Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2005

Конкурс

Путешествие в увлекательный мир дыхания

Если бы люди правильно дышали,
То болезни стали бы редкостью.

Авиценна

Метод биологической обратной связи (БОС) – это новая массовая оздоровительная методика для детей и взрослых, разработанная российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук А.А. Сметанкиным.

Оздоровительная работа по методу БОС в нашей школе началась с апреля 2003 года. Цель уроков – нормализовать внутреннее физиологическое состояние организма, добиться гармоничной работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем путем выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи.

На уроках используется тренажер БОС «Дыхание». Во время практической тренировки ученик видит и слышит, как происходит синхронизация работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, учится изменять величину своей ДАС (разницы частоты пульса на вдохе и выдохе).

ДАС – явление, присущее любому человеку. Это чуткий индикатор качества дыхания, уровня защитных сил и возможности организма к адаптации. Чем выше уровень ДАС, тем лучше защищен организм от болезней.

Овладев техникой диафрагмально-релаксационного дыхания, любой человек получает возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние организма при расстройствах и заболеваниях, а также использовать этот тип дыхания для общего укрепления здоровья.

Таким образом, биологическая обратная связь позволяет путем обучения совершенствовать функции любых органов и систем, а при необходимости корректировать и восстанавливать их работу.

Чтобы активизировать и систематизировать на уроке знания детей о приемах саморегуляции и диафрагмально-релаксационном дыхании, необходимо решить следующие задачи:

1. Закрепить знания детей о дыхательной системе организма человека.
2. Закрепить понятия «углекислый газ», «газообмен», «трахея», «гортань», «нос», «носоглотка», «легкие», «бронхи», «диафрагма», «ДАС».
3. Обобщить знания детей о методе БОС.
4. Ознакомить с содержанием сеанса: период работы и период отдыха и релаксации.
5. Обучить детей практическому сеансу тренировки дыхания.

Оборудование

1. Портфель «Почта», письмо.
2. Сигнальные карточки со знаками «+», «–» и «одуванчиком» из тонкой бумаги, разрезанной на концах, карточки с викториной.
3. Приложение из учебника (10 шт.), слайды на центральном компьютере, сердечко, фотографии, пейзажи животных и т. д.
4. Карточки с этапами работы на компьютере.
5. Магнитофон + спокойная мелодия.
6. Компьютерная программа «Дыхание 2. ОС».

I. Рассказ учителя

Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в «Увлекательный мир дыхания». На пути нам встретятся препятствия, преодолев которые мы закрепим полученные на предыдущих уроках знания о методе БОС, о нашем здоровье, и уже сегодня сможем потренироваться – правильно дышать с помощью тренажера БОС.

К нам на урок пришло вот это сердечко (показывает), которое будет смотреть за правильностью ваших ответов и помогать нам на этом уроке.

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависят нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме.

Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос.

При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным.

В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо выработать привычку к правильному дыханию – короткий вдох через нос, удлиненный выдох ртом. Дышим ровно, ритмично.

(Заходит почтальон и вручает письмо-викторину.)

У вас на партах лежат сигнальные карточки. Если вы согласны с утверждением, покажите мне «+», если нет, то «–».

Викторина (в скобках даны правильные ответы)

1. Правильное дыхание – дыхание животом (+).

2. Дышать надо глубоко, широко открыв рот (–).

3. Человек без дыхания может обходиться так же, как без еды (–).

4. Вдох должен быть коротким, выдох – длиннее вдоха в 2 раза (+).

5. Главная дыхательная мышца – диафрагма (+).

6. Пульс на вдохе увеличивается (+).

7. Когда мы волнуемся, сердце бьется редко (–).

8. ДАС – это величина, которую можно тренировать (+).

II. Закрепление пройденного материала

Давайте вспомним, как же правильно дышать животом.

(один ученик выходит к доске и показывает всему классу.)

на 1–2 сделайте короткий вдох носом, живот надувается, как воздушный шарик, на 3–4–5–6 – легкий выдох на «одуванчик», губы трубочкой, живот втягивается.

Давайте под счет повторим с использованием «одуванчика».

9. На выдохе сердце отдыхает, пульс уменьшается (+).

10. Перед занятием дыхательной гимнастикой нужно хорошо поесть (–).

11. У здорового человека ДАС высокая (+).

12. К приборам БОС относятся зеркало, термометр, телефон (+).

13. Здоровый человек должен быть толстым, ленивым, малоподвижным (–).

14. Дыхательная гимнастика помогает снять стресс, волнение, напряжение (+).

15. Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений и не оказывают никакого воздействия на организм (+).

16. Из легких в кровь поступает кислород, а выделяется углекислый газ (+).

Давайте вспомним о взаимосвязи работы сердца и дыхания.

– Когда мы находимся в состоянии покоя, что происходит с нашим сердечком?

– Когда мы подвержены стрессу, физической нагрузке, что тогда происходит?

Помните, что в гостях у нас сердечко, и оно помогает нам вспомнить, что такое ДАС? (Разница пульса на вдохе-выдохе.)

III. Тренировка дыхания

Теперь мы поговорим о содержании сеанса тренировки дыхания и даже попробуем потренироваться.

– Давайте вспомним, при помощи чего регистрируется частота сердечных сокращений (ЧСС)? (При помощи датчиков.)

– Куда устанавливаются датчики? (Закрепляются на грудной клетке на уровне сердца.)

– С чем соединяются датчики? (С прибором ПБС – преобразователем биоэлектрических сигналов.)

Для чего нужен ПБС? (Передача информации о работе сердца и дыхания на экран монитора.)

Из чего состоит прибор БОС? (Датчики ЧСС, ПБС, программа.)

На первом уроке каждый из вас вводит в компьютер свои фамилию и имя, возраст, класс. Под этим именем вы будете проходить и все остальные сеансы. Возраст вводится для того, чтобы после каждого сеанса программа могла выставить вам оценку по величине ДАС, соответствующей вашему возрасту.

Значит, первый этап ввести имя.

Чтобы регистрировать ЧСС, нужно прикрепить датчики. Это – второй этап.

Чтобы программа начала свою работу, необходимо включить ПБС – третий этап.

Четвертый этап войти в программу.

Пятый этап начать сеанс.

Практический урок состоит из периодов работы (тренировки) и отдыха. В период работы предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС. Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах («Цветовой столбик», «Закрась забор», «Раскрась картинку», «Пчела»). Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.

В период отдыха сигналы обратной связи не предъявляются. Вам предоставляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключить свое внимание. (Просмотр тематических слайдов – города мира, животные, рыбы, природа, природные явления, времена года, сопровождаемые приятной, спокойной музыкой.)

После окончания сеанса на экране появляется итоговая таблица (шестой этап) с оценками результатов работы и отдыха по пятибалльной шкале.

Давайте повторим всю работу с программой по опорной схеме (на доске поэтапно вывешиваются карточки, у доски ученик рассказывает план работы с программой).

Садитесь, пожалуйста, за компьютеры. Перед началом сеанса давайте еще раз повторим технику правильного дыхания: делаем короткий вдох носом – живот в это время надувается, как воздушный шарик, выдох – легкий, удлиненный, через рот, губы «трубочкой», живот втягивается.

Дыхание животом помогает снять напряжение, расслабиться.

Сейчас мы с вами поучимся расслабляться.

(Звучит тихая, спокойная музыка.)

Во время релаксации дышите животом. Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте себя далеко-далеко от шума улиц и стрессов городской жизни. Услышьте звуки природы: журчание ручейка, пение птиц; почувствуйте нежное, ласковое летнее солнышко.

Расслабьтесь, сбросьте напряжение дня и отправляйтесь в удивительное путешествие туда, где вы больше всего любите отдыхать, где вам легко, спокойно и комфортно.

Отдыхайте, пока звучит музыка. Дышите животом. На счет 3 откройте глаза. 1–2–3 – открываем глаза. Вы находитесь в классе, на «уроке здоровья».

А теперь, выполняя этапы схемы, вывешенной на доске, приступайте, пожалуйста, к оздоровительному сеансу.

По окончании сеанса компьютер выставил вам оценку за работу и за отдых, в скобках – значение ДАС. Чем выше значение ДАС, тем лучше для организма. Сейчас я подойду к каждому из вас и запишу эту оценку в журнал.

IV. Подведение итогов

Итак, на сегодняшнем уроке вы освоили практический сеанс дыхательной оздоровительной гимнастики. Давайте посмотрим на таблицу, и по показателю ДАС вы узнаете свой биологический возраст.

Величина ДАС (показатель степени гармонии работы дыхания и сердца, а именно – разница значений пульса на вдохе-выдохе) является паспортом здоровья.

Биологический возраст определяется по величине ДАС и говорит о том, на сколько лет себя чувствует ваш организм. Чем больше величина ДАС, тем выше уровень вашего здоровья. Результаты первого сеанса часто бывают низкими. Чтобы повысить показатель ДАС и улучшить свое здоровье, необходимо ежедневно дома тренировать технику диафрагмально-релаксационного дыхания и посещать сеансы БОС в школе.

Через 12–15 сеансов показатель ДАС заметно увеличивается, и ваш биологический возраст будет соответствовать паспортному. Со здоровьем у вас станет все в порядке!

V. Контрольные вопросы

1. Что вы понимаете под словом «здоровье»?
2. Перечислите факторы, которые отрицательно влияют на здоровье человека. (Загрязнение окружающей среды, малоподвижный образ жизни, стресс и т. д.)
3. Для чего нужен кислород?
4. Назовите приборы биологической обратной связи.
5. Какой показатель ДАС соответствует вашему возрасту? (33–36 уд./мин.)

Материалы данного урока можно использовать при изучении темы «Дыхательная система человека» на уроках биологии.

Список литературы

1. Учебник здоровья для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста. СПб.: ИД «Сентябрь», 2003.

2. Учебник здоровья для среднего школьного возраста. СПб.: ИД «Сентябрь», 2003.

3. Учебник здоровья для старшего школьного возраста. СПб.: ИД «Сентябрь», 2003.

4. А.А. Сметанкин. Здоровье без лекарств: Биологическая обратная связь. СПб., 2001.

5. А.А. Сметанкин. Открытый урок здоровья. СПб.: Питер, 2005 г.

 

Ирина Ермакова