ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
И ЗДОРОВЬЕ
Интенсивный учебный процесс, присущий современной школе, создает психоэмоциональное напряжение, которое не сопровождается необходимой двигательной активностью.
Школьники испытывают дефицит движения: в дни, когда у них есть уроки физической культуры, этот дефицит достигает 40%, а в остальные дни – 80% от суточной потребности.
Гиподинамия уменьшает силу и выносливость мышц, снижает их тонус, реактивность, уменьшает объем мышечной массы, ухудшает координацию движения, ведет к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: 63% школьников имеют нарушения осанки.
Недостаток движений приводит к выраженным функциональным изменениям: учащаются сердечные сокращения, уменьшаются ударный и минутный объем крови, общая масса циркулирующей крови.
Гиподинамия в совокупности с психоэмоциональными нагрузками ведет к переутомлению и как следствие – к еще большему ухудшению здоровья.
Единственная мера предупреждения отрицательных последствий гиподинамии – расширение двигательной активности школьников, ведение ими здорового образа жизни.
МОДЕЛЬ
ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
ШКОЛЬНИКА
В школьные годы закладывается фундамент здоровья, формируется работоспособность организма, совершенствуются функциональные системы.
От того, насколько уровень функционального состояния адекватен возрастному статусу, зависит дальнейшее развитие всех систем организма.
Модель физического здоровья школьника – это состояние мышечной и функциональной систем (уровни здоровья), которые обеспечивают жизнеспособность организма, представленную в педагогических тестах.
Принципы построения
модели
- В онтогенезе формируется морфологическое строение органов и систем организма.
- Физическая нагрузка оказывает существенное влияние на формирование органов и систем («Правило скелетных мышц», М.А. Аршавский).
- Физическая нагрузка создает резерв органов и систем организма (теория Н.М. Амосова «о здоровье как резервных мощностях»).
Основным критерием модели физического здоровья являются резервы организма.
Модель физического здоровья можно представить в виде графика. Уровни здоровья с 1 по 5 расположены по оси Y, педагогические тесты мышечной и функциональной систем – по оси X (1–6 – мышечная система, а 7 – функциональная система).
Для создания целостного восприятия данной системы мы разделили ее на теоретическую часть (учащиеся получают информацию о воздействии физических упражнений на организм) и практическую (в ее процессе учащиеся выполняют физические упражнения).
График физического здоровья
школьника
Теоретическая часть представлена основными сведениями о роли мышц, сохранении и формировании здоровья. Оптимальный уровень сердечно-сосудистой системы следует рассматривать как потенциальную способность организма адаптироваться к физическим нагрузкам (cм. табл.).
Модель физического здоровья школьников 10 лет*
*Такие же модели физического здоровья разработаны для детей в возрасте от 11 до 17 лет.
Мышечная система
а) верхний плечевой пояс
Подтягивание на перекладине
(юноши – на высокой,
девушки – на низкой)
И. п. – вис на перекладине хватом сверху на ширине плеч, руки прямые. Подтянуть тело к перекладине до уровня подбородка, а затем вернуться в и. п., упражнение выполнять плавно, без рывков.
Сгибание и разгибание рук в упоре
И. п. – упор лежа, руки на ширине плеч. Сгибая руки, коснуться пола грудью. Разгибая, выйти на прямые руки. Туловище не сгибать.
б) мышцы туловища
Подъем туловища
И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях на 90о. Партнер держит ноги. Руки скрещены и прижаты к груди. Поднять туловище, коснуться руками бедер. Фиксируется количество подъемов за одну минуту.
Подъем туловища
И. п. – лежа поперек гимнастического коня, руки за голову. Партнер удерживает ноги. Поднять туловище до прямой линии туловище – ноги. Упражнение выполняется 30 секунд.
в) мышцы ног
Приседания
И. п. – ноги врозь, руки опущены. Приседания, руки вперед, пятки не отрывать от пола. Фиксируется количество приседаний за одну минуту.
Прыжки со скакалкой
И. п. – скакалка в руках. Прыжки со скакалкой на обеих ногах.
Функциональная система
Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое. Частота пульса довольно точно оценивает готовность сердца к физической нагрузке. Частоту пульсовых толчков определяют на лучевой артерии у основания большого пальца.
Стандартная ЧСС у школьников
(По Ф.С. Синякову)
Индекс Руфье показывает способность сердца к проявлению двигательного качества: выносливость
где n1 – пульс в покое;
n2 – пульс после нагрузки
(20 приседаний за 30 сек.);
n3 – пульс после 1 мин. отдыха.
Характеристика уровней
1-й уровень
Очень низкий, с резко сниженными возможностями функциональных систем. Не позволяет успешно адаптироваться к изменениям окружающей среды. Часто встречаются отклонения в физическом развитии, заболевания. Низкий уровень работоспособности, низкие показатели состояния сердечно-сосудистой системы (индекс Руфье, ЧСС в покое).
Коррекция: воздействие на все системы (мышечную, функциональную). Оздоровительные мероприятия. Активизация двигательной активности на уроках физической культуры, самостоятельные занятия. Мотивация.
2-й уровень
Низкий, со сниженным уровнем функциональных систем. Низкие адаптация и работоспособность. Возможны отклонения в физическом развитии. Показатели индекса Руфье и ЧСС на низком уровне.
Коррекция: целенаправленное воздействие на все системы. Оздоровительные мероприятия. Активизация двигательной активности. Мотивация.
3-й уровень
Удовлетворительный. Функциональные системы работают удовлетворительно. Адаптация и работоспособность удовлетворительные. Средние показатели индекса Руфье.
Коррекция: целенаправленное воздействие на все системы. Активизация двигательной активности. Мотивация.
4-й уровень
Выше среднего. Незначительное напряжение функциональных систем. Адаптация и работо¬способность средние и выше среднего. Показатели индексов Руфье – средний и хороший.
Коррекция отдельных систем.
5-й уровень
Высокий. Достаточность функциональных систем.
Коррекции не требуется.
Рекомендуемые уровни – высокий,
выше среднего.
Допустимый уровень – средний.
Недопустимые уровни – низкий,
очень низкий.
Тестирование
Оценить физический уровень здоровья можно с помощью информативных тестов.
Методика их проста и доступна каждому школьнику. Тестовые упражнения являются и основой двигательной программы.
Результаты:
индекс Руфье < 0 – «отлично»
0–5 – «хорошо»
6–10 – «удовлетворительно»
11–15 – «плохо»
15 – «очень плохо»
Тестирование выносливости (модифицированный тест Купера) проводится в 1-й и 4-й четвертях – на размеченной беговой дорожке стадиона, во 2-й и 3-й четвертях – в спортивном зале. Выносливость оценивается по количеству пробегаемых метров. Бег 6 мин.
Тестирование
Уровень физической подготовленности и уровень здоровья оцениваются по результатам всех тестов. За каждый тест начисляется столько очков, сколько выполнено упражнений. Например, учащийся выполнил подтягивание на перекладине 6 раз – это значит, что он набрал 6 очков и т. д. 6 раз подтягивание + 12 раз сгибание рук + … = 340 очков, что соответствует 4-му уровню подготовки и здоровья.
Заключение об общем уровне составляется на основании суммирования набранных очков. При оценке результатов отдельных тестов определяется уровень той или иной мышечной группы или степень состояния функции.
МОТИВАЦИЯ
Многоуровневая система тестирования физического здоровья создает условия для мотивации двигательной активности через сравнительные характеристики предлагаемых стандартов (уровней) и результаты собственного тестирования. Источник возникновения мотивации – противоречие между предлагаемым стандартом (уровнем) и местом ученика в данной системе.
Создается ситуация критической самооценки, которая вызывает потребность в изменении своих физических кондиций.
Для успешного перехода на более высокий уровень физического здоровья каждому ученику предлагается индивидуальная программа занятий физическими упражнениями как на уроках физической культуры, так и дома. Например, ученик выполнил тест «сгибание и разгибание рук в упоре» 14 раз, через 2 недели выполнил 16 раз; успех оценивается учителем оценкой «5». Создание ситуации успеха, отличная оценка вызывают положительные эмоции, которые являются пусковым механизмом в стремлении ученика к самосовершенствованию.
РЕАЛИЗАЦИЯ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основную нагрузку в реализации двигательной программы несет урок физической культуры, на котором учащиеся получают информацию о воздействии физических упражнений на здоровье. Самостоятельные занятия позволяют закрепить и расширить уровень подготовки на базе полученных знаний и умений.
Для того чтобы упражнения имели оздоровительный эффект и позволили ученику занять более высокое место в системе уровней, необходимо знать и реально применять дозировку упражнений. Дозировка характеризуется параметрами интенсивности и объема:
П. М. (повторный максимум в одном подходе) 8–10 раз + 2–3 серии, через 60–90 сек. отдыха.
Метод выполнения – повторно-серийный. Упражнение выполняется до отказа в каждой серии.
Индивидуальная программа составляется по результатам тестирования. Например, учащийся 7-го класса (12 лет) прошел тестирование по полной программе и набрал 1300 очков, что соответствует 3-му уровню, при этом имеет низкие уровни по тестам 1, 3, 6.
Профиль физического здоровья
(учащегося 7-го класса С. Осина)
Данному ученику предлагается индивидуальная коррекционная программа по этим тестам, намечается промежуточное тестирование, на котором отслеживается степень продвижения ученика. Учащиеся, которые в силу своей неподготовленности не могут выполнять данную нагрузку, выполняют упражнения в облегченных условиях.
Например, ученик не может выполнить упражнение «сгибание и разгибание рук в упоре от пола» – значит, надо подобрать ему такую высоту опоры, чтобы он мог выполнить упражнение 8–10 раз.
Критерием правильного дозирования является выраженное утомление в повторениях.
Главным упражнением на выносливость является равномерный непрерывный бег. Для нагрузок, направленных на развитие выносливости, информативным показателем является ЧСС, она характеризует степень воздействия упражнения на аэробную систему организма.
Оптимальная интенсивность, выполняемая равномерным методом, составляет 140–160 уд./мин. Время с данной интенсивностью составляет от 4 до 20 мин. Дозировка упражнения в недельном цикле может составлять 4–8 мин. 2–3 раза в неделю при ЧСС 140–160 уд./мин. для учащихся 1–2-го уровней, 15–20 мин. 2–3 раза в неделю при ЧСС 140–160 уд./мин. для учащихся 4–5-го уровней.
Рост выносливости при тестировании выражается в увеличении расстояния, пробегаемого за 6 минут.
На уроках физической культуры силовые упражнения и упражнения на выносливость выполняются в зависимости от темы и задач урока во вводной и основной частях урока.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностика 4 раза в году позволяет отслеживать состояние организма. Положительная динамика результатов сказывается на самочувствии учащихся, вызывая мышечную и психологическую радость.
Результаты тестирования учащихся 10–11-х классов и распределение их по уровням физического здоровья показало, что ситуация критической самооценки вызывает желание занять более высокое место в рейтинге уровней физического здоровья.
1-й уровень – у 98% учащихся возникает отрицательное отношение к занятому по итогам тестирования месту и возникает желание физически совершенствоваться;
2-й уровень – такое желание возникает
у 87% учащихся;
3-й уровень – у 63% учащихся;
4-й уровень – у 14% учащихся;
5-й уровень – у 8% учащихся.
Динамика роста уровней
физического здоровья
у учащихся 11-го класса
в течение учебного года
В первой четверти по итогам тестирования ученики распределились следующим образом: на первом уровне – 2 ученика, на втором – 4, на третьем – 12, на четвертом – 2 и на пятом – ни одного.
В четвертой четверти тестирование показало уже такие результаты: на первом уровне – ни одного, на втором – 1 ученик, на третьем – 4 ученика, на четвертом – 8 и на пятом – 7 учеников.
Применение этой методики позволяет получать положительные результаты в укреплении и формировании физического здоровья учащихся.
Литература
- Н.М. Амосов. Раздумья о здоровье. 3-е изд. Кемерово, 1981.
- И.И. Брехман. Валеология – наука о здоровье. М.: ФИС, 1990.
- В.И. Белов. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. 2-е изд. Химия. 1994.
- Я.С. Вайнбаум. Физическая культура в школе. № 2. 1993.
- Физкультура в режиме продленного дня школы / Под ред. С.В. Хрущева. М., 1986.
- Центры научных основ здоровья и развития / Под ред. Э.М. Казина, Т.С. Панкиной, Г.С. Кураева. Кемерово, 1993.
- В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко. Мозг, обучение, здоровье. М.: Просвещение, 1989.
Спонсор публикации статьи – Энциклопедия здоровья Zdoropedia.ru. На сайте размещена обширная подборка статей, освещающих различные аспекты здоровья, лечение и профилактику заболеваний, показания и противопоказания к применению лекарственных средств и методов лечения. Энциклопедия здоровья поможет вам лучше понять собственный организм и не потеряться в море медицинских терминов. Кроме того, вы сможете ознакомиться и с новостями из мира медицины и здоровья. |