Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2005

Взгляд физиолога

Радость движения

Важнейшая задача уроков физической культуры в школе – повышение уровня физической подготовленности. Многочисленные исследования показывают, насколько важно для поддержания здоровья и высокой работоспособности рационально применять средства и методы физического воспитания

Ох уж эти стандарты!

Благодаря физическим упражнениям организм ребенка получает возможность успешно справляться с повышением интенсивности нагрузки. Разносторонние по характеру упражнения, постепенное возрастание нагрузки обеспечивают развитие двигательных качеств. Кстати, если опустить слова «физические» и «двигательные», то сказанное выше обретает универсальный смысл для любого обучения, что закономерно и неудивительно. Не случайно термин «тренировка» берет начало от английского training, означающего «обучение, подготовка, образование».

Эти абсолютно верные теоретические положения реализуются в школе вовсе не на добровольной основе. Ученик всегда должен соответствовать стандартным требованиям по разным предметам, стандартным нормативам физической подготовленности. Но реальная взрослая жизнь у всех разная, разные профессии, разные возможности, разные потребности. В одних ситуациях от человека и специалиста требуется физическая форма значительно выше среднего стандартного уровня, в других – ниже. И перемены в жизни и деятельности людей происходят очень быстро.

Еще несколько веков назад мускульная сила человека составляла его важнейший ресурс, без собственной силы он не мог (если, конечно, не был представителем богатых слоев населения) обеспечить свое благополучное существование. Цивилизация и технический прогресс все изменили: теперь нужна не столько сила, сколько компьютерная грамотность или знание языков, и молодежь не слишком упорно занимается своим собственным физическим развитием, тем более что это утомительно, а жизненных целей как будто бы достичь не помогает.

Принуждение с предубеждением

А система физического воспитания осталась прежней! Правда, отменили комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»), который в нашей стране был основой школьного физкультурного образования начиная с середины 1930-х годов. Больше того, официально даже отметка по физкультуре в младших классах отменена, но сам подход от этого ничуть не изменился: физкультура должна готовить бойца и работника, и это ее главная цель – таково убеждение абсолютного большинства профессиональных педагогов, работающих в этой сфере. Правда, профессионалов здесь, к сожалению, становится все меньше, но «идеология» от этого не меняется.

Согласно этой «идеологии» каждый ученик должен уметь выполнять определенный набор упражнений, демонстрируя при этом соответствующие «нормативу» результаты, а если не справляется – то «не готов». Отсюда и понятие выработалось: «физическая подготовка». По вопросам «физической подготовки» каждый год защищаются десятки диссертаций, дающих рекомендации учителям и тренерам, как эту подготовку совершенствовать, то есть увеличить число тех, кто справляется с нормативом.

Как рассчитывают нормативы, мы уже говорили: обычно это «средние» показатели для большой группы населения. Такие нормативы пригодны примерно для половины людей, но вот вторая половина делится на две части: для одних «норматив» оказывается непомерно завышенным, а для других, напротив, слишком легким. Если же структура по¬пуляции меняться, как это происходит в России в последние десятилетия (дети все чаще имеют грудное или даже астеническое телосложение), то число тех, для кого действующий норматив можно признать корректным, будет становиться все меньше и меньше. Именно по этой причине сегодняшние школьные нормативы «физической подготовленности» вызывают столько критики и недовольства, причем не только со стороны детей и родителей, но и со стороны учителей и тренеров.

О цели «физической подготовки»

Этот вопрос, пожалуй, самый непростой и одновременно – самый важный. Вообще-то физическая подготовка, то есть целенаправленная тренировка, – важнейший метод подготовки человека к самым разнообразным видам деятельности. Без такой подготовки нельзя стать цирковым артистом, спасателем, нефтяником, танцором, десантником, моряком... да мало ли еще профессий, где физические возможности человека определяют его профпригодность!

В старые времена, разумеется, любой солдат должен был быть физически готов к схватке с врагом, к многодневному переходу с полной выкладкой по пересеченной местности, к голоду и холоду, к рытью траншей и окопов. Однако научно-технический прогресс в корне изменил не только способы ведения военных действий, но и облик солдата. Посмотрите современные американские фильмы про армию: сплошь и рядом – очкарики, тощие или толстые, девушки – наравне с юношами. Но и в жизни победа часто дается не тем, кто лучше в драке, а тем, кто сообразительней, лучше владеет компьютером или имеет более современное вооружение. Для современного бойца жизненно важна не только (и даже не столько) физическая, сколько техническая подготовка, владение сложными приборами и умение управлять техникой, напичканной электроникой. К тому же разнообразие функций и обязанностей в современной армии таково, что никакая школьная физическая подготовка учесть этого просто не в состоянии. Еще А.В. Суворов подчеркивал, что побеждать нужно не силой, а умением, в наше время это стало еще вернее.

Работа для космонавта

Так к чему же готовит школьная физкультура? К жизни. К заботе о своем здоровье, которое представляет собой не просто залог личного благополучия, но и важнейший ресурс, в том числе – производственный и военный. То есть школьник должен заниматься своей физической подготовкой, чтобы стать здоровым взрослым. Этой же цели служит и массовый спорт, которым занимаются мальчишки и девчонки в секциях. Конечно, некоторые из них мечтают об олимпийских медалях, но спорт высших достижений – это совсем другое занятие, это особый вид труда со своими жесткими законами, безжалостным отбором и работой «на износ», критерии сохранения и укрепления здоровья в этом случае вовсе не являются важными. «Большой» спорт, как и «большая» эстрада, «большая» наука и т.п., – удел избранных, сопряженный со множеством рисков.

Итак, задача школьной физкультуры – научить ученика поддерживать свое здоровье, а вовсе не достичь неких «нормативов». Здоровье зависит от того, как развиты мышцы, сердце, легкие, другие органы и физиологические системы организма. А для того, чтобы их развить, нужна тренировка, причем не любая, а конкретно направленная на заранее известный, запланированный результат.

Если человек не выполняет никакой физической нагрузки, то есть находится в состоянии гипокинезии (в переводе с греческого – сниженная двигательная активность, малое количество движений), то те системы его организма, которые должны обеспечивать работу опорно-двигательного аппарата, начинают деградировать, что наносит немалый ущерб здоровью. В обычной жизни типичной моделью такого состояния является длительная болезнь (например, перелом ноги), когда человек многие недели, а то и месяцы, лежит в постели. Встать и сделать первый шаг, символизирующий начало выздоровления, – труднейшая для него задача, часто он не может решить ее без посторонней помощи: ослабли мышцы, нервная система разучилась управлять движениями, а сердце, сосуды, легкие – обеспечивать сокращающиеся мышцы питанием.

Еще наглядней эта проблема встала лет 30 назад перед космонавтами, совершающими длительный космический полет. Живя на Земле, мы не замечаем, что каждое наше движение – это преодоление силы тяжести. Даже просто поднять руку – это работа, потому что сама рука не так уж мало весит. В космосе, в условиях невесомости, эта постоянная нагрузка отсутствует, для движения достаточно преодолеть силу инерции, а веса нет – нечего преодолевать. 2–3 недели в таких условиях – и мышцы начинают деградировать, кости теряют кальций, а вместе с ним прочность, сердце не справляется с задачами, требующими увеличения его сократительной активности, легкие не успевают осуществлять необходимые функции газообмена. Организм приходит в такое состояние, при котором возвращение на Землю становится проблематичным, – космонавт не справится с теми (самыми обычными для нас!) нагрузками, которые ждут его на Земле. Выход один: ежедневно тренироваться по нескольку часов: в этом случае удается сохранить все «физические кондиции» организма на достаточно высоком уровне.

Однако стандартные виды упражнений и ориентиры на среднестатистические нормативы делают уроки физической культуры малоинтересными. В итоге снижаются успеваемость, посещаемость занятий, а результатом этого становится и так неуклонно ухудшающееся в силу многих социально-экономических и экологических причин здоровье.

Интересно то, что получается

Традиционная практика физического воспитания, действующая по принципу «не хочешь – заставим», пытается всех подогнать под единый норматив. Для этого выявляются «отстающие» двигательные качества, и ребенка начинают усиленно тренировать именно в этом направлении, чтобы преодолеть отставание.

Что из этого нередко получается – всем известно: ненависть к физкультуре как к учебному предмету, к учителю – как к мучителю. И отвращение к любой физической работе. Ничего удивительного в этом нет. Если у ребенка грудного типа телосложения недостаточно силы, чтобы бросить набивной мяч на требуемое расстояние, то такое упражнение вызывает в душе его протест и раздражение, а мышцы все равно не справляются. Другое дело, если бы ему дали побегать, – тут бы он всем показал, особенно на длинной дистанции! Точно так же у парня брюшного телосложения отвращение к бегу, ему это не по нраву и не по силам, другое дело – кидать набивной мяч, вот это физкультура! И дальше всех, и вообще интересно! Интересно то, что получается. Когда заставляют заниматься тем, что не получается, человеку это неинтересно, не нравится.

Но ведь «получается» или «не получается» совершенно не случайно, это – реальные, практические проявления специфики конституции, особенностей устройства мышц и скелета, сердца и легких, нервных клеток, от которых зависят быстрота, координация движений и сопротивляемость утомлению. Значит, заставляя ребенка выполнять в огромном объеме те упражнения, которые у него не получаются, мы стараемся переделать его природу, преодолеть сопротивление его организма, заставить его совершить то, к чему у него нет природной склонности. Ради чего? Ради достижения норматива.

Потому что верим, что «норматив» – это синоним «правильности», а значит, здоровья. Кстати, верим потому, что «в среднем» здоровые люди более физически тренированны, чем нездоровые. Но вот средних людей не бывает, каждый сам по себе.

А что если пойти «навстречу природе»? Что если мы будем давать ребенку те нагрузки, которые ему нравятся? Которые ему легко выполнять благодаря специфике устройства его тела? От которых он будет получать удовольствие уже просто потому, что они у него получаются? Ведь в таком случае вместо вымученных и потому бесполезных стараний мы увидим радость движения, увлечение любимым занятием!

(Окончание следует)

Публикация статьи произведена при поддержке бюро переводов ДРУЖБА НАРОДОВ. Если вам необходим перевод любого плана, от устного перевода на конференции до письменного перевода личных писем или технической документации – обращайтесь в бюро переводов Киев. К вашим услугам 240 диалектов и языков, тщательно отобранный штат высоко квалифицированных лингвистов, вычитка и корректура, включенные в доступную стоимость перевода, любые профильные направления перевода – юридический, медицинский, технический, художественный и пр.

 

Валентина Зайцева