Если бы люди правильно дышали,
То болезни стали бы редкостью.
Авиценна
Метод биологической обратной связи
(БОС) – это новая массовая оздоровительная
методика для детей и взрослых, разработанная
российским ученым-физиологом, кандидатом
биологических наук А.А. Сметанкиным.
Оздоровительная работа по методу БОС в
нашей школе началась с апреля 2003 года. Цель
уроков – нормализовать внутреннее
физиологическое состояние организма, добиться
гармоничной работы сердечно-сосудистой и
дыхательной систем путем выработки навыка
диафрагмально-релаксационного типа дыхания с
максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС)
по методу биологической обратной связи.
На уроках используется тренажер БОС
«Дыхание». Во время практической тренировки
ученик видит и слышит, как происходит
синхронизация работы сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, учится изменять величину
своей ДАС (разницы частоты пульса на вдохе и
выдохе).
ДАС – явление, присущее любому
человеку. Это чуткий индикатор качества дыхания,
уровня защитных сил и возможности организма к
адаптации. Чем выше уровень ДАС, тем лучше
защищен организм от болезней.
Овладев техникой
диафрагмально-релаксационного дыхания, любой
человек получает возможность самостоятельно
корректировать функциональное состояние
организма при расстройствах и заболеваниях, а
также использовать этот тип дыхания для общего
укрепления здоровья.
Таким образом, биологическая обратная
связь позволяет путем обучения совершенствовать
функции любых органов и систем, а при
необходимости корректировать и восстанавливать
их работу.
Чтобы активизировать и
систематизировать на уроке знания детей о
приемах саморегуляции и
диафрагмально-релаксационном дыхании,
необходимо решить следующие задачи:
1. Закрепить знания детей о дыхательной
системе организма человека.
2. Закрепить понятия «углекислый газ»,
«газообмен», «трахея», «гортань», «нос»,
«носоглотка», «легкие», «бронхи», «диафрагма»,
«ДАС».
3. Обобщить знания детей о методе БОС.
4. Ознакомить с содержанием сеанса: период работы
и период отдыха и релаксации.
5. Обучить детей практическому сеансу тренировки
дыхания.
Оборудование
1. Портфель «Почта», письмо.
2. Сигнальные карточки со знаками «+», «–» и
«одуванчиком» из тонкой бумаги, разрезанной на
концах, карточки с викториной.
3. Приложение из учебника (10 шт.), слайды на
центральном компьютере, сердечко, фотографии,
пейзажи животных и т. д.
4. Карточки с этапами работы на компьютере.
5. Магнитофон + спокойная мелодия.
6. Компьютерная программа «Дыхание 2. ОС».
I. Рассказ учителя
Сегодня мы с вами отправимся
путешествовать в «Увлекательный мир дыхания». На
пути нам встретятся препятствия, преодолев
которые мы закрепим полученные на предыдущих
уроках знания о методе БОС, о нашем здоровье, и
уже сегодня сможем потренироваться – правильно
дышать с помощью тренажера БОС.
К нам на урок пришло вот это сердечко (показывает),
которое будет смотреть за правильностью ваших
ответов и помогать нам на этом уроке.
Чаще всего люди не задумываются над
тем, как они дышат и какое огромное значение для
их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания
зависят нормальное снабжение крови кислородом, а
также ритм работы сердца и циркуляция крови в
организме.
Первое и важное условие правильного
дыхания – дышать нужно через нос.
При дыхании через нос холодный воздух
согревается, освобождается от пыли. Кроме того,
сухой воздух в носу увлажняется, а выделения
слизистой оболочки носа губительно влияют на
микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в
глубокие дыхательные пути воздух поступает
очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным.
В целях сохранения и укрепления
здоровья необходимо выработать привычку к
правильному дыханию – короткий вдох через нос,
удлиненный выдох ртом. Дышим ровно, ритмично.
(Заходит почтальон и вручает
письмо-викторину.)
У вас на партах лежат сигнальные
карточки. Если вы согласны с утверждением,
покажите мне «+», если нет, то «–».
Викторина (в скобках даны
правильные ответы)
1. Правильное дыхание – дыхание
животом (+).
2. Дышать надо глубоко, широко
открыв рот (–).
3. Человек без дыхания может
обходиться так же, как без еды (–).
4. Вдох должен быть коротким, выдох
– длиннее вдоха в 2 раза (+).
5. Главная дыхательная мышца –
диафрагма (+).
6. Пульс на вдохе увеличивается (+).
7. Когда мы волнуемся, сердце бьется
редко (–).
8. ДАС – это величина, которую можно
тренировать (+).
II. Закрепление пройденного материала
Давайте вспомним, как же правильно
дышать животом.
(один ученик выходит к доске и
показывает всему классу.)
на 1–2 сделайте короткий вдох носом,
живот надувается, как воздушный шарик, на 3–4–5–6
– легкий выдох на «одуванчик», губы трубочкой,
живот втягивается.
Давайте под счет повторим с
использованием «одуванчика».
9. На выдохе сердце отдыхает, пульс
уменьшается (+).
10. Перед занятием дыхательной
гимнастикой нужно хорошо поесть (–).
11. У здорового человека ДАС высокая
(+).
12. К приборам БОС относятся
зеркало, термометр, телефон (+).
13. Здоровый человек должен быть
толстым, ленивым, малоподвижным (–).
14. Дыхательная гимнастика помогает
снять стресс, волнение, напряжение (+).
15. Датчики регистрируют частоту
сердечных сокращений и не оказывают никакого
воздействия на организм (+).
16. Из легких в кровь поступает
кислород, а выделяется углекислый газ (+).
Давайте вспомним о взаимосвязи работы
сердца и дыхания.
– Когда мы находимся в состоянии
покоя, что происходит с нашим сердечком?
– Когда мы подвержены стрессу,
физической нагрузке, что тогда происходит?
Помните, что в гостях у нас сердечко, и
оно помогает нам вспомнить, что такое ДАС? (Разница
пульса на вдохе-выдохе.)
III. Тренировка дыхания
Теперь мы поговорим о содержании
сеанса тренировки дыхания и даже попробуем
потренироваться.
– Давайте вспомним, при помощи чего
регистрируется частота сердечных сокращений
(ЧСС)? (При помощи датчиков.)
– Куда устанавливаются датчики? (Закрепляются
на грудной клетке на уровне сердца.)
– С чем соединяются датчики? (С
прибором ПБС – преобразователем
биоэлектрических сигналов.)
– Для чего нужен ПБС? (Передача
информации о работе сердца и дыхания на экран
монитора.)
Из чего состоит прибор БОС? (Датчики
ЧСС, ПБС, программа.)
На первом уроке каждый из вас вводит в
компьютер свои фамилию и имя, возраст, класс. Под
этим именем вы будете проходить и все остальные
сеансы. Возраст вводится для того, чтобы после
каждого сеанса программа могла выставить вам
оценку по величине ДАС, соответствующей вашему
возрасту.
Значит, первый этап – ввести имя.
Чтобы регистрировать ЧСС, нужно прикрепить
датчики. Это – второй этап.
Чтобы программа начала свою работу,
необходимо включить ПБС – третий этап.
Четвертый этап – войти в
программу.
Пятый этап – начать сеанс.
Практический урок состоит из периодов
работы (тренировки) и отдыха. В период работы
предъявляются звуковые и зрительные сигналы
обратной связи, с помощью которых можно
научиться правильно управлять своим дыханием и
величиной ДАС. Зрительные сигналы обратной связи
представлены в игровых сюжетах («Цветовой
столбик», «Закрась забор», «Раскрась картинку»,
«Пчела»). Успешность результата зависит от
правильности вдоха и выдоха.
В период отдыха сигналы обратной связи
не предъявляются. Вам предоставляется
возможность отдохнуть, расслабиться,
переключить свое внимание. (Просмотр
тематических слайдов – города мира, животные,
рыбы, природа, природные явления, времена года,
сопровождаемые приятной, спокойной музыкой.)
После окончания сеанса на экране
появляется итоговая таблица (шестой этап)
с оценками результатов работы и отдыха по
пятибалльной шкале.
Давайте повторим всю работу с
программой по опорной схеме (на доске поэтапно
вывешиваются карточки, у доски ученик
рассказывает план работы с программой).
Садитесь, пожалуйста, за компьютеры.
Перед началом сеанса давайте еще раз повторим
технику правильного дыхания: делаем короткий
вдох носом – живот в это время надувается, как
воздушный шарик, выдох – легкий, удлиненный,
через рот, губы «трубочкой», живот втягивается.
Дыхание животом помогает снять
напряжение, расслабиться.
Сейчас мы с вами поучимся
расслабляться.
(Звучит тихая, спокойная музыка.)
Во время релаксации дышите животом.
Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте
глаза. Представьте себя далеко-далеко от шума
улиц и стрессов городской жизни. Услышьте звуки
природы: журчание ручейка, пение птиц;
почувствуйте нежное, ласковое летнее солнышко.
Расслабьтесь, сбросьте напряжение дня
и отправляйтесь в удивительное путешествие туда,
где вы больше всего любите отдыхать, где вам
легко, спокойно и комфортно.
Отдыхайте, пока звучит музыка. Дышите
животом. На счет 3 откройте глаза. 1–2–3 –
открываем глаза. Вы находитесь в классе, на
«уроке здоровья».
А теперь, выполняя этапы схемы,
вывешенной на доске, приступайте, пожалуйста, к
оздоровительному сеансу.
По окончании сеанса компьютер
выставил вам оценку за работу и за отдых, в
скобках – значение ДАС. Чем выше значение ДАС,
тем лучше для организма. Сейчас я подойду к
каждому из вас и запишу эту оценку в журнал.
IV. Подведение итогов
Итак, на сегодняшнем уроке вы освоили
практический сеанс дыхательной оздоровительной
гимнастики. Давайте посмотрим на таблицу, и по
показателю ДАС вы узнаете свой биологический
возраст.
Величина ДАС (показатель степени
гармонии работы дыхания и сердца, а именно –
разница значений пульса на вдохе-выдохе)
является паспортом здоровья.
Биологический возраст определяется по
величине ДАС и говорит о том, на сколько лет себя
чувствует ваш организм. Чем больше величина ДАС,
тем выше уровень вашего здоровья. Результаты
первого сеанса часто бывают низкими. Чтобы
повысить показатель ДАС и улучшить свое
здоровье, необходимо ежедневно дома тренировать
технику диафрагмально-релаксационного дыхания и
посещать сеансы БОС в школе.
Через 12–15 сеансов показатель ДАС
заметно увеличивается, и ваш биологический
возраст будет соответствовать паспортному. Со
здоровьем у вас станет все в порядке!
V. Контрольные вопросы
1. Что вы понимаете под словом
«здоровье»?
2. Перечислите факторы, которые отрицательно
влияют на здоровье человека. (Загрязнение
окружающей среды, малоподвижный образ жизни,
стресс и т. д.)
3. Для чего нужен кислород?
4. Назовите приборы биологической обратной связи.
5. Какой показатель ДАС соответствует вашему
возрасту? (33–36 уд./мин.)
Материалы данного урока можно
использовать при изучении темы «Дыхательная
система человека» на уроках биологии.
Список литературы
1. Учебник здоровья для детей младшего
школьного и старшего дошкольного возраста. СПб.:
ИД «Сентябрь», 2003.
2. Учебник здоровья для среднего
школьного возраста. СПб.: ИД «Сентябрь», 2003.
3. Учебник здоровья для старшего
школьного возраста. СПб.: ИД «Сентябрь», 2003.
4. А.А. Сметанкин. Здоровье без
лекарств: Биологическая обратная связь. СПб., 2001.
5. А.А. Сметанкин. Открытый урок
здоровья. СПб.: Питер, 2005 г.
|