Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2005

Курсы повышения квалификации

Контрольная работа N 2

Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!

Для получения зачета по пройденной части курса вам необходимо выполнить следующие четыре задания и выслать их вместе с заполненным данным бланком или его ксерокопией.

Оценка контрольной работы будет производиться по системе «зачет/незачет».

Задание 1. Определите степень напряжения и утомления организма школьников методом корректурной пробы (по буквенной таблице или вычеркивая и подчеркивая буквы) в любом варианте. Проведите анализ динамики работоспособности (можно в виде таблицы).

Существуют различные способы оценки работоспособности. Чаще всего это так называемые «корректурные пробы», позволяющие количественно оценить объем работы и ее качество (количество ошибок). Самая простая корректурная проба – в течение двух минут вычеркивать одну или несколько букв в буквенной таблице (по В. Анфимову) или – более сложное задание – вычеркивать одну букву (А) и подчеркивать другую (С). Задание можно дать сразу группе детей (классу). При этом каждому ученику дается буквенная таблица, а задание (какую букву вычеркивать и подчеркивать) пишется на доске. Учитель говорит: «Внимание, приготовились, запомнили задание, начали». Засекает время, стирает задание с доски. Через 2 мин. дает сигнал об окончании работы.

Корректурную пробу можно провести перед 2-м уроком и после 5-го (6-го), перед контрольной и после контрольной, в начале недели и в конце, до экзамена и после экзамена, у учащихся 1-го класса и 4-го класса, у шестиклассников и восьмиклассников.

Анализируются объем работы (общее количество просмотренных знаков) и качество (количество пропущенных знаков, неправильно вычеркнутых или подчеркнутых). Можно подсчитать средний объем работы учащихся (в группе, классе) и ее качество, а также изменения до и после контрольной, сочинения, после уроков (можно выбрать любой вариант).

Задание 2. Выявите и проанализируйте степень функционального напряжения организма ребенка по косвенным показателям (поведению) на основе данных анкеты № 1. Данные анализа можно представить в виде таблицы или графика.

Задание 3. Выявите и проанализируйте напряженность адаптации для учащихся начальных классов на основе данных анкеты № 2 или напряженность для учащихся средних и старших классов на основе данных анкеты № 3.

Задание 4. Проведите сравнительный анализ по любым из следующих вариантов (не меньше двух):

  • сравните количество учащихся с высоким уровнем напряженности в разных классах;
  • сравните уровень напряженности учеников класса на 2-й и 10-й неделях учебного года;
  • сравните уровень напряженности у мальчиков и девочек одного класса;
  • сравните уровень напряженности у школьников, обучающихся по разным программам (при 5- и 6-дневной учебной неделе или при других вариантах организации учебного процесса);
  • сравните уровень напряженности детей без трудностей и с трудностями в обучении;
  • сравните уровень напряженности у детей с разным объемом учебных и внеучебных нагрузок (см. контрольную работу № 1).

Можно выбрать любой вариант анализа и сравнения, возможен и анализ индивидуальных данных.

Анализ анкеты № 1 (проводится педагогом, психологом, врачом)

Проинструктируйте родителей, как заполнять анкету, объясните, что она заполняется по результатам наблюдений за ребенком в течение недели.

По каждой анкете подсчитывается суммарный балл. Если суммарный бал меньше 15 – состояние ребенка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, напряжение отсутствует. Если суммарный балл от 15 до 20 – у ребенка наблюдается умеренное напряжение организма. В таких случаях следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают у учащегося. Если суммарный балл больше 20, это свидетельствует о значительном функциональном и эмоциональном напряжении, ухудшении психологического состояния. В этом случае рекомендуется обратиться за консультацией к психологу и врачам-специалистам.

Задание считается выполненным, если вместе с анализом будут присланы заполненные бланки анкеты № 1 класса (группы) детей.

Анализ анкеты № 2 (проводится педагогом, психологом)

По анкете каждого ребенка определяется суммарный балл по всем показателям. При суммарном балле менее 7 состояние ребенка не вызывает тревоги, адаптация благоприятная; при суммарном балле от 7 до 14 у ребенка наблюдается напряжение адаптации, проанализируйте его режим, нагрузки, трудности. При суммарном балле больше 14 у ребенка наблюдается выраженное напряжение адаптации, необходимо обратить внимание на состояние здоровья, нормализовать режим, возможно, использовать вариант щадящего режима, снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи.

Анализ и сопоставление данных по анкетам № 1 и 2 (или 3) позволяет выявить признаки напряжения организма, нарушения адаптации.

Ответьте, согласны ли вы с этими утверждениями

Анализ анкеты №3 (проводится педагогом, психологом)

Оценка результатов анкеты проводится следующим образом: подсчитать количество ответов «нет» с 1-го по 10-й вопрос; подсчитать количество «да» с 11-го по 30-й вопрос; подсчитать количество «не знаю» по всей анкете и разделить на два. Сложить все три числа, полученную сумму сравнить со шкалой для оценки.

Шкала оценок анкеты №3

Задание № 3 считается выполненным, если вместе с анализом будут присланы заполненные бланки анкет № 2 или № 3 класса (группы) детей.

 

Марьяна Безруких