Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2005

Из первых рук

"ДРОЗДы" — за спорт с настроением!

Все понимают, насколько занятия спортом и физической культурой важны для здоровья и правильного развития детей. Хотя реально мало кто из директоров школ может создать своим ученикам условия для этих занятий. И денег не хватает, и кадров. Но можно сделать так, чтобы дети не отбывали на уроках физкультуры повинность, а занимались с удовольствием

«Если хочешь быть счастливым, будь им», – говорил Козьма Прутков. Перефразируя классика, можно сказать: «Чтобы быть здоровым, нужно сначала этого захотеть». Социологические исследования показывают, что 89% школьников не считают здоровье ценностью, у большинства из них отсутствует мотивация к здоровому образу жизни и к занятиям спортом как одной из его составляющих.

Как повысить качество образования и физического воспитания подрастающего поколения, приобщить школьников к здоровому образу жизни, обсуждали на очередной конференции «Дети России образованны и здоровы» – «ДРОЗД», которая прошла в Москве в конце октября при поддержке Минобрнауки и Минздравсоцразвития РФ, Федерального агентства по физической культуре и спорту, различных бизнес-структур.

К чему призывают «ДРОЗДы»

Всероссийское движение «ДРОЗД» – это новая форма организации физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях. Центры движения успешно работают в Московской, Саратовской, Мурманской, Вологодской областях, в Краснодарском крае.

В чем же новизна движения? Основная его идея – гармоничное сочетание оздоровительной работы и учебы за счет объединения усилий дошкольных образовательных учреждений, школ и учреждений дополнительного образования спортивной направленности. Разработана единая методика физического развития детей с учетом возрастных особенностей. При работе с дошкольниками все усилия направлены на общее укрепление организма и закаливание, при работе с учениками младших классов – на формирование навыков здорового образа жизни, разностороннюю спортивную подготовку. В средней школе дети проходят спортивную специализацию, а в старших классах получают необходимый объем физической нагрузки для укрепления здоровья и углубленную подготовку по разным видам спорта. Программы отрабатываются на экспериментальных площадках и предусматривают 6 часов занятий в неделю: три урока обычной физкультуры и три – за счет спортивно-оздоровительных групп.

Серьезные физические нагрузки являются лучшей профилактикой вредных привычек и асоциального поведения. «У ребят, которые систематически занимаются спортом, к 12 годам, возрасту, в котором теперь происходит знакомство с наркотиками, вырабатывается устойчивый иммунитет к наркомании», – убежден глава Федерального агентства по физической культуре и спорту прославленный хоккеист Вячеслав Фетисов.

Теория и практика

Единая методика – это замечательно. Но как реализовать этот проект во всех школах? Идея дополнить сетку школьных уроков еще одним, 3-м, уроком физкультуры обсуждалась и во времена СССР. Но государство, которое запускало в космос ракеты и «перекрывало Енисей», не смогло ее профинансировать. Сейчас третий урок физкультуры рекомендован всем, а реально введен только в 30% школ. Все упи¬рается в материальное обеспечение, точнее, в его отсутствие. Прежде всего не хватает спортивных залов. В Татарстане 3-й урок физкультуры ввели приказом местного правительства. Но залы не резиновые, и вот дети сидят и смотрят видеофильм о том, как люди занимаются спортом.

Создание хорошо оборудованных спортивных центров, где дети разного возраста могли бы дополнительно заниматься физкультурой, может исправить ситуацию. Популярную сейчас идею межшкольных спортивных сооружений, которую участники движения «ДРОЗД» уже вовсю используют, поддержало правительство. Оно обещает за 10 лет построить 4000 таких спортивных объектов.

Не хватает учителей физкультуры. Особый вопрос – занятия с ослабленными детьми. 744 тысячи российских школьников по состоянию здоровья отнесены к дополнительной группе и освобождены от физических нагрузок. Получается, что дети, которые нуждаются в активности даже больше, чем здоровые, стоят в коридорах во время уроков физкультуры. Для работы с ними необходимы учителя адаптивной физкультуры, прошедшие специальную подготовку. Да и вообще сегодня педагог должен владеть современными технологиями воспитания, использовать электронные носители информации. К сожалению, финансовые возможности большинства школ не позволяют привлечь квалифицированных специалистов. И хотя зарплаты сейчас несколько повысили, остались нерешенными вопросы тарифной и надтарифной системы оплаты внешкольной работы, дополнительного образования. Как оплачивать, например, медика – инструктора по ЛФК, который пришел в школу?

И еще проблема. Объединение «Планета-фитнес» выделило бесплатных инструкторов для проведения в московских школах занятий ритмической гимнастикой. Движения и танцы под музыку разных стилей (от хип-хопа до джаза) дают и физическую нагрузку, и хорошее настроение, да и ребятам нравятся, но… Администрация некоторых школ не любит, чтобы спортивные залы заполнялись после 17 часов, и препятствует проведению дополнительных занятий. Известны случаи, когда директора школ обращались в милицию, чтобы вывести тренера, который проводит вечером в школьном зале занятия или даже просто объявляет набор в секцию.

Команда, без которой мне не жить

Некоторые положительные тенденции отметил Станислав Бирюков (Федеральное агентство по физической культуре и спорту): «В школьных спортивных секциях сейчас занимаются 30% детей, что на 10% больше, чем в 2000 году. Наша задача – сделать этот подъем устойчивым и затяжным. Заставить заниматься спортом невозможно, ребят нужно заинтересовать». Поэтому планируется создание школьных команд разного возраста по любым видам спорта, лучше игровым, чтобы вовлечь как можно больше учащихся. А Федеральное агентство будет оказывать помощь. Уже разработаны методические рекомендации: для директоров школ – в рамках расписания организовать команды по 15 видам спорта, для учителей – планы занятий, положения по проведению соревнований. Сразу возникает вопрос: кто будет эти соревнования оплачивать? Финансирование местных, районных, городских или региональных соревнований – добрая воля губернаторов или спонсоров. Федеральное агентство может выделять деньги только на команды, попавшие в календарь всероссийских соревнований.

Член-корреспондент РАО Вадим Бальсевич считает, что важно создать у каждого школьника чувство команды, «без которой ему не жить». Именно в команде формируются правила и нормы поведения, отношение к соперникам, вырабатывается чувство локтя и личной ответственности.

Несколько лет назад профессор выдвинул теорию спортивно ориентированного воспитания, позволяющую увеличить показатели физического развития ребенка. Для этого, во-первых, нужна интеграция общеобразовательной и спортивной школ, во-вторых – не просто урок, а тренировка, постоянная адаптация организма к возрастанию физических нагрузок, иными словами, «спортизация» физкультуры. Где-то с третьего класса ребенок может выбрать вид спорта, которым ему хочется заниматься (как в рамках школьного расписания, так и дополнительно), конечно, с учетом материально-технической базы и наличия специалистов в школе. Ведь учитель физкультуры и тренер – разные специальности, они используют разное оборудование и оснащение. Спорт, в отличие от физкультуры, непредсказуем, в нем есть эмоции, борьба и реализация возможностей.

Выходи во двор, поиграй

С начала перестройки в стране практически развалилось спортивно-массовое движение. За эти годы многое упущено – нет единого мозгового центра, четкой идеологии, не ведется статистика. А ведь были спартакиады и всевозможные детско-юношеские соревнования на всех уровнях. Сейчас только 10% московских детей занимаются спортом. Половина школ увлеклась платными спортивными услугами, которые доступны не всем. По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года показатели здоровья детей ухудшаются, более 70% учащихся испытывает трудности в усвоении базовой школьной программы, падает уровень физической подготовки выпускников (что очень тревожит Министерство обороны РФ). Поэтому так важно, чтобы школьные спортивные залы были открыты для всех жителей района.

И все-таки что-то меняется. Ведется работа по месту жительства. Появилась, например, программа «Выходи во двор, поиграй», которую поддерживает московское правительство (делает дворовые спортивные площадки, хоккейные коробки и т.д.). Есть энтузиасты, бескорыстно занимающиеся с детьми. Проводятся акции «Спорт – здоровье нации», «Лыжня России», в которых приняли участие около миллиона человек. И спартакиады есть. Но они должны проводиться не по кубковым правилам (на вылет), а как турниры, чтобы у детей не пропадало желание в них участвовать. Ведь спорт не только дает ребенку здоровье, но и воспитывает характер. Как сказал на конференции Вячеслав Фетисов: «Главное в спорте – победа над самим собой».

ОПРЕДЕЛИТЬ ЗДОРОВЬЕ ПОМОЖЕТ КОМПЬЮТЕР

Создатели общероссийской системы мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи (руководитель – профессор Леонид Калинкин) предложили схему, при помощи которой поступающие из регионов материалы будут обрабатываться и вноситься в общую базу данных. Веб-сайт, кроме цифр, представленных регионами (рост ребенка, результаты бега на разные дистанции, прыжков, сила левой и правой руки…), содержит нормативные документы, таблицы общероссийских показателей, некоторые современные научные разработки. Каждому из субъектов Федерации присвоен свой ПИН-код, при помощи которого можно войти в систему и получить свои данные. Представители регионов получили возможность систематизировать результаты своих исследований и сравнивать их с общероссийскими нормами.

А группа московских ученых под руководством профессора

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «adidas.ru». Если вам срочно требуется приобрести качественную спортивную обувь, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «adidas.ru». На сайте, расположенном по адресу www.Adidas.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать бутсы adidas по выгодной цене. В интернет-магазине «adidas.ru» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Сергея Полякова разработала специальную компьютерную программу. Физическое здоровье ребенка можно вычислить по общей физической работоспособности, аэробной выносливости, величине максимального потребления кислорода и т. д. Все эти показатели исчисляются в баллах. 5–8 баллов – низкий уровень здоровья, 14–18 – средний, 23–25 – высокий. Компьютер выдает карту с рекомендациями для каждого ребенка. Такие же документы получают классные руководители и учителя физкультуры. Эта программа дает возможность индивидуальной работы с каждым школьником.

 

Нина Семина