Современные дети много времени проводят за партой, испытывают большие зрительные и нервные нагрузки, мало двигаются. Поэтому важнейшая задача взрослых, работающих с детьми, – сформировать у школьников потребность расти здоровыми.
С ноября 1995 года в нашей школе действует система оздоровительных мероприятий, цель которой – предупредить заболевания и функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, нервной, иммунной систем, зрительного анализатора, лорорганов у школьников. Мы предлагаем вашему вниманию конспект оздоровительного занятия «Путешествие в Страну здоровья», которое проводится с учениками начальной школы.
Цель урока: сохранить психическое и физическое здоровье учащихся в условиях повышенной учебной нагрузки.
Задачи:
- Снять физическое и психическое утомление.
- Повысить эмоциональную стабильность.
- Сформировать навык правильной осанки и создать крепкий мышечный корсет.
- Провести профилактику плоскостопия.
- Предупредить развитие близорукости.
- Обучить детей элементам точечного массажа для профилактики ОРВИ в осенне-зимний период.
- Выработать навыки диафрагмально-релаксационного дыхания.
Оборудование и материалы
«Дорожка здоровья», которая включает канат, гимнастическую скамейку, мягкие модули, массажные коврики, камешки, шишки, высушенные каштаны для воздействия на биологически активные точки стоп; гимнастические коврики; шведская стенка; большие ортопедические мячи; игрушечная обезьянка.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, встаньте у стены, приняв правильную осанку: стопы параллельно друг другу на ширину стопы; пятками, ягодицами, лопатками, затылком прижмитесь к стене; лоб и подбородок параллельны полу; живот втянут, плечи расправлены. Закройте глаза, сосредоточьтесь на своих мышечных ощущениях в течение одной минуты и запомните их. Откройте глаза, сделайте шаг вперед, сохраняя правильную осанку. Сделайте шаг назад к стене, проверьте правильность осанки у стены.
Сегодня к нам в гости пришла обезьянка Жаконя. Но почему-то она очень грустная. Наверное, что-то случилось. Пусть она расскажет: что с ней произошло?
Дети стоят у стены, сохраняя правильную осанку, и слушают рассказ Жакони:
– Ребята, я получила письмо от коварной Простуды. Она хочет всех забрать в свое Королевство. Послушайте, что она пишет:
«Я – коварная бацилла,
И зовут меня Простуда.
Извините, я забыла
Вам сказать, что я оттуда,
Где дожди, и грязь, и слякоть,
Где невесело и скучно,
Где ребята любят плакать,
А в квартире слишком душно!
Я люблю ленивых деток
И немытую посуду,
Тот, кто весел, чист и крепок,
Мне не нужен – прочь отсюда!
Я зову лишь хлипких в гости,
Вас – в Простудную страну,
Здесь живут довольно просто:
Время все – еде и сну.
И на пуфики похожим
Станет каждый из ребят!
Эй, посторонись, прохожий!
Пропусти ко мне отряд!
Я посылаю вам письмо, чтобы прервать ваш путь к здоровью, ведь не нужно вам оно! Всех чихающих и кашляющих, всех грустных и больных забираю в свое Королевство на целый год».
– Ребята! Вы такие бодрые, веселые, здоровые, помогите мне, давайте вместе бороться с коварной Простудой!
Ведущий. Ребята, давайте пригласим Жаконю в путешествие по Стране здоровья и научим ее, как избавиться от болезней и победить Простуду. Вспомним наши волшебные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» (дети вместе с обезьянкой повторяют волшебные слова 3 раза).
Наше путешествие начинается с «Дорожки здоровья» (см. табл. на с. 33–34).
Далее дети выполняют комплекс упражнений, лежа на полу на гимнастических ковриках.
Цель: формирование крепкого мышечного корсета.
И.п. – лежа на спине.
- «Вытягивание» (голова – пятки).
- Поднять голову, подбородок к груди, носки ног на себя. Держать 3 сек., опустить, расслабиться.
- Повороты головы вправо – влево на 90 градусов.
- Сесть, руки к плечам, круговые движения согнутыми в локтях руками 4 раза вперед – 4 раза назад.
- Наклоны вперед. Правая рука к левой стопе, левая рука – мах назад; и наоборот.
- Лежа на спине, наклон в сторону, правая рука тянется к колену, левая к подмышке; и в другую сторону.
- Из и.п. сесть – руки вперед, дотянуться до пальцев ног (или руки в «замке» за головой, наклон вперед, лбом коснуться коленей).
- Руки за головой, поочередно поднимать прямые ноги вверх, носок тянуть.
- Руки за головой, две ноги вместе вверх до 45 градусов, держать 3–5 сек.
- «Велосипед» – вперед 10 раз, назад 10 раз.
- Поочередно прижимать руками правую и левую ногу к животу.
- Обе ноги к животу – «группировка».
- «Ножницы» вертикальные и горизонтальные под углом 45 градусов.
- Упор сидя сзади, ноги согнуты в коленях. Ноги вправо – влево.
- «Уголок», держать 30 сек.
И.п. – лежа на животе.
- «Отжимания» 5–10 раз.
- Руки вперед, голову поднять, держать 5–30 сек. Дыхание не задерживать.
- Руки в стороны, голову поднять, держать 5–30 сек.
- «Крылышки», держать 5–30 сек.
- Правую ногу положить на левую, поднять вверх, оказывая сопротивление.
- Поочередно левой и правой пяткой коснуться ягодиц.
- «Лодочка», держать 5–30 сек.
И.п. – стоя на четвереньках.
- «Кошечка».
Мах правой ногой назад, левой ногой назад.
Сесть на пятки, голову вниз между руками, пальцами тянуться вперед.
Выполняя упражнения, дыхание не задерживать! Количество повторений каждого упражнения увеличивать постепенно!
А теперь – комплекс упражнений на больших ортопедических мячах.
Цель: укрепление мышечного корсета, тренировка вестибулярного аппарата.
- Правильная посадка на мяче, легкое покачивание вверх-вниз, не отрываясь от мяча.
- И.п. – сидя на мяче.
Поднять одну руку вперед ладонью внутрь;
поднять другую руку вперед ладонью внутрь;
поднять одну руку вверх ладонью внутрь;
поднять другую руку вверх ладонью внутрь;
опустить руки вниз.
- Покачаться на мяче.
- Упражнения для шеи и вестибулярного аппарата: наклонить голову вперед; наклонить голову назад; наклонить голову вправо; наклонить голову влево.
- Поднять одну руку в сторону, наклонить голову в сторону руки и потянуться, голову прямо, опустить руку.
- Подпрыгивая на мяче, шагать вокруг него, высоко поднимая колени в одну, затем в другую сторону.
- Подпрыгивая на мяче, согнуть обе руки в локтях, напрягая мышцы, прижать руки к груди – сильные, выпрямить вперед – слабые.
- Ногу вперед на пятку, в сторону, вперед, приставить.
- Упражнение «бокс» руками.
- Сидя на мяче, достать до пола руками, выпрямиться, руки в «крылышки».
- Дыхательные упражнения:
поднять руки вверх, потянуться – вдох, опустить руки – выдох.
- Стать на колени перед мячом, руки на мяче, откатить мяч пальчиками от себя, подкатить мяч к себе.
- То же, сидя на пятках.
- Сидя на полу, держим мяч между согнутыми коленями. Сжимаем мяч с боков коленями и руками.
- То же, только поднимаем мяч вверх и опускаем его вниз.
- Мяч на выпрямленных ногах, руки на мяче. Наклон вперед – вниз – спрятались за мяч, выпрямились.
- Стоя, поднять мяч вверх – прямые руки – вперед – опустить вниз.
- Прыгая на мяче, руки в стороны – вверх, в стороны – вниз.
- Дыхательные упражнения.
- Упражнение на расслабление, лежа на мяче.
- Игры, сидя на мяче, – «ладушки».
- Эстафеты:
– катание мяча пальчиками;
– прыжки на мячах с продвижением вперед;
– догонять мяч;
– ведение мяча.
Комплекс упражнений, направленных
на коррекцию зрения.
Цель: тренировка аккомодации и работы глазодвигательных мышц.
- Посмотреть вверх, затем вниз, фиксируя взгляд в крайних положениях: потолок – пол.
- Посмотреть вправо, затем влево.
- Взгляд в правый верхний угол, затем в левый нижний, затем в правый нижний и потом в левый верхний.
- Быстро и легко поморгать глазами, «как мотылек».
- Взгляд в левый верхний угол. Затем в правый нижний, в левый нижний и потом в правый верхний угол.
- Круговые вращения глазами сначала в одну, а затем в другую сторону.
- С усилием зажмурить глаза, открыть, легко поморгать.
- Посмотреть вдаль, затем на переносицу, снова вдаль и опять на переносицу.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой вперед руки. Приблизить палец к носу, посмотреть на нос.
- Выполнить глазами «цветок» из горизонтальных и вертикальных восьмерок.
- «Циферблат» – движения глазами по часовой стрелке от центра к каждой цифре воображаемого циферблата и обратно.
- Движения глазами по спирали сверху вниз и обратно, затем справа налево и слева направо.
- Выполнить движением глаз «арки-дуги» верхнюю, нижнюю, правую, левую.
- «Пальминг». Растереть ладони, глаза прикрыть. Ладони наложить на глаза так, чтобы центр ладони совпал со зрачком, так держать в течение 1–3 минут.
Каждое упражнение повторять по 6 раз в каждую сторону. Упражнения можно выполнять с открытыми и закрытыми глазами.
Массаж для профилактики
близорукости
Точка 1 – на внутренней поверхности предплечья на расстоянии трех пальцев выше складки запястья.
Точка 2 – на задней поверхности шеи между мышцами и затылочной костью.
Точка 3 – на расстоянии 0,3 см от внутреннего угла глаза.
Точка 4 – на нижнем крае глаза на уровне зрачка.
Точка 5 – на расстоянии 0,5 см от наружного угла глаза.
Точка 6 – на расстоянии 0,5 см от наружного конца брови, в углублении.
Точки массировать кончиками указательных и больших пальцев. Движения пальцев вращательные или слегка вибрирующие. Давление должно быть умеренным, с легким нарастанием и последующим ослаблением.
Точки 1 и 2 массировать по 2–3 минуты, точки 3, 4, 5, 6 по 1 минуте.
- Подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев поочередно легко-легко постучать по закрытым векам («пальцевый душ»).
- Погладить глаза руками, одновременно похвалив их: «Глазки мои зоркие» (красивые, добрые, ласковые и т.д.).
Массаж биологически активных зон
Массаж по методике А.А. Уманской дает отличные результаты у детей, часто болеющих простудными заболеваниями.
Цель: профилактика ОРВИ.
1-я зона – расположена на середине грудины на уровне прикрепления к ней 5-го ребра. Связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, легкими, костным мозгом.
2-я зона – расположена в центре яремной вырезки грудины. Связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки и гортани, а также с вилочковой железой. Регулирует иммунные функции организма – повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, участвует в регуляции роста.
3-я зона – симметричные точки расположены на уровне верхнего края щитовидного хряща у переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Контролирует химический состав крови, слизистую оболочку глотки и гортани, регулирует обмен веществ.
4-я зона – симметричные точки расположены в углублении, образованном сверху – затылочной костью, медиально – трапециевидной мышцей, латерально – задним краем грудино-ключично-сосцевидной мышцы (область 4-го шейного позвонка). Регулирует деятельность головного мозга, сосудов головы, шеи и туловища, нормализует работу вестибулярного аппарата.
5-я зона – расположена между остистыми отростками 7-го шейного и 1-го грудного позвонков. Связана со слизистой оболочкой трахеи, глотки и пищевода. Регулирует сосудистые реакции организма.
6-я зона – симметричные точки расположены на середине расстояния между носогубной складкой и серединой крыла носа. Связана со слизистой оболочкой носа и гайморовых пазух гипофиза. Восстанавливает свободное дыхание через нос.
7-я зона – расположена на средней линии лица в месте схождения надбровных дуг. Улучшает кровоснабжение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, глазного яблока, лобных отделов мозга, снимает головную боль.
8-я зона – симметричные точки расположены у переднего края хряща ушной раковины на уровне межкозелковой вырезки. Связаны с органом слуха и вестибулярным аппаратом, ответственным за поддержание равновесия.
9-я зона – симметричные точки расположены на вершине мышечного валика, образующегося при приведении большого пальца кисти к указательному. Нормализует многие функции организма, избавляет от головной боли и насморка.
Давление на эти точки оказывают подушечками указательных пальцев, круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки по 10 раз в каждую сторону. Время воздействия на каждую точку составляет 18–20 секунд. Точки массируются в указанной последовательности. Воздействовать на точку 3 в области шеи нужно легкими движениями пальцев не более 3–5 секунд. Точка 4 массируется только движением пальцев сверху вниз.
Диафрагмально-релаксационное дыхание. (Звучит спокойная музыка.)
Цель: снять мышечное напряжение, выработать навык дыхания животом.
Сесть удобно на стул (или лечь на ковер на пол). Ноги поставить на пол. Руки, ноги и все мышцы расслаблены. Одну руку положить на живот, другую – на грудь.
Сделать спокойный вдох через нос (как будто вы нюхаете цветок) – живот надувается, диафрагма выпрямляется, легкие наполняются воздухом.
А теперь слегка приоткройте рот, губы «трубочкой» и сделайте медленный-медленный выдох (как будто дуете на пушинку или одуванчик) – живот при этом втягивается, диафрагма расслабляется и становится похожей на мостик.
Повторить несколько раз. Представить, что живот – это воздушный шарик. Мы его надуваем и сдуваем.
Вообразите, что при вдохе тело наполняется золотым светом от головы до кончиков пальцев. А выдыхая, представьте, например, что выдох – это легкий утренний бриз, наполняющий парус выходящей в море яхты…
Вы – как маленькое перышко, которое несет легкий ветерок; вы – лучик света, падающий на землю. Дайте еще больше расслабиться своему телу, плечам, рукам, ногам, расслабьте стопы и ладошки…
Важно помнить:
- Выдох должен быть длиннее вдоха в 2–4 раза.
- Между вдохом и выдохом не задерживайте дыхание, не делайте паузу. Все должно идти плавно, без напряжения.
При диафрагмально-релаксационном дыхании (дыхании животом) наиболее эффективно работает диафрагма и наиболее полно осуществляется газообмен в легких.
С помощью этого дыхания мы всегда будем здоровы.
Ведущий. Ребята, давайте проверим осанку у стены. А теперь посмотрите на себя в зеркало. Запомните, как вы выглядите. Улыбнитесь себе и три раза повторите «волшебные» слова: «Я стою, сижу и хожу прямо».
Жаконя. Спасибо, ребята, вы научили меня главному – самой заботиться о своем здоровье. Ведь никто не сделает это лучше, чем я сама! Теперь мне не страшна коварная Простуда!
Домашнее задание: повторите основные упражнения и точечный массаж дома, а также вспомните и запишите пословицы и поговорки о здоровье и здоровом образе жизни.
«Дорожка здоровья в стихах» (авторская разработка)
Литература:
- Бернбек Р., Синнос А. Наблюдение детей с деформациями стоп. М.: Медицина, 1980. Пер. с нем.
- Вольфганг Хетчер-Розенбауер. Школа для глаз. Как улучшить зрение. М.: Крон-Пресс, 1998.
- Вольф Л.Н. Боль разведу руками. Ленинград, 1989.
- Гафаров Х.З. Лечение деформации стоп у детей. Казань: Медицина, 1990.
- Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. СПб., 2000.
- Иванов С.М. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте. М.: Медицина, 1983.
- Мухина М. Следует быть зрячим без очков. М.: Образ-Компани, 1998.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Потапчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка у детей. СПб.: Комета, 1994.
- Тихонова А.Я. Как сохранить и восстановить здоровье. М.: Советский спорт, 1994.
- Учебник здоровья для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста. СПб.: ИД «Сентябрь», 2003.
|