Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2005

Конкурс

Праздник "День здоровья"

А ну-ка, ветер,
свистни и всюду объяви –
Сегодня Праздник Жизни,
Здоровья и Любви!»
И.Ю. Тютюкин

Программа дня:

  1. Здоровьесберегающая математика.
  2. Мир вокруг нас.
  3. Спортивный час.
  4. Вкусный урок.

Цель: проверить знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года; привить любовь и интерес к здоровью, спорту и природе.

Девиз дня: «Мы всё можем!»

Оформление: плакаты с высказываниями о здоровье, о спорте; альбомы о лекарственных растениях. Иллюстрации и тезисы о ягодных растениях болот. Стол с продукцией из болотных ягод (варенья, джемы, пироги, рулеты, соки, морсы). Свежие ягоды брусники, клюквы, морошки, голубики.

(В классе звучит музыка.)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Будьте здоровы! (Всегда здоровы!) Сегодня у нас праздник «День здоровья».

Начинаем праздник свой,
Повторяйте все за мной.
Здравствуй, новый прекрасный день!
Здравствуй, солнышко!
Здравствуй, небо!
Я желаю сегодня всем
Много, много любви целебной!
А для общего порядка
Дружно сделаем зарядку.

Ведущий 1:
Прогоним остатки сна
На все четыре стороны.
Нам гимнастика нужна,
Помогает здорово!

Ведущий 2:
Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и болезни
Спасает нас она.
(Выбегают 7 человек в спортивной форме.)
1-й ученик:
Чтоб совсем проснуться,
Нам нужно подтянуться.
Раз-два, подрасти хочу,
Тянутся руки к потолку.
Опуская, круг черчу
как можно шире,
Три-четыре.
2-й ученик:
Чтоб не кружилась голова,
По оси кружимся вокруг себя,
И раз, и два.
3-й ученик:
Наклониться нам пора,
Вперед – раз, вернулись – два.
Назад – три, четыре – прямо,
Повторяем всё упрямо,
Раз-два, три-четыре,
Три-четыре, раз-два.
4-й ученик:
Упражненью просто класс
Научу сейчас я вас.
Руки вверх поднять всем нужно
И похлопать ими дружно.
5-й ученик:
Ставим руки перед грудью,
Делаем рывки все дружно.
Раз-два.
Развернули их пошире,
Повторяем: три-четыре.
6-й ученик:
Ноги вместе, на пояс руки,
Присели – раз и встали – два.
Три – присели,
Четыре – взлетели.
7-й ученик:
Вместе весело шагать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем праздник продолжать.
Учитель:
Первым уроком у нас, друзья,
Здоровьесберегающая математика.
Мы будем с вами задачи решать,
И о здоровье новое узнавать.
Чтобы услышать первую задачу,
Отгадайте сначала загадку.
Лишь утром ты откроешь рот,
Она уже работу ждет.
И считает зубы нам,
По утрам и вечерам.
(Зубная щетка)

Урок 1-й –
здоровьесберегающая математика

Задача 1. Первую зубную щетку изготовили в 1780 году в Лондоне. Сколько лет прошло с тех пор?

Задача 2. Когда ты улыбаешься, работают 6 разных мышц. Это в 100 раз меньше, чем все мышцы человека. Сколько всего мышц у человека?

Задача 3. Подсчитано, что в классе в начале занятий находится примерно 452 400 микробов. А к концу занятий первой смены их количество увеличивается в 5 раз. Сколько микробов заселяет класс к концу занятий, если его не проветривать на переменах?

Какой вывод можно сделать после решения этой задачи? Задача 4. Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 13 секунд умирает человек. Сколько человек умирает от последствий курения на планете за один урок?

Какой вред наносит курение человеку?

Как можно оградить себя от этой беды?

Задача 5. Один въедливый ученый подсчитал, что в 1 грамме грязи из-под ногтей содержится до 38 000 000 микробов. Чтобы заболеть, достаточно проглотить 1/100 часть этого количества. Сколько же это микробов?

Посмотрите на свои ногти.

Что необходимо делать, чтобы меньше было грязи?

Какое правило нужно соблюдать, прежде чем сесть за стол?

У нас есть такие ребята, которые не соблюдают его?

Задача 6. Средняя протяженность капилляров в теле человека – 30 км. Запиши эту длину в сантиметрах, миллиметрах.

Задача 7. Чтобы быть здоровым, человек должен каждый день употреблять 3 грамма белков на каждые 4 кг своего веса. Вычислите количество белков, необходимое для ребенка массой 44 кг на один день.

А сколько необходимо для каждого из вас?

Задача 8. Из 14 кг свежих фруктов получается 3 кг сушеных. Засушили 56 кг яблок, а груш в 2 раза меньше. Сколько получилось килограммов сушеных фруктов?

Для чего люди сушат фрукты?

Чем полезен компот? Что полезнее – выпить компот или чай? Почему?

Задача 9. В 100 граммах хвои содержится 250 мг витамина С, а в таком же количестве шиповника – на 100 мг меньше. Какое количество витамина С содержится в 100 граммах плодов шиповника?

Кто обратил внимание, сколько раз в учебном году дают детям напиток шиповника в нашей школе?

Для чего человеку необходим витамин С?

Учитель: Ребята, как вы думаете, нужно ли решать такие задачи на уроках математики? А вы можете составить такие задачи? Попробуйте вместе с родителями составить задачи по теме здоровья, и мы их решим на уроках математики. А потом определим, чья задача самая интересная.

Мне бы хотелось услышать ваше мнение об этом уроке. За что вы ему сказали бы «спасибо»?

На этом наш урок закончен. Благодарю вас за интересные мысли.

Урок 2-й –
экологическая игра «Мир вокруг нас»
(проводится на улице)

Класс делится на две команды. Игра начинается с линейки, где участникам вручаются маршрутные листы. Вокруг школы и в сквере размещены игровые станции. На каждой из них участники получают баллы в зависимости от правильности выполнения задания. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов.

Станция 1. «Красная книга»

Дети отгадывают кроссворды, ребусы, загадки о растениях и животных Тюменской области, которые занесены в Красную книгу.

Станция 2. «Зеленая аптека»

Команде показывают лекарственные растения. Необходимо их назвать и рассказать, в каких случаях, какая часть растений применяется в медицинских целях. Ответить на вопросы:

  1. Сок какого лекарственного растения останавливает кровотечение? (Сок пастушьей сумки.)
  2. Листьями какого растения лечат неврозы и порезы? (Листьями подорожника.)
  3. Какое лекарственное растение появляется ранней весной и притом без листьев? (Мать-и-мачеха.)

Станция 3. «Цветочный город»

По иллюстрациям определите декоративные растения.

Станция 4. «Берегите лес»

Назовите нормы поведения в лесу.

Станция 5. «Этажи леса»

Отгадайте загадки и узнайте по описанию растения и животных каждого яруса.

Станция 6. «Кругом вода»

Расскажите о водоемах и водных растениях, отраженных на гербах Тюменской области.

Станция 7. «Золотая рыбка»

Загадки и ребусы о рыбах, которые водятся в реках и озерах Тюменской области.

Подводятся итоги игры, подсчитывается количество баллов, вручаются дипломы за 1-е и 2-е места.

Учитель:

Несомненно, что здоровье
С детства нужно укреплять.
Физкультурой заниматься,
Бегать, прыгать и играть.

Урок 3-й – спортивный час

Игра в футбол между двумя командами девочек и между двумя командами мальчиков. Игра проводится в спортивном зале. Болельщики – родители и учащиеся школы.

Урок 4-й – вкусный
(по теме «Аптекарские болота»)

В течение трех лет в классе проводится дополнительный урок «Основы духовно-нравственной культуры» по программе З.И. Тепловой «Мир родного края глазами души».

Только здесь, на просторах Сибири,
Зреют лучшие ягоды в мире,
Ароматом пропитаны диким.
(П. Драверт)

Цель: дать представление о красоте и целительной силе даров болота, показать их значение в жизни человека.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по болотам нашей Тюменской области и не только поговорим об удивительных лакомствах – ягодах, но и попробуем их. Вы уже знаете, что на хорошем болоте растут ягоды здоровья. Какие это ягоды? (Клюква, брусника, морошка, голубика, черника, княженика.)

Клюква – щедрая ягода, ягода здоровья. Неисчерпаемы запасы клюквы на болоте. Она хорошо сохраняется, избавляет от многих болезней, является жаропонижающим и прохладительным средством. (Рассказы детей о клюкве. Ученик читает стихотворение.)

«Журавлиная ягода»
Полыхает клюква на болотах
Россыпью багряною огней.
И уже готовится к отлету
Стая серебристых журавлей.
Все темнее и туманней ночи,
И вода в озерах – будто лед.
Бродит стая журавлей меж кочек,
Ягоду за ягодкой клюет.
– Скоро в путь! Лишь поклюем немного
Ягодку, что силу нам дает,
И тогда отправимся в дорогу –
В долгий и нелегкий перелет.

Как выглядит ягода клюквы?

Когда созревает клюква?

Почему клюкву называют «журавлиной ягодой»?

Что готовят из клюквы?

(После ответов на вопросы дети пробуют ягоды клюквы, соки, морсы и пироги.)

Морошка – царица болот, «моховая смородина», любимая ягода северян, желтая малина на стелющихся стеблях, душиста.

Ценности «солнечной ягоды»: избавляет от цинги.

(Дети рассказывают о морошке, пробуют варенье из нее.)

Голубика – болотолюбка, синий виноград. Ягоды голубики – сокровищница витаминов и полезных веществ!

«Голубая ягодка»
Взял Ванюша туесок,
Пошел Ваня во лесок.
Видит: ягодка на кочке
Укрывается листочком.
– Что за ягодка такая,
Словно небо, голубая?
Ягодка шепнула тихо:
– Я, Ванюша, голубика!

(Ребята рассказывают о голубике, пробуют свежие ягоды, пьют морс, едят пирог с голубикой.)

Как выглядят ягоды голубики?

Какие полезные вещества содержатся в голубике?

Что готовят из голубики?

Брусника – сладкие, крупные ярко-красные ягодки, вобравшие в себя ароматы мхов и хвои. Издавна люди знают о целебных свойствах брусники. Заваривают брусничный чай или готовят отвары, обладающие противомикробным и противовоспалительным действием.

(Дети рассказывают о бруснике, где она растет, когда созревает, что из нее готовят. Пробуют ягоды брусники, пьют морс.)

Черника – ягода чудодейственная! В плодах есть сахар и витамин С. Недаром говорится: «Положи чернику в рот – избавишься от хвори на целый год».

Черничный компот
Я спросил у Васи:
– Чем ты губы красил?
У тебя лиловый рот
И усы лиловые,
И лиловый сок течет
На рубашку новую.
И ответил Вася:
– Губы я не красил,
Я черничный пил компот,
Вот и стал лиловым рот!

(Ребята рассказывают все, что знают о чернике. Все пробуют ягоды черники, морс и компот.)

После рассказов о ягодах проводится игра «Знаток болотных ягод». Надо с закрытыми глазами определить ягоду по вкусу, выпить глоток морса и отгадать, из какой ягоды он приготовлен.

Итог работы: ребята обобщают, какое значение имеют аптекарские болота в жизни людей. Какой вывод они сделали для себя лично.

Учитель: Наш праздник подошел к концу. А можно ли день здоровья продлить? Каким образом?

Посмотрите друг на друга, какие вы все веселые и радостные. А сколько витаминов сегодня получили. Надо стремиться в жизни к тому, чтоб каждый день был днем здоровья. Я благодарю всех ребят, преподавателей и родителей, которые помогли организовать такой незабываемый праздник!

А сейчас я подарю вам новую песенку на слова Игоря Тютюкина.

Целебная страна
Я снова иду по целебной стране.
Чудесная музыка слышится мне.
И тот, кто встречает меня на пути, Мне дарит любовь, помогая идти.
Желание жить укрепляет ручей.
Упорно трудиться зовет муравей.
Спокойствию учит чистейший родник.
Внушает уверенность гриб-боровик.
Огромное солнце тепло свое шлет.
Свобода ветров увлекает вперед.
Гармонию пью я и светом дышу.
И новому счастью навстречу спешу.
Мне силы дают великаны-леса,
И свежестью ум наполняет роса.
Я в ласковых травах купаюсь, смеясь,
С природой чудесную чувствуя связь

 

Людмила Чепикова