотношениях внутри семьи и в школе. Семья Вороновых обратилась в администрацию школы со следующим письмом: «Нам очень понравилась эта программа, особенно Алеше. Игра «Каракули» развивает воображение, «Шарады чувств» раскрепощают человека, помогают преодолеть внутреннее напряжение. На занятии «родительский час» обсуждались проблемные ситуации поведения и рассматривались пути разрешения конфликтов. После «особой игры» улучшаются отношения родителей и детей, они сближаются. Такие программы нужны и детям, и родителям, и школе».
Родители и организаторы программы выразили желание продолжать встречи, и по договоренности с директором центра «Юго-Запад» Н.Г. Дмитриевой корректировка внутрисемейных отношений будет продолжаться еще 2–3 года.
Администрация СОУ школы № 898 имени генерала И.Д. Стаценко активно помогала в проведении программы, понимая, что только в содружестве с семьей можно воспитать уважение к личности, к индивидуальности. Школа несколько лет занимается формированием здорового образа жизни своих учеников. Программу «Семья и школа вместе» можно считать профилактикой утомления и нервно-психических расстройств ребенка в начальной школе.
Основные результаты
эксперимента
- Родители с удовольствием участвовали в этой программе начиная с ее подготовительного этапа. Никто не оставил программу. Все семьи отметили положительную динамику внутрисемейных отношений.
- Повысилась самооценка детей, они стали более коммуникабельными и спокойными. Улучшилась их успеваемость.
- Родители стали дружелюбнее относиться к школе.
- Улучшились отношения между детьми и внутри класса.
- Педагоги школы проявили желание продолжить программу «Семья и школа вместе» в начальной школе и подготовить варианты программ совместного сотрудничества с родителями по предложенному типу.
- Программа «Семья и школа вместе» – перспективная технология и должна получить массовое внедрение как здоровьесберегающая.
|