Окончание. См. № 22/2005
В повседневной учительской
практике консультация психоневролога сравнима
разве что с навигационным атласом мореплавателя.
В этой публикации мы продолжаем разговор об
особенностях социально-психологической
дезадаптации детей в школе.
Негативные амбиции
Ребята с преобладанием гипертимных черт
характера отличаются приподнятым настроением,
усиленным стремлением к деятельности. Они
неизменно всем довольны, говорливы, в группе
сверстников обычно стремятся к лидерству.
Повышенное настроение, как правило, сочетается с
двигательной расторможенностью, неусидчивостью,
а также с раздражительностью, вспыльчивостью.
Дезадаптация таких детей в школе объясняется их
непоследовательностью, желанием командовать,
настоять на своем. Веселость, беспечность и
внешнее добродушие сочетаются в этих случаях с
неумением подчиниться общим требованиям,
постоянными нарушениями дисциплины,
неспособностью «держать себя в узде»,
контролировать собственные поступки.
Основной особенностью лиц с
преобладанием истероидных черт характера
является «жажда признания», стремление привлечь
внимание, быть в центре событий, «на виду». Отсюда
желание казаться интересным, значительным
человеком, нарочитость, демонстративность и
театральность в поведении, манерах,
высказываниях, неуемное фантазирование.
Школьная дезадаптация таких детей
часто связана с их стремлением к первенству,
пренебрежением интересами коллектива,
постоянным враньем. Из-за ущемленного самолюбия,
непризнания их исключительности, неприемлемости
учебных нагрузок этим личностям всюду
сопутствуют конфликты.
Подростки с истероидными чертами
характера из-за желания приобрести репутацию
«крутого парня» в молодежной группе совершают
асоциальные действия – алкоголизируются,
воруют, употребляют токсические вещества. В
своих легендах они всегда герои, вызывающие
поклонение толпы. Ребята увлеченно повествуют о
любовных историях, покровительстве важных
персон, исключительно «полезных» знакомых –
артистах, спортсменах, «начальниках».
Душещипательные истории, мифы и «замыслы»
подростков всегда имеют одну цель – повысить
свой рейтинг среди окружающих. Подобное
«творчество» истероидных субъектов удачно
называют «косметической ложью».
Причинами школьной дезадаптации могут
быть также расстройства, развивающиеся по
механизму «условной желательности». Именно
поэтому у слабо успевающего школьника
появляется чувство удушья, сердцебиения,
припадки, ощущение «комка в горле», мучительные
головные боли и другие нарушения, которые
оправдывают его плохую учебу или избавляют от
посещения школы. Девочка может «хлопнуться» в
обморок для того, чтобы продемонстрировать
окружающим собственную слабость, хрупкость и
вместе с тем утонченность и неординарность своей
натуры. По таким же механизмам развиваются
астазия, абазия (невозможность стоять и ходить),
афония (потеря голоса), утрата чувствительности в
конечностях, преходящее косоглазие, тики,
судорожные припадки и даже параличи.
Откуда берутся детские фобии?
Психоневрологу часто приходится иметь
дело с совершенно иными личностями – детьми
робкими, неуверенными в себе, «слабыми». Это, по
врачебной терминологии, патологические
характеры тормозимого типа.
Речь идет о психастеническом расстройстве
личности. У детей возникают опасения, что с ними
или с их близкими может случиться несчастье, они
фиксируются на неприятных ощущениях в теле,
постоянно думают об опасности возможных тяжелых
заболеваний, избегают всего незнакомого, нового,
склонны к различным суевериям и мистике.
Начиная с переходного возраста
психастенические черты характера выражены в
полной мере: подростки пребывают в постоянных
сомнениях, мучительных размышлениях о
«правильности» своей жизни, тревожном
обдумывании предстоящих событий. Будущее
представляется им таинственным, сложным и
непредсказуемым. Такие дети отличаются
нерешительностью, склонностью к рассуждениям,
самокопанию, «умственной жвачке».
У детей с преобладанием
тревожно-мнительных черт характера
компенсаторно развиваются чрезмерная
приверженность к определенному порядку,
привычному стереотипу жизни. Эти личности
отличаются педантизмом, подчеркнутой
аккуратностью и обязательностью.
Вследствие отмеченных особенностей
характера у психастеников нередко возникают
разнообразные навязчивые расстройства. В
детском возрасте чаще приходится видеть
невротические навязчивые страхи (фобии) и
навязчивые движения. Последние весьма
разнообразны: моргание, нахмуривание лба,
шмыганье носом, подергивания плеч, втягивание
живота, покашливание и т. п. Эти явления знакомы
родителям и педагогам под названиями «тики» и
«гиперкинезы».
Что касается навязчивых страхов, то
наиболее распространенными у детей являются
страхи загрязнения, отравления, заражения.
Нередко можно наблюдать страхи острых предметов,
лифтов, метро и других закрытых пространств. В
иных случаях дети боятся перейти городскую
площадь или поляну в лесу (страх открытых
пространств). В более позднем возрасте, по мере
осознавания детьми понятий жизни и смерти, у
ребенка могут появиться навязчивые страхи
собственной смерти или кончины родителей, страх
подавиться едой, опасения удушья, сердечного
приступа и т. п. Специфическими для детей
являются страх речи у заикающихся школьников,
страх покраснеть (эритрофобия). Обычно при
наличии подобных нарушений дети ищут помощи,
охотно соглашаются на лечение, четко выполняют
врачебные рекомендации.
При длительном существовании фобий у
ребенка развиваются особые, так называемые
защитные, ритуальные действия. Эти явления
психологически понятны и развиваются по
механизму: «надо сделать так, чтобы не случилось
несчастье...». Поэтому ребенок с навязчивыми
страхами может определенное число раз стучать по
дереву, особым образом повернуться, перешагивать
через половицы или световые полосы,
пританцовывать и т. п. Не выполнив ритуал
полностью, ребенок не чувствует облегчения, у
него не уменьшается психическое напряжение, не
появляется ощущение покоя и расслабленности.
Являясь серьезным психическим расстройством,
защитные ритуальные действия зачастую
воспринимаются родителями как привычка или
выражение суеверия детей.
Внимание: перед вами тихони и
недотроги
Некоторые дети отличаются выраженной
замкнутостью, отгороженностью от реальности,
сниженной потребностью в общении со
сверстниками, внешне эмоциональной
невыразительностью. Такие особенности характера
получили название аутистических, или шизоидных.
Первое название указывает на «поворот» личности
ребенка к своему внутреннему миру, второе – на
аналогию с шизофренией, психическим
заболеванием, которому свойственна прежде всего
крайняя необщительность в коллективе.
Ребята с аутистическими чертами
характера нередко тонко чувствуют природу,
отличаются музыкальностью, увлеченностью
искусством. Они могут быть ранимыми, обидчивыми и
невероятно чувствительными к тому, что касается
их внутренних переживаний. Как правило, это очень
неуклюжие, неспортивные дети, у них крайне
медленно формируются навыки самообслуживания,
любую работу они делают неторопливо и неловко.
Раздражительность, упрямство и конфликтность
такие дети проявляют только в случаях, если
взрослые отвлекают их от «мечтаний», мешают им
заниматься тем, к чему они расположены, –
чтением, размышлениями, грезами.
Указанные характерологические
особенности заметны с раннего возраста – уже в
3–4 года отчетливо проявляются отсутствие
детской живости, вялость, сниженная активность
детей в сочетании с удовлетворительным
умственным и речевым развитием. Дети нередко
рано начинают читать, считать, легко запоминают
все, что им предлагается. Они поражают родителей
своей рассудительностью, «взрослыми, умными»
вопросами, особыми интересами (изучают
энциклопедию, календари, географические карты и
т. п.).
К переходному возрасту отмеченные
особенности приобретают более выраженный
характер – подростки испытывают повышенный
интерес к абстрактным вопросам из области
философии, психологии, математики, отличаются
развитым воображением, сосредоточенностью на
собственных односторонних увлечениях. В этом
возрасте возможны неустойчивость настроения,
оппозиция к родителям, протест против
общепринятых морально-нравственных норм. В целом
подростки с аутистическими чертами сохраняют
репутацию странных «фанатов», одержимых
«гениев», доброжелательных «чудаков».
Многим знакомы люди, постоянно
чувствующие себя уставшими, неспособными
сделать усилие, избегающие любой нагрузки. При
этом оснований для такого самоощущения нет:
врачи не находят серьезных недугов, подобным
состояниям не предшествует изнурительная работа
или психотравмирующие обстоятельства. Возникает
мысль о наличии особого личностного склада,
характера, в котором преобладают черты слабости,
невыносливости, истощаемости.
Нами, психоневрологами, в таких
случаях используется термин «астенические черты
характера» (астения в переводе означает
«слабость»). Указанные особенности наблюдаются с
раннего возраста. У дошкольников это проявляется
вялостью, капризностью, неудовлетворительной
адаптацией к меняющимся условиям жизни,
нарушениями сна, рвотой, сниженным аппетитом.
Наряду с этим часты головные боли, плохая
переносимость духоты, жары, повышенная
утомляемость.
В младшем школьном возрасте
становится видно, что ребенок отличается
неуверенностью в себе, повышенной ранимостью,
стремлением быть незаметным, избегать нагрузок,
которые кажутся ему чрезмерными. В этот период у
детей нередко находят различные функциональные
расстройства сердечно-сосудистой системы,
желудочно-кишечного тракта и др. Ребята
консультируются и лечатся у врачей различных
специальностей. И лишь позже, к переходному
возрасту, становится понятно, что жалобы
пациентов объясняются стойким своеобразием их
характера.
В возрасте 12–15 лет психоневрологи
отмечают все основные проявления
патологического характера астенического типа.
Ребята отличаются робостью, нерешительностью,
обидчивостью, они не способны выносить нагрузки,
преодолевать возникшие трудности. Нередко
отмечаются раздражительность, склонность к
пониженному настроению, стремление оградить
себя от любой дополнительной работы. Подростки
заранее, до начала какой-либо деятельности,
чувствуют себя неспособными выполнить
определенное задание. В связи с заниженной
самооценкой у них легко возникают реакции
недовольства, паники, отказа от претензий на
достойное место в коллективе. Как правило,
перечисленные особенности сохраняются у этих
субъектов и в дальнейшем, в их взрослой жизни.
Как уже говорилось прежде,
формирование аномальных личностных свойств
определяется биологическими факторами
(наследственностью, болезнями раннего возраста)
и дефектами воспитания. В отдельных случаях
неправильное воспитание имеет приоритетное
значение в становлении патологического
характера.
Важней всего погода в доме
Известно, что повышенная
возбудимость, склонность к протестным
реакциям, агрессивность возникают у детей,
воспитывающихся в условиях гипоопеки –
безнадзорности, алкоголизма родителей,
постоянных конфликтов в семье. Истероидные особенности
(жажда признания и фиксация на различных
болезненных проявлениях) – результат воспитания
по типу «кумира семьи». Патологические черты
характера неустойчивого типа – следствие «оранжерейного»
воспитания. В этих случаях слабая воля и
подверженность постороннему влиянию доминируют
в характере ребенка, потому что не воспитаны
усидчивость, самостоятельность, способность к
планомерной работе, постоянному труду. Неуверенность,
робость, мечтательность формируются
вследствие чрезмерного, но одностороннего воспитания
с применением повышенных требований, запретов со
стороны родителей. Гармонизация характера детей,
разумеется, возможна при изменении
воспитательных подходов.
Длительно существующие неврозы у
детей также оказывают влияние на формирование
характера. Если у ребенка невротические страхи,
заикание, тики сохраняются в течение 2–3 лет, то
постепенно у него портится характер – ребенок
становится малообщительным, неуверенным в себе,
предъявляет часто жалобы на утомляемость,
недомогание, неспособность к усилию.
Аномальный характер может
сформироваться у ребят с различными физическими
дефектами – последствиями полиомиелита,
детского церебрального паралича, у слабовидящих
и слабослышащих детей, а также у пациентов,
страдающих хроническими заболеваниями
(бронхиальной астмой, пороками сердца,
урологическими заболеваниями). Дети осознают
свое отличие от сверстников (к примеру,
невозможность бегать, играть в футбол,
заниматься музыкой) и реагируют на это
самоизоляцией, уходом в мир внутренних
переживаний, обидчивостью, ранимостью,
склонностью к компенсаторному фантазированию.
Участливое отношение педагогов и сверстников,
психологическая коррекция в таких случаях
чрезвычайно важны для реабилитации учащихся,
преодоления школьной дезадаптации.
К чему ведут ранние аномалии
развития
Многочисленная группа детей с
проявлениями школьной дезадаптации включает
учащихся с последствиями ранних повреждений
центральной нервной системы. Основное место
принадлежит внутриутробным патологиям, а также
поражению мозга во время родов или в первые
месяцы жизни. Замечу, что пациенты с подобными
расстройствами составляют четверть всех
наблюдаемых психиатром детей.
Пациентам этой группы свойственны
некоторые общие черты. Как правило, ребята
невыносливы к нагрузкам, быстро устают, не
способны к длительному усилию. Повышенной
утомляемости сопутствуют раздражительность,
готовность к вспышкам недовольства, плаксивость,
изменчивость настроения. У детей большей частью
ослаблена память, замедленное мышление и
невысокая работоспособность, что, разумеется, не
располагает к успешной адаптации в школе.
У многих детей наряду с перечисленными
общими признаками школьная дезадаптация
обусловлена собственно поведенческими
расстройствами. Дети проявляют вспыльчивость,
несдержанность, нередко – злобность и
агрессивность, что приводит к частым конфликтам
со сверстниками и педагогами, а также уходам из
школы. Недовольство окружающими, драки, пропуски
занятий, в свою очередь, приводят к снижению
успеваемости, утрате интереса к учебе.
Дезадаптация подростков может
усугубляться выраженным оппозиционным
отношением к родителям, педагогам, при котором
советы и пожелания взрослых игнорируются, а с
большим доверием усваиваются наставления
лидеров подростковой группы. Ранняя
алкоголизация, интерес к наркотикам, резкое
усиление влечений (в частности, сексуального)
могут окончательно «подорвать» нормальное
обучение.
В поведении детей с последствиями
раннего органического повреждения головного
мозга много схожего с расстройствами
эмоционально-волевой сферы, свойственными
пациентам с различными вариантами
патологических характеров. О них я рассказал
ранее, и это освобождает от детального анализа
названных проявлений.
Адаптация – дело тонкое
Реабилитация детей со школьной
дезадаптацией включает ряд организационных,
диагностических и собственно коррекционных мер.
Индивидуальная, групповая и семейная поддержка
должна носить направленный характер в
зависимости от типа школьной дезадаптации.
При недостаточном эмоциональном
контакте с родителями, неблагополучных семейных
условиях, дефиците впечатлений и развивающих
занятий необходимо провести диагностику
семейно-педагогической запущенности и характера
пробелов в интеллектуальном развитии ребенка.
Учебную работу следует направлять на повышение
познавательной активности и улучшение
социальной ориентации подопечного.
При различных зачастую противоречивых
воспитательных подходах со стороны родителей,
постоянных ссорах и культивировании
«неконструктивных методов поведения» в семье
важно создать альтернативу асоциальным формам
поведения ребенка и его «деструктивным»
способам разрешения конфликтных ситуаций.
Наиболее эффективными в этом отношении являются
групповые формы психокоррекционной работы по
типу социально-психологического тренинга.
Если у ребенка налицо проявления
невроза вследствие длительной
психотравмирующей ситуации в семье или школе, то
потребуется, вероятно, интенсивная
индивидуальная или групповая психотерапия.
Обязательным элементом при этом должна быть
семейная психотерапия с коррекцией часто
встречающейся симбиотической или неадекватной
связи между ребенком и родителями. Следует
учитывать высокий риск психосоматических
нарушений и строгую индивидуализацию
психокоррекции.
При «патологическом» варианте
школьной дезадаптации – наличии психического
заболевания, депрессии, грубой личностной
аномалии – на первом этапе реабилитации ведущее
значение имеет, разумеется, лечение ребенка:
назначение соответствующих лекарств, которые
могут обеспечить нивелирование расстройств до
уровня субкомпенсации или компенсации. В
дальнейшем необходимы этапная и преемственная
психокоррекционная помощь и
социально-профилактическая работа с семьей.
|