Часто приходится выслушивать жалобы о
«плохом» поведении детей в школе. Причины
школьной дезадаптации могут быть различными, и
собственно медицинские проблемы среди них
занимают далеко не основное место
Часть I
Ребенок
может вести себя неправильно, если с раннего
возраста воспитывается в условиях
безнадзорности, недостатка эмоциональных
контактов в общении, безучастности к его
развитию. При этом с задержкой формируются такие
личностные свойства, как инициативность,
любознательность, а также игровые и
социально-коммуникативные навыки.
Неблагополучные семейные условия с
противоречивыми по своей направленности,
конфликтными отношениями ведут к формированию
особой модели поведения ребенка. Ребята
усваивают «дурной пример» для подражания,
наблюдая привычное разрешение ссор с помощью
драки, культивирование агрессии, физической силы
в семье. Школьная дезадаптация усугубляется,
разумеется, воздействием неформальной
подростковой группы с асоциальными проявлениями
– уходами из дома, воровством, ранней
алкоголизацией.
У ребенка может нарушиться поведение в
условиях внутрисемейного или школьного
конфликта, сопровождающегося психическим
напряжением, тревожным ожиданием неудачи,
переживанием собственной несостоятельности.
Школьная дезадаптация при этом проявляется
особым, «защитным», типом реагирования в виде
ухода в мир собственных фантазий, игр в
одиночестве, возникновением внушенных
соматических недугов. Такого рода расстройства
могут наблюдаться как в младшем, так и в старшем
школьном возрасте на фоне психической слабости,
снижения устойчивости к нагрузкам.
Понятно, что «плохое» поведение в ряде
случаев обусловлено «природными»,
биологическими факторами: выраженной аномалией
характера, психическим заболеванием,
депрессивным состоянием, умственной
отсталостью. Это явно «патологический» вариант
школьной дезадаптации, и в таких случаях
требуется прежде всего соответствующее лечение.
Психические заболевания в детском
возрасте, к счастью, встречаются не так часто. Для
ребят с выраженным сниженным интеллектом
существуют специальные школы. Что касается
общеобразовательных (массовых) школ, то
трудности в поведении можно разделить на
следующие группы.
«Нездоровые» реакции
С ними родители и педагоги знакомы
гораздо лучше, чем врачи. Ребенок может
расплакаться при обидном замечании или ответить
грубостью на требование, которое кажется ему
неприемлемым. Он может вызывающе вести себя на
уроках нелюбимой учительницы или «назло»
испортить вещи, которыми дорожит мама. Эти
явления могут иметь вид психологически понятной,
вполне адекватной реакции или выходить за рамки
условной нормы.
Какими признаками отличаются
болезненные реакции?
Во-первых, они чрезмерно интенсивны,
ярко выражены и вследствие этого затрудняют
учебу ребенка, его адаптацию в коллективе.
Во-вторых, такого рода реакции возникают в разных
ситуациях, с различными людьми. В-третьих,
степень реакции не соответствует поводу, ее
вызвавшему (появление гнева, агрессии в связи с
пустячной, ничтожной причиной). В-четвертых,
реакции личности сопровождаются жалобами на
головные боли, плохой сон, снижение аппетита,
подавленное настроение и т.д.
Все реакции – состояния временные,
преходящие, они длятся минуты, часы, но никак не
больше. У каждого человека возникают
преимущественно реакции определенного вида.
Самыми распространенными являются реакции
протеста (оппозиции). Они возникают у ребенка в
связи с несправедливым, оскорбительным
отношением к нему со стороны родителей,
ущемлением самолюбия, переживанием обиды и
недовольства, конфликтами со сверстниками,
школьной неуспеваемостью. Реакции выражаются
непослушанием, грубостью, агрессией, отказом от
выполнения требований взрослых. Подобным
образом ребенок реагирует только в
психотравмирующей ситуации, в отношении
определенных лиц. Реже, в случае так называемых
«реакций активного протеста», неправильное
поведение наблюдается в разной обстановке,
возникает часто, по малейшему поводу. При этом
нередки проявления гнева, жестокости, агрессии.
Большей частью такие реакции сопровождаются
покраснением лица, потливостью, сердцебиением,
двигательным возбуждением. У некоторых
пациентов происходит сужение сознания, они ведут
себя вызывающе «плохо», как бы «не помня себя»,
полностью не отдавая себе отчета в своих
поступках.
Реакции пассивного протеста
проявляются в разнообразных формах: в уходах из
школы и дома, отказе от еды, эпизодическом
недержании мочи или кала, попытках самоубийства,
а также в форме элективного мутизма
(избирательной немоты). Такого рода реакции
всегда связаны с изменившимися отношениями в
семье или коллективе, проявлением недовольства и
враждебности со стороны окружающих, некоторой
настороженностью, капризностью ребенка.
Реакции имитации проявляются
стремлением подражать поведению взрослых или
сверстников. Понятно, что таким образом могут
закрепляться нежелательные формы поведения при
повторении ребенком недостойных поступков
родителей или молодежных «авторитетов». Он может
проявлять враждебное отношение к окружающим,
имитируя агрессию отца в семье, или
пренебрежительное отношение к старшим, подражая
поведению сверстников в группе. Так, подростки
могут начать курить, выпивать, заниматься
онанизмом. Закреплению таких поведенческих
реакций способствуют слабоволие, подчиняемость
и отсутствие позитивных примеров. Иначе говоря,
поведенческие стереотипы, возникшие по
механизму имитации, чаще появляются у детей с
чертами неустойчивости.
При желании скрыть, преуменьшить,
замаскировать явный или мнимый дефект внешности
или психический изъян возникают реакции
компенсации или гиперкомпенсации.
Физически слабый ребенок перед сверстниками
хвастается собственным спортивным разрядом или
достижениями брата. Это пример так называемой
«косметической лжи». Он также может предаваться
мечтам и фантазиям, в которых представляет себя
мужественным, сильным и непобедимым. Подросток,
стремясь завоевать авторитет, может бравировать
показной грубостью, развязностью, эпатировать
окружающих вызывающим внешним видом. У девочек
желание оказаться в центре внимания проявляется
сочинительством небылиц о высоком положении
родителей, невероятном успехе у молодых людей.
Они стараются ярко одеваться, по-особому
причесываться, злоупотребляют косметикой.
Подростковому возрасту наряду с
перечисленными свойственны и иные, особые
реакции. Наиболее известны реакции эмансипации
– стремление к самостоятельности,
независимости, освобождению от влияния взрослых.
Подростки стремятся «делать жизнь» по-своему,
критически оценивая достижения старших. Иногда
это желание действовать вопреки общепринятым
правилам приобретает утрированные, карикатурные
формы.
Врачи и психологи выделяют реакцию
группирования со сверстниками. Подростки
склонны образовывать группы, в которых при
внешне неформальных отношениях неизбежны лидеры
и исполнители. Подобные объединения более
характерны для мальчиков. Естественное
возрастное стремление общаться «ватагой»
приобретает нежелательный оборот, когда
подростки совершают асоциальные поступки,
правонарушения.
Склонность к реакциям увлечения –
неотъемлемая психологическая черта
подросткового возраста. Перечислить все
увлечения ребят невозможно. У части подростков
это – стремление к получению информации,
приобретению знаний и встречам с интересными
людьми. У других – азартные игры, стремление
выделиться в спорте, художественной
самодеятельности, овладении иностранным языком.
У некоторых – желание физического
совершенствования путем особого режима, упорных
тренировок. Для всех этих реакций характерны
особая направленность интересов и «сверхценное»
отношение к собственным занятиям.
Аномальный характер
Дети с особым, аномальным характером
формируют вторую обширную группу состояний,
вызывающих школьную дезадаптацию.
Треть из них – личности с
преобладанием повышенной эмоциональной
возбудимости. Это дети, которые дают реакции
гнева, неудовольствия, отказа по малейшему
поводу, взрываются при любом незначительном
внешнем раздражении. При замечаниях, неприятных
для них требованиях, ущемлении их интересов они
начинают кричать, разбрасывают или портят вещи,
бранятся, угрожают и проявляют агрессию. На пике
аффекта такие субъекты не помнят себя: с бледным,
перекошенным лицом могут наговорить много
гадостей окружающим и совершить такие поступки,
о которых впоследствии искренне сожалеют.
В дошкольном возрасте дети с
повышенной возбудимостью с трудом удерживаются
в детском коллективе, постоянно бьют
сверстников, не терпят ограничений, запретов,
нарушают режим учреждений. На замечание или
порицание взрослых они реагируют падением на
пол, рыданиями, криками и стенаниями, которые
выводят из равновесия окружающих. Некоторые
могут надолго запомнить обиду и впоследствии
отомстить обидчику. В других случаях проявлением
протеста возбужденного ребенка может быть его
побег из дома, в более позднем возрасте – из
школы.
С наступлением у детей переходного
возраста взрослым чаще приходится сталкиваться
с поведенческими проблемами. У подростков
наблюдаются неконтролируемые вулканические
вспышки ярости и гнева. Гормональная перестройка
организма, как известно, способствует еще
большей возбудимости нервной системы. К тому же в
этом возрасте ослабевает власть родителей над
подростком, а сдерживающие
морально-нравственные представления зачастую
оказываются недостаточно сформированными.
На фоне агрессии, постоянной
конфликтности подростки могут совершать
асоциальные поступки и правонарушения,
сквернословят, отказываются от учебы, иногда
прибегают к попытке самоубийства. Несмотря на
кажущееся разнообразие поведенческих нарушений,
всегда можно заметить, что в их основе лежат
повышенная возбудимость и склонность к бурным,
аффективным разрядкам.
Известны ли причины «возбудимого»
характера?
Первопричиной является задержка
формирования эффективного процесса торможения в
связи с врожденной особенностью ребенка или
вследствие отрицательных факторов,
действовавших на его мозг во внутриутробном,
родовом периодах или вскоре после рождения
(интоксикации, болезни матери, обвитие пуповиной,
родовая травма и др.). Нежелательные формы
поведения у ребенка могут сформироваться по
механизму подражания. Если ребенок наблюдает
грубость, вспыльчивость, бесцеремонность
родителей, то он легко может усвоить подобные
манеры. Наряду с этим повышенная возбудимость
ребенка может развиться в ситуациях, которые
часто вынуждают его к протесту и оппозиции. К
примеру, деспотизм, чрезмерная требовательность
родителей вынуждают ребенка бороться с
неудовлетворительными семейными условиями.
Ошибочные, неадекватные формы поведения при этом
могут зафиксироваться. Наконец, возможно и
прямое культивирование нежелательных свойств
ребенка родителями или авторитетными
посторонними людьми, которые сами отличаются
далеко не идеальным характером.
Почему дети агрессивны?
Легко ли врачу прийти к однозначному
выводу о наличии патологического характера у
ребенка?
Нет, конечно. «Плохим» поведением
грешат ведь совершенно разные пациенты.
Повышенная возбудимость – следствие не только
особого характера, она может быть как у дурно
воспитанного, так и у страдающего тяжелым
душевным заболеванием ребенка.
Почему вообще дети проявляют агрессию,
бьют друг друга? Связано ли это в первую очередь с
методами их воспитания, особенностями характера,
личностью родителей?
Зарубежные психологи считают, что
агрессию проявляют дети, которые сами боятся
быть травмированными. Иначе говоря, в ее основе
находится страх, связанный с прошлыми травмами и
переживаниями, которые не вспоминаются, но живут
в подсознании ребенка. Агрессивность проявляют
дети, пережившие глубокую обиду, душевную травму
или нападение в прошлом (насилие со стороны
сердитых родителей или разгневанных учителей).
Исходя из этой концепции ученые рекомендуют
прежде всего воспитывать у детей начиная с
детского сада миролюбие, доверие и самоуважение.
Для этого предлагаются специальные игры для
малышей, особое поведение педагогов в школе,
подражание положительной модели поведения
взрослых.
Отечественные специалисты большое
значение в происхождении агрессивности придают
биологическим, врожденным предпосылкам и
нажитым, приобретенным качествам личности
ребенка.
Распознавание патологических черт
характера основано на том, что у детей отмечаются
изменения со стороны глубоких «природных» сфер
психики – темперамента, инстинктов, влечений.
Поэтому уже в возрасте 2–4 лет врачи могут
заметить, что ребенок отличается постоянным
хмуро-недовольным настроением, совершенно не
переносит дискомфорта – голода, жажды,
охлаждения – или стремится садистски причинить
боль близким. Иногда окружающими это
расценивается как жестокость, отсутствие
чувства сопереживания или крайний эгоизм. В
более позднем возрасте при столкновении с
меняющимися жизненными условиями у таких детей
постепенно происходит формирование аномального
личностного склада.
Распространенной разновидностью
аномального характера являются личности с
преобладанием так называемых черт
неустойчивости.
Все дети с неустойчивым характером
отличаются безответственностью, беззаботностью,
поверхностностью суждений и реакций, не могут
устоять перед соблазнами, подражают поведению
ребят, с которыми «группируются».
Черты неустойчивости наблюдаются у
мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Наиболее
ярко они проявляются в возрасте 10–13 лет и чаще
всего в виде уходов из дома и школы. Уходы и
бродяжничество развиваются по определенной
схеме. Первые побеги возникают вследствие обиды,
ущемленного самолюбия, страха наказания за
какой-то проступок (двойка в школе, разбитая ваза,
украденные деньги). Вначале уходы нередко
объясняются нежеланием сделать какое-то усилие,
выполнить требование педагогов, преодолеть
трудности – попросту говоря, систематически
работать. Иногда уходы вызваны стремлением
освободиться от опеки и контроля со стороны
родителей, продемонстрировать собственные
неуязвимость и самостоятельность.
Следовательно, поначалу бродяжничество
возникает по какому-то конкретному поводу. Оно
носит, по выражению врачей, характер реакций
протеста.
Повторяющиеся побеги совершаются
детьми уже бездумно, по определенному стереотипу
и без предварительной подготовки. При этом дети
затрудняются назвать причину уходов и прибегают
к выражениям: «Тянет, хочется, не могу бороться,
преодолеть себя...».
Нередко уходы из дома объясняются так
называемой «сенсорной жаждой» – ребятам
постоянно необходимы новые яркие впечатления,
удовольствия, «ветер перемен». Поэтому они
часами катаются на автобусах по городу, подолгу
бродят по улицам, разглядывая витрины.
Стремление уйти из дома обусловлено желанием
увидеть новые места, участвовать в приключениях,
потребностью во все новых развлечениях.
Сенсорный голод – проявление
психической незрелости ребенка. Это дети –
романтики, мечтатели, фантазеры. В школе им
невыносимо скучно, будничные дела быстро
надоедают. С возрастом страсть к перемене мест
блекнет, дети «остепеняются». Впрочем, всем
известны взрослые – вечные мигранты,
неисправимые «перекати-поле».
Считается, что патологические черты
характера неустойчивого типа формируются в
результате частичной задержки развития
эмоционально-волевой сферы ребенка. Если эта
незрелость (инфантилизм) с годами
преодолевается, то, соответственно, сглаживаются
и черты неустойчивости – происходит
определенная гармонизация личности. При
неблагоприятно складывающихся жизненных
условиях проявления неустойчивости сохраняются
со всеми вытекающими последствиями –
правонарушениями, развитием хронического
алкоголизма или наркомании.
Чтобы избежать неприятных последствий
в подобных случаях, настоятельно рекомендую
родителям своевременно обратиться к детскому
психиатру. Если амбулаторное лечение и
психотерапевтически направленная, грамотная
беседа с врачом не приводят к успеху, то остается
крайняя мера – «закрыть ребенка на ключ». Других
эффективных способов помочь ему не существует.
(Окончание следует)
|